Система управления региональными инвестиционными проектами на основе интеграционного подхода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 02:55, реферат

Краткое описание

Переход России от централизованной экономики к рыночной ведёт к смене отношений собственности, механизма хозяйствования, системы экономических интересов. Это определяет необходимость создания условий для структурной перестройки экономики и поиска эффективных механизмов вливания инвестиционных средств в реальное производство.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РОСТЕ РФ 6
1.1 Теоретические аспекты инвестиционной стратегии 6
1.2 Инвестиционный потенциал РФ 18
2 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ 93
2.1 Система управления региональными инвестиционными проектами на основе интеграционного подхода 93
2.2 Выбор формы поддержки приоритетных региональных инвестиционных проектов органами управления региона 100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

Главная задача инвестиционного сотрудничества заключается в эффективном использовании инвестиционного потенциала региона, в том числе финансового и ресурсного. В качестве примера применения принципа инвестиционного сотрудничества и использования финансового потенциала, можно привести решение организации "Деловая Россия" о создании по всей России сети специализированных агентств по инвестициям в государственные "точечные проекты" с в до левым участием государства, бизнес-ассоциаций, уполномоченных банков, других финансово-кредитных учреждений, иностранных и российских инвесторов. Иными словами, инвесторами, предоставляющими финансирование, "могут быть все, у кого есть деньги", ко-

торые под государственным руководством можно было бы направить в "нужные" проекты, "структурные реформы", на "масштабное стимулирование развития отечественного производства, малого и среднего бизнеса".

В то же время, по мере роста эффективности использования ресурсного потенциала (земли, труда, капитала, предпринимательских способностей и т.д.) и вовлечения ранее не задействованных ресурсов, будет расти их отдача. Параллельно этому процессу предполагается рост доходов населения и увеличение объемов совокупного спроса. Такое развитие событий возможно в экономике рыночного типа при условии существования высокого уровня доверия населения и бизнеса к региональной политике. В этом случае, возможно повышение совокупного предложения в результате снижецря издержек производства и одновременно увеличение совокупного спроса. Предполагается, что именно при таком развитии событий возможно осуществление идеи инвестиционного сотрудничества. Н^ншнемутшенщо^ инвестиционное сотрудничество может быть дополняющим элементом в совокупности факторов, обеспечивающих экономический рост в региональных социально-экономических системах.

3.2 Выбор формы поддержки  приоритетных региональных инвестиционных  проектов органами управления  региона

Деятельность органов управления региона неразрывно связана с региональной инвестиционной деятельностью, и должна быть направлена на формирование оптимальной структуры хозяйственного комплекса, обеспечивающей повышение качества жизни населения, проживающего на его территории. Достижение этой цели во многом зависит от методов и подходов, применяемых в процессе оценки и отбора инвестиционных проектов, актуальных для конкретного региона.

Выбор инвестиционного проекта предлагается проводить путем сравнения альтернатив по следующему набору критериев: рентабельности, возможным рынкам сбыта, первоначальным средствам, производственному риску, инвестиционному риску. При этом первые три критерия условно относят к группе "прибыль", последние два составляют группу "риск".

Особое место среди многочисленных факторов, влияющих на социально-экономическое развитие РСЭС, занимает стратегия ее развития. Наличие в регионе отчетливо сформулированной стратегии развития повышает его инвестиционную привлекательность, равно как наличие стратегии развития фирмы увеличивает ее рыночную стоимость. Только на основе стратегии развития можно определить "точки роста", которые в первую очередь нуждаются в инвестициях как за счет бюджетных, так и внебюджетных средств.

Стратегия развития выступает в качестве доминирующего ориентира для каждого из обладающего инвестиционными ресурсами хозяйствующего субъекта, который определяет для себя возможные направления и объекты их вложения. Именно поэтому стратегия развития является определяющим критерием выбора региональных инвестиционных проектов. Данный вывод производится путём экспертной оценки региональных инвестиционных проектов на основе иерархической модели выбора приоритетного регионального инвестиционного проекта для внедрения по группам

критериям. Для этого на I этапе формулируется проблема, включая четыре подпроблемы: сравнение альтернатив по экономическим, социальным, экологическим и стратегическим группам критериев.

