Рыночная конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 14:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотреть общие аспекты конкуренции и проанализировать механизм функционирования конкуренции
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
во- первых изучить понятие и сущность конкуренции;
во- вторых исследовать механизм реализации конкуренции в рыночной экономике;
в - третьих раскрыть перспективы развития конкуренции в рыночной экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…...3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ……………………...….…5
1. Сущность и понятие конкуренции ……………………………………..….5
1.2 Виды и функции конкуренции …………………………………………...8
1.3 Конкуренция, как элемент рыночного механизма ………………….....11
2. КОНКУРЕНЦИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………...….18
2.1 Механизм реализации конкуренции в рыночной экономике………...….18
2.2 Рыночная конкуренция……………………………………………….…....20
2.3 Основные факторы товарной конкурентоспособности…………………..23
3.ПРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………………………………………..…......27
3.1 Влияние конкуренции на экономику нашей стране…………….…..…27
3.2 Повышения эффективности деятельности конкуренции в рыночной экономике……………………………………………………………………....28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..………...….32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая-конкуренция.doc

— 361.00 Кб (Скачать файл)

Добиться повышения  конкурентоспособности России невозможно без кардинального изменения  всей экономической системы страны и системы управления, как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне отрасли, региона, страны. Для этого необходима  долгосрочная политика поведения реальных преобразований в экономических и социальных областях.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение необходимо сделать некоторые общие выводы из проведенного исследования конкуренции. Конкуренция - это сложное многогранное явление.  Этот элемент экономики следует оценивать как жизненно важную и наиболее мощную силу развития экономики.

Существует четыре возможные конкурентные структуры,  определяющие структуры  рынка: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия. Конкуренция на рынке бывает трех видов: функциональная, видовая, предметная.

В экономике принято разделять  конкуренцию по ее методам на ценовую  и неценовую, или конкуренцию  на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).

Конкуренция является необходимым  и определяющим условием    нормального функционирования рыночной экономики. В рыночной конкуренции  проявляется действие закона стоимости. Под его воздействием одни производители  товаров успешно выдерживают противодействие своих конкурентов и прогрессируют в своем развитии, другие разоряются и сходят со сцены участников рыночной конкуренции.

Следует также отметить роль конкуренции, её характер в условиях современного рынка и антимонопольного законодательства. Конкуренция в рыночной экономике, претерпев заметные изменения за последние десятилетия, продолжает играть не менее заметную роль в экономическом развитии, чем в прошлом веке, сохраняя важнейшее место в экономическом механизме.   Конкуренция, особенно при условии её полного господства на рынке, может вызвать побочные отрицательные экономические и социальные последствия. Однако в целом можно утверждать, что конкуренция с её жёсткими законами - главный двигатель современного прогресса.

Проблема конкуренции изучается многими экономистами, как за рубежом, так и в нашей стране. Поэтому государство должно играть активную роль в регулировании конкуренции в национальных границах (да и за их пределами), руководствуясь общенациональными интересами или господствующей в стране общественной силой. Именно от государства во многом зависит создание условий для благоприятной конкурентной среды, выработка правил ведения ’’честной’’ конкуренции в масштабах национальной экономики и рынка.

Проанализировав конкуренцию  нашей страны,   я пришел к выводу, что переход России  от плановой экономики к рыночной осуществляется очень непоследовательно,  скачками, и в таких условиях не может образоваться нормальная конкурентная среда. Государство передало часть своих монополий  в частные руки, и получилось, на мой взгляд, ещё хуже, чем было. Монополисты стали независимыми диктаторами на рынке. Государство пытается мешать монополизации рынков, но очень редко это оказывается действенно.  Напротив,  государство защищает свои товары, в том числе производимые и монополиями или олигополиями. Например, повышение пошлин на подержанные автомобили ограждает отечественных производителей авто от необходимости конкурировать. С одной стороны,  государство заботится о своем производителе, но оно совершенно не подумало о последствиях такой бездумной протекционистской политики.  Наши автомобили будут пользоваться большим спросом, но степень удовлетворенности понизится. Совершенно очевидно, что наши машины не имеют соответствующий уровень качества по сравнению с импортными автомобилями. И у производителей не будет особенного стимула повышать качество, так как продукция и так пользуется спросом. Итак, конкуренцию нужно рассматривать как одно из важнейших понятий в экономической жизни любой страны, иначе пренебрежение ею может привести к плачевным результатам.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Завьялов П.С. Конкуренция  в условиях развитого рынка: возможности и пределы. - В кн.: Современный цивилизованный рынок. — М.: 2011.

2. Завьялов П.С. Конкурентоспособность и маркетинг.— Российский экономический журнал, 2008, № 12.

3. Завьялов П.С. Конкурентоспособность  в экономической политике зарубежных стран. — Журнал "Маркетинг", 2009, № 2.

4. Завьялов П.С. Средство  регулирующего воздействия на  конкурентоспособность национальной экономики.— Маркетинг, 2008, № 3

5. Завьялов П.С. Промышленная  политика государства как средство  активного воздействия на конкурентоспособность. — Маркетинг, 2009, №4.

6. Пентелин А.К. (Международные стандарты и проблемы повышения конкурентоспособности советской промышленной продукции. - М.: ЦИНТИХИМ-НЕФТЕМАШ, 2008

7. Портер М. Международная  конкуренция. Пер. с англ./ Под  ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. — М.2009

8. Стародубровская И.В.  От монополизма к конкуренции.— М.: Политиздат, 2010

9. Фишер С., Дорибуш  Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер.  с англ. со 2-го изд. — М.: Дело  ЛТД, 2009

10. Внешнеэкономические  связи России / Россия на важнейших товарных рынках,2009

11. Внешнеэкономические  связи России / Совершенствование экономических отношений России со странами ближнего зарубежья. Сборник № 13-14. — М.: ВНИ-ИВС и МЦНТИ, 2008

12. Закон РСФСР "О  конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" 2008

13. Федеральный Закон  от 25 мая 1995 г. № 83-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

14. Вопросы изучения  экономических аспектов конкурентоспособности товара,- 2009

15. Основы внешнеэкономических  знаний / Под ред. И.П.Фаминского. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Международные отношения, 2008

16. Проблемы конкурентоспособности  товаров на мировом рынке в условиях НТР. - М.: ВНИИВС, 2008

17. Проблемы конкурентоспособности  экспортной продукции и маркетинг (Методологические аспекты). — 2008

18. Цены на машины  и оборудование на капиталистическом рынке (третий выпуск): справочник. — М.: ВНИКИ, 2008

19. Экономика внешних  связей России: Учебник для предпринимателя/ Под ред. доц. А.С.Булатова. — М.: Издательство БЕК, 2008

20. Экономическая стратегия  повышения конкурентоспособности развитых капиталистических стран / Сборник обзоров. - 2009

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Рыночная конкуренция