Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:09, курсовая работа
Цель исследования - показать рынок ценных бумаг с экономической стороны, а также рассмотреть его структуру и особенности функционирования в РФ.
В соответствии с целью автор определяет следующие задачи:
- охарактеризовать понятие рынка ценных бумаг и рассмотреть основные подходы к его классификации;
- раскрыть функции и структуру рынка ценных бумаг;
- проанализировать рынок ценных бумаг как финансовую категорию;
- изучить становление и развитие рынка ценных бумаг в России;
- изучить состояние рынка ценных бумаг на современном этапе развития в РФ;
- проследить проблемы развития рынка ценных бумаг в России.
Введение 3
1 Ценные бумаги. Виды ценных бумаг 5
1.1 Виды ценных бумаг 5
1.2 Выпуск и продажа ценных бумаг 11
2 Доходы от ценных бумаг 15
3 Фондовый рынок 19
3.1 Сущность фондового рынка 19
3.2 Деятельность фондовой биржи 25
3.3 Формирование общероссийского фондового рынка 30
4 Проблемы и перспективы развития российского фондового рынка 37
Заключение 43
Список использованной литературы 46
Рынок ценных бумаг - явление в России сравнительно новое, для большинства населения малопонятное. Тем не менее, России как государству, ставшему на путь рыночных отношений, рынок ценных бумаг необходим. Его формирование в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг. На развитие российского фондового рынка повлияли следующие факторы:
- приватизация,
которая привела к эмиссии
ваучеров и акций
- хронический
дефицит госбюджета, который финансировался
за счет выпуска
В данном разрезе возможно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения.
1. Преодоление
негативно влияющих внешних
2. Целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции - направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России.
3. Улучшение
качественных характеристик
- наращивание объемов и переход в категорию классифицируемых рынков ценных бумаг (для того, чтобы российский рынок был отнесен к разряду развивающихся, размер капитализации рынка акций в процентах к номинальной стоимости ВВП должен достигнуть 30-40%, т.е. увеличиться в 10-15 раз), что невозможно без укрупнения и рекапитализации фондового рынка; пресечение обращения на рынке суррогатов ценных бумаг и незаконной профессиональной деятельности (контроль за данным процессом должны взять на себя как государственные, так и саморегулируемые организации).
4. Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо:
1) создание
государственной долгосрочной
2) формирование согласованной системы государственного регулирования фондового рынка для преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов;
3) формирование
сильной Комиссии по ценным
бумагам и фондовому рынку, которая
сможет объединить ресурсы
4) ускоренное создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы для ограничения рисков инвесторов;
5) создание
системы отчетности и
6) формирование активно действующей системы контроля за небанковскими инвестиционными институтами;
7) государственная
поддержка образования в
8) преодоление
опережающего развития рынка
государственных ценных бумаг, которое
переключает большую часть
5. Проблема защиты инвесторов, которая может быть решена созданием государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов в ценные бумаги от потерь.
6. Опережающее
создание депозитарной и
7. Реализация принципа открытости информации через расширение объема публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов, развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций), создание общепринятой системы показателей для оценки рынка ценных бумаг и т.п.
8. Реализация принципа представительства и консолидации регионов посредством:
а) создания консультативного органа, объединяющего представителей государственных органов, банков, небанковских инвестиционных институтов, регионов и публики;
б) передачи части прав по регулированию рынка регионам;
в) введения представителей публики в состав директоратов регулятивных органов государства, саморегулируемых организаций, фондовых бирж;
г) государственной поддержки саморегулируемых организаций;
д) создания системы экспертной поддержки и научного обслуживания рынка (экспертные советы ученых и т.п.)[5, c. 205].
Развитие экономической ситуации в России под воздействием негативных внешнеэкономических факторов показало, что создававшаяся и совершенствовавшаяся в последние годы экономическая модель оказалась не способной обеспечить экономическую безопасность страны в условиях резкого обострения противоречий в мировой финансовой системе.
Нынешнее положение дел в отрасли не позволило российскому руководству использовать фондовый рынок в качестве эффективного инструмента стабилизации ситуации в экономике страны. Как результат — российский фондовый рынок в условиях разразившегося финансово-экономического кризиса не стал эффективным инструментом в руках руководства страны. Все свелось к периодической остановке торгов на биржах, что только добавляло нервозности российским и иностранным инвесторам. Частые остановки торгов в период кризиса привели к оттоку и без того малой ликвидности с российского рынка на рынки Великобритании и Германии.
Оценивая ситуацию на российском фондовом рынке в период нестабильного развития экономики, а также, принимая во внимание отсутствие эффекта от действий регулирующих органов, можно предположить, что в ближайшем будущем российский фондовый рынок полностью попадет под влияние мировых биржевых центров, что резко негативно отразится на суверенитете экономики страны в целом.[23, c. 33]
Чтобы этого не допустить, необходимы срочные меры.
Так, в условиях современного рынка необходимо обеспечить консолидацию ликвидности (как валютной, так и рублевой) на одной торговой площадке, исключив конкуренцию между российскими биржами. Объединение бирж позволит объединить их расчетные палаты и депозитарии, что существенно повысит устойчивости и снизит издержки на выполнение операций на фондовом рынке. Объединение биржевых депозитариев позволит, наконец, решить и проблему создания в России Центрального депозитария, что само по себе существенно улучшит инвестиционный имидж России.
В рамках объединенной биржи крайне важно создавать и развивать товарное направление. Прежде всего, по созданию рынка российского стратегического сырья.
