Современное состояние масложировой промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 19:32, реферат

Краткое описание

Современная масложировая промышленность - важнейшая часть единого народнохозяйственного агропромышленного комплекса страны. Она обеспечивает население и народное хозяйство растительным маслом, маргариновой продукцией, майонезом, мылом, олифой, олеиновой и стеариновой кислотами и некоторыми другими видами продукции. Пищевые растительные масла составляют основу рационального питания человека, а технические масла широко применяют почти во всех областях народного хозяйства. Масложировая отрасль занимает ведущее место в агропромышленном комплексе России, что связано как с разнообразием и уникальностью состава маслосодержащего сырья различных регионов мира, так и с быстрой его возобновляемостью, важной ролью жиров в питании человека, масштабностью использования масложировых продуктов в пищевых, кормовых и технических целях, в том числе и стратегических. Поэтому состояние масложировой отрасли определяет развитие не только отечественного агропромышленного комплекса, но и целого ряда отраслей промышленности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

Особенности масложировой промышленности…………………………………….4

Количество предприятий в масложировой отрасли…………………………..……5

Динамика производства основных видов продукции масложировой
промышленности…………………………………………………………………….6

Наиболее сложные проблемы, сдерживающие развитие масложировой промышленности…………………………………………………………………….8

Перспектива развития масложировой промышленности………………………..10

