Современная система денежного обращения: сущность, перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день можно наблюдать такую тенденцию как стремительный рост уровня экономического развития, который выражается в увеличении производственных сил, производства большинства материальных благ и услуг, возникшие за счет внедрения в производство достижений научно-технического прогресса. В связи с этим возникают и новые проблемы (кризис неплатежей, затрудненный доступ к кредитным ресурсам, острая нехватка у большинства организаций и предприятий оборотных средств), которые вынуждают специалистов в области экономики искать новые виды платежных средств и более детально пересмотреть формы безналичных платежей, применяемые в торговом обороте.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Сущность денежного обращения
1.1. Понятие и формы денежного обращения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Принципы организации денежного обращения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.3. Закон денежного обращения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2. Тенденции развития денежного обращения в российской экономике
2.1. Развитие безналичной формы денежного обращения . . . . . . . . . . . . . . . .20
2.2. Пути развития наличного денежного обращения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
3. Государственное регулирование системы денежного обращения в Российской Федерации
3.1. Основные направления государственного регулирования системы денежного обращения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
3.2 Правовое регулирование системы денежного обращения . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Список используемых материалов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по микро.docx

— 189.00 Кб (Скачать файл)

Расчеты аккредитивами имеют ряд преимуществ:

1) расчеты производятся только с одним поставщиком;

2) срок аккредитива не регламентируется законодательством, а устанавливается хозяйственным договором;

3) платеж производится по месту нахождения поставщика;

4) платеж гарантирован предварительным депонированием собственных средств плательщика или предоставлением банковской гарантии;

5) возможно присутствие представителя покупателя в месте нахождения поставщика, который дает согласие на выплату денежных средств с аккредитива поставщику;

6) выплата аккредитива наличных денег не разрешается;

7)  денежные средства выплачиваются с аккредитива только при соблюдении поставщиком условий выставления аккредитива и хозяйственного договора.

Аккредитивы могут быть денежными и документарными. Денежный аккредитив – это именной документ, который адресован банком-эмитентом1  другому банку и содержащий приказ о выплате денег в определенный срок.

Документарный аккредитив используется для расчетов за товары. Покупатель передает в свой банк заявление о выставлении аккредитива и платежное поручение о депонировании средств. Банк списывает средства со счета покупателя и переводит их в банк поставщика. Средства зачисляются на счет «Аккредитивы». Банк поставщика сообщает поставщику об открытии аккредитива. Поставщик отгружает товары и передает счета и отгрузочные документы в свой банк. Банк поставщика списывает средства со счета «Аккредитивы», зачисляет на счет поставщика, сообщает банку покупателя, а тот в свою очередь покупателю об использовании аккредитива.

Аккредитивы различают  покрытыми и непокрытыми, отзывными и безотзывными.

Под покрытыми аккредитивами понимается предварительное депонирование2 средств плательщика на специальном счете в банке. По окончании срока аккредитива неиспользованный остаток зачисляется обратно на счет клиента.

Непокрытые аккредитивы производятся банками под свою гарантию платежеспособным доверенным клиентам.

На каждом аккредитиве должен быть указан его вид – отзывной или безотзывной (Приложение №1). В противном случае он считается отзывным.

Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован банком покупателя по его поручению без согласования с поставщиком.

Безотзывной аккредитив не может изменяться без согласия поставщика, в пользу которого он был открыт.

Аккредитивная форма ускоряет расчеты между покупателями  и поставщиками, в то же время имеет значительное преимущество по сравнению с предварительной оплатой. Главное преимущество расчетов аккредитивами является гарантия платежа. Эта форма расчетов используется в том случае, если поставщик не уверен в платежеспособности покупателя. Поставщик получает оплату сразу же после отгрузки товаров в адрес покупателя и предъявления отгрузочных документов в свой банк. Недостаток такой формы – отвлечение денежных средств из оборота покупателя.

1.2. Принципы организации денежного обращения.

Организация денежного обращения понимается как поддержание оптимального соотношения между наличной и безналичной обращением.

Эффективная организация денежного обращения предполагает установление строго порядка эмиссии денежных знаков в обращение.

Выпуск денег в обращение называется эмиссией наличных денег. Она осуществляется Центральным Банком России (далее ЦБ РФ) совместно с его главными управлениями. Для этого созданы расчетно-кассовые центры (РКЦ).

