Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:42, курсовая работа
Рыночная структура – это совокупность, отражающая отраслевые особенности признаков рыночной организации, обуславливающих способ установления цены и объема выпуска, а также определяющая характер взаимопонимания фирм в отрасли. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, — это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, соотношение ценовой и неценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т. п.
Введение 3
Глава 1. Понятие, признаки и типы 4
рыночных структур 4
Глава 2. Характеристика типов рыночных структур 7
2.1. Совершенная (свободная) конкуренция 7
2.2. Монополия 10
2.3. Олигополия 16
2.4.Монополистическая конкуренция 21
Глава 3. Экономика России 25
3.1.Рыночные структуры в переходной экономике России 25
Заключение 32
Список используемой литературы 33
рыночной структуры. Она предполагает наличие в отрасли группы продавцов (производителей), выпускающих близкие, но не однородные по своим характеристикам товары, т.е. товары, не являющиеся совершенными заменителями.
Дифференциация товаров может быть основана на:
Вхождение в отрасль обычно не затруднено, что связано с:
монополистической конкуренции.
Фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, может применять три основных стратегии влияния на объем продаж:
Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает некоторой монопольной властью над своим товаром: она может повышать или же понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Однако эта власть ограничивается как наличием достаточно большего количества производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль других фирм. Например, «фанаты» кроссовок фирмы «Рибок» готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за товары других фирм цену, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене. То же относится к продукции косметической промышленности, производству одежды, обуви и т.д.
Монополистическая конкуренция обладает рядом положительных и отрицательных черт (рис. 2.3).
Рис. 2.3 Основные достоинства и минусы монополистической конкуренции
Кривая спроса на продукцию монополистического конкурента более эластична, чем при чистой монополии и эластичность зависит от числа конкурентов и уровня дифференциации продукта (рис. 2.4).
В краткосрочном периоде фирма будет максимизировать прибыль и минимизировать убытки при условии MR = MC на графике в точке Е. При этом цена продукта (Р) установится выше минимума АТС и выше предельных издержек P>MC.
Рис. 2.4 Механизм определения объёма производства и ценообразования.
Экономика России — шестая экон
Номинальный ВВП России за 2011 год составил 54,6 трлн рублей, ВВП по ППС — $2,38 трлн. По ВВП на душу населения по ППС Россия на 2011 год занимает 46-е место (по данным ВБ), по номинальному ВВП на душу населения — 52-е место (по данным МВФ). По данным на 2012 год, доля экономики России в мировой экономике — 4,1 %.
Отсчет
переходной экономики в России начался
со 2 января 1992 г. в результате либерализации
цен. Старт переходной экономике был дан
в условиях жесточайшего экономического
кризиса.
Россия начала
рыночную реформу, имея командную экономику.
Эта экономика формировалась на основе
государственной собственности и централизованного
управления.
Централизованная система управления подавляла предпринимательские способности работников. Эта система была основана на подчинении, допуская инициативу лишь в узких границах. Свобода предпринимательства и свобода выбора не действовали, производство работало ради производства, а не ради потребителя, чего не может быть в рыночной экономике.
Особо сложный круг задач встал в тот период перед антимонопольной политикой России в плане преодоления элементов чрезмерного административного монополизма, в первую очередь, монополизма центральных государственных органов управления.
Особенность
российских монополий заключается в их
истории. В СССР в каждой отрасли строились
предприятия-гиганты (одно предприятие
на весь союз). Они были узко специализированы,
и у них не было конкурентов. Тогда конкуренция
была выражена слабо, всё решал Госплан.
Это значительно облегчало управление
государством.
В результате
экономика страны оказались в полной зависимости
от сложившейся специфической монополистической
иерархии. При этом приходилось различать
деятельность монополий, охватывающих
экономику в целом (монополизм центральных
государственных экономических органов
управления), и монополизм ведомственный.
Так получалось потому, что непосредственное
управление в разрезе отраслей и других
крупных подсистем экономики обеспечивали
министерства и госкомитеты, бюрократический
аппарат которых нередко стремился проводить
в жизнь и реализовывать свои интересы,
существенно отличающиеся от общегосударственных.
