Совершенствование системы организации заработной платы и материального стимулирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ действующей системы оплаты труда на предприятии и разработка предложений по ее совершенствованию.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность и значение стимулирования оплаты труда персонала;
изучить основные формы и системы оплаты труда;
сформулировать представление о значении, методах и формах стимулирования труда;
описать зарубежный опыт стимулирования труда;
провести анализ системы оплаты труда предприятия ОАО «Павловский завод им.Кирова»;
разработать предложения по совершенствованию системы стимулирования труда ОАО «Павловский завод им.Кирова»

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы организации оплаты труда в современных условиях

Сущность и значение оплаты труда
Основные формы и системы оплаты труда
Сущность значение и формы стимулирования труда
Зарубежный опыт стимулирования труда
Глава 2. Анализ и формирование системы стимулирования труда на ОАО «Павловский завод им. Кирова»

2.1 Общая характеристика предприятия

2.2 Расчет заработка работника предприятия

2.3 Рекомендации по совершенствованию системы стимулирования труда
Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая экономика труда.docx

— 470.88 Кб (Скачать файл)

 , (1.6)

где Ппр - процент премии за выполнение показателей премирования

- Косвенно-сдельная применяется для оплаты труда вспомогательных рабочих (наладчиков, комплектовщиков и др.). Размер их заработка определяется в процентах от заработка основных рабочих, труд которых они обслуживают:

,(1.7)

 где Тс - тарифная ставка, руб. и коп.

        Q - нормируемый объем основных работ косвенного работника, которых обслуживает косвенный сдельщик

- Аккордная – когда совокупный заработок определяют за выполнение тех или иных стадий работы или за полный комплекс выполняемых работ. Разновидностью аккордной формы является оплата труда работников, которые не состоят в штате предприятия и выполняют работы по заключенным договорам гражданско-правового характера. Аккордная оплата труда стимулирует выполнение всего комплекса работ с меньшей численностью работающих и в более короткие сроки.

2.Бестарифная система оплаты труда

При бестарифной системе оплаты труда заработная плата всех работников предприятия от директора до рабочего представляет собой долю (коэффициент) работника в фонде оплаты труда (ФОТ) или всего предприятия, или отдельного подразделения. Определив на каждого работника (рабочее место) конкретное значение его коэффициента, можно рассчитать размер заработной платы по следующей формуле:

                                          , (1.8)

где Ki - коэффициент  -го работника

∑ Ki -  сумма коэффициентов по всем работникам

ФОТ — объем средств, выделенных на оплату труда

При определении конкретной величины   для каждой группы работников разрабатываются свои критерии. В этих условиях фактическая величина заработной платы каждого работника зависит от ряда факторов:

  • квалификационного уровня работника;

  • коэффициента трудового участия (КТУ);

  • фактически отработанного времени.

 

      1.  Сущность значение и методы стимулирования труда

 

Организация труда и управление персоналом − многоплановые процессы. Они включают такие элементы, как наем и расстановка работников, распределение среди них обязанностей, подготовка и переподготовка кадров, стимулирование труда, совершенствование его организации.

Таким образом, стимулирование труда работников является одной из составляющих управления персоналом. Без грамотной организации стимулирования работников невозможны рост прибыли предприятия и его конкурентоспособность на рынке. Понятие "стимулирование труда работников" вытекает из необходимости роста прибыли предприятия как конечного финансового результата его деятельности. Прибыль предприятия выступает как оценочный и фондообразующий показатель. На основе полученной прибыли формируются материальные фонды стимулирования работников. В то же время понятие "стимулирование" не ограничивается только материальным фактором, а включает в себя и другие формы.

Итак, как нам представляется, "стимулирование труда работников" есть меры, направленные на повышение прибыли предприятия за счет повышения эффективности и качества труда наемных работников.

          Понятие стимулирования связано  с понятием производственного  коллектива. Производственный коллектив  и каждый его член являются объектами стимулирования. При управлении производственным коллективом основное внимание должно уделяться организации трудового процесса и стимулированию работников. Организации управления производственным коллективом должно предшествовать четкое формулирование стоящих перед ним задач, главными из которых являются производство продукции, работ, услуг и реализация на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов работников и интересов предпринимателя-собственника имущества предприятия, организация стимулирования работников по результатам выполненной работы [4].

