Рынок труда и особенности его функционирования (На примере Беларуси)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи работы заключаются в следующем: исследовать функционирование рынка труда в условиях переходной экономики. Определить особенности рынка труда в Республике Беларусь, проанализировав основные характеристики занятости и безработицы, пути решения этих проблем, вопросы о заработной плате, ее динамики за последние годы и государственного регулирования. В работе представлен общий обзор ситуации на рынке труда в Беларуси. Раскрываются такие проблемы как, функционирование рынка труда в условиях переходной экономики. Определяются особенности рынка труда в Республике Беларусь: проанализированы основные характеристики занятости и безработицы и их структурные изменения, произошедшие за последнее время.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Рынок труда в условиях переходной экономики: особенности становления, механизм функционирования. 4
1.1 Сущность рынка труда, структура и теоретические основы его функционирования 4
1.2 Механизм рынка труда. Спрос на труд. Предложение труда. Равновесие на рынке труда. 8
1.3 Цена труда и заработная плата 9
1.4 Проблемы регулирования рынка труда. 10
2. Особенности рынка труда в Беларуси. 11
2.1 Проблемы занятости и безработицы в Республике Беларусь и их решение. 11
2.2 Заработная плата 17
2.3 Государственное регулирование рынка труда в Республике Беларусь 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Вложенные файлы: 1 файл

курсак.docx

— 206.07 Кб (Скачать файл)

 

§2. Особенности рынка труда в Республике Беларусь

 

2.1 Проблемы занятости  и безработицы в Республике  Беларусь и их решение

 

Занятость представляет собой важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в  себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической  системы. Занятость – это не запрещенная  законом деятельность граждан, которая, как правило, приносит им заработок (доход). В частности, такая деятельность может осуществляться на основе трудового  договора, членства в коллективных предприятиях, договора гражданско-правового  характера (подряда, поручения, авторского и др.), а также предпринимательской  деятельности и других не запрещенных  законом видов трудовой деятельности [3,С. 78].

Безработица как  экономическая категория является отражением сложности процесса согласования предложения рабочей силы со спросом  на неё. Этот процесс, если его рассматривать  в масштабах страны, напрямую зависит  от того, насколько обширна территория и как различаются в ней  природно-климатические условия, какова структура экономики и какое  место занимает в этой структуре  промышленность, какими отраслями и  темпами предприятий она преимущественно  представлена. Среди других факторов в той или иной степени всегда фигурируют национальные традиции, но главную роль играет политическое устройство общества. Именно от последнего зависит, в какой степени при согласовании предложения и спроса учитывается  специфика наёмного труда.

Скрытая безработица - форма безработицы, характеризующаяся  неполной занятостью людей, имеющих  возможность работать в полную силу: неполная рабочая неделя, сокращенный  рабочий день. Скрытая безработица  чаще всего возникает в условиях, когда для сохранения персонала  компании хозяева или управляющие, не имея возможности занять работников на полный рабочий день, идут на сокращение рабочего времени.Суть ее в том, что  в условиях неполного использования  ресурсов предприятия, вызванного экономическим  кризисом, предприятия не увольняют  работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени, либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

В Республике Беларусь показатель регистрируемой безработицы, достигший максимального значения – 4% – в 1996 году, снизился до 0,7% в 2011 году[14].

Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите (на конец года)

       Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец февраля 2012 г. составила 31,5 тыс.человек, что на 7,6% меньше, чем на конец февраля 2011 г. и на 2,9% больше, чем на конец января 2012 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец февраля 2012 г., как и на конец февраля 2011 г., составил 0,7% от экономически активного населения. Для сравнения уровень безработицы в США на ноябрь 2011 составил 8,6% (наименьшее значение с марта 2009 года)


В январе-феврале 2012 г. на учет было поставлено 42,9 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными32,9 тыс. человек, или 76,7% от числа обратившихся. Трудоустроено в январе-феврале текущего года 26,1 тыс. человек, в том числе 20,1 тыс. безработных, или77,1% от числа всех трудоустроенных. Данные о численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по областям и г. Минску приведены в таблице:

 

 

На оплачиваемые общественные работы в январе-феврале 2012 г. Было привлечено 10 тыс. человек, из них 7 тыс. безработных, или 69,6% от числа  привлеченных.На конец февраля 2012 г. в общей численности зарегистрированных безработных женщины составляли 50,7%.На одну заявленную в органы по труду, занятости и социальной защите вакансию на конец февраля 2012 г. условно приходилось 0,6 безработных (наконец февраля 2011 г. – 0,7 безработных). Из общего числа  вакансий 75,9%предназначены для трудоустройства  рабочих.

