Рыночные структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

Рыночная структура – это совокупность, отражающая отраслевые особенности признаков рыночной организации, обуславливающих способ установления цены и объема выпуска, а также определяющая характер взаимопонимания фирм в отрасли. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, — это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, соотношение ценовой и неценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т. п.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие, признаки и типы 4
рыночных структур 4
Глава 2. Характеристика типов рыночных структур 7
2.1. Совершенная (свободная) конкуренция 7
2.2. Монополия 10
2.3. Олигополия 16
2.4.Монополистическая конкуренция 21
Глава 3. Экономика России 25
3.1.Рыночные структуры в переходной экономике России 25
Заключение 32
Список используемой литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

микроэк.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Из всех известных истории способов регулирования производства общества только рыночный механизм оказался работоспособным.  
           Рынок – это, прежде всего форма связи между производителями и потребителями продукции, в которой совокупность отношений осуществляется в товарно-денежной форме, посредством обмена продуктами труда, для удовлетворения личных и производственных потребностей; при этом производителей и потребителей должно быть столько, чтобы между ними возникла конкуренция.

Рыночная структура – это совокупность, отражающая отраслевые особенности признаков рыночной организации, обуславливающих способ установления цены и объема выпуска, а также определяющая характер взаимопонимания фирм в отрасли.  Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, — это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, соотношение ценовой и неценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т. п. Теоретически рыночных структур может быть большое количество.

Основная цель данной работы состоит в изучении характеристик рыночных структур и особенностей их развития в экономике России.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие, признаки и типы

рыночных структур

Понятие «рыночная структура» шире категории «рынок». Оно фактически охватывает многие моменты рыночной организации всего национального хозяйства, и его нельзя сводить к рынку в его обыденной трактовке. 

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Существует множество ее определений и, как правило, они не противоречат, а скорее дополняют друг друга. В переводе с латинского конкурировать означает «сталкиваться». Фактически, конкуренция - это борьба, причем это борьба и между производителями, и между потребителями, это взаимоотношения по поводу установления и формирования цен и объемов, спросов и предложения товаров на рынке. 
Конкуренция является важнейшим условием эффективного функционирования рыночной экономики, её главной движущей силой. Именно конкуренция способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению цивилизации. Рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям совершенной конкуренции. Реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции, и надо стремиться делать ее совершенной. В этой связи возникает настоятельная необходимость в ее изучении, знании сил и рыночных наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных ранках. 

Конкуренция – это экономическое соперничество хозяйствующих субъектов (участников экономики) за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция позволяет обеспечить наиболее эффективное распределение экономических ресурсов, количество которых в любом обществе ограничено. 

Конкуренция стимулирует деятельность участников экономики, побуждая их к уменьшению издержек производства, улучшению качества выпускаемой продукции, расширению ее ассортимента, снижению цен. Другими словами, конкуренция представляет собой присущий товарному производству стихийный метод выбора оптимального хозяйственного решения.

Признаки рыночной структуры

    1. Концентрация продавцов  отражает относительную величину и количество фирм, действующих в отрасли.

Показатели концентрации рынка:

      1. Долевой коэффициент - средняя доля фирм на отраслевом рынке.
      2. Индекс концентрации – измеряет сумму долей крупных фирм в отрасли.
      3. Индекс Хиршмана – Херфендаля - используется для оценки степени монополизации отрасли, вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли.
    1. Концентрация покупателей – признак рыночной структуры, которая отражает численность покупателей и распространяется между ними долей рыночного спроса.
    1. Степень дифференциации продавцов – показатель сходства благ, предлагаемых разными фирмами, но имеющих одно и то же функциональное назначение.
    2. Барьеры входа на рынок – характеризуют условия проникновения новых фирм на рынок; барьеры выхода из рынка – величина безвозвратных издержек, которые понесет фирма, в случае выхода из отраслевого рынка.
    3. Характер взаимодействия фирм.
    4. Полнота рыночной инфляции.
    5. Степень контроля над ценой, которая выражается в рыночной власти, т.е. способности продавца или покупателя оказывать влияние на рыночную цену.

В зависимости от признаков, различают четыре типа рыночных структур:

    • Совершенная конкуренция;
    • Монополия;
    • Олигополия;
    • Монополистическая конкуренция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Характеристика типов рыночных структур

2.1. Совершенная (свободная) конкуренция

Конкуренция бывает двух видов: рыночная и нерыночная. Рыночная

конкуренция может быть совершенной и несовершенной

Совершенной или свободной конкуренция является тогда, когда ни один из продавцов или покупателей на рынке не может существенно влиять на цену товара. В настоящее время свободной конкуренции практически не существует.

Несовершенной называется конкуренция, при которой отдельные продавцы или покупатели способны существенно влиять на цену товара.

Совершенная конкуренция была господствующей в прошлом. Она предполагает соблюдение ряда обязательных условий: 

  1. Невозможность продавца или покупателя влиять на цену. 
  2. Возможность свободного перелива труда и капитала между отраслями.
  3. Устойчивость денежного обращения. 
  4. Стандартность производимой продукции. 
  5. Свободное вступление и выход из отрасли. 
  6. Открытость экономики мировому рынку. 
  7. Доступность необходимой информации для каждого участника рынка. 

