Рынок труда и особенности его функционирования (На примере Беларуси)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи работы заключаются в следующем: исследовать функционирование рынка труда в условиях переходной экономики. Определить особенности рынка труда в Республике Беларусь, проанализировав основные характеристики занятости и безработицы, пути решения этих проблем, вопросы о заработной плате, ее динамики за последние годы и государственного регулирования. В работе представлен общий обзор ситуации на рынке труда в Беларуси. Раскрываются такие проблемы как, функционирование рынка труда в условиях переходной экономики. Определяются особенности рынка труда в Республике Беларусь: проанализированы основные характеристики занятости и безработицы и их структурные изменения, произошедшие за последнее время.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Рынок труда в условиях переходной экономики: особенности становления, механизм функционирования. 4
1.1 Сущность рынка труда, структура и теоретические основы его функционирования 4
1.2 Механизм рынка труда. Спрос на труд. Предложение труда. Равновесие на рынке труда. 8
1.3 Цена труда и заработная плата 9
1.4 Проблемы регулирования рынка труда. 10
2. Особенности рынка труда в Беларуси. 11
2.1 Проблемы занятости и безработицы в Республике Беларусь и их решение. 11
2.2 Заработная плата 17
2.3 Государственное регулирование рынка труда в Республике Беларусь 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Вложенные файлы: 1 файл

курсак.docx

— 206.07 Кб (Скачать файл)

В 2011 году в оплачиваемых общественных работах приняли участие 52,4 тыс. безработных[14].

Проблемы трудоустройства  и трудовой реабилитации инвалидов  в нашей стране решаются путем  создания и бронирования для них  приспособленных рабочих мест, организации  профессионального обучения, поддержки  специализированных предприятий инвалидов.

В 2011 году оказано  содействие в трудоустройстве 2,6 тыс. инвалидам, в том числе 1,2 тыс. человек  устроено на забронированные рабочие  места; на профессиональное обучение направлено 463 инвалида; организована трудовая реабилитация 509 безработных из числа инвалидов. При этом государственной службой  занятости компенсированы затраты  за приобретенное оборудование для  создания 134 рабочих мест инвалидов[14].

Органы по труду, занятости и социальной защите населения  предоставляют предприятиям общественных организаций инвалидов возвратные бюджетные ссуды для создания рабочих мест.

Под особым контролем  находится трудоустройство граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные  государством на содержание детей, находящихся  на государственном обеспечении.

В 2008 году трудоустроено 98,1% таких людей (в 2007 году – 84,3%).

Всего за 2007–2008 гг. обеспечено трудоустройство более 16,3 тыс. нерадивых родителей (99,2%)[14].

Заинтересованными органами государственного управления, нанимателями принимается комплекс мер по трудовой, медицинской и  социально-психологической реабилитации обязанных лиц. Основная цель – защитить интересы детей из неблагополучных  семей, возвратить асоциальных родителей  к здоровому, трудовому образу жизни, добросовестному выполнению семейных обязанностей.

Одной из существенных проблем в сфере занятости  населения является структурный  и территориальный дисбаланс  спроса и предложения рабочей  силы.

За последние  годы на национальном рынке труда  сложилась ситуация, когда спрос  на работников и количество имеющихся  вакансий превысили численность  безработных. Но при этом почти 77% имевшихся  вакансий связаны с рабочими профессиями. Такое положение дел кардинально  не меняется на протяжении ряда лет[14].

Для обеспечения  количественного и качественного  соответствия между предложением кадров и спросом на них служба занятости  совместно с органами образования, отраслевыми министерствами и местной  властью должны осуществлять постоянный мониторинг ситуации на рынке труда, прогнозировать возможные изменения  потребностей в специалистах в обозримом  будущем.

Ожидается, что  к 2020 году наступит настоящая борьба за талантливые кадры, легко адаптирующиеся к быстро меняющимся условиям, умеющие  адекватно реагировать на поставленные задачи и принимать оптимальные  решения.

Среди наиболее востребованных профессий будущего называют специалистов IT-технологий, логистики, инженеров, работников в сфере нано технологий, медицины, экологии.

Особо значимую проблему составляет присущая ряду населенных пунктов и районов неразвитость производственной и социальной инфраструктур. Наличие там лишь единичных предприятий  ограничивает для местного населения  возможности и сферу приложения труда.

