Рыночная конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 14:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотреть общие аспекты конкуренции и проанализировать механизм функционирования конкуренции
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
во- первых изучить понятие и сущность конкуренции;
во- вторых исследовать механизм реализации конкуренции в рыночной экономике;
в - третьих раскрыть перспективы развития конкуренции в рыночной экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…...3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ……………………...….…5
1. Сущность и понятие конкуренции ……………………………………..….5
1.2 Виды и функции конкуренции …………………………………………...8
1.3 Конкуренция, как элемент рыночного механизма ………………….....11
2. КОНКУРЕНЦИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………...….18
2.1 Механизм реализации конкуренции в рыночной экономике………...….18
2.2 Рыночная конкуренция……………………………………………….…....20
2.3 Основные факторы товарной конкурентоспособности…………………..23
3.ПРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………………………………………..…......27
3.1 Влияние конкуренции на экономику нашей стране…………….…..…27
3.2 Повышения эффективности деятельности конкуренции в рыночной экономике……………………………………………………………………....28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..………...….32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая-конкуренция.doc

— 361.00 Кб (Скачать файл)

 

Необходимо отметить, что возможности покупателей и продавцов равны только при чистой конкуренции. При всех остальных типах рынков влияние продавцов оказывается больше влияния покупателей, достигая минимума при чистой монополии.

Рассматривая конкуренцию необходимо отметить антимонопольную политику государства направленную на демонополизацию рынка. Антимонопольная политика государства - экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.

В данной главе  можно сделать вывод, что законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции - нормативно-правовые акты, регламентирующие конкуренцию в международной торговле и охватывающие антитрестовское законодательство и законодательство, направленное на охрану против недобросовестной конкуренции. Законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции регулирует отношения, возникающие и по поводу объектов промышленной собственности, договорных обязательств, личных прав предпринимателей и др.

 

    1. Конкуренция, как элемент рыночного механизма

 

Конкуренция является необходимым  элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

Строго говоря, совершенная  конкуренция в чистом виде никогда  и нигде не существовала. Ее можно  рассматривать как своего рода научную  абстракцию, анализ которой необходим  как первый шаг для уяснения принципов  функционирования рыночного механизма. Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений.

 

Рис.1 Зависимость между  ценой и количеством спроса

Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Чем выше цена, тем меньше число тех, кто согласится купить данный товар, т. е. меньший уровень спроса (при данном уровне доходов); и наоборот чем ниже цена, тем больше будет число покупателей и количество приобретаемого товара. Изобразим эту зависимость   графически. Если на абсциссе обозначить количество товара Q, покупаемого на рынке, а на ординате - движение цены Р, то получится следующий результат. Линия D и будет кривой спроса. Проецируя на нее цены, можно определить, как изменится величина спроса при изменении цены. Полученная кривая иллюстрирует закон постепенного убывания спроса, который можно сформулировать следующим образом: если цена какого-либо товара повышается (и при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара. Та же зависимость может быть сформулирована иначе: если на рынок поступает большее количество какого-либо товара, то, при прочих равных условиях, он может быть реализован по менее высокой цене.

Если теперь рассмотрим рыночную ситуацию со стороны продавцов  или со стороны предложения, то заметим  обратную картину. Все продавцы будут  стремиться получить на рынке самую  высокую цену, и чем выше будет цена, тем активнее они будут пытаться продать большее количество товара, т. е. увеличить предложение.

Иными словами, у каждого  продавца объем предложения будет  меняться в зависимости от цены: чем выше цена, тем, при прочих равных условиях, выше размер предложения на рынке данного товара. Графически данная зависимость изображена ниже (абсцисса служит для обозначения количества товара Q, доставленного на рынок; ордината обозначает движение цены Р). Кривую S называют кривой предложения.

                 

 

Рис. 2 Зависимость между  ценой и величиной предложения

Тенденция к увеличению производства при высоких ценах  объясняется тем, что, с одной  стороны, повышение цены привлекает в данную отрасль новых производителей. С другой стороны, при росте цен предприниматель получает добавочную прибыль и имеет возможность нанять больше рабочих, купить больше сырья и машин, расширить производство.

Вместе с тем следует  иметь в виду, что речь идет лишь о тенденции к увеличению предложения. До известного предела рост цен вызывает рост предложения. Однако  если рост цен продолжается, то производитель может снизить объем производства. Это объясняется, с одной стороны тем, что высокий уровень дохода в известной мере снижает стимулы к продолжению интенсивной работы. С другой стороны, производитель может опасаться, что при дальнейшем наращивании объемов производства произойдет перенасыщение данного товара и цены начнут снижаться.

