Рыночная конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 14:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотреть общие аспекты конкуренции и проанализировать механизм функционирования конкуренции
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
во- первых изучить понятие и сущность конкуренции;
во- вторых исследовать механизм реализации конкуренции в рыночной экономике;
в - третьих раскрыть перспективы развития конкуренции в рыночной экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…...3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ……………………...….…5
1. Сущность и понятие конкуренции ……………………………………..….5
1.2 Виды и функции конкуренции …………………………………………...8
1.3 Конкуренция, как элемент рыночного механизма ………………….....11
2. КОНКУРЕНЦИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………...….18
2.1 Механизм реализации конкуренции в рыночной экономике………...….18
2.2 Рыночная конкуренция……………………………………………….…....20
2.3 Основные факторы товарной конкурентоспособности…………………..23
3.ПРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………………………………………..…......27
3.1 Влияние конкуренции на экономику нашей стране…………….…..…27
3.2 Повышения эффективности деятельности конкуренции в рыночной экономике……………………………………………………………………....28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..………...….32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая-конкуренция.doc

— 361.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…...3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ РЫНОЧНОЙ  КОНКУРЕНЦИИ…………………………………………………………...….…5

1. Сущность и понятие  конкуренции ……………………………………..….5

1.2 Виды  и функции конкуренции …………………………………………...8

1.3 Конкуренция, как элемент рыночного механизма ………………….....11

2. КОНКУРЕНЦИЯ В РЫНОЧНОЙ  ЭКОНОМИКЕ……………………...….18

2.1 Механизм реализации  конкуренции в рыночной экономике………...….18

2.2 Рыночная конкуренция……………………………………………….…....20

2.3 Основные факторы  товарной конкурентоспособности…………………..23

3.ПРЕСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В РЫНОЧНОЙ  ЭКОНОМИКЕ…………………………………………………………..…......27

3.1 Влияние конкуренции  на экономику  нашей стране…………….…..…27

3.2 Повышения эффективности   деятельности   конкуренции в рыночной экономике……………………………………………………………………....28

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..………...….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данной работы определяется тем, что на современном этапе  рыночных преобразований в России товарный дефицит уже в значительной мере преодолен. На первое место для потребителя сегодня выходит уже не само наличие дефицитного ранее товара, а его характеристики, важнейшими из которых являются качество и цена. Это совершенно по-новому определяет стратегию поведения отечественных фирм-производителей, ведь в ситуации либерализации внешнеэкономической деятельности им приходится выдерживать значительную конкуренцию со стороны иностранных фирм, работающих на соответственных сегментах рынка.

Целью работы является рассмотреть  общие аспекты конкуренции и проанализировать механизм функционирования конкуренции

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

      во-  первых изучить понятие и сущность  конкуренции;

      во- вторых  исследовать механизм реализации  конкуренции в рыночной экономике;

   в - третьих  раскрыть перспективы  развития конкуренции в рыночной экономике.

       Методологическую  основу исследования составляют  общенаучные и специальные методы познания. Для сбора и изучения  материала применялись следующие основные методы: познания, опирающийся на материалистическую диалектику, особенно на такой её элемент, как принцип историзма, предусматривающий логически последовательный, объективный анализ явлений в их тесной взаимосвязи и непрерывном развитии.

    Степень изучемости полученных результатов для теории заключается в развитии теории и методологии изучения проблем защиты информации на межгосударственном  уровне.

   Практическая  значимость исследования состоит  в создании модели и метода  ограниченного прогнозирования многосубъектовой конкуренции на платформе информационных технологий. Ряд положений может быть включен в обоснование предложений по совершенствованию российского законодательства в сфере информационных отношений и повышению его эффективности; в развитие научных представлений и понятий в области цикла дисциплин информационного права;  при проведении дальнейших научных разработок по данной проблематике.

