Себестоимость как объективная экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявить пути снижения себестоимости продукции.
Задачи курсовой работы:
- показать экономическую сущность себестоимости;
- показать основные аспекты планирования себестоимости;
- показать основные факторы себестоимости продукции;
- выявить пути снижения себестоимости продукции на предприятии.

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИ1.doc

— 363.00 Кб (Скачать файл)

Увеличение экспорта в 2012 году позволит получить приток валютных средств, которые будут направлены на техническое перевооружение предприятия.

ОАО «Борисовский молочный комбинат»- это динамично развивающееся предприятие, обладающее передовыми технологиями и новейшим оборудованием. Специалисты предприятия высококвалифицированы, проходят обучение за рубежом. Налажена работа по изучению и внедрению мирового опыта данной отрасли. Продукция ОАО «Борисовский молочный комбинат»имеет хорошую репутацию и пользуется успехом на рынке.

На предприятие поступает  в среднем 230 тонн молока в сутки. Предполагается, что в ближайшие  год- два объемы поставок сырья не изменятся, и будут находиться в  этих же пределах.

Таблица 2.2 -  Удельный вес продукции в общем товарном объеме

 

Сметана

11,2%

  Творог жирный

8,8%

Молоко

6,4%

Кефир

5,5%

Сырки

8,2%

Сырки глазированные

28,7%

Массы жирные

3,3%

Йогурт

 

 

1,9%

 

 

 

 

          Творог нежирный

4,0%

          Творожные десерты

6,7%

          Сыр  плавленый

1,3%

          Майонез

1,4%

          Напитки из сыворотки    

0,8%

          Масло «Крестьянское»        

6,8%


Источник: (по данным предприятия)

 

Из таблицы 2.2 видно, что  наибольший процент продаж приходится на сырки глазированные, именно поэтому мы и будем использовать данную товарную позицию как показательную для проекта  снижения себестоимости. Также большой процент продаж приходится на сметану, творог жирный, молоко, кефир и сырки как на товары первой необходимости.

Финансовые показатели деятельности предприятия представлены в таблице 2.3

Таблица 2.3 -Финансовые показатели работы предприятия за 2010-2011гг.

 

 

2010год

2011год

%

Выручка от реализации, млн. руб

58825

64643

110

Себестоимость РП, млн. руб

36309

38124

105

Прибыль от реализации продукции, млн. руб

3920

4508

115

Прочая прибыль

В том числе

     

Внереализац.прибыль, млн. руб

56,4

66

117

Балансовая  прибыль, млн. руб

4041

4526

112

Рентабельность  производства %

6,96

7,1

102

Налоги из прибыли, млн. руб

17797

19043

107

Прибыль остающ. в распоряж. предпр., млн. руб

Из нее:

1762

2130

121

В фонд накопления и пополнения

СОС

814

1001

123

В фонд потребления

895

1065

119

Создание  резервного фонда

53

64

121


Источник: (по данным предприятия)

 

По таблице 2.3 можно сделать вывод. В целом все показатели увеличились с 2010 по 2011 год., что связано с увеличением прибыли. Однако увеличение показателей прибыли предприятия повлекло за собой и увеличение показателей расходов. Так, количество выплачиваемых налогов из прибыли выросло на 7%, количество отчисления в фонд потребления также увеличилось на 19%.

Фонд накопления и пополнения СОС забирает 47% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, 50% направляется в фонд потребления, незначительная часть идет на создание резервного фонда — 3%.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что в 2011 году реализовано продукции на сумму 16170 млн.руб. Из них прочая реализации составила 5,1%; экспорт- 2,66%.

В целом рост показателей, как положительных  (прибыль), так  и отрицательных произошло за счет увеличения выручки на 10%, так как все перечисленные показатели напрямую зависят от реализации.

Проанализируем транспортные расходы на поставку продукции, так  как стоимость данных расходов также  включается в себестоимость.

 

Таблица 2.4 - Транспортные расходы по доставке продукции на регионы за 2011г.

 

Выручка от реализации за рейс, тыс. руб.

Затраты на 1 рейс, тыс. руб.

Прибыль от реализации за рейс, тыс. руб.

Гомель

702,705

687,705

15,000

Гродно

492,500

529,016

-36,516

Витебск

7692,230

749,230

20,000

Могилев

696,670

677,212

19,458

Брест

488,750

481,096

7,654

Полоцк-Новополоцк

506,250

493,068

13,182


Источник: (по данным предприятия)

 

Анализируя таблицу 2.4 можно сделать вывод, что наиболее затратным является витебское направления, но именно Витебский регион приносит максимальную прибыль, соответственно данное направление можно рассматривать как ключевое.Также неплохими с точки зрения прибыли и соотношения с транспортными расходами можно считать Гомельское, Могилевское и Полоцкое направления. Остальные, на мой взгляд, особенно Гродненское , нужно пересмотреть как нерентабельные.

В целом увеличение объема продаж в 2012 году планировалось осуществить за счет еще более гибкой  ценовой политики предприятия, разработки и ввода в производство новых видов продукции,  постоянном удержании на высоком уровне качества выпускаемой продукции. Данный курс развития предприятия будет базироваться именно на данной маркетинговой политике и в последующие  пять лет.

 

Таблица 2.5 - Исходные данные для анализа себестоимости продукции (глазированные сырки с мармеладом) (2012 – 9 месяцев)

Показатель

Значение показателя

Изменение

T0 (план 2012)

T1 (факт 2012)

Объем производства, шт.

1500000

2000000

500000

Сумма постоянных затрат, тыс.руб.

