Рынок труда в народном хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 10:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение вопроса о рынке труда, обращение внимания на опыт других стран в данной проблеме, анализ нормативно-правовой базы, а также органов государственной власти, ответственных за эту сферу, анализ состояния рынка труда в Нижегородской области на данный период, рассмотрение существующих проблем, на основе которых базируются выводы о путях и перспективах развития нашей страны в данном вопросе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…..2
I. Теоретические основы регулирования рынка труда……………….…….4
1.1. Понятие и сущность рынка труда…………………………….….…….…4
1.2.Типология и структура рынка труда…………………………….……......9
1.3.Зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда…...13
II. Анализ состояния рынка труда в народном хозяйстве………………...16
2.1. Состояние нормативной базы, регулирующей рынок труда………....16
2.2. Система государственных органов управления, осуществляющих регулирование рынка труда в народном хозяйстве………………………...18
2.3. Анализ механизмов воздействия органов государственной власти на регулирование рынка труда…………………………………………………..24
III. Стратегия решения регулирования рынка труда в народном хозяйстве........................................................................................................29
3.1. Анализ уровня и динамики рынка труда в Нижегородской области….29
3.2. Возможности и перспективы совершенствование государственного регулирования рынка труда на федеральном и региональном уровне…….37
Заключение……………………………………………………………………..41
Список использованной литературы……………………………………...45
Приложение……………………………………………………………………..46

Вложенные файлы: 1 файл

рынок труда в народном хозяйстве изм1.docx

— 298.07 Кб (Скачать файл)

Осложняется положение с  занятостью женщин и молодежи. Для  преодоления негативных явлений  в сфере занятости и решения поставленных задач на федеральном и региональном уровнях предполагается осуществить:

- проведение сбалансированной  инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развития малых предприятий, направлений капитальных вложений как в перспективно развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;

- разработку на основе  прогнозов социально-экономическогоразвития генеральной схемы развития рабочих мест;

- введения системы стимулирования развития предпринимательства малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности прежде всего в регионах с критической ситуацией на рынке труда;

- оптимизацию масштабов  занятости в негосударственном  секторе экономике;

- разработку специальных программ по стабилизации занятости в регионах с кризисной ситуацией на рынке труда, монопромышленных городах, районах Крайнего Севера.

Федеральными органами исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления будет обеспечено:

- дальнейшее развитие  системы непрерывного образования, включая внутрипроизводственное обучение, расширение возможностей самообучения, поддержка опережающего обучения персонала, находящегося под риском увольнения;

- поэтапное осуществление  мер по смягчению социальных  последствий долговременной (застойной) безработицы;

- расширение структуры  и видов общественных работ,  условий их организации, проведения  и финансирования с учетом  качественного состава безработных  и социально-экономических потребностей  регионов;

- развитие гибких форм занятости;

- реформирование системы  назначения и выплаты пособий  по безработице, разработка мер,  способствующих активному поиску  работы, участию в общественных работах и профессиональнойпереподготовке. При определении минимального размера пособия по безработице отказаться от использования в качестве нормыминимального размера оплаты труда;

- повышение финансовой устойчивости Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, расширение источников его формирования, введение нового механизма перераспределения средств фонда. Субсидии из фонда занятости будут предоставляться предприятиям только для реализации программ по обеспечению занятости инвалидов, переквалификации работников перед их высвобождением, обучению молодежи без отрыва от производства, а также по поддержке лиц, не имеющих работы свыше 6 месяцев;

- осуществление мер по усилению социальной защиты работников, работающих в режиме неполного рабочего дня (недели) или находящихся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с временной остановкой производства;

- разработка специальных  программ, направленных на расширение  занятости для отдельных социальных  групп населения — молодежи, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов;

- внедрение в практику  социальных планов предприятий,  осуществляющих массовое высвобождение работников, предусмотрев в них временное изменение условий и режимов труда, досрочный выход на пенсию, дополнительные социальные льготы для увольняемых.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Для России, с резкой региональной дифференциацией трудового и  инвестиционного потенциала, отраслевой структуры экономики, развитости социальной инфраструктуры, стартовых условий  перехода к рынку, характерны существенные различия в степени зрелости, стадиях  становления рынка труда.