Стимулирование направлено на увеличение объема, расширение ассортимента, повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции с учетом достижений научно-технического прогресса. В свою очередь, эффективная и качественная работа влечет за собой снижение себестоимости и повышение рентабельности производства, что дает возможность дополнительно материально поощрить наемных работников.

Производительность труда работников определяется не только усилиями самого работника, но и зависит от других причин: ввода новой техники и технологии, применения новых видов сырья и материалов, внедрения более совершенных форм организации производства и труда. Эффективность же труда работников целиком зависит от них самих, от их личных качеств и способностей при прочих равных условиях [5].

На сегодняшний день важно восстановить роль материального стимулирования на предприятии. Сущность стимулирования труда работников заключается в следующем:

1)   это стимулирование высоких трудовых показателей работников;

2)   это формирование определенной линии трудового поведения работника, направленной на процветание организации;

3)   это побуждение работника к наиболее полному использованию своего физического и умственного потенциала в процессе осуществления возложенных на него обязанностей.



Поэтому стимулирование направлено на мотивацию работника к эффективному и качественному труду, который не только покрывает издержки работодателя (предпринимателя) на организацию процесса производства, оплату труда, но и позволяет получить определенную прибыль. Тогда как полученная прибыль идет не только в карман работодателю (предпринимателю), а используется на выплату налогов в федеральный и местный бюджеты, на расширение производства. Таким образом, стимулирование труда работников не является частным делом конкретного предприятия и организации, а играет важную роль в экономическом развитии страны, в процветании национальной экономики.

В качестве стимулов в трудовых отношениях могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия или то, что он желал бы получить в результате определенных действий. Цель стимулирования - не вообще побудить человека работать, а побудить его делать лучше то, что обусловлено трудовыми отношениями. 
          Всем ясно, что важнейшим видом стимулирования является материальное (рис. 1), призванным играть ведущую роль в повышении трудовой активности работников. Этот вид состоит из материально-денежного и материально-неденежного стимулирования, последнее содержит часть социальных стимулов.

Вторым немаловажным является духовное стимулирование, которое содержит в себе социальные, моральные, эстетические, социально-политические и информационные стимулы.  Система морального и материального стимулирования труда в различных компаниях предполагает комплекс мер, направленных на повышение трудовой активности людей и как следствие повышение эффективности труда и его качества. Известный японский менеджер Л. писал: «Когда речь идет о том, чтобы предприятие двигалось вперед, вся суть в мотивации людей». 
          Все стимулы условно можно разделить на материальные и нематериальные. Соотношение их в различных компаниях значительно отличается. На большинстве фирм Западной Европы постепенно сокращается доля материального вознаграждения и увеличивается доля нематериальных стимулов. Для значительного числа российских предприятий и фирм характерны сокращения в доходах семей доли общественных фондов потребления и увеличение доли в доходах материального вознаграждения.

К материальному вознаграждению относят:

    • Заработную плату; 
    • участие в распределении прибыли;
    • премии; 
    • участие в капитале


Рис.1 Материальное стимулирование труда 
 
         Итак, заработная плата - важнейшая часть системы оплаты и стимулирования труда, один из инструментов воздействия на эффективность труда персонала

Следует отметить, что заработная плата как элемент материального стимулирования труда состоит из основной и дополнительной оплаты.            
         Моральное стимулирование труда представляет собой систему мотивационного воздействия в виде нематериального поощрения, выступающего в двух основных формах - внутреннего, и внешнего вознаграждения. 
           К формам стимулирования относятся материальное вознаграждение и дополнительные стимулы. 
          Нематериальные стимулы также приобретают значение не только потому, что ведут к социальной гармонии, но и предоставляют возможность ухода от налогов. 
           К нематериальным стимулам относятся такие основные формы, как оплата транспортных расходов, скидки на покупку товаров фирмы, медицинское обслуживание, страхование жизни, оплата временной нетрудоспособности, отпуск, пенсии и некоторые другие. 
Согласно этой классификации, все виды нематериального стимулирования могут быть разделены на три вида: корпоративно-системные; социально-психологические;социально-бытовые. 
     Классификация видов нематериального стимулирования:

