Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 14:30, курсовая работа
Целью работы является рассмотреть общие аспекты конкуренции и проанализировать механизм функционирования конкуренции
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
во- первых изучить понятие и сущность конкуренции;
во- вторых исследовать механизм реализации конкуренции в рыночной экономике;
в - третьих раскрыть перспективы развития конкуренции в рыночной экономике.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…...3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ……………………...….…5
1. Сущность и понятие конкуренции ……………………………………..….5
1.2 Виды и функции конкуренции …………………………………………...8
1.3 Конкуренция, как элемент рыночного механизма ………………….....11
2. КОНКУРЕНЦИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………...….18
2.1 Механизм реализации конкуренции в рыночной экономике………...….18
2.2 Рыночная конкуренция……………………………………………….…....20
2.3 Основные факторы товарной конкурентоспособности…………………..23
3.ПРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………………………………………..…......27
3.1 Влияние конкуренции на экономику нашей стране…………….…..…27
3.2 Повышения эффективности деятельности конкуренции в рыночной экономике……………………………………………………………………....28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..………...….32
Добиться повышения конкурентоспособности России невозможно без кардинального изменения всей экономической системы страны и системы управления, как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне отрасли, региона, страны. Для этого необходима долгосрочная политика поведения реальных преобразований в экономических и социальных областях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение необходимо сделать некоторые общие выводы из проведенного исследования конкуренции. Конкуренция - это сложное многогранное явление. Этот элемент экономики следует оценивать как жизненно важную и наиболее мощную силу развития экономики.
Существует четыре возможные конкурентные структуры, определяющие структуры рынка: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия. Конкуренция на рынке бывает трех видов: функциональная, видовая, предметная.
В экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. В рыночной конкуренции проявляется действие закона стоимости. Под его воздействием одни производители товаров успешно выдерживают противодействие своих конкурентов и прогрессируют в своем развитии, другие разоряются и сходят со сцены участников рыночной конкуренции.
Следует также отметить роль конкуренции, её характер в условиях современного рынка и антимонопольного законодательства. Конкуренция в рыночной экономике, претерпев заметные изменения за последние десятилетия, продолжает играть не менее заметную роль в экономическом развитии, чем в прошлом веке, сохраняя важнейшее место в экономическом механизме. Конкуренция, особенно при условии её полного господства на рынке, может вызвать побочные отрицательные экономические и социальные последствия. Однако в целом можно утверждать, что конкуренция с её жёсткими законами - главный двигатель современного прогресса.
Проблема конкуренции изучается многими экономистами, как за рубежом, так и в нашей стране. Поэтому государство должно играть активную роль в регулировании конкуренции в национальных границах (да и за их пределами), руководствуясь общенациональными интересами или господствующей в стране общественной силой. Именно от государства во многом зависит создание условий для благоприятной конкурентной среды, выработка правил ведения ’’честной’’ конкуренции в масштабах национальной экономики и рынка.
Проанализировав конкуренцию нашей страны, я пришел к выводу, что переход России от плановой экономики к рыночной осуществляется очень непоследовательно, скачками, и в таких условиях не может образоваться нормальная конкурентная среда. Государство передало часть своих монополий в частные руки, и получилось, на мой взгляд, ещё хуже, чем было. Монополисты стали независимыми диктаторами на рынке. Государство пытается мешать монополизации рынков, но очень редко это оказывается действенно. Напротив, государство защищает свои товары, в том числе производимые и монополиями или олигополиями. Например, повышение пошлин на подержанные автомобили ограждает отечественных производителей авто от необходимости конкурировать. С одной стороны, государство заботится о своем производителе, но оно совершенно не подумало о последствиях такой бездумной протекционистской политики. Наши автомобили будут пользоваться большим спросом, но степень удовлетворенности понизится. Совершенно очевидно, что наши машины не имеют соответствующий уровень качества по сравнению с импортными автомобилями. И у производителей не будет особенного стимула повышать качество, так как продукция и так пользуется спросом. Итак, конкуренцию нужно рассматривать как одно из важнейших понятий в экономической жизни любой страны, иначе пренебрежение ею может привести к плачевным результатам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Завьялов П.С. Конкуренция в условиях развитого рынка: возможности и пределы. - В кн.: Современный цивилизованный рынок. — М.: 2011.
2. Завьялов П.С. Конкурентоспособность и маркетинг.— Российский экономический журнал, 2008, № 12.
3. Завьялов П.С.
4. Завьялов П.С. Средство регулирующего воздействия на конкурентоспособность национальной экономики.— Маркетинг, 2008, № 3
5. Завьялов П.С. Промышленная
политика государства как
6. Пентелин А.К. (Международные стандарты и проблемы повышения конкурентоспособности советской промышленной продукции. - М.: ЦИНТИХИМ-НЕФТЕМАШ, 2008
7. Портер М. Международная конкуренция. Пер. с англ./ Под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. — М.2009
8. Стародубровская И.В. От монополизма к конкуренции.— М.: Политиздат, 2010
9. Фишер С., Дорибуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. со 2-го изд. — М.: Дело ЛТД, 2009
10. Внешнеэкономические связи России / Россия на важнейших товарных рынках,2009
11. Внешнеэкономические связи России / Совершенствование экономических отношений России со странами ближнего зарубежья. Сборник № 13-14. — М.: ВНИ-ИВС и МЦНТИ, 2008
12. Закон РСФСР "О
конкуренции и ограничении
13. Федеральный Закон от 25 мая 1995 г. № 83-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
14. Вопросы изучения
экономических аспектов
15. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И.П.Фаминского. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Международные отношения, 2008
16. Проблемы
17. Проблемы
18. Цены на машины
и оборудование на
19. Экономика внешних связей России: Учебник для предпринимателя/ Под ред. доц. А.С.Булатова. — М.: Издательство БЕК, 2008
20. Экономическая стратегия
повышения