 Существенную теоретическую и методологическую роль научной задачи сыграли материалы периодической печати, в том числе размещенные в сети Интернет, отражающие влияние информации, новых информационных технологий на состояние и процесс обеспечения национальной (информационной).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТЬ  И ЗНАЧЕНИЕ РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

  1. Сущность и понятие  конкуренции

 

Понятие конкуренции  многозначно и не охватывается каким-либо универсальным определением. В микроэкономике понятие конкуренция рассматривается  достаточно широко и имеет различные  значения. Для того чтобы понять сущность и проблемы конкуренции, рассмотрим несколько различных определений: 1. Конкуренция- это такая форма существования капитала, при которой один индивидуальный капитал соперничает с другим; 2.  Конкуренция- это механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства. Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественным путём возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития;[4]

3. Конкуренция-  соперничество, соревнование между  выступающими на рынке, товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли, как для участников рыночных отношений, так и для товаропроизводителей, конкуренция носит объективно-принудительный характер. Она заставляет их систематически применять новые технологии, повышать производительность труда, снижать или сдерживать цены на производимые продукты. Иначе говоря, конкуренция систематически воздействует на индивидуальные издержки производства в сторону снижения, заставляет экономить ресурсы, добиваться наиболее рационального сочетания используемых факторов производства.[7, с. 234]

Деятельность  любой фирмы в условиях конкуренции  подвергается двойному контролю. С  одной стороны - это внутренний непосредственный контроль в рамках самого предприятия, а с другой - это внешний опосредствованный контроль на рынке со стороны фирм-конкурентов через конечные результаты рыночной деятельности. Вторая форма контроля является жёсткой, но беспристрастной. Объективность оценки возможностей любой хозяйственной единицы определяются тем, что в конечном счёте оценку выносит покупатель, который, руководствуясь собственными интересами, отдаёт предпочтение товарам того или иного конкурента. Исходя из вышесказанного, можно дать следующее  определение: конкуренция - это самый эффективный и дешёвый метод экономического контроля, он стоит обществу минимальных затрат. Такого рода контроль является важной и динамичной силой, ибо постоянно толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, на увеличение объёма сбыта, на борьбу за заказы и потребителя, на улучшение качества.

Конкуренция выполняет  функцию стимулирования хозяйственной  деятельности и научно-технического прогресса. Соперничество за большую  прибыль, деньги покупателя создаёт такую ситуацию, когда экономика производит то, что требуют потребители, заказчики путём применения самой эффективной технологии. Это побуждает предпринимателей следовать в ногу с темпами научно-технического прогресса, совершенствовать и развивать производство, проявлять инновационную активность. На этой основе возможен выигрыш того предпринимателя, который снижает затраты на производство благодаря использованию достижений научно-технического прогресса, освоению новой продукции с высоким качеством. Важнейшей функцией конкуренции является саморегулирование хозяйственной деятельности. В рыночной экономике сопряжение интересов конкурирующих продавцов и покупателей определяет цены на ресурсы и готовую продукцию в любой данный период времени. Производится только то, что приносит прибыль. Конкурирующая рыночная система в состоянии доводить до сведения поставщиков ресурсов и предпринимателей изменения в потребительских вкусах и тем самым способствовать осуществлению надлежащих коррекций в перераспределении ресурсов экономики, переливу средств, подбору персонала. Преуспевающие фирмы не жалеют средств на маркетинговые исследования и рекламу, всегда готовы предложить товар, пользующийся спросом в данное время и в существующих условиях, стремясь обогнать конкурентов. Конкуренция выполняет функцию дифференциации доходов товаропроизводителей на основе обеспечения разной эффективности производства. Выигрывает в конкуренции тот, кто минимизирует затраты на выпуск аналогичной продукции, подстраиваясь под новый уровень жизни, исходя из покупательской способности.

На конкурентоспособность  влияют следующие факторы:

1. При его производстве - производительность труда; уровень  налогообложения; внедрение научно-технических  разработок; размеры прибыли предприятия;  величина оплаты труда.

2. При его потреблении  - продажная цена товара; качество; новизна; послепродажное обслуживание;  уровень предпродажной подготовки.