Обращению наличных денег присущ ряд основных черт, которые определяют в конечном итоге характер его организации:

1. Централизация организации и регулирования денежного обращения. Центральный банк имеет исключительное преимущество по организации и регулированию движения наличных денег по всем каналам обращения и между всеми субъектами. Такая централизация позволяет достичь устойчивости денежного обращения, осуществлять ее в тесной связи с обеспечением общей устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности.

2. Эластичность и экономичность денежного обращения. Наличные и безналичные деньги имеют единое кредитное основание и поэтому находятся в тесной взаимосвязи, легко переходят друг в друга. Такая взаимосвязь позволяет сдвигать границы между наличным и безналичным денежными оборотами достигать экономии за счет замены дорогих наличных денег более дешевыми безналичными.

3. Регулярность обеспечения хозяйствующих субъектов и населения наличными деньгами в соответствии с их реальными экономическими потребностями.

4. Регламентация процедур выполнения операций с наличными деньгами. Регламентации подлежат кассовые операции следующих хозяйствующих субъектов: а) банков и иных кредитных организаций; б) российских юридических лиц, в том числе предприятий связи; в) российских юридических лиц, принимающих денежные платежи непосредственно от населения; г) нерезидентов Российской Федерации.

Принципы организации безналичного оборота тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой. Следовательно, нарушение одного из них приводит к разрушению всей системы.

Первый принцип состоит в правовом режиме осуществления расчетов и платежей. Главный регулирующий орган платежной системы – ЦБ РФ, в задачи которого входит обеспечение эффективности функционирования системы расчетов, составление правил, сроков и стандартов осуществления расчетов и применяемых к нему документов, регулирование организаций расчетных систем.

Второй принцип – осуществление расчетов по банковским счетам. В обязанность предприятий, организаций, учреждений, независимо от того, какой они организационно-правовая форма, входит хранение денежных средств в учреждениях банка на расчетных, текущих, бюджетных счетах. С них осуществляются платежи за материальные ценности, услуги и по финансово-банковским обязательствам. Деньги со счета на счет переводятся банком по полученным от хозорганов расчетным документам. Банк зачисляет поступающие на эти счета суммы, выполняет распоряжения предприятий об их перечислении и выдаче со счетов и осуществляет проведение других банковских операций, которые предусмотрены банковскими правилами и договорами об использовании той или иной формы безналичных расчетов.

Третий принцип заключается в обеспеченности платежа, который последний должен быть обеспечен настоящими или будущими поступлениями средств на счет плательщика или наличием у него права на получение кредита.

Четвертый принцип – наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж. Данный принцип означает, что списание денежных средств со счета клиента производится банком только на основании распоряжения клиента. Такое распоряжение им может быть дано в различных формах:

1) путем выписки расчетного документа, содержащего приказ о списании денег со счета (платежное поручение, расчетный чек, заявление на открытие аккредитива);

2) в форме согласия оплатить (акцептовать) расчетный документ, предъявленный кредитором (платежное требование).

В случае несогласия плательщиков законодательством установлены случаи бесспорного списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам на основании исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др., а также безакцептного списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные и другие услуги.

Суть пятого принципа состоит в осуществлении платежа в соответствии со сроками, которые предусмотрены в хозяйственных, кредитных, страховых договорах, инструкциях Минфина России  и т.д. Получатель денежных средств должен точно знать сроки их зачисления на свой счет. Принцип срочности платежа имеет важное практическое значение, так как предприятия и другие субъекты рыночных отношений, располагая информацией о сроках платежей, могут более рационально построить свой денежный оборот, точнее определить потребность в заемных средствах и управлять ликвидностью своего баланса.

Шестой принцип включает в себя контроль всех участников за правильностью совершения расчетов. Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий и банков.

 
1.3. Закон денежного обращения

Товарно-денежные отношения требуют определенного количества денег для обращения. Закон денежного обращения, открытый Карлом Марксом, устанавливает количество денег, которое необходимо для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.

Количество денег, которое требуется для выполнения функций денег как средства обращения, зависит от трех факторов:

  • количества проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая);
  • уровня цен товаров и тарифов (связь прямая);
  • скорости обращения денег (связь обратная).

Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито общественное разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке; чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг и цены. Формула в этом случае такова:

С появлением кредитных денег закон, определяющий количество денег в обращении, приобретает следующий вид:

Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы за известный период, так как одни и те же деньги в течение конкретного периода постоянно переходят их рук в руки, обслуживая продажу товаров и оказание услуг.