Второй этап - построение иерархии со следующей структурой:

  1. уровень - вершина иерархии, определяющая цель экспертизы - выбор приоритетного регионального инвестиционного проекта для внедрения;
  2. уровень - система критериев, включающая экономические, социальные, экологические и стратегические группы критериев;
  3. уровень - расшифровка содержания приведенных выше групп критериев, по которым осуществляется выбор приоритетного регионального инвестиционного проекта для внедрения путем сравнения альтернатив,
  4. уровень - собственно региональные инвестиционные проекты (строительство агротехнического центра, строительство нефтеперерабатывающего завода, установка томографа для медицинской диагностики населения).

Сравнение приоритетов альтернатив (инвестиционных проектов) по четырем группам критериев выбора проводится на основе методики анализа отношения приоритетов альтернатив (Приложение-Е).

По инвестиционному проекту установки томографа для медицинской диагностики населения наибольшее значение имеет отношение приоритетов по усредненным показателям группы социальных критериев к приоритетам группы экономических критериев (2,667), причем по двум другим инвестиционным проектам значение практически одинаково (2,577 и 2,560 соответственно).

По инвестиционному проекту строительства нефтеперерабатывающего завода наибольшее значение имеет отношение приоритетов по усредненным показателям группы „ социальных критериев к приоритетам группы экологических критериев (2,792), причем этот показатель на 41,6% превышает показатель по инвестиционному проекту установки томографа (1,971) и в 2,7 раза больше значения этого показателя по инвестиционному проекту

строительства агротехнического центра (1,024).

По инвестиционному проекту строительства агротехнического центра наибольшее значение имеет отношение приоритетов по усредненным показателям группы социальных критериев к приоритетам группы стратегических критериев (2,844), причем показатель отношения приоритетов этих двух групп на 46,3% превышает показатель по инвестиционному проекту установки томографа (1,943) и на 95,1% больше этого показателя по инвестиционному проекту строительства нефтеперерабатывающего завода (1,457).

Важно подчеркнуть, что по оценке экспертов стратегические

Ф*"

приоритеты занимают ведущее место в иерархии критериев, заметно опережая экономические. Значения отношения приоритетов по усредненным показателям группы стратегических критериев к приоритетам группы экономических критериев по инвестиционным проектам установки томографа и строительства нефтеперерабатывающего завода составили 1,373 и 1,769 соответственно, то есть по этим проектам стратегические критерии превышают экономические на 37,3 и 76,9% соответственно, за исключением выбранного экспертами инвестиционного проекта строительства агротехнического центра, где усредненные показатели группы стратегических критериев по отношению к усредненным показателям группы экономических критериев на 10% ниже.

Таким образом, стратегия развития (наибольший показатель приоритетности 1,917 даже по отношению к экологическим критериям по инвестиционному проекту строительства нефтеперерабатывающего завода) является одним из определяющих критериев выбора инвестиционных проектов, наиболее перспективных для области.

Стратегия развития также может быть использована в качестве критерия при решении вопроса о поддержке конкретных приоритетных региональных инвестиционных проектов со стороны органов управления региона при выборе эффективной формы их поддержки. Другим важный, на наш взгляд, критерием, который целесообразно использовать для решения вопроса о поддержке конкретных региональных инвестиционных проектов со стороны органов управления региона, является критерий обеспечения инвестиционными проектами эффекта мультипликации. Чем больше кооперационных связей обеспечивает определенный региональный инвестиционный проект, чем длиннее их цепь и шире охват, тем больше у него шансов не только быть замеченным, но и получить адекватную мультипликативному эффекту поддержку со стороны органов управления региона в виде бюджетного финансирования, предоставления различных льгот и других.

Для этого используется модель выбора эффективной формььподдержки приоритетного регионального инвестиционного проекта органами управления региона, которая имеет четыре уровня (Приложение Ж):

  1. уровень (фокус иерархий) - выбор\ эффективной формы поддержки приоритетного регионального инвестиционного проекта;
  2. уровень - критерии, определяющие форму поддержки (критерии соответствия регионального инвестиционного проекта стратегиям развития страны (СРС) и региона (СРР), а также обеспечения проектом мультипликативного эффекта (МЭ));
  3. уровень - одиннадцать факторов, поясняющих содержание трех ниженазванных критериев;

В итоге с помощью предложенной системы оценки выбран инвестиционный проект строительства агротехнического центра. Эффективная форма поддержки реализации данного инвестиционного проекта органами управления региона предполагается в виде частичной поддержки за счет региональных бюджетных средств, поскольку, в конечном счете, можно рассчитывать на то, что этот проект способен обеспечить мультипликативный эффект.