Для каждого товара существуют свои кривые спроса и предложения. Под  воздействием ряда факторов кривые спроса и предложения могут смещаться. В этой связи важно различать величину спроса и сам спрос. При снижении цены увеличивается величина спроса, сам спрос как выражение потребности в данном товаре остается неизменным. Можно говорить об увеличении спроса, если при каждой цене (и высокой, и низкой) покупатели будут приобретать большее количество данного товара. В этом случае будем двигаться не по кривой D1, а произойдет сдвиг кривой в новое положение D2.

 

 

 

Рис. 3 Смещение кривой спроса, в зависимости от ряда факторов

Кроме того, следует отметить, что на величину спроса кроме цены, влияют уровень доходов, размер рынка, цена и полезность других товаров, особенно товаров-заменителей (субститутов), субъективные вкусы и предпочтения, мода и т. п. Если, например, средний доход покупателей возрастает, то, при прочих равных условиях, кривая спроса Dl сместится вправо вверх и тому же уровню цены Р1 будет соответствовать возросший уровень спроса Q2. Главный фактор, воздействующий на предложение, — издержки производства. Поэтому, если в результате использования достижений технического прогресса или применительно к сельскому хозяйству, в силу благоприятных погодных условий удается снизить издержки производства, кривая предложения S1 смещается вправо вниз. Величина предложения при неизменной цене P1 возрастает c Q1 до Q2.

Рис. 4 Смещение кривой предложения  от ряда факторов

Рассмотренные кривые, взятые сами по себе, показывают, что происходит с покупками и продажами, если цена изменяется. Если наложить друг на друга два графика, обозначающие совокупный спрос и совокупное предложение одного и того же товара, получим график, показывающий одновременное поведение спроса и предложения интересующего нас товара. В какой-то точке две кривые пересекутся.

В точке Е спрос  количественно равен предложению (Q1) и цена P1 выступает как уравновешивающая цена, или цена равновесия.

 

Рис. 5 Зависимость между  кривой спроса и предложения

При более высокой  цене P2 возникает избыток предложения над спросом (равный по величине отрезку АВ). Этот избыток в результате конкуренции продавцов будут способствовать снижению цены. При цене ниже уравновешивающей (Р3) спрос превышает предложение (отрезок CF). В этом случае излишек спроса и конкуренция покупателей будет толкать цену вверх. Лишь в точке Е, достигается равновесие сил и устойчивая цена, которая может сохраняться.

Важно подчеркнуть, что  при цене равновесия устанавливается  равенство не покупок и продаж — такое равенство существует при любой цене. При цене равновесия количество продукции, в пределах которой потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок. Только при такой цене будет отсутствовать тенденция к повышению или понижению цены.

Таким образом, конкуренция  и колебания спроса и предложения  привели к установлению равновесия на рынке. Ограниченное количество имеющегося в обществе данного товара распределено между возможными его потребителями. Но это лишь частичное равновесие на единичном рынке. Надо учитывать, что цены на рынке находятся в постоянном движении вследствие изменений в предложении или спросе товаров. Эти изменения не являются независимыми друг от друга, а напротив, все взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного товара приводит к изменениям в цене других товаров. Существует целая система цен, которая может оказаться в равновесии, если рассматривать ее в определенный момент и одновременно в ее совокупности. В этом случае говорят об общем равновесии рынка.

В точке равновесия экономическое движение прекращается. Для того чтобы оно началось вновь, должны измениться внешние условия — уровень цен, технология, ожидания и предпочтения производителей или потребителей.

В условиях совершенной конкуренции при любом сложившемся уровне цены существует своего рода «внешний предел», при котором производители или вступают в данную отрасль или же выталкиваются из нее. Повышение цены обуславливает появление новых фирм и сохранение старых. Снижение цены приводит к тому, что фирмы с высоким уровнем издержек становятся убыточными и должны покинуть данную отрасль.

То в какой мере объем спроса на рынке повышается при данном снижении цены или сокращается  при данном ее увеличении, характеризует  степень эластичности спроса в зависимости от цены. Коэффициент эластичности показывает,  на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на 1%.  Эластичность предложения – это показатель относительного изменения предлагаемого количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены.

