Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:45, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить пути снижения себестоимости продукции.
Задачи курсовой работы:
- показать экономическую сущность себестоимости;
- показать основные аспекты планирования себестоимости;
- показать основные факторы себестоимости продукции;
- выявить пути снижения себестоимости продукции на предприятии.
Увеличение экспорта в 2012 году позволит получить приток валютных средств, которые будут направлены на техническое перевооружение предприятия.
ОАО «Борисовский молочный комбинат»- это динамично развивающееся предприятие, обладающее передовыми технологиями и новейшим оборудованием. Специалисты предприятия высококвалифицированы, проходят обучение за рубежом. Налажена работа по изучению и внедрению мирового опыта данной отрасли. Продукция ОАО «Борисовский молочный комбинат»имеет хорошую репутацию и пользуется успехом на рынке.
На предприятие поступает в среднем 230 тонн молока в сутки. Предполагается, что в ближайшие год- два объемы поставок сырья не изменятся, и будут находиться в этих же пределах.
Таблица 2.2 - Удельный вес продукции в общем товарном объеме
Сметана |
11,2% |
Творог жирный |
8,8% |
Молоко |
6,4% |
Кефир |
5,5% |
Сырки |
8,2% |
Сырки глазированные |
28,7% |
Массы жирные |
3,3% |
Йогурт
|
1,9%
|
Творог нежирный |
4,0% |
Творожные десерты |
6,7% |
Сыр плавленый |
1,3% |
Майонез |
1,4% |
Напитки из сыворотки |
0,8% |
Масло «Крестьянское» |
6,8% |
Источник: (по данным предприятия)
Из таблицы 2.2 видно, что наибольший процент продаж приходится на сырки глазированные, именно поэтому мы и будем использовать данную товарную позицию как показательную для проекта снижения себестоимости. Также большой процент продаж приходится на сметану, творог жирный, молоко, кефир и сырки как на товары первой необходимости.
Финансовые показатели деятельности предприятия представлены в таблице 2.3
Таблица 2.3 -Финансовые показатели работы предприятия за 2010-2011гг.
2010год |
2011год |
% | |
Выручка от реализации, млн. руб |
58825 |
64643 |
110 |
Себестоимость РП, млн. руб |
36309 |
38124 |
105 |
Прибыль от реализации продукции, млн. руб |
3920 |
4508 |
115 |
Прочая прибыль В том числе |
|||
Внереализац.прибыль, млн. руб |
56,4 |
66 |
117 |
Балансовая прибыль, млн. руб |
4041 |
4526 |
112 |
Рентабельность производства % |
6,96 |
7,1 |
102 |
Налоги из прибыли, млн. руб |
17797 |
19043 |
107 |
Прибыль остающ. в распоряж. предпр., млн. руб Из нее: |
1762 |
2130 |
121 |
В фонд накопления и пополнения СОС |
814 |
1001 |
123 |
В фонд потребления |
895 |
1065 |
119 |
Создание резервного фонда |
53 |
64 |
121 |
Источник: (по данным предприятия)
По таблице 2.3 можно сделать вывод. В целом все показатели увеличились с 2010 по 2011 год., что связано с увеличением прибыли. Однако увеличение показателей прибыли предприятия повлекло за собой и увеличение показателей расходов. Так, количество выплачиваемых налогов из прибыли выросло на 7%, количество отчисления в фонд потребления также увеличилось на 19%.
Фонд накопления и пополнения СОС забирает 47% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, 50% направляется в фонд потребления, незначительная часть идет на создание резервного фонда — 3%.
Данные таблицы свидетельствуют о том, что в 2011 году реализовано продукции на сумму 16170 млн.руб. Из них прочая реализации составила 5,1%; экспорт- 2,66%.
В целом рост показателей, как положительных (прибыль), так и отрицательных произошло за счет увеличения выручки на 10%, так как все перечисленные показатели напрямую зависят от реализации.
Проанализируем транспортные расходы на поставку продукции, так как стоимость данных расходов также включается в себестоимость.
Таблица 2.4 - Транспортные расходы по доставке продукции на регионы за 2011г.
Выручка от реализации за рейс, тыс. руб. |
Затраты на 1 рейс, тыс. руб. |
Прибыль от реализации за рейс, тыс. руб. | |
Гомель |
702,705 |
687,705 |
15,000 |
Гродно |
492,500 |
529,016 |
-36,516 |
Витебск |
7692,230 |
749,230 |
20,000 |
Могилев |
696,670 |
677,212 |
19,458 |
Брест |
488,750 |
481,096 |
7,654 |
Полоцк-Новополоцк |
506,250 |
493,068 |
13,182 |
Источник: (по данным предприятия)
Анализируя таблицу 2.4 можно сделать вывод, что наиболее затратным является витебское направления, но именно Витебский регион приносит максимальную прибыль, соответственно данное направление можно рассматривать как ключевое.Также неплохими с точки зрения прибыли и соотношения с транспортными расходами можно считать Гомельское, Могилевское и Полоцкое направления. Остальные, на мой взгляд, особенно Гродненское , нужно пересмотреть как нерентабельные.
В целом увеличение объема продаж в 2012 году планировалось осуществить за счет еще более гибкой ценовой политики предприятия, разработки и ввода в производство новых видов продукции, постоянном удержании на высоком уровне качества выпускаемой продукции. Данный курс развития предприятия будет базироваться именно на данной маркетинговой политике и в последующие пять лет.
