1) процентные ставки по
операциям Банка России;
2) нормативы обязательных
резервов, депонируемых в Банке
России (резервные требования);
3) операции на открытом
рынке;
4) рефинансирование банков;
5) валютное регулирование;
6) установление ориентиров
роста денежной массы;
7) прямые количественные
ограничения.
Статья 36. Банк России регулирует
общий объем выдаваемых им кредитов в
соответствии с принятыми ориентирами
единой государственной денежно - кредитной
политики.
Статья 37. Банк России может
устанавливать одну или несколько процентных
ставок по различным видам операций или
проводить процентную политику без фиксации
процентной ставки. Процентные ставки
Банка России представляют собой минимальные
ставки, по которым Банк России осуществляет
свои операции. Банк России использует
процентную политику для воздействия
на рыночные процентные ставки в целях
укрепления рубля.
Статья 39. Под операциями на
открытом рынке понимаются купля - продажа
Банком России казначейских векселей,
государственных облигаций и прочих государственных
ценных бумаг, краткосрочные операции
с ценными бумагами с совершением позднее
обратной сделки.
Лимит операций на открытом
рынке утверждается Советом директоров.
Статья 41. Под валютными интервенциями
Банка России понимается купля - продажа
Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля
и на суммарный спрос и предложение денег.
Статья 43. Банк России может
устанавливать ориентиры роста одного
или нескольких показателей денежной
массы исходя из основных направлений
единой государственной денежно - кредитной
политики.
Статья 46. Обеспечением для
кредитов Банка России могут выступать:
золото и другие драгоценные металлы в
различной форме; иностранная валюта;
векселя в российской и иностранной валюте
со сроками погашения до шести месяцев;
государственные ценные бумаги.
Списки векселей и государственных
ценных бумаг, пригодных для обеспечения
кредитов Банка России, определяются Советом
директоров. В случаях, установленных
Советом директоров, обеспечением могут
выступать другие ценности, а также гарантии
и поручительства.
Статья 52. Банк России устанавливает
и публикует официальные котировки иностранных
валют по отношению к рублю.
Статья 53. Банк России является
органом государственного валютного регулирования
и валютного контроля и осуществляет эту
функцию в соответствии с Законом Российской
Федерации "О валютном регулировании
и валютном контроле" и федеральными
законами.
Денежные расчеты и денежное
обращение сопровождается не только деятельностью
Банка России, но и кредитных организаций
(банков), за которыми ЦБ РФ осуществляет
банковский надзор, что также закреплено
в Законе о Банке России.
Статья 55. Банк России является
органом банковского регулирования и
надзора за деятельностью кредитных организаций.
Банк России осуществляет постоянный
надзор за соблюдением кредитными организациями
банковского законодательства, нормативных
актов Банка России, в частности установленных
ими обязательных нормативов.
Главная цель банковского регулирования
и надзора - поддержание стабильности
банковской системы, защита интересов
вкладчиков и кредиторов. Банк России
не вмешивается в оперативную деятельность
кредитных организаций, за исключением
случаев, предусмотренных федеральными
законами.
Надзорные и регулирующие функции
Банка России, установленные настоящим
Федеральным законом, могут осуществляться
им непосредственно или через создаваемый
при нем орган банковского надзора. Решение
о создании данного органа принимается
Советом директоров.
Правила расчетов являются
также прерогативой Банка России.
Статья 80. Банк России устанавливает
правила, формы, сроки и стандарты осуществления
безналичных расчетов. Общий срок безналичных
расчетов не должен превышать двух операционных
дней в пределах субъекта Российской Федерации,
пяти операционных дней в пределах Российской
Федерации.
Не обходит стороной денежное
обращение и Гражданский кодекс РФ, из
которого хотелось бы выделить две статьи
140 и 141, касающиеся обращения денег и валютных
ценностей на территории РФ.
Статья 140. Деньги (валюта)
1. Рубль является законным
платежным средством, обязательным
к приему по нарицательной
стоимости на всей территории
Российской Федерации.
Платежи на территории Российской
Федерации осуществляются путем наличных
и безналичных расчетов.
2. Случаи, порядок и условия
использования иностранной валюты
на территории Российской Федерации
определяются законом или в
установленном им порядке.
Статья 141. Валютные ценности
Виды имущества, признаваемого
валютными ценностями, и порядок совершения
сделок с ними определяются законом о
валютном регулировании и валютном контроле.
Право собственности на валютные ценности
защищается в Российской Федерации на
общих основаниях.
Заключение
Денежное обращение — достаточно
сложная конструкция, включающая в себя
как основные характеристики денег, так
и механизмы, способы использования денег
для развития экономического и социального
уровня страны.
В условиях непостоянства
и изменчивости внутренних и внешних условий
экономики проведение денежной политики
ЦБ РФ страны неизбежно сталкивается с
рядом проблем, основными из которых являются
инфляция и развитие теневой экономики. Этому способствуют
неразвитость инфраструктуры, низкий
уровень регулирования в области наличного
и безналичного денежного обращения.