Средний размер пособия  на одного безработного в феврале 2012 г. составил 106,6 тыс. рублей, или 14,8% от бюджета  прожиточного минимума в среднем  на душу населения.

В условиях мирового финансово-экономического кризиса, кризиса  в стране, резкое снижение потребительского спроса и спад производства в России и других государствах – наших  торговых партнерах, взаимная задолженность  по платежам, разбалансированность мировых  цен и валютных курсов сказались  на ухудшении условий работы белорусских  экспортно-ориентированных предприятий. Отдельные производства вынуждены  были перейти на сокращенный график работы.

Вместе с тем  в республике не ожидается массовых увольнений работников. Ситуация с  занятостью населения находится  на постоянном контроле Главы государства  и Правительства.

Результаты еженедельного  мониторинга обращений граждан  в органы по труду, занятости и  социальной защите, а также их регистрации  в качестве безработных показывают, что текущая ситуация с безработицей в стране не выходит за рамки штатной  и не требует принятия дополнительных мер.

Однако по данным Департамента по гражданству и миграции МВД, в 1-м квартале 2011 года за границу  с целью трудоустройства уехало 612 человек. Основной поток мигрантов  по-прежнему направлен в Россию, отметили там. В то же время, как рассказали в пресс-службе ФМС России, только в Москве на учет с целью трудоустройства  в январе - марте этого года стало 1500 белорусов.

Как пояснил заместитель  начальника управления информации и  общественных связей МВД Константин Шалькевич, законодательством Беларуси не запрещен самостоятельный выезд  граждан Беларуси за границу. Именно поэтому, подчеркнул он, посчитать, сколько  белорусов уехало на заработки в  Россию, невозможно. Поэтому для  того, чтобы выявить реальное количество белорусов, приехавших в РФ на работу, отметил он, ФМС России периодически сообщает в МВД Беларуси данные о  ставших на миграционный учет белорусах.

Руководством  республики принят план антикризисных  мер и осуществляются шаги по модернизации и либерализации экономики.

В январе 2012 г. в  экономике республики было занято 4 557 тыс. человек, что на 2,2% меньше, чем в январе 2011 г. В общей численности населения, занятого в экономике, 3 382,9 тыс. человек, или 74,2% составляли работники организаций (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности). Кроме того, на условиях совместительства и по гражданско-правовым договорам для работы в этих организациях привлекалось128,9 тыс. человек.

Организациями (кроме  субъектов малого предпринимательства  негосударственной формы собственности) в январе 2012 г. было принято на работу 53,7 тыс. человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие  места – 3,6 тыс., уволено по различным  причинам 60 тыс. человек. Соотношение  принятых и уволенных работников в январе 2012 г. по республике составило89,6% (в январе 2011 г. – 93%). Из общей численности  уволенных 7,2% было уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 1,2% – в связи с сокращением  численности или штата работников, ликвидацией организаций.

В январе 2012 г. 43,9 тыс. работников организаций (1,3% среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной  неполной занятости (в январе2011 г., соответственно, 30,2 тыс. человек и 0,9%). В январе 2012 г. по сравнению с декабрем 2011 г. численность  работников, переведенных на работу с  неполной рабочей неделей (днем), увеличилась  на 14,5% и составила 16 тыс. человек, численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, увеличилась на 27,3% и составила 27,9 тыс. человек. Отпуска без сохранения заработной платы по инициативе нанимателя в январе2012 г. были предоставлены 10,4 тыс. человек, или 37,2% от общей численности работников, имевших вынужденные отпуска.

Общее количество неотработанного времени по причине  вынужденной неполной занятости  в январе 2012 г. составило 150,5 тыс. человеко-дней(в  январе 2011 г. – 116,1 тыс. человеко-дней), что равнозначно ежедневному  невыходу на работу 6,8 тыс. человек (в  январе 2011 г. – 5,8 тыс. человек). Из общего числа неотработанных человеко-дней на предприятия обрабатывающей промышленности приходилось 59,2%, на строительные организации  – 28,6%.

Условно рассчитанная численность ежедневно неработающих составила в обрабатывающей промышленности 4,1 тыс. человек, в строительстве  – 2 тыс. человек.

В 2011 году в организациях республики численность потерпевших  при несчастных случаях на производстве (кроме микроорганизаций) составила 2,3тыс. человек, что на 10,1% меньше, чем  в 2010 году. Уровень производственного  травматизма (численность потерпевших  на производстве в расчете на 1000работающих) снизился с 0,68 человека в 2010 году до 0,61 человека в 2011 году.