145350

207200

61850

Сумма переменных затрат на единицу продукции, руб.

226,1

229,4

3,3

Себестоимость 1 шт., руб.

323

333

10


Источник: (по данным предприятия)

 

Произведем расчет влияния факторов на изменение себестоимости глазированных сырков с мармеладом методом цепной подстановки:

(руб.)

(руб.)

(руб.)

(руб.)

(руб.)

(руб.)

(руб.)

(руб.)

Можно сделать вывод, что за счет увеличения выпуска продукции, себестоимость снизилась на 24,2 руб. (т.е. на 8%), за счет увеличения постоянных затрат- увеличилась на 30,9 руб., а  за счет переменных- на 3,3 руб.

Используя данные таблицы, произведем  расчет влияния факторов на изменение себестоимости творога зерненного «Славянские традиции»:

 

Таблица 2.6 -  Себестоимость творога зернистого «Славянские традиции» (2012 – 9 месяцев)

Показатель

Значение показателя

Изменение

T0 (план 2012)

T1 (план 2012)

Объем производства, шт.

-

1456000

1456000

Сумма постоянных затрат, тыс.руб.

-

424860,8

424860,8

Сумма переменных затрат на единицу продукции, руб.

-

617,2

617,2

Себестоимость 1 шт., руб.

-

910

910


Источник: (по данным предприятия)                                                                                                                  

(руб.)

(руб.)

(руб.)

(руб.)

(руб.)

(руб.)

Учитывая то, что в  предыдущем году зерненный творог не производился,  то на уровень себестоимости  оказали влияние размер  постоянных и переменных затрат.

 

        Таблиц 2.7 - Анализ себестоимости продукции (глазированные сырки на мармеладе и зерненный творог «Славянские традиции») по статьям затрат.

        Глазированные сырки на мармеладе

 

 

Статья затрат

Затраты на единицу продукции, руб.

Структура затрат, %

t0 (план

t1 (факт)

Δ

t0 (план)

t1 (факт 2011)

Δ

Сырье и материалы

116,28

121,37

+5,07

36,00

36,44

+0,44

Топливо и энергия

36,34

39,73

+3,39

11,25

11,93

+0,68

Зарплата производственных рабочих

62,6

61

-1,6

19,38

18,33

-1,05

Отчисления на социальные нужды

24,2

24,2

0

7,50

7,27

-0,23

Расходы на содержание и  эксплуатацию оборудования

31,5

32,9

+1,4

9,75

9,89

+0,14

Общепроизводственные  расходы

21,8

19,2

-2,6

6,75

5,78

-0,97

Общехозяйственные расходы

18,15

17,45

-0,7

5,62

5,24

-0,38

Потери от брака

-

2,26

+2,26

-

0,68

+0,68

Прочие производственные расходы

6,07

6,66

+0,59

1,88

2,00

+0,12

Коммерческие расходы

6,04

8,13

+2,09

1,87

2,44

+0,57

Итого

323

333

+10

100

100

-

В том числе переменные

226,1

229,4

+3,3

70

68,9

-


          Источник: (по данным предприятия) 

 

        Данные по таблице вычислялись при помощи таблицы 2.5. Известна общая сумма расходов на единицу продукции и удельный вес данной  статьи затрать в процентах. Например, показатель по сырью и материалам:

Плановый на 2012 (9 мес):

323 (себестоимость на 1 единицу)/100*36% (удельный вес данной статьи затрат) = 116,28

Фактически на 2011 (9 мес):

333/100*36,44=121,37.Аналогично рассчитываем по всем строкам таблицы. Примечательно, что с ростом затрат на производство, показатели выручки и прибыли (как следствие) тоже выросли. Это произошло из-за больщего количества произведенной и реализованной продукции (табл. 2.5)

           Приведенные данные показывают, что рост затрат произошел практически по всем статьям, за исключением общепроизводственных, общехозяйственных расходов и зарплаты производственных рабочих. Особенно выросли материальные затраты и расход энергии на технологические цели.

В связи с политико-экономической ситуацией в республике, улучшением материального благосостояния населения, стабильной работой предприятий и широким ассортиментом выпускаемой продукции, конкуренция растет с каждым днем все больше. И теперь рынок переходит от «рынка продавца» к «рынку покупателя».  Это говорит о том, что предприятие- изготовитель должно очень строго отслеживать качество выпускаемой продукции, постоянно расширять ассортимент, удивлять новыми оригинальными видами продукции,  красочной, стильной упаковкой. В целом увеличение объема продаж в 2011 году планируется осуществить за счет еще более  гибкой  ценовой политики предприятия, разработки и ввода в производство новых видов продукции,  постоянном удержании на высоком уровне качества выпускаемой продукции. Данный курс развития предприятия будет базироваться именно на данной маркетинговой политике и в последующие  пять лет.

Службой маркетинга ОАО «Борисовский молочный комбинат»проводится систематический анализ деятельности конкурентов. В ходе анализа изучается ассортиментная политика, уровень спроса потребителей, ценовая политика, вид и качество продукции предприятий- конкурентов. Изучив положительные и отрицательные стороны конкурентов,   маркетинговая служба предприятия выделяет наиболее опасных для предприятия: ОАО «Савушкин продукт», УП «Гормолзавод №3», г. Минск, ОАО «Гормолзавод №2», г. Минск.

Кроме названных выше  предприятий конкуренцию ОАО «Борисовский молочный комбинат»составляют молочные заводы некоторых областных и районных городов Республики Беларусь, которые поставляют свою продукцию в г. Минск для расширения рынка сбыта.

Информация о работе Себестоимость как объективная экономическая категория