Таблица 2.5 - Исходные данные для анализа себестоимости продукции (глазированные сырки с мармеладом) (2012 – 9 месяцев)
Показатель |
Значение показателя |
Изменение | |
T0 (план 2012) |
T1 (факт 2012) | ||
Объем производства, шт. |
1500000 |
2000000 |
500000 |
Сумма постоянных затрат, тыс.руб. |
145350 |
207200 |
61850 |
Сумма переменных затрат на единицу продукции, руб. |
226,1 |
229,4 |
3,3 |
Себестоимость 1 шт., руб. |
323 |
333 |
10 |
Источник: (по данным предприятия)
Произведем расчет влияния факторов на изменение себестоимости глазированных сырков с мармеладом методом цепной подстановки:
(руб.)
(руб.)
(руб.)
(руб.)
(руб.)
(руб.)
(руб.)
(руб.)
Можно сделать вывод, что за счет увеличения выпуска продукции, себестоимость снизилась на 24,2 руб. (т.е. на 8%), за счет увеличения постоянных затрат- увеличилась на 30,9 руб., а за счет переменных- на 3,3 руб.
Используя данные таблицы, произведем расчет влияния факторов на изменение себестоимости творога зерненного «Славянские традиции»:
Таблица 2.6 -
Себестоимость творога
Показатель |
Значение показателя |
Изменение | |
T0 (план 2012) |
T1 (план 2012) | ||
Объем производства, шт. |
- |
1456000 |
1456000 |
Сумма постоянных затрат, тыс.руб. |
- |
424860,8 |
424860,8 |
Сумма переменных затрат на единицу продукции, руб. |
- |
617,2 |
617,2 |
Себестоимость 1 шт., руб. |
- |
910 |
910 |
Источник: (по данным предприятия)
(руб.)
(руб.)
(руб.)
(руб.)
(руб.)
(руб.)
Учитывая то, что в предыдущем году зерненный творог не производился, то на уровень себестоимости оказали влияние размер постоянных и переменных затрат.
Таблиц 2.7 - Анализ себестоимости продукции (глазированные сырки на мармеладе и зерненный творог «Славянские традиции») по статьям затрат.
Глазированные сырки на | ||||||
Статья затрат |
Затраты на единицу продукции, руб. |
Структура затрат, % | ||||
t0 (план |
t1 (факт) |
Δ |
t0 (план) |
t1 (факт 2011) |
Δ | |
Сырье и материалы |
116,28 |
121,37 |
+5,07 |
36,00 |
36,44 |
+0,44 |
Топливо и энергия |
36,34 |
39,73 |
+3,39 |
11,25 |
11,93 |
+0,68 |
Зарплата производственных рабочих |
62,6 |
61 |
-1,6 |
19,38 |
18,33 |
-1,05 |
Отчисления на социальные нужды |
24,2 |
24,2 |
0 |
7,50 |
7,27 |
-0,23 |
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования |
31,5 |
32,9 |
+1,4 |
9,75 |
9,89 |
+0,14 |
Общепроизводственные расходы |
21,8 |
19,2 |
-2,6 |
6,75 |
5,78 |
-0,97 |
Общехозяйственные расходы |
18,15 |
17,45 |
-0,7 |
5,62 |
5,24 |
-0,38 |
Потери от брака |
- |
2,26 |
+2,26 |
- |
0,68 |
+0,68 |
Прочие производственные расходы |
6,07 |
6,66 |
+0,59 |
1,88 |
2,00 |
+0,12 |
Коммерческие расходы |
6,04 |
8,13 |
+2,09 |
1,87 |
2,44 |
+0,57 |
Итого |
323 |
333 |
+10 |
100 |
100 |
- |
В том числе переменные |
226,1 |
229,4 |
+3,3 |
70 |
68,9 |
- |
Источник: (по данным предприятия)
Данные по таблице вычислялись при помощи таблицы 2.5. Известна общая сумма расходов на единицу продукции и удельный вес данной статьи затрать в процентах. Например, показатель по сырью и материалам:
Плановый на 2012 (9 мес):
323 (себестоимость на 1 единицу)/100*36% (удельный вес данной статьи затрат) = 116,28
Фактически на 2011 (9 мес):
333/100*36,44=121,37.Аналогичн
Приведенные данные показывают, что рост затрат произошел практически по всем статьям, за исключением общепроизводственных, общехозяйственных расходов и зарплаты производственных рабочих. Особенно выросли материальные затраты и расход энергии на технологические цели.
В связи с политико-экономической ситуацией в республике, улучшением материального благосостояния населения, стабильной работой предприятий и широким ассортиментом выпускаемой продукции, конкуренция растет с каждым днем все больше. И теперь рынок переходит от «рынка продавца» к «рынку покупателя». Это говорит о том, что предприятие- изготовитель должно очень строго отслеживать качество выпускаемой продукции, постоянно расширять ассортимент, удивлять новыми оригинальными видами продукции, красочной, стильной упаковкой. В целом увеличение объема продаж в 2011 году планируется осуществить за счет еще более гибкой ценовой политики предприятия, разработки и ввода в производство новых видов продукции, постоянном удержании на высоком уровне качества выпускаемой продукции. Данный курс развития предприятия будет базироваться именно на данной маркетинговой политике и в последующие пять лет.
Службой маркетинга ОАО «Борисовский молочный комбинат»проводится систематический анализ деятельности конкурентов. В ходе анализа изучается ассортиментная политика, уровень спроса потребителей, ценовая политика, вид и качество продукции предприятий- конкурентов. Изучив положительные и отрицательные стороны конкурентов, маркетинговая служба предприятия выделяет наиболее опасных для предприятия: ОАО «Савушкин продукт», УП «Гормолзавод №3», г. Минск, ОАО «Гормолзавод №2», г. Минск.
Кроме названных выше предприятий конкуренцию ОАО «Борисовский молочный комбинат»составляют молочные заводы некоторых областных и районных городов Республики Беларусь, которые поставляют свою продукцию в г. Минск для расширения рынка сбыта.
Информация о работе Себестоимость как объективная экономическая категория