Российское сырье на мировом рынке должно продаваться за рубли, а цена на него должна формироваться в России. И здесь участие государства должно проявляться в обеспечении государственных гарантий и увеличении капитализации расчетной инфраструктуры для создания условий, адекватных текущей нестабильной ситуации на рынке.
В непростых условиях современного развития экономики значительно повышается роль государства как надзорного и регулирующего органа. Поэтому государственное участие в стабилизации фондового рынка должно выражаться в усилении контрольных функций за государственными средствами, направленными на поддержку рынка. Не вызывает сомнений тот факт, что обеспечить надежный контроль за оборотом средств эффективнее при наличии одной современной торговой площадки[23, c.34].
Государственное участие в процессе модернизации инфраструктуры фондового рынка должно быть направлено не столько на адресную поддержку участников рынка «живыми» деньгами, сколько на обеспечение государственных гарантий и увеличение капитализации элементов биржевой инфраструктуры. Приход государства на фондовый рынок не как игрока в лице государственных банков, а как гаранта стабильности, даст возможность существенно снизить риски при размещении в инструментах фондового рынка финансовых средств пенсионной системы, средств системы ипотечного кредитования и др.
Также крайне важно создать условия, не позволяющие в условиях малого числа сделок на рынке манипулировать основным индексом России — индексом РТС.
Объединение бирж в холдинг прописано в стратегии развития финансового рынка до 2020 года, представленной ФСФР осенью прошлого года. Однако в документе не указаны цели и задачи создания такого холдинга. Более того, в сложившихся российских условиях с учетом разной формы собственности российских бирж и разным взглядам их акционеров на объединение, процесс консолидации «сверху» рискует затянуться надолго, а в нестабильных условиях кризиса процесс консолидации с участием двух ведущих фондовых бирж страны может привести к параличу национального фондового рынка.
В этих условиях объединение бирж должно начинаться с объединения их технологических платформ и правил организации торгов. Биржи должны начать работать как единое целое, сохраняя текущую форму собственности, и только позднее имеет смысл говорить о завершении процесса объединения. По нашему мнению объединение бирж должно начинаться «снизу». Оценки показывают, что при наличии согласованной позиции технические работы по объединению регламентов работы бирж могут быть завершены в течение четырех-шести месяцев.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что происходящие в мировой финансовой системе процессы наглядно показали ведущую роль фондового рынка в зарождении и развитии кризиса. Кризис показал его высокую значимость в решении задач обеспечения экономической безопасности государства. Недооценка роли и значения фондового рынка повлекла за собой существенные финансовые потери для государства, снижение инвестиционной привлекательности и оттоку иностранных инвестиций из страны.
Скорейшее принятие согласованного со всеми заинтересованными сторонами решения о технологическом объединении крупнейших российских бирж и создании на их основе прообраза единой мощной национальной биржи будет способствовать укреплению финансовой системы страны и активизации деятельности ее участников, что, в конечном счете послужит основой для выхода из текущего финансово-экономического кризиса и формирования в будущем в России самостоятельного международного финансового центра.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Фондовая биржа в системе экономических отношений представляет собой хозяйствующий субъект в форме некоммерческого партнерства, оказывающий услуги профессиональным участникам рынка ценных бумаг в качестве организатора торговли ценными бумагами.
Фондовая биржа выступает одной из регуляторов финансового рынка.
Основная роль биржи заключается в обслуживании движения денежных капиталов.
Фондовая биржа позволяет обеспечить концентрацию спроса и предложения ценных бумаг, их сбалансированность на основе биржевого ценообразования, реально отражающего уровень эффективности функционирования акционерного капитала.
Внебиржевой оборот возникает как альтернатива бирже. Многие компании не могли выходить на биржу, так как их показатели не соответствовали требованиям, предъявляемым для их регистрации на бирже. В современных условиях во внебиржевом обороте обращается преобладающая часть всех ценных бумаг.
Фондовые биржи, возникшие в России за 1991-1992 гг., не заняли лидирующие позиции на отечественном рынке ценных бумаг. Большинство из этих бирж «тихо скончалось» уже в 1994-1995 гг. Фондовая биржа образца 90-х годов не превратилась в торговое, профессиональное и техническое ядро российского рынка ценных бумаг. Суждено ли занять этому институту финансового рынка в России подобающее ему место, покажет время.
Государство может выполнять активную роль на начальных и последующих этапах становления рынка ценных бумаг в стране. Этот рынок является настолько масштабным и рискованным для финансовой безопасности страны, предъявляет настолько высокие требования к инфраструктуре и ресурсам на его создание, что только усилия государства «сверху» могут запустить этот рынок в его цивилизованной и безопасной форме. По сути, здесь может быть разработана масштабная национальная программа создания рынка ценных бумаг в стране, адекватная национальным программам приватизации, структурных изменений в отраслях хозяйства.
Процессы государственного регулирования и саморегулирования должны работать параллельно: чтобы государственное регулирование поощряло саморегулирование, чтобы саморегулирование являлось механизмом повышения ценности компании.
Фондовая биржа не только торговый, но также исследовательский и информационный центр рынка ценных бумаг. Законодательства всех стран обязывают фондовые биржи заниматься исследованием процессов, происходящих на рынке ценных бумаг и информировать общественность, прежде всего эмитентов и инвесторов об их динамике и содержании. Поэтому во всех крупных фондовых биржах имеются специальные научно-информационные отделы, занимающиеся подобными исследованиями и публикующие в различных периодических изданиях их результаты.
Однако здесь остро стоит вопрос об инсайдарской информации, доступ к которой имеют лишь ограниченный круг лиц, за плату продающих ее. Защита интересов инвесторов и эмитентов требует дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы российского рынка ценных бумаг.