Есть ряд демографических, экономических и социальных критериев, по которым можно судить о качестве национального рынка труда.

Синтетическим критерием качества рынка труда является стабильный характер повышения уровня жизни  всех слоев населения, который определяется состоянием его физического, нравственного  и социального здоровья, т.е. состоянием процветания общества.


Качество рынка труда  тем выше, чем меньше элементы деградации населения: физической, нравственной, социальной.

Таким образом, вопросы повышения  качества национального рынка труда  выходят за пределы собственно рынка  труда, охватывая все сферы жизнедеятельности  общества.

Рынок труда представляет собой сложную подсистему рыночной экономики, без которой она не может нормально существовать и  развиваться. Следовательно, регулировать рынок труда – значит, прежде всего, поддерживать общественные условия, при которых купля-продажа труда  становится необходимой, несмотря на то, что рынок труда является саморегулирующимся, он тем не менее поддается регулированию  с помощью механизма управления занятостью, основную роль в котором  играет государственная политика.

Политика на рынке труда  – это политика, направленная на улучшение функционирования рынка  труда с целью сокращения времени  поиска работы и заполнения вакантных рабочих мест через воздействие на внутренние факторы функционирования рынка труда.

Основная цель регулирования  рынка труда – содействие эффективному распределению и перераспределению  рабочей силы по территориям, отраслям и профессиям, оказание помощи населению, прежде всего из числа неконкурентоспособных, в трудоустройстве, социальной поддержке  и адаптации к рыночным условиям.

Государственное регулирование  национального рынка труда и  трудовой миграции является одним из условий формирования рыночной среды  в транзитных экономиках. Причём это  относится ко всем его срезам –  региональному, профессиональному, квалификационному, отраслевому, демографическому.

Основой государственного регулирования  рынком труда должны стать:

обеспечение занятости населения, направленной на повышение гибкости рынка труда, развитие эффективной  занятости, создание условий для  снижения уровня безработицы и социальную поддержку безработных граждан;

устранение межрегиональных  диспропорций на рынке труда;

повышение конкурентоспособности  рабочей силы;

поддержка малого предпринимательства;

регулирование трудовой миграции;

создание условий для  профессиональной подготовки впервые  вступающих в трудовую деятельность и развитие профориентации;

введение трудовых стандартов (разработка общероссийского классификатора профессий, профессиональных стандартов).

Выделение именно этих направлений  государственного регулирования диктуется  особенностями отечественного рынка  труда: неблагоприятной демографической  ситуацией; низким качеством национальной рабочей силы; слабой мобильностью рабочей силы; неэффективной занятостью населения; существованием значительного  неформального сектора экономики; незначительной долей занятых в  малом бизнесе; ситуацией в сельской местности.

Политика регулирования  занятости и рынка труда должна быть направлена как на создание гибкого  рынка труда, так и на предупреждение его негативных последствий через  систему непрерывного образования, опережающую переподготовку кадров, налоговые льготы предприятиям, квоты  социально слабо защищенным слоям  населения, гарантии трудоустройства  незанятому населению.

При реализации процедур и  технологий регулирования рынка  труда необходимо руководствоваться  следующими принципами:

согласованная деятельность и солидарная ответственность служб  занятости, соискателей рабочих  мест и работодателей за реализацию мероприятий по трудоустройству  ищущих работу;

приоритет процедур и технологий трудоустройства в рамках активной политики на рынке труда и приоритет  активной политики по отношению к  мерам пассивной политики.

Профессиональное образование  и переподготовка кадров в новых  социально-экономических условиях – один из наиболее эффективных  путей обеспечения занятости  населения – приобретают приоритетное значение в системе мер по повышению качества рабочей силы и противодействия безработице.