  1. Корпоративно-системные
  • Организационные
  • Творческие
  • стимулирование свободным временем 
  • корпоративная культура
  • продвижение по службе
  • стимулирование обучением
  • делегирование полномочий  
  • участие в акционерном капитале
  1. Социально-психологические
  • Признание:

- личная похвала

- общественное признание

  • подарки за высокие результаты работы и творческие достижения
  • стимулирование ответственностью
  • возможность напрямую обращаться к руководству 
  • комфортное рабочее место
  • условия для релаксации
  • признание ошибок руководства
  • участие в делах муниципального образования и/или благотворительность
  1. Социально-бытовые
  • социальные льготы, не предусмотренные ТК РФ:

- жилье

- медицинское страхование

- организация питания

- организация обучения  и воспитания детей

- льготное пенсионное  обеспечение

- транспортная доступность

- предоставление  бытовых услуг

  • подарки на праздники и к дням рождения и юбилеям
  • гибкие социальные выплаты (большие или непредусмотренные законодательством) 
  • «Золотые парашюты»

Исследования показывают, что:

Основные мотивы деятельности располагаются в следующей последовательности:

Таким образом, знание настоящих мотивов человека–работника является для руководителя основополагающим, поскольку именно соотношение внутренних и внешних факторов мотивации является основой для согласования интересов сотрудника, его руководителя и компании.      Согласование интересов – наиболее важное и ценное в работе руководителя. Согласовать интересы между клиентом и компанией многие уже научились, пришло время учиться согласовывать интересы компании, руководителей и сотрудников. Из позиции согласования вырастает партнерство и внутренний клиентинг, а стиль руководства в данном случае в компании может присутствовать достаточно открытый и демократичный.[3]

С другой стороны надо помнить, что мотивы сотрудника не всегда бескорыстны в отношении компании. Есть сотрудники, пришедшие на работу с четкой установкой потребителя благ и карьерных возможностей, предоставляемых компанией. При этом основное время такие сотрудники тратят не на выполнение поставленных задач, а на корпоративные игры и «выбивание» лучших себе условий, за счет работы других менее ярких работников.

Именно карта личных мотивов сотрудника помогает сделать прозрачным для руководства причины поведения каждого сотрудника и минимизировать потери, связанные с последствиями «партизанских» действий работников против компании

 

      1.   Зарубежный опыт стимулирования труда

Из всего разнообразия моделей систем мотивации труда в рыночной экономике большинства промышленно развитых стран можно выделить как наиболее характерные японскую, американскую, французскую, английскую, немецкую, шведскую модели. [12]

 

 

Японская модель 

Характеризуется опережением роста производительности труда по отношению к росту уровня жизни населения, в том числе уровня заработной платы.

С целью поощрения предпринимательской активности государством не принимается серьезных мер по контролю за имущественным расслоением общества. Существование такой модели возможно только при высоком развитии у всех членов общества национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради благосостояния страны. Система стимулирования труда по сравнению с другими промышленно развитыми странами в Японии весьма гибкая. Традиционно она строится с учетом трех факторов: профессионального мастерства, возраста и стажа работы. Размер оклада рабочего, инженера, руководителя низшего и среднего звеньев в зависимости от этих факторов осуществляется по тарифной сетке, с помощью которой определяется оклад (условно-постоянная часть заработной платы работника) как сумма выплат по трем разделам: за возраст, за стаж работы, за квалификацию и мастерство, характеризующиеся категорией и разрядом.

Большинство японских компаний в политике материального стимулирования используют синтезированные системы, сочетающие элементы традиционной (возрастной и новой) трудовой тарификации работников. В синтезированной системе размер заработной платы определяется по четырем показателям — возраст, стаж, профессиональный разряд и результативность труда. Возраст и стаж служат базой для традиционной личной ставки, а профессиональный разряд и результативность труда являются основой для определения величины трудовой тарифной ставки, называемой «ставкой за квалификацию». Таким образом, использование трудовой ставки исключает возможность автоматического роста заработной платы вне связи с повышением квалификации и трудовым вкладом работника, усиливая тем самым мотивацию к труду, которая в данном случае прямо зависит от результатов работы.

Информация о работе Совершенствование системы организации заработной платы и материального стимулирования на предприятии