Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 10:29, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение вопроса о рынке труда, обращение внимания на опыт других стран в данной проблеме, анализ нормативно-правовой базы, а также органов государственной власти, ответственных за эту сферу, анализ состояния рынка труда в Нижегородской области на данный период, рассмотрение существующих проблем, на основе которых базируются выводы о путях и перспективах развития нашей страны в данном вопросе.
Введение……………………………………………………………………..…..2
I. Теоретические основы регулирования рынка труда……………….…….4
1.1. Понятие и сущность рынка труда…………………………….….…….…4
1.2.Типология и структура рынка труда…………………………….……......9
1.3.Зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда…...13
II. Анализ состояния рынка труда в народном хозяйстве………………...16
2.1. Состояние нормативной базы, регулирующей рынок труда………....16
2.2. Система государственных органов управления, осуществляющих регулирование рынка труда в народном хозяйстве………………………...18
2.3. Анализ механизмов воздействия органов государственной власти на регулирование рынка труда…………………………………………………..24
III. Стратегия решения регулирования рынка труда в народном хозяйстве........................................................................................................29
3.1. Анализ уровня и динамики рынка труда в Нижегородской области….29
3.2. Возможности и перспективы совершенствование государственного регулирования рынка труда на федеральном и региональном уровне…….37
Заключение……………………………………………………………………..41
Список использованной литературы……………………………………...45
Приложение……………………………………………………………………..46
- по социальной адаптации
– в ГКУ ЦЗН Перевозского, Шарангского,
Сергачского, Кулебакского и
Численность безработных граждан, получивших услуги по содействию самозанятости, составила 775 человек, годом ранее – 2844. Зарегистрировано в качестве индивидуальных предпринимателей 222 человека, юридическое лицо зарегистрировали 26 человек, крестьянское (фермерское) хозяйство - 9. Лучших показателей в этой работе добились ГКУ ЦЗН Городецкого, Княгининского и Уренского районов, г. Арзамаса и г. Н.Новгорода.
В работе по трудоустройству населения используются возможности квотирования рабочих мест для инвалидов, а также работников моложе 18 лет. За отчетный период на заквотированные рабочие места трудоустроены 243 человека, годом ранее - 176 человек.
Численность безработных граждан, которым назначены социальные выплаты, составила 19,2 тыс. человек или 74,7% к соответствующему показателю 2011 года. Число безработных, которым по предложению органов службы занятости назначена пенсия досрочно, в отчетном периоде составило 168 человек, годом ранее – 175 человек.
Основные показатели деятельности службы занятости на рынке труда5 (см. приложение 1 рис. 1)
Ситуация на рынке труда, сложившаяся в Нижегородской области в 2012 году, характеризуется улучшением основных его показателей (по состоянию на 01.07.12 в сравнении с началом 2012 года):
По состоянию на 01.08.2012
года ситуация в моногородах стабильная.
Самый высокий уровень
Наиболее значительное количество граждан, работающих в режиме неполного рабочего времени, находящихся в отпусках без сохранения заработной платы, а также в простое, отмечено в городах Ворсма (312 чел.) и Павлово (193 чел.).
Наибольший коэффициент напряженности на рынке труда сложился в городе Шахунья (1,0 чел/вак).
С начала года трудоустроено наибольшее количество граждан в городах Саров (1574 чел.), Павлово (1434 чел.), Кстово (1160 чел.), Балахна (1107 чел.) и Заволжье (1003 чел.).
Реализация мероприятий
ведомственной целевой
- оказать содействие в трудоустройстве 54,6 тыс. человек;
- приступить к
- получить государственные
услуги по профессиональной
- принять участие в
общественных оплачиваемых
- организовать временную занятость 11,5 тысячи несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;
- оказать содействие
- приступить к
- оказать содействие в
переезде 109 безработным в другую
местность с целью
- назначить социальные выплаты 22,2 тыс. граждан, признанных безработными;
- собрать 147,1 тыс. вакансий.
За получением государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в службу занятости обратились 84,9 тысячи граждан и 7,95 тысячи работодателей. Проведено 155ярмарок вакансий и рабочих учебных мест.
В текущем году управлением
продолжена реализация мероприятий
областной целевой программы
«О дополнительных мерах, направленных
на снижение напряженности на рынке
труда Нижегородской области
в 2012 году» (далее – Программа), в
рамках которой за I полугодие трудоустроен
81 инвалид, а также 10 граждан, относящихся
к категории родителей, воспитывающих
ребенка с ограниченными
В целом, если в экономике не будет происходить негативных процессов, рынок труда в 2012 году продолжит восстанавливаться. С учетом сезонных колебаний и реализации мероприятий программ содействия занятости прогноз основных показателей областного рынка труда в декабре 2012 года составит:
В июле 2012 года в областную службу занятости в поиске подходящей работы обратились 10 090 человек, что на 4 916 человек меньше, чем в предыдущем месяце. Из них:
- рабочие–2 957 человек или 25,7% (снижение на 984 человека или - 0,6.п.);
- служащие–2 049 человек или 17,3% (снижение на 381 человека или +1,1п.п.);
- другой (либо не определен) вид профессий по последнему месту работы отмечен для 5 084 человека (снижение на 3 551 человека), в их числе:
-3 534 учащихся, желающих работать в свободное от учебы время (снижение на 3 204 человека),
-1 217 человек, не имеющих последнего места работы, т.е. ранее не работавшие, ищущие работу впервые (снижение на 195 человек),
-67 человек проходили военную службу.