Таким образом, выбор приоритетного регионального инвестиционного проекта и выбор эффективной формы его поддержки должны базироваться на основе таких критериев, как стратегия развития (ключевая стратегия, то есть максимально приближенная стратегия к происходящим событиям в социально-экономической системе в конкретный период времени) и обеспечение инвестиционным проектом эффекта мультипликации.

Другими словами, в настоящее время приоритетными для реализации в Орловской области являются инвестиционные проекты, соответствующие стратегии развития региона, однако поддержку органы управления региона должны оказывать только тем из них, которые обеспечивают максимальную отдачу в виде мультипликативного эффекта. Кроме того, поскольку выявлено, что при выборе инвестиционных проектов приоритетными являются также и социальные критерии, то можно заключить, что экспертами была учтена главная цель развития области - устойчивое улучшение качества жизни населения области, что полностью отражает положение ст. 7.1 Конституции РФ, в Соответствии с которой Российская Федерация представляет собой "социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время создание условий для устойчивого экономического развития России невозможно без мобилизации значительных инвестиционных ресурсов. И одним из самых важных индикаторов экономической ситуации и перспектив развития России является состояние инвестиционного потенциала, формирующего инвестиционную стратегию развития страны. Инвестиционная стратегия - единая высокоинтегрированная система, состоящая из различных аспектов, неразрывно связанных между собой для достижения главной цели социально-экономического развития страны.

Влияние инвестиционной активности на реализацию долгосрочной стратегии развития - в этом заключается одна из важнейших проблем обеспечения условий экономического роста. От того, как она решается, во

V.

многом зависит эффективность производства, рыночного хозяйствования и его механизма, устранение дефицита инвестиционных ресурсов, модернизация и обновление производственных мощностей. Инвестиционная активность как фактор экономического роста характеризуется потенциальными возможностями экономики в области воспроизводства и обновления основных фондов с учетом приоритетов и форм реализации инвестиций. Она достигается посредством увеличения инвестиционных ресурсов, их более эффективного использования в приоритетных отраслях производства и услуг, социальной сферы. Поэтому экономический рост при сегодняшнем уровне промышленной индустрии России требует крупных инвестиций при многократном повышении их эффективности.

Инвестиционная привлекательность России зависит от многих экономических показателей. Источником выводов о состоянии инвестиционного климата России служат показатели объема инвестиций в основной капитал, темпа роста физического объема инвестиций в основной капитал и объема иностранных инвестиций в экономику страны.

Темп прироста объема инвестиций в основной капитал не высокий и

составляет в период 2003-2005 гк 12,5; 11,7; 10,7% соответственно. Объем инвестиций в основной капитал в 2©р5 г составил 3534,0 трлн. руб., объем иностранных инвестиций в Россию - 53&51 млн. долл. США.

На формирование .инвестиционной ситуации существенное влияние оказывают структурные факторы. Характерны в этом плане тенденции к повышению доли капиталовложений предприятий и организаций различной организационно-правовой формы хозяйствования. Так, за период с 2000 по 2005 годы инвестиции в отрасли, произвбдящие товары увеличились на 3,4% и составили в 2005 г. - 48,7%, а инвестиции в отрасли, оказывающие рыночные и нерыночные услуги увеличились на 4,4% и составили 54,7% от общего объема инвестиций.

Изменения в инвестиционной ситуации в России периода реформ 2000-2005 годов сопровождались также существенными изменениями в структуре источников финансирования инвестиций, что выразилось, прежде всего, в резком сокращении удельного веса государственного сектора в общем объеме капиталовложений. В 2003 году доли прибыли и амортизации в структуре инвестиций по источникам финансишвани^составд^ J,7,8 и ^4,2%^

соответственно, к 2(ЮД4^ос^црли-аэавнялись. й^Л^МЯ^^'^^   

Состояние инвестиционной сферы 0 страны характеризуется

к Г Л . РQ<MQtJM)iij?

изменениями, происходящими в ней, различиями в динамике и качестве инвестиций, которые определены особенностями, спецификой субъектов РФ, подходом к управлению инвестиционной деятельностью в них.

Информация о работе Система управления региональными инвестиционными проектами на основе интеграционного подхода