Рынок труда и его функционирование в росии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 16:29, дипломная работа

Краткое описание

Рынок труда является одним из наиболее сложных рынков, которые существуют и функционируют. В отличие от других рынков специфика этого рынка состоит в том, что здесь объектом контрактов выступает сам человек, его способность к труду.

Вложенные файлы: 1 файл

Введени!!!!!!!!!1.docx

— 108.90 Кб (Скачать файл)

        По данным рекрутинговой компании АНКОР, в первом полугодии этого года рост запросов на персонал по сравнению с аналогичным периодом предыдущего составил 44%. Наибольший рост был отмечен в секторе профессиональных услуг (74%), промышленного производства (62%), продажи товаров повышенного спроса (47%) и фармацевтической отрасли (31%). Зато снизилась потребность в ИТ-специалистах на 14% по сравнению с прошлым годом, а наибольший спад наблюдался на рынке страхования — падение на 29%. Интересно, что еще в 2003 г. то же страхование, напротив, показало 50-ти процентный рост, зато спрос на фармацевтов и медиков упал тогда аж на 36%. Словом, рынок развивается волнообразно, отмечают рекрутеры, и дать какие-либо прогнозы и рекомендации студентам вузов крайне затруднительно. Версии самые разнообразные. По мнению представителей столичного департамента занятости, через пять-шесть лет будут в цене специалисты сферы услуг, социальные психологи и кадровики. Представители Центра исследования населения Института экономики РАН отмечают тенденцию увеличения спроса на «технарей», причем высокой квалификации.

      Что касается прогнозов на ближайшее будущее, то практически все эксперты сходятся в одном: пока экономика страны на подъеме, недостатка в рабочих местах не будет. «До тех пор, пока в стране происходит экономический рост, «бум» на рынке труда продолжится практически во всех отраслях», — уверена Татьяна Мойса. «Структура спроса по типу позиций в следующем году сохранится приблизительно такой же, как и в этом, — добавляет директор департамента маркетинга АНКОР Елена Клековкина. — Практически равное количество запросов придется на технических специалистов и специалистов продаж, в сумме эти категории составят около 55% всего объема запросов, около 15% придется на финансовых специалистов, еще 10% — на маркетологов и пиарщиков и около 20% рынка — это администраторы, специалисты в области логистики, IT и юристы».

        Однако, несмотря на столь радужную картину, в среднесрочной перспективе российский рынок труда столкнется с серьезными сложностями. Уже сейчас менеджеры по персоналу отмечают тот факт, что работодатели начинают обращать меньшее внимание на наличие у соискателя опыта работы (исключая «топовые» должности) и все больше ориентируются на студентов-старшекурсников и выпускников вузов.

В конце марта 2006г 5,6 млн. человек, или 7,6% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда), в органах государственной службы занятости в качестве безработных было зарегистрировано 1,9 млн.человек, в том числе 317,6 тыс.человек в Чеченской Республике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ.

3.1 Перспективные  направления политики занятости  в России.

В Конституции 1993 года Российская Федерация квалифицирована как  «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека» (ст. 7.1). Однако критерии «достойной жизни» до сих пор не определены в законодательстве, в котором также не прописаны  нижние границы социальной защищенности граждан.

Правовую основу государственной  политики занятости составляют такие  законодательные акты, как Трудовой кодекс Российской Федерации (принят 30 декабря 2001 года), Федеральные законы «О коллективных договорах и соглашениях» (11 марта 1992 года), «Об общественных объединениях» (19 мая 1995 года), «О порядке  разрешения коллективных трудовых споров (23 ноября 1995 года), «О внесении изменений  и дополнений в Закон РФ “О коллективных договорах и соглашениях» (24 ноября 1995 года), «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (12 января 1996 года), «Об основах обязательного  социального страхования» (16 июля 1999 года), «О прожиточном минимуме в  РФ» (24 октября 1997 года), «О государственной  социальной помощи» (17 июля 1999 года), «О занятости населения в РФ» (в  редакции от 20 апреля 1996 года, с изменениями  и дополнениями от 17 июля 1999 года).

Законодательство Российской Федерации о занятости населения  распространяется также на иностранных  граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.  К полномочиям федеральных органов государственной власти в осуществлении государственной политики в области содействия занятости населения относятся:

— реализация основных направлений  государственной политики в области  содействия занятости населения, предупреждения массовой безработицы на территории Российской Федерации;

— принятие федеральных  законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих общие принципы государственной политики в сфере  занятости населения;

— разработка и финансовое обеспечение федеральных целевых  программ в области содействия занятости  населения;

— формирование и контроль за целевым использованием средств  на финансирование мероприятий по содействию занятости населения (Государственный  фонд занятости населения Российской Федерации; далее - фонд занятости);

— определение минимальных  и обязательных в Российской Федерации  норм социальной и экономической  защищенности граждан от безработицы;

— координация деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации  по вопросам занятости населения;

— формирование основных принципов  социальной защиты работников несостоятельных  организаций и организаций, осуществляющих структурные изменения производства.

Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  в соответствии со своей компетенцией решают в полном объеме вопросы, связанные  с разработкой и осуществлением государственной политики содействия занятости населения с учетом национальных, культурных традиций, а  также исторически сложившихся  видов занятости, обеспечением реализации прав граждан, предусмотренных настоящим  Законом и другими законами и  нормативными правовыми актами, определяющими  государственную политику в области  содействия занятости граждан, особо  нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

В случаях массового высвобождения  работников и затруднений в их дальнейшем трудоустройстве органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по предложению органов службы занятости, профсоюзных органов или иных представительных органов работников могут приостановить на срок до шести  месяцев решение о высвобождении  работников или принять решение  о проведении поэтапного их высвобождения  в течение года, осуществляя финансирование данных мероприятий за счет средств  соответствующих бюджетов.

В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной  занятости населения государство  осуществляет:

— разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики;

— правовое регулирование  в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов  граждан и соответствующих государственных  гарантий, дальнейшее совершенствование  законодательства о занятости населения;

— разработку и реализацию федеральной и территориальных  программ содействия занятости населения;

— создание федеральной  государственной службы занятости  населения.

         В соответствии со ст.5 Закон о занятости населения Российской Федерации государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

         Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

— развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального  рынка труда;

— обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации  независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

— создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развитие человека;

— поддержку трудовой и  предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому  труду;

— обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости  граждан, особо нуждающихся в  социальной защите и испытывающих трудности  в поиске работы;

— предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

— поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих  новые рабочие места, прежде всего  для граждан, особо нуждающихся  в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

— сочетание самостоятельности  органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов  местного самоуправления в обеспечении  занятости населения и согласованности  их действий при реализации федеральных  программ, предусматривающих мероприятия  по содействию занятости населения;

— координацию деятельности в области занятости населения  с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную  политику, социальное обеспечение, регулирование  роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

— координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов  работников и работодателей в  разработке и реализации мер по обеспечению  занятости населения и контроля за ними;

— обеспечение занятости  в местах проживания коренных малочисленных  народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся  видов занятости;

— международное сотрудничество в решении проблем занятости  населения.

В «Федеральной целевой программе  содействия занятости населения РФ на 2005-2010годы» предусмотрена необходимость обеспечения в ближайшей перспективе взвешенности в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.

Во всем спектре существующих теорий можно выделить ряд основных концептуальных подходов к выработке  государственной политики в области  регулирования занятости и функционирования рынка труда в рамках общей  макроэкономической теории, а именно либеральный, кейнсианский, институциональный, плановый.

Проводимую в РФ политику занятости на данном этапе можно  идентифицировать как упрощенный вариант  либеральной модели с включением в нее ограниченного финансирования политики занятости в целом и  активных программ политики занятости  в частности.

  Реформирование российской экономики сопровождалось дерегулированием рынка труда: системы централизованного перераспределения трудовых ресурсов и единой тарифной сетки оплаты труда были отвергнуты как неэффективные. К тому же новая бюджетная система была не в состоянии справиться с прежним объемом социальных расходов.

В результате реформирования должны были появиться трудовые ресурсы, соответствующие новым реалиям  рыночной экономики. Ожидалось, что  основными преимуществами конкурентного  рынка труда станут высокая мобильность рабочей силы (как горизонтальная, так и вертикальная), эффективная система оплаты труда и повышение качества рабочей силы. Однако результатами прошедшего десятилетия реформ явились высокий уровень безработицы, структурный дисбаланс рынка труда как в отраслевом и профессиональном, так и в территориальном разрезах, выражающийся сегодня не только в нехватке специалистов для новых секторов экономики и избытке работников традиционных отраслей экономики, но и в нежелании многих людей возвращаться в несколько ожившее производство. Значителен также дисбаланс в сфере оплаты труда по секторам экономики. На наш взгляд, это связано с тем, что ни одна из предпосылок вышеупомянутой модели не могла быть в столь короткие сроки реализована до конца.

Участие российского государства  на рынке труда в качестве источника  нормативно-правовых условий его  функционирования и органа, контролирующего  их исполнение, ограниченно, так как  до сих пор не выработано единое видение экономического устройства страны и роли государства в экономике. Принимаемые законодательные решения  являются результатом компромисса  между диаметрально противоположными концепциями, что не позволяет создать  непротиворечивую и взаимоувязанную  систему законов о рынке труда. Надзорная функция государства  не реализована, поскольку созданная  за время реформ бюрократическая  система противопоставляет себя экономическим субъектам, что резко  снижает эффективность выполнения задачи контроля.

Возможность саморегулирования  отечественного рынка труда затруднена, поскольку не выполняются важнейшие  ее предпосылки: высокая мобильность  рабочей силы и экономическая  мотивация действий участников рынка. Что касается низкой экономической  мотивации субъектов рынка труда, то достаточно отметить такое явление, как скрытая безработица, представляющая собой пример неэкономической мотивации  действий как работников, так и работодателей.

Информация о работе Рынок труда и его функционирование в росии