В данной главе можно  сделать вывод, что равенство  спроса и предложения — это  теоретическая абстракция, ибо в  реальной хозяйственной практике такое  совпадение бывает весьма редким. Однако именно эта абстракция позволяет выявить наиболее важные закономерности функционирования рыночного механизма.[8, с. 114]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. КОНКУРЕНЦИЯ  В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

    2.1 Механизм реализации конкуренции в рыночной экономике

 

 

  Равноправие создается и поддерживается свободой выбора: покупатель имеет возможность выбрать определенного контрагента из нескольких или многих продавцов какой-то необходимой ему продукции, такая же возможность имеется и у продавца — добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своего товара. Возможность выбора — это возможность влияния на контрагента. Если, например, вас не устраивает качество показа фильмов, репертуар в каком-то кинотеатре, вы можете "наказать" это предприятие, отказав ему в посещении, став, регулярным клиентом другого кинотеатра, отдавая теперь именно ему свои денежные голоса. Если так, как вы, поступят многие любители кино, то кинотеатр-неудачник окажется в довольно трудном положении. Таким образом, конкуренция оказывается влиятельным инструментом воздействия одной стороны обмена на другую. Во-вторых, конкуренция создает одно из главных условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций. Свободное ценообразование — это основной элемент рыночного механизма, а значит, можно утверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок может эффективно выполнять функции распределения ресурсов и конечных товаров. Рынок как саморегулирующаяся система действенен только при наличии конкуренции. В-третьих, конкуренция выступает как контрольная система эффективности частного предпринимательства. Конкуренция проверяет бизнес на степень его соответствия общественным интересам. Не все предприятия эту проверку выдерживают, в результате конкуренции происходит непрерывная выбраковка неэффективных структур, т. е. определенная часть хозяйствующих субъектов вынуждена покинуть "поле экономической игры".  В-четвертых, конкуренция создает заинтересованность в совершенствовании экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно-техническом обновлении производства. Например, денежные доходы многих людей связаны с предложением такого экономического ресурса, как трудовые способности. Привлечение того или иного работника, цена трудовых услуг — заработная плата — в условиях конкуренции зависят от качества трудовых способностей. Как правило, более высокие конкурентные позиции работника приносят ему больший денежный доход. Значит, здравомыслящий человек не может не заботиться о качестве своего ресурса – труда.  Предприятия ведут ценовую и неценовую конкуренцию. Чтобы побеждать, т. е. завоевывать большую сумму денежных голосов покупателей, нужно снижать издержки, совершенствовать качество выпускаемой продукции, думать над ее новыми моделями, технологическими изменениями, повышать уровень образования работников, активно взаимодействовать с наукой, изыскивать новейшие научно-технические разработки, стратегии конкуренции. [6, с. 212]

Для производственного  предприятия имеются в основном три стратегии, которые приводят к получению прибыли:

1. Предприятие (одно или с несколькими конкурентами) может завоевать рынок путем сбыта большого количества изделий, производя их с минимальными расходами и продавая по низким ценам.

2.  Изделие и предприятие отличаются от других конкурентов особыми свойствами, за которые покупатели готовы платить. Это может быть и лучший внешний вид, более совершенное функционирование, улучшенный сервис и т. д. Такие особенности обещают изделию хорошие перспективы продаж. Если бы предприятие, в отличие от своих конкурентов, дало на продукцию пятилетнюю гарантию, то в этом случае были бы решены  проблемы в большом сегменте рынка.

3. Для малых и средних предприятий в качестве альтернативной стратегии рекомендуется селективная обработка рынка с достижением лидерства по ценам в отдельных рыночных нишах (малых сегментах рынка) или предложением средств решения проблем в таких нишах. Это означает, что предприятие использует свою способность предлагать решения проблем, возникающих у специфических групп потребителей. В то же время следует понимать, что при малом объеме продаж и, следовательно, при высоких ценах попытки конкуренции с поставщиками массовых товаров бесперспективны. Для большей наглядности рекомендуемой стратегии конкурентной борьбы, можно привести  следующую схему:

                                                                                                                      Схема 1

Стратегии конкуренции

 

 

    1. Рыночная конкуренция

 

 Реально сложившаяся  практика экономической жизни  в мире показывает, что рынок  и, более мощный и действенный,  чем любой иной фактор её  движения. Эффективность функционирования  рынка тем выше, чем активнее  конкуренция и чем лучше условия для её проявления. Конкуренция требует определённого, желательно оптимального сочетания экономических, технологических и социальных предпосылок. Нарушение этого условия затрудняет проявление конкуренции, что в итоге приводит к застою в экономике, снижению её эффективности, возможному падению жизненного уровня населения страны.

Конкуренция- сердцевина современного рыночного механизма  не только потому, что масштабы её проявления за последние десятилетия неизмеримо выросли. Главное в том, что конкуренция- это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие ’’нормальной’’ конкуренции, её разрушительное либо слабое проявление - чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления ’’перекосов’’ и больших диспропорций в его развитии. К примеру, ’’дефицитный рынок’’ ведёт к устранению или сводит к минимуму конкуренцию между производителями за покупателей, одновременно вызывая конкуренцию между покупателями за товар. Постоянно действующий ’’дефицитный рынок’’ можно лишь с оговорками назвать рынком. Такой рынок- порождение определённой системы хозяйствования, в условиях которой он не в состоянии выполнить свои классические функции.

Информация о работе Рыночная конкуренция