В связи с функционированием золотых денег их количество поддерживалось на необходимом уровне стихийно, поскольку регулятором выступала функция сокровища. Эта функция устанавливала сравнительно правильное соотношение между денежной массой и товарами, необходимыми для обращения. Лишние деньги в обращении исключались, они уходили в сокровище. При росте товарной массы деньги возвращались из сокровищ.

С появлением функции денег как средства платежа общее количество денег должно уменьшиться. Кредит оказывает обратное влияние на количество денег. Такое уменьшение вызывается погашением путем взаимного зачета определенной части долговых требований и обязательств. Количество денег для обращения и платежа определяется следующими условиями:

  • общим объемом обращающихся товаров и услуг (зависимость прямая);
  • уровнем товарных цен и тарифов на услуги (зависимость прямая, поскольку чем выше цены, тем больше требуется денег);
  • степенью развития безналичных расчетов (связь обратная);
  • скоростью обращения денег, в том числе кредитных денег (связь обратная).

Таким образом, закон, определяющий количество денег в обращении, приобретает следующий вид:

Uк. д. =

Sр.т.- Sк.т.+ Sд.п.- Sв.п.

Zо.б.


 

 

Где:

Uк.д.- Количество денег, которые необходимы в качестве средства обращения и средства платежа.

Sр.т.- Сумма цен реализуемых товаров и услуг.

Sк.т.- Сумма цен проданных товаров в кредит, срок оплаты по которым не наступил.

Sд.п.- Сумма платежей по долговым обязательствам

Sв.п.- Сумма взаимно погашающихся платежей

Zо.б.- Среднее число оборотов денег как средства обращения, так и средства платежа

В связи с отсутствием золотого стандарта стал действовать закон бумажноденежного обращения, в соответствии с которым количество знаков стоимости приравнивалось к оценочному количеству золотых денег, потребных для обращения. При таком положении стабильность денег пошатнулась, стало возможным их обесценение.

Ныне в условиях демонетизации золота, т.е. утраты им своих денежных функций, закон денежного обращении претерпел модификацию. Теперь уже нельзя оценить количество денег с точки зрения даже приблизительного их расчета через золото. Оно ушло из обращения и не выполняет функции не только средства обращения и средства платежа, но и меры стоимости.

Мерой стоимости товаров и услуг стал денежный капитал, измеряющий стоимости не на рынке при обмене путем приравнивания товара к деньгам, а в процессе производства — товара к товару. Следовательно, количество неразменных кредитных денег должно определяться стоимостью всех ценностей в стране через денежный капитал. Стихийный регулятор общей величины денег при господстве кредитных денег отсутствует. Отсюда вытекает роль государства в регулировании денежного обращения. Эмиссия кредитных денег без учета реальной стоимости произведенных товаров и оказанных услуг в стране в процессе производства, распределения и обмена неизбежно вызовет их излишек и в конечном счете приведет к обесценению денежной единицы. Главное условие стабильности денежной единицы страны — соответствие потребности хозяйства в деньгах фактическому поступлению их в наличный и безналичный оборот. В условиях бумажноденежного обращения роль регулятора денежного обращения принадлежит государству.

Денежная масса - это совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству.

Денежная масса в обращении характеризуется величиной денежного агрегата M 2, в состав которого включаются наличные деньги в обращении М 0 (сумма наличных денег в обращении вне банков, т.е. за вычетом остатков в кассах банков, а также остатки средств в национальной валюте на расчетных, текущих счетах и депозитах нефинансовых предприятий, организаций и физических лиц, являющихся резидентами РФ. В этот агрегат не включаются депозиты в иностранной валюте).

Сравнительно недавно в РФ для характеристики величины денежной массы стал применяться показатель М 2 Х, в состав которого помимо величины М 2 включаются также все виды депозитов в иностранной валюте (в рублевом эквиваленте - X). При этом для характеристики относительной обеспеченности оборота денежной массой используется коэффициент К2 =М2 Х/ВВП. Величина этого коэффициента (К2) призвана характеризовать относительную обеспеченность оборота платежными средствами. В РФ величина К2 в 1995 г. составила 0,16, в то время как в других (развитых) странах его величина достигает 0,6-1,0. Это свидетельствует об относительно невысокой обеспеченности оборота платежными средствами в РФ, что косвенно проявляется в росте неплатежей в хозяйстве, задержках в выдаче заработной платы и пенсий.

Информация о работе Современная система денежного обращения: сущность, перспективы развития