Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 02:55, реферат
Переход России от централизованной экономики к рыночной ведёт к смене отношений собственности, механизма хозяйствования, системы экономических интересов. Это определяет необходимость создания условий для структурной перестройки экономики и поиска эффективных механизмов вливания инвестиционных средств в реальное производство.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РОСТЕ РФ 6
1.1 Теоретические аспекты инвестиционной стратегии 6
1.2 Инвестиционный потенциал РФ 18
2 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ 93
2.1 Система управления региональными инвестиционными проектами на основе интеграционного подхода 93
2.2 Выбор формы поддержки приоритетных региональных инвестиционных проектов органами управления региона 100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Создание условий для устойчивого развития России невозможно без ориентации на использование достижений научно-технического потенциала. Важнейшей задачей региональной научно-технической политики является рациональное сочетание целей. научно-технического и социально-экономичесцрго развития. В этой связи научно-техническая политика должна быть в значительной степени ориентирована на удовлетворение потребностей жителей региона, повышение качества их жизни, так как по самой своей сути она тесно связана с решением социально-
(IPAAAtiAf&L 108
экономических проблем населения, на создание и производство
конкурентоспособной продукции по критериям мирового рынка.
Структурные преобразования экономики и ориентация на
производство высокоэффективной конкурентоспособной продукции требуют
совершенствования управления структурно-инвестиционной деятельностью
на всех уровнях: федеральном уровне, региональном уровне, на уровне
хозяйствующего субъекта.
Целенаправленное и комплексное развитие регионов, обеспечение
структурных преобразований промышленности требует согласования
общерегиональных целей и интересов потенциальных инвесторов (как
отечественных, так и зарубежных). #
Орловская область, входящая в регионы ЦФО имеет низкий
инвестиционный потенциал и занимает 58 место, однако по рейтингу
инвестиционного риска находится на 5 мёсте среди регионов России.
Причинами низких значений инвестиционного потенциала в данном
регионе являются низкие уровни институционального, природно-ресурсного,
производственного и потребительского потенциалов.
Хозяйственный комплекс области представляет собой
многоотраслевое производство, внутри которого ведущими являются
промышленность и сельское хозяйство.
Одним из ключевых показателей экономического развития является
валовой региональный продукт (ВРП), характеризующий производство
добавленной стоимости во всех отраслях экономики. В 2005 г. рост ВРП в
области к уровню 2004 г. составил более ! 06,3 %.
Промышленность области обладает достаточно многопрофильным
производственным потенциалом, что является позитивным с точки зрения ее
последующей диверсификации и играет ведущую роль в социально-
экономическом развитии Орловского региона^
В целом 2005 г. характеризуется положительной динамикой
макроэкомических показателей с замедлением темпов их прироста.
Ежегодный рост объемов инвестиций в основной капитал, направляемых на развитие экономики^ составляет в среднем 6-8%, что свидетельствует о стабильности инвестиционной привлекательности области. В 2005 году средства, направленные на инвестиции в экономику и социальную сферу Орловской области, составили 8595,7 млн. рублей.
В структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования при постоянном уменьшении доли бюджетных средств наблюдался рост кредитных ресурсов банков и собственных средств предприятий, что обусловлено реализацией на территории области крупных инвестиционных проектов. Бюджетное финансирование коммерческих инвестиционных проектов приоритетных отраслей экономики Орловской области осуществлялось косвенным образом в виде предоставления налоговых льгот и гарантий.
Поступление прямых иностранных инвестиций в экономику области в 2005 году (по оценочным данным) составило 20 млн. долл. США.
Финансовые возможности Орловской области могли бы быть значительно выше, если бы не факторы, влияющие на уменьшение величины инвестиционного потенциала, среди которых: выбытие основных фондов; снижение прибыли хозяйствующих субъектов; недостаточное использование средств государственных и коммерческих банков, инвестиционных и пенсионных фондов, а также свободных средств населения.
Таким образом, степень использования инвестиционного потенциала Орловской области невысока. Тот • факт, что непосредственно в инвестиционный процесс вовлекалось около трети возможных финансовых ресурсов, находящихся на ее территории, позволяет сделать следующий вывод: даже при сравнительно скромных внутренних инвестиционных возможностях Орловская область способна успешно решать задачи функционирования и развития экономики региона, что характерно также и для большинства регионов России.
Наличие в регионе стратегии социально-экономического развития является одним из элементов инвестиционного потенциала региона.
Управление инвестиционной деятельностью, в частности инвестиционными проектами связано с необходимостью включения инвестиционных проектов в региональные целевые программы в соответствии со стратегией развития региона.
Следует отметить, что подход к управлению региональными инвестиционными проектами должен быть интеграционным при соблюдении стремления к достижению общей цели - устойчивого развитие региону Поскольку/ региональные инвестиционные проекты являются основным элементом регионального инвестиционного процесса. jup*
Выбор инвестиционного проекта предлагается проводить путем сравнения альтернатив по следующему набору критериев: рентабельности, возможным рынкам сбыта, первоначальным средствам, производственному риску, инвестиционному риску.
Эффективное управление инвестиционной деятельностью на региональном уровне и, в частности, управление региональными инвестиционными проектами, является ключевым элементом устойчивого развития региональной социально-экономической системы (РСЭС)
Используя целостную систему управления инвестиционными проектами в регионе на основе интеграционного подхода, органы управления региона получают возможность повысить эффективность решения вопросов организации регионального инвестиционного процесса, участниками которого являются многочисленные субъекты хозяйствования, осуществляющие свою деятельность на территории региона. Поэтому, управление инвестиционными проектами в регионе на основе интеграционного подхода должно осуществляться с позиций инвестиционного сотрудничества органов управления региона, интегрированных структур, предприятий и населения данной территории при ведущей роли органов государственного управления.
В настоящее время приоритетными для реализации в Орловской области являются инвестиционные проекты, соответствующие стратегии развития региона, однако поддержку органы управления региона должны оказывать только тем из них, которые обеспечивают максимальную отдачу в виде мультипликативного эффекта.
Поэтому для обеспечения структурной перестройки и устойчивого социально-экономического развития Орловской области, прежде чем выбрать приоритетный инвестиционный проект для последующей его поддержки органами управления региона необходимо систематизировать инновационно-инвестиционные проекты, основываясь стратегией развития области.
Список литературы
22. Федеральный Закон
«Об инвестиционной
1 Современная экономика. Учебный курс. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998 - 672 с.