Если исходить из сегодняшней  ситуации и думать о перспективе  развития трудового потенциала, то весьма важно также обеспечение  правовых взаимоотношений в действующей  системе подготовки кадров и в  оплате труда. Поэтому для дальнейшего  развития и совершенствования сложившейся  в области системы по формированию кадрового потенциала и регулированию  рынка труда необходимо:

определить и обеспечить реализацию мер, направленных на достижение реальных результатов в вопросах регулирования и устранения противоречий в оплате труда;

установить четкую систему  взаимоотношений всех сторон, влияющих на процесс регулирования и развития на территории области кадрового  потенциала, закрепив их нормативным  документом;

создать систему профессиональной ориентации молодежи с конкретной краткосрочной  и долгосрочной программой и источниками  ее финансирования, в которой должны быть задействованы все: дошкольные учреждения, общие и профессиональные образовательные учреждения, работодатели и др.;

чтобы профессиональная ориентация молодежи соответствовала реальной ситуации на рынке труда и было доверие к системе профессиональной ориентации, необходимо создать четкую единую программу, отражающую по всем отраслям экономики потребность  в кадрах не менее чем на 10–15 лет  вперед.

Повышение качества рабочей  силы на рынке труда требует не только совершенствования содержания и организационных форм образовательного процесса, но и активизации связей образовательных учреждений, служб  занятости с социальными партнерами по широкому спектру проблем подготовки, переподготовки, трудоустройства и  карьерного роста рабочей силы.

Список использованной литературы.

1.Государственное регулирование  экономики: Курс лекций. Под общ. ред. Н.Б. Антоновой.- Мн.: ООО «Мисанта», 1996-360 с.

2.Рынок труда и рынок  образовательных услуг в субъектах  Российской федерации / B.Н. Васильев, В.А. Гуртов, Е.А. Питухин и др. – М.: Техносфера, 2006. – 680 с.

          3.Занятость и рынок труда: новые  реалии, национальные приоритеты, перспективы. – М.: Наука, 1998. – 254 с.

4. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие пол ред. Г.Н. Власова и А.М. Желтова. Н.Новгород, изд. ВВАГС, 1998-246 с.

5.Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Издание 2-е, перераб. и доп./ Кушлин В.И. –общ. ред. М.: Изд-во РАГС, 2005.-834 с.

6. С. Калашников/ Развитие рынка труда- неотъемлемый элемент государственной политики – журнал «Человек и труд» №5, 2005.

7.Костин Л.А. Рынок труда и теория занятости  / Л.А. Костин, Г.М. Зущина, P.M. Султанова. – М.: Просвещение, 1997. – 286 с.

8. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. Пособие.- М.: Юристъ, 1999.-272 с.

9. М.В. Новиков/ Государственное регулирование экономики-Таганрог,2000.-156 с.

10. А.С. Пашков / Роль государства в регулировании рынка труда- журнал «Правоведение» №3,1999.

          11.Павленков. В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица учебник /– М.: Изд-во МГУ, 2004. – 368 с.

12.Трудовой кодекс Российской  Федерации [электронный ресурс] // Справочно-правовая система Консультант Плюс. – М., 2002.

13. Управление ГСЗН Нижегородской области (электронный ресурс).

 

Приложение 1.

 

Рис. 1

 

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

1 Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. Пособие. -М.:Юристъ,1999.-272с.

2  Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. Пособие. -М.:Юристъ,1999.-272с.

3 Государственное регулирование экономики: Курс лекций. Под общ. ред. Н.Б. Антоновой. -Мн.: ООО «Мисанта», 1996-360с.

4 Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Издание 2-е, перераб. и доп./ Кушлин В.И.- общ. Ред. М.: Изд-во РАГС,2005.-834с.

5 По данным Нижегородской областной службы занятости

6 По данным Нижегородской областной службы занятости

7 По данным Нижегородской областной службы занятости

8 По данным Нижегородской областной службы занятости

9 По данным Нижегородской областной службы занятости

10 По данным Нижегородской областной службы занятости

11 Государственное регулирование экономики. Учебное пособие под ред. Г.Н. Власова и А.М. Желтова. Н.Новгород, изд ВВАГС, 1998- 246с.

 


Информация о работе Рынок труда в народном хозяйстве