Несчастные случаи на производстве приводят не только к  потере трудоспособности и инвалидности, но и к гибели людей. В 2011 году от несчастных случаев на производстве в организациях республики (кроме  микроорганизаций) погибло 169 человек, из них 39 человек, или 23,1% находились в  состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (в 2010 году – 198 и 50 человек, или 25,3%). Из общего числа  погибших в 2011 году женщины составляли 11 человек, или 6,5% (в 2010 году –9 человек, или 4,5%).

К основным проблемам  обеспечения занятости населения  относятся:

    • Снижение безработицы среди групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, и усиление мер по их государственной поддержке;
    • Создание условий для эффективной занятости жителей проблемных населенных пунктов и регионов;
    • Достижение соответствия профессионально-квалификационного состава работников потребностям развития национальной экономики;
    • Повышение территориальной мобильности рабочей силы.
    • Одной из ключевых задач является содействие в трудоустройстве граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда и особо нуждающихся в социальной защите:
    • Молодежи;
    • Инвалидов;
    • Лиц из числа детей-сирот;
    • Родителей в многодетных и неполных семьях;
    • Граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД.

Данным категориям населения государство гарантирует  занятость путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации  для труда инвалидов), установления брони для приема на работу, организации  обучения по специальным программам.

За последние  годы при сокращении общей численности  безработных в их составе вырос  удельный вес лиц, нуждающихся в  дополнительных гарантиях занятости, который достиг 24% [14].

Весьма остро  стоит проблема трудоустройства  молодежи, многие представители которой  из-за отсутствия опыта практической работы, а в ряде случаев и квалификации неконкурентоспособны на рынке труда. Лица в возрасте от 16 до 29 лет, составляя 24,1% экономически активного населения, дают 40,1% всего контингента безработных. [14]

С целью снижения молодежной безработицы и повышения  шансов молодых людей на рынке  труда государство предоставляет  им дополнительные гарантии занятости: обеспечение первого рабочего места  безработным в возрасте до 21 года, организацию профессиональной подготовки и профессиональной ориентации.

Немаловажной  гарантией трудоустройства выпускников  высших, средних специальных и  профессионально-технических учебных  заведений является их государственное  распределение: в 2011 году распределено на работу 114,5 тыс. выпускников[14].

Выпускники, не подлежащие распределению и испытывающие проблемы с трудоустройством, а также молодежь, прошедшая профобучение по направлению  государственной службы занятости, получают возможность трудоустройства  на специально созданные ученические  места по программе «Молодежная  практика».

Так, в 2011 году на забронированные рабочие места  принято на работу 6 820 безработных  в возрасте до 21 года, в рамках «Молодежной  практики» трудоустроено 1 492 молодых  человека[14].

Кроме того, учащиеся и студенты имеют возможность  подработать в свободное от учебы  время в лагерях труда и  отдыха, а также на временных рабочих  местах в школьных и межшкольных  учебно-производственных мастерских. В период летних каникул значительное число студенческих строительных отрядов  занято в сельскохозяйственных и  ремонтно-строительных организациях республики.

В 2011 году организована временная трудовая занятость для 39,1 тыс. человек из числа студенческой и учащейся молодежи [14].

В Беларуси, как  и в большинстве других стран, безработица среди женщин выше, чем  среди мужчин: женщины составляют 52,8% в экономически активном населении  и 60,1% – в общей численности  безработных[14].

Поэтому в рамках реализации государственной и региональных программ содействия занятости населения  особое внимание уделяется мерам, направленным на повышение трудового потенциала и занятости женщин.

Первоочередное  право направления на профобучение получают безработные матери, которые  длительное время не работали в связи  с отпуском по уходу за ребенком до 3 лет.

В 2008 году обучение основам предпринимательской деятельности по направлению службы занятости  прошли более 300 женщин [14].

Государство поощряет женскую инициативу, связанную с  организацией самозанятости и предпринимательской  деятельности. Так, в прошлом году службой занятости предоставлены  субсидии и денежные средства для  организации собственного дела 2 695 безработным. И каждый второй, получивший финансовую поддержку, – женщина [14].

Для снижения остроты  женской безработицы в республике ежегодно проводятся специализированные ярмарки вакансий с преимущественным использованием женского труда.

Активное содействие занятости женщин дает результаты: за прошедший год их удельный вес  в численности безработных сократился с 65,5% (на 1 января 2008 г.) до 60,6%[14].

В республике уделяется  повышенное внимание социально-психологической  и трудовой реабилитации длительно  неработающих граждан. Государственная  служба занятости организует для  них психологическую поддержку  и обучение приемам активного  поиска работы. Они получают направление  на профессиональную подготовку и переобучение преимущественно по конкретным заявкам  нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для этой категории  безработных организуются также  временные оплачиваемые общественные работы. Ежегодно проводятся информационные мероприятия – «Ярмарка вакансий», «День предприятия» и др.

Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования (На примере Беларуси)