Под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще  между отдельными юридическими или  физическими лицами (конкурентами) заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения предприятия такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителей. Несмотря на то, что эта цель ориентирует развитие рынка с момента его появления, первые наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы появились только в середине XVII века. Она рассматривала конкуренцию, как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами. Основное внимание в трудах классической школы уделялось ценовой конкуренции.

А. Смит впервые  доказал, что конкуренция, уравнивая  нормы прибыли,  приводит к оптимальному распределению труда и капитала. В противовес существующему в  настоящее время предрассудку, согласно которому любая активность на рынке идет в разрез с интересами общества, А Смит на примере ценовой конкуренции убедительно доказал ряд существенных положений, ставших в последствие постулатами доктрины «максимального удовлетворения потребностей». К ним в первую очередь необходимо отнести понимание того, что совокупность действий отдельных производителей на рынке устанавливает цены; каждый отдельный потребитель подчиняется ценам; а сами цены подчиняются совокупности всех индивидуальных реакций. Таким образом, обеспечивается результат, не зависящий от воли и намерений индивида. Несмотря на то, что А.Смит не рассмотрел конкретные элементы рыночного механизма, он действительно сделал шаг к пониманию конкуренции как эффективного средства ценового регулирования.[5, с. 138]

В данной главе  можно сделать вывод, что,  к середине XX века сформировались общие представления о сущности конкуренции, ее основных движущих силах. Они выразились в четырех классических моделях:  совершенной (чистой) конкуренции, монополистической, олигополистической конкуренции и чистой монополии.

 

    1.  Виды  и функции конкуренции

 

Конкуренция служат одним  из важнейших способов повышения  эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

Конкуренция в - состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товаром рынке.

К положительные стороны  конкуренции относиться:

  1. конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;
  2. конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;
  3. конкуренция стимулирует повышение качества товара;
  4. конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);
  5. конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;
  6. конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;
  7. конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);
  8. конкуренция вводит новые формы управления.

 К отрицательные  стороны конкуренции относиться:

  1. при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;
  2. многочисленность “жертв” в виде банкротств и безработицы.

Рыночные отношения  оказывают через спрос и предложение  постоянное влияние на развитие производства. Однако это влияние не исчерпывается  ролью цены и ценообразования. Огромное воздействие на производство, распределение, обмен материальных благ в обществе оказывают модели рынка.

Необходимо всегда учитывать  как структурную, так и поведенческую  составляющую, а также последствия отдельных видов государственного регулирования (налогового, таможенно-тарифного, антимонопольной политики, политики государственной помощи, регулирования цен и их контроля).

Идеальные модели рынков почти не встречаются на практике. Многообразие реальной. экономической  жизни всегда состоит из переплетения разных типов рынков, из их видовой трансформации во времени и пространстве. Экономическая теория выделяет чистые формы для изучения наиболее характерных свойств каждой. Наиболее распространенные типы рынков и их характеристики представлены ниже

 

таблица 1

Типы рынков и их основные характеристики

Тип рынка

Количество субъектов  рынка

Однородность продукции

Заменяемость товаров

Взаимозаменяемость субъектов рынка

Вход-выход на рынок

Доли субъектов на рынке

продавцов

покупателей

Совершенная конкуренция

Много

Много

Однородная

Полная

Нет

Свободный

Равные и небольшие

Монополистическая конкуренция

Ограниченное

Много

Дифференцированная

Высокая степень

Незначительная

Ограниченный

Доминирующее предприятие  и предприятия-аутсайдеры с малыми долями на рынке

Олигополия

Несколько

Много

Однородная либо дифференцированная

Высокая степень

Значительная

Ограниченный

Крупные, примерно равные

Монополия

Один

Много

Однородная

Нет

Нет

Блокирован

100%

Мтнопсония

Много

Один

Незначительно дифференцированная либо однородная

Незначительная

Нет

Блокирован

100%

Информация о работе Рыночная конкуренция