Строго говоря, все эти условия  в полной мере никогда не соблюдались, и свободная конкуренция это  скорее теоретическая модель, чем  реально существующий тип рынка. 

Тем не менее, у свободной конкуренции существует много достоинств и мало недостатков, что делает её наиболее желательной для общества (рис. 2.1). 

 

Рис. 2.1 Основные признаки совершенной конкуренции

В условиях совершенной конкуренции рынок без помех выполняет свои регулирующие функции. Поэтому складывается оптимальная система пропорций. Совершенная конкуренция обеспечивает максимальное использование производственных возможностей. Поскольку предприятия не могут при этой форме повышать цены, их стратегия состоит в наращивании объёма и снижении издержек. А поскольку свободная конкуренция всегда ценовая, то она обеспечивает самые низкие цены из всех возможных типов конкуренции. При свободной конкуренции не тормозится технический прогресс, происходит интенсивное обновление участников. 

Есть у совершенной конкуренции и недостатки: так как преобладает мелкий капитал, он не всегда может браться за крупные инвестиционные проекты. Ещё серьёзнее следующий недостаток - свободная конкуренция имеет тенденцию порождать концентрацию производства и монополии. Отсюда нео6ходимость постоянно следить за негативными явлениями. Но поскольку совершенная конкуренция предполагает очень 6ольшое число участников, практически это требование довольно сложно реализовать. 

Структура данного вида конкуренции может быть устойчива лишь в том случае, если в ее фундаменте присутствуют все необходимые условия:

  1. Большое число фирм, производящих однородную продукцию, и малость субъектов рынка. Малость субъектов рынка означает, что объемы предложения (спроса) даже наиболее крупных продавцов (покупателей) настолько малы по сравнению с суммарным объемом продаж на рынке, что эти субъекты не могут влиять на рыночную цену. 
  2. Однородность продукции разных предприятий, то есть, нет опасности, что потребители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их разительного превосходства по свойствам или качеству от продукции других фирм. 
  3. Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового

производителя и возможности свободного выхода из него. 

  1. Равный доступ ко всем видам информации «информационная прозрачность рынка». Это значит, что все покупатели имеют полную информацию о характеристиках продукта, ценах на него, а производители располагают информацией о производственной технологии, ценах на факторы производства. 
  2. Совершенная мобильность. Покупатель (продавец) может мгновенно заключить сделку с любым продавцом (покупателем), причем для этого не требуется дополнительных затрат.[1] 
  3. Рациональное поведение всех участников, преследующих

собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключен.

  1. Затраты фирм на изготовление товаров различаются не очень существенно вследствие сходности технологии и цен на приобретаемые для производства ресурсы. 
  2. Транспортные затраты не играют большой роли в формировании предложения, то есть нет опасности, что многие производители окажутся неконкурентоспособными из-за слишком дорогой доставки своих товаров к покупателям (их цены окажутся в итоге выше, чем у конкурентов, предприятия которых находятся ближе к основным рынкам сбыта).[2]

2.2. Монополия

Монополия — 1) крупная компания, корпорация, объединяющая несколько компаний и достигающая благодаря этому положения на рынке определенного товара или группы товаров, когда рынок имеет только одного продавца и множество покупателей. Иными словами, монополия — это компания, контролирующая производство или сбыт определенного товара или услуги; 2) исключительное право на осуществление той или иной деятельности (государственная монополия на эмиссию денег, внешнюю торговлю рядом товаров, производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству. В ряде случаев монопольное право не предоставляется, а возникает естественным путем или устанавливается экономическими субъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров и услуг.

Принято различать следующие виды монополии:

    • закрытая, защищенная от конкуренции с помощью юридических запретов и ограничений (чаще всего это государственная монополия);
    • естественная, необходимая в связи с тем, что без такой монополии нельзя достичь эффективного использования ресурсов;
    • открытая, при которой одна компания в силу стечения обстоятельств стала единственным производителем и поставщиком товара.

 

Монополия представляет собой рыночную структуру, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей. У чистой монополии нет продавцов - соперников, поэтому фирма монополист имеет возможность повлиять на цену. Доступ других фирм на монополизированный рынок не возможен из-за наличия барьеров. Роль барьеров выполняют патенты или лицензии, исключительные права, полученные от правительства, большие размеры капитала и т. д.  
Монополии осуществляют контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны [3].

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно - высоких прибылей.

Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли [4].

Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютная монополия – это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела. 

Конкурентные рынки в целом работают хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение, выпуск продукции будет малым, а цены – высокими. Монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска.  
Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок. Существенное различие между монополистическим рынком и рынком конкурентным заключается в том, что монополист способен влиять на цену, выручаемую за товар, а конкурентный продавец такой возможности не имеет. Фирма с монопольной властью является фирмой, которая по своему усмотрению устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данное, т. е. в отличие опять-таки от конкурентного продавца она не является ценополучателем.

Информация о работе Рыночные структуры