На основе исследования сущности
денежного обращения, принципов его организации,
перспектив его развития и его государственного
регулирования нужно отметить, что на
сегодня еще отсутствуют устойчивые тенденции
к снижению уровня наличного обращения
денег, так как в течение длительного периода
данный показатель составляет порядка
33 - 37% в структуре денежной массы (М2).
Правительству РФ необходимо
принять эффективные меры по оптимизации
системы денежного обращения, потому что
только стабилизация обращения денег
может создать те условия, которые необходимы
для устойчивого и сбалансированного
экономического роста в стране.
В первую очередь необходимо
усовершенствовать правовую базу, разработать
новые законы для его урегулирования.
Также необходимо принять меры
по развитию безналичных форм платежей
и сокращению наличных денег в сфере обращения,
так как рост безналичного денежного оборота
повлечет за собой сокращение доли теневой
экономики и повысит уровень налогообложения.
Можно отметить, что введение
в оборот банковских расчетных чеков позволит
сократить как количество бумажных рублей
и металлической монеты в наличном обращении,
так и расходы по инкассации и затраты
Центрального банка на обслуживание денежного
обращения.
Очевидно, что в будущем роль
электронных средств платежа будет возрастать.
Сегодня они очень актуальны для экономической
сферы страны, и платежный оборот современной
России в подавляющей своей массе производится
безналичное, хотя российская система
расчетов еще очень далека от совершенства.
Однако нельзя с уверенность
говорить о полном замещении наличных
денег электронными. Исходя из принципов
организации денежного обращения, наличная
и безналичная формы денежного обращения
дополняют друг друга. Кроме того, он необходимы
для нормального функционирования экономики
страны.
В сфере наличного
денежного обращения необходимо стремиться
к усовершенствованию защиты денежных
знаков.
На сегодняшний день можно наблюдать
концентрацию основного внимания центральных
банков и производителей денежных знаков
на следующих моментах:
1. Совершенствование свойств банкнот
путем улучшения бумажных и
полимерных видов подложек: с
помощью специального дизайна, использования
достижений научно-технического
прогресса(перфорации изображения);
2. Снижение стоимости производства
монет;
3. Разработка новых способов
защиты монет посредством улучшения
способов их чеканки.
Изучая систему денежного
обращения в экономической сфере России,
можно отметить, что российская экономика
не дошла до уровня мировых стандартов.
Однако, несмотря на это, ежегодно доля
безналичного денежного обращения значительно
увеличивается.
Совершенствование наличной
и безналичной форм денежного обращения
укрепит национальную денежную единицу
страны, тем самым оказывая положительное
воздействие на весь комплекс экономических
процессов в государстве.
Список используемой
литературы.
Нормативно-правовые
акты.
1. Конституция Российской Федерации
2. Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях.
3. Гражданский Кодекс
Российской Федерации.
4. Закон РФ «О денежной системе
Российской Федерации».
5. Федеральные законы "О банках
и банковской деятельности" от 3 февраля
1996г., "О Центральном Банке Российской
Федерации (Банке России)" от 26 апреля
1995г.
Книги
6. «Экономическая теория»: учебник/
В.Я.Иохин. – М.: Экономистъ, 2007. – 861 с.
7. «Основы денежного обращения
и финансы»: учебное пособие для учреждений
начального профессионального образования
/ Н.Г.Матюшенкова. – М.: Издательский центр
«Академия», 2008. – 128 с.
8. Финансы и кредит: учебник
/ под ред. проф. М.В. Романовского, проф.
Г.Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт – Издат,
2003. – 546с.
Статьи из периодических
изданий
9. «Деньги и кредит»/ ежемесячный
теоретический научно-практический журнал//
В.С.Палевич, «Наличное денежное обращение:
современный этап и перспективы развития»
– 2013. - №2
10. «Деньги и кредит»/ ежемесячный теоретический
научно-практический журнал// А.В. Юров, «Пути развития
наличного денежного обращения в РФ» -
2008. - №7.
Статистические сборники
и справочники
11. «Банковское дело»: экспресс-справочник
для студентов вузов / О.Ю.Свиридов. – М.:
Феникс, 2010. – 256 с.
Интернет-ресурсы
12. Студенческий портал http://www.nuru.ru/index.htm
13. Официальный сайт «Экономика
и Управление» http://www.economica-upravlenie.ru/content/section/95/174/
14. Сайт «Банки, деньги, инвестиции,
бизнес» http://www.bankmib.ru/1070
Приложения
№1. На каждом аккредитиве
должен быть указан его вид – отзывной
или безотзывной.
№2. Правовое регулирование
системы денежного обращения в законотворчестве.
1 Банк-эмитент (эмиссионный
банк) – банк, который выпускает в обращение
денежные знаки или ценные бумаги и платежно-расчетные
документы (чековые книжки, банковские
карты).
2 Депонирование - передача на хранение в кредитные
учреждения денежных сумм, ценных бумаг
(акций, векселей, облигаций, чеков) и других
ценностей.
3 Аутсорсинг – это стратегия
управления, которая позволяет оптимизировать
функционирование организации за счет
сосредоточения деятельности на главном
направлении.