В составе граждан, обратившихся в целях поиска подходящей работы, численность:
- незанятых трудовой
- занятых трудовой
- учащихся, желающих работать в свободное от учебы время, снизилась (- 3204 человека), на их долю приходится 35,0%(месяцем ранее –44,9%).
В течение июля 2012 года трудоустроены 8 800 человек, что на 6 193 человека меньше, чем в предыдущем месяце. В среднем по области 61,6 % среди нашедших работу трудоустроены по направлению службы занятости.
Уровень трудоустройства составил 87,2% (месяцем ранее – 99,9%), с учетом переходящих данных –31,8 %, что на 10,6 п.п. ниже показателя за июнь 2012 года.
Самый высокий уровень трудоустройства[2]отмечается в Советском (40,9%), Приокском (37,7 %) и Ленинском (36,0%) районах г. Н. Новгорода, Перевозском (44,8%), Ардатовском (47,5%), Уренском (48,6%), Вачском (50,3%) и Навашинском (68,0%) районах области.
В 21 районе области, а также Нижегородском и Московском районах города Н. Новгорода показатель уровня трудоустройства ниже среднеобластного. Наименьший показатель зарегистрирован в Выксунском (7,7%) и Чкаловском (8,0%) районах.
Динамика трудоустройства граждан, обратившихся в службу занятости в целях поиска подходящей работы, в 2012 году, чел.6 (см. приложение 1 рис.2)
В отчетном месяце отмечается
снижение (- 1 607 человек) численности
трудоустроенных граждан, незанятых
трудовой деятельностью, до 4 744 человек.
Их доля в числе всех трудоустроенных
в отчетном месяце составила 53,9% (месяцем
ранее – 83,3%). Численность нашедших
работу из категории занятых
Уровень трудоустройства незанятых граждан снизился на 4,4 п.п. и составил в текущем месяце 21,4% против 25,6% в июне 2012 года.
Уровень трудоустройства занятых граждан в отчетном периоде снизился (- 8,9 п.п.) и составил 34,9%.
Уровень трудоустройства учащихся также снизился с 85,1% до 79,1% в отчетном месяце.
Уровень трудоустройства безработных граждан составил 11,0%, что на 1,4 п.п. ниже аналогичного показателя за предыдущий месяц.
По отношению к июню 2012 года возрастная структура всех трудоустроенных граждан имеет следующий вид:
В отчетном периоде доля граждан, нашедших постоянное место работы, увеличилась (+ 7,4 п.п.) и составила 43,5% против 36,1% в июне т.г.
Доля граждан, трудоустроенных на временные рабочие места, снизилась (- 7,3 п.п.) и составила 55,0%.8 ( см. приложение 1 рис 4.)
В разрезе ОКВЭД состав
лидеров «пятерки» не изменился.
«Образование» занимает второе место,
уступив первенство «оптовой и розничной
торговле». «Обрабатывающие производства»
и «государственное управление и
обеспечение военной
По результативности наиболее динамичны в поиске работы граждане, не имеющие образования, имеющие основное общее (9 классов) и среднее общее (11 классов). Их уровень трудоустройства составляет 107,3%, 100,4% и 89,3% соответственно.
Следующее место занимают
граждане, имеющие начальное
Уровень трудоустройства граждан с неполным высшим и высшим образованием составил 70,2%, в июне –79,8% .
Уровень трудоустройства
граждан, имеющих среднее
3.2. Возможности
и перспективы
Политика на рынке труда
в предстоящий период будет направлена
на обеспечение рациональной структуры
занятости населения,
В этих целях намечается
активизировать меры по структурной
перестройке экономики, стимулированию
роста объемов производства, поддержке
отечественных производителей, оздоровлению
финансового состояния
Современная ситуация на рынке труда значительно отличается от существовавшей в начале экономической реформы. За последние 4 года численность занятого населения сократилась на 9 %. В настоящее время более 6,5 млн. человек не имеют занятия, но активно его ищут. Почти 2,7 млн. человек зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных, растет длительность безработицы.
Изменилась отраслевая структура занятости, уменьшилось число работающих в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении и легкой промышленности, несколько возросла занятость в социально-культурных отраслях. В промышленности имеют место регрессивные структурные сдвиги в пользу добывающих отраслей. Отраслевые структурные изменения вызвали обострение региональных проблем занятости. В 47 субъектах Российской Федерации безработица превышает средний уровень по стране, в отдельных городах наблюдается массовая безработица.
Кардинально поменялась структура занятых по формам собственности — в настоящее время треть работающих заняты в частном секторе экономики. Более 4 млн. человек работают неполное время или находятся в вынужденных отпусках. Во многом это связано со стремлением администраций предприятий и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сдержать массовую безработицу. Ускоренно развивается вторичная и самостоятельная занятость, в том числе в теневом секторе экономики.