На самой нижней ступени этой своеобразной
монополистической пирамиды находились
производственные предприятия и другие
первичные хозяйственные ячейки, лишенные
какой-либо реальной самостоятельности
и обязанные выполнять задания вышестоящих
монопольных структур. Рынок и стоимостные
рычаги при этом полностью не исключались,
но их использование было подчинено целям
и задачам директивного планирования.
К элементам чрезмерного государственного монополизма относилось сохранение всё ещё весьма высокой доли государственного сектора в ведущих отраслях индустрии, замедленные темпы разгосударствления в деревне, сохранение за государством контрольного пакета акций значительной части приватизированных предприятий, сохранение возможностей для значительной части государственных предприятий получения существенной финансово-кредитной поддержки от государства вне прямой зависимости от результатов их производственной деятельности, попытки сплошного “охвата” предприятий различными формами государственного административного контроля, насильственного объединения нежизнеспособных производств с сильными предприятиями с целью поддержания на плаву фактических банкротов, промонополистическая политика государства по отношению к естественным монополиям.
В
условиях перехода к рынку, точнее, при
тех обстоятельствах, в которых находилась
экономика России, при решении вопроса
о допустимости или недопустимости использования
тех или иных элементов государственного
административного монополизма целесообразно
было, не упуская, безусловно, из виду критерий
ущерба для конкурентной борьбы, учитывать
всё же в первую очередь критерий оздоровления
экономики.
То есть, решая
вопрос о том, прогрессивна или не прогрессивна
та или иная конкретная форма государственного
административного монополизма в наших
условиях, необходимо было в предстоящие
годы руководствоваться, прежде всего,
оценкой способности той или иной монополистической
формы повлиять на достижение прогрессивных
структурных сдвигов в экономике.
Сложности встали
перед антимонопольной политикой России
и при решении вопроса о сдерживании или
стимулировании отечественных производственных
монополий. С одной стороны, безусловно,
необходимо было подавление безудержных
стремлений предприятий-монополистов
к взвинчиванию цен на свою продукцию,
как одного из главных факторов усиления
инфляции. С другой стороны, учитывая кризисное
состояние экономики России и объективно
большие возможности крупных предприятий
по увеличению объёма выпуска продукции,
снижению издержек, проведению научно-исследовательских
работ и освоению новых видов продукции,
неизбежно сочетание курса на сдерживание
производственных монополий с разумной
поддержкой определённой их части.
Безусловно, формирование концернов, обеспечивающих более рациональную и эффективную организацию целой группы ведущих предприятий отрасли, объединяющих предприятия с общей сырьевой базой и технологией, активно проводящих курс на диверсификацию производства, совершенно не равнозначно многочисленным попыткам воспроизводства былых замкнутых гигантских искусственных монополий, объединявших все предприятия той или иной отрасли, независимо от интересов этих предприятий, и координировавшихся соответствующими министерствами или госкомитетами.
Разграничение монопольных структур различного характера, т.е. выделение тех из них, которые способны оздоравливать экономику, и тех, которые тянут её назад, к временам массового экономического иждивенчества, было, да и сейчас является важной задачей современной российской антимонопольной политики.
Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не имеют целью запрещение или ликвидацию монопольных образований. В обществе сложилось понимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением.
В Российской Федерации антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» N 948-1 от 22 марта 1991 года (с последующими изменениями), федеральных законов, регулирующих отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Эти
отношения могут регулироваться также
указами Президента Российской Федерации
и постановлениями Правительства РФ.
Законом «О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках» регулируется
монополистическая деятельность - противоречащие
антимонопольному законодательству действия
(бездействие) хозяйствующих субъектов,
направленные на недопущение, ограничение
или устранение конкуренции[7].
В декабре 1996 года на заседании Правительства РФ была утверждена концепция среднесрочной правительственной программы на 1997-2000 гг. “Структурная перестройка и экономический рост”. Она содержала специальный раздел, посвящённый антимонопольной политике. Антимонопольная политика в среднесрочной перспективе была спланирована по следующим основным направлениям:
В настоящее время демонополизация и содействие развитию конкуренции в России проводятся в следующих направлениях:
В заключение курсовой работы по теме
«Рыночные структуры в