В 2011 в развитие малых и средних городских  поселений инвестировано 4 660 млрд. руб., там создано 31 тыс. рабочих мест, из них 7,7 тыс. – в малых городах  с наиболее сложным положением в  сфере занятости.[14]

Решению проблемы занятости в сельской местности  способствует реализация Государственной  программы возрождения и развития села, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150. Повышение уровня сельскохозяйственного производства, обустройство агрогородков оказывают позитивное влияние на занятость сельского населения.

В 2010 году за счет всех источников финансирования на селе создано более 19 тыс. рабочих мест, трудоустроено 27 тыс. безработных, оказана  финансовая поддержка в организации  собственного дела 371 безработному [14].

Одним из направлений  политики занятости является регулирование  внутренней трудовой миграции и перераспределение  трудовых ресурсов по регионам с учетом их потребности в специалистах.

Следует отметить, что государственной службой  занятости в нашей стране уже  используется такая активная мера на рынке труда, как добровольное переселение  семей безработных на новое место  жительства.

Так, в 2011 году переехали  на новое место жительства и получили рабочие места 346 семей. 10 лет назад  их число не превышало 20–25 [14].

Однако, следует  подчеркнуть, что это не в полной мере удовлетворяет потребности  трудонедостаточных регионов и сфер экономики в рабочей силе, интересы жителей территорий и населенных пунктов, в которых сохраняется напряженная ситуация с обеспечением занятости. Поэтому следует активизировать усилия всех заинтересованных государственных органов по созданию необходимых условий, при которых трудовая миграция станет играть значимую роль в обеспечении эффективной занятости граждан.

2.2 Заработная  плата

Заработная плата  относится к основным системообразующим  элементам в модели рынка труда. В экономической теории ее определяют как «цену, выплачиваемую за использование  труда», «цену рабочей силы», «цену  труда». Заработная плата является ценовой детерминантной в модели рынка труда, обусловливающей движение вверх или вниз вдоль существующих (сложившихся на рынках) кривых спроса и предложения труда. Вместе с  тем при выполнении классического  функционального анализа, рассматривая заработную плату, исходят из нескольких допущений (упрощений): труд однороден, ставки цены труда 1 часа каждого работника  одинаковы. Использование таких  допущений позволяет, с одной  стороны, обнаружить существующие на рынке  труда взаимосвязи, но с другой –  не позволяет проникнуть в сущность модели рынка труда в трансформационной  экономике. В условиях трансформационной  экономики заработная плата представляет собой единство трех компонентов:

1)вознаграждение  за результаты труда (определяемое  функциональными характеристиками  рабочей силы и рабочих мест);

2) результат дискриминационного  отбора рынка труда (устанавливающего  дифференциацию по дополнительным  критериям рабочей силы и рабочих  мест);

3)результат информационной  ассиметрии, неоднородности и адаптационной  гибкости рынка труда (устанавливающих  дифференциацию в оплате труда  в зависимости от владения  информацией, принадлежности к  определенному сегменту рабочей  силы или рабочих мест).

В настоящее время  в Республике Беларусь восстановлена  определяющая роль Единой тарифной ставки в зарплатообразовании для субъектов  хозяйствования. Вместе с тем остаются нерешенные вопросы, связанные с  необходимостью повышения стимулирующей  и воспроизводственной функций  заработной платы, устранения неоправданных  отраслевых дифференциации и уравнительности.

В современной  экономике труда основными зарплатообразующими  факторами принято считать: 1) рыночные силы; 2) институты (профсоюзы и коллективные договоры, тарифная система, сегментация рынков труда); 3) специфические адаптационные механизмы («триггеры»), т.е. события, дающие толчок к повышению ставок оплаты труда[4,C.16-17]; явления помогающие субъекту хозяйствования сэкономить на оплате труда – невыплаты, задолженность, натуральные формы оплаты труда, использование «серых» схем.

Для сферы зарплатообразования  в Беларуси характерны следующие  тенденции:

    • Появление ценовой конкуренции на рынке труда, означающей увеличение межорганизационной мобильности работников под влиянием изменений уровня оплаты труда;
    • Наличие инфляции, которая обусловливает необходимость постоянного пересмотра тарифных ставок и процедуру индексации доходов;
    • Высокий уровень начислений на фонд заработной платы организаций (отчисления в фонд социальной зашиты населения, др.), что провоцирует стремление субъекта хозяйствования к экономии средств на оплату труда и снижению себестоимости за счет выплаты заработной платы «в конверте»;
    • Постоянное по<span class="Emphasis__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size: 12pt; font-styl

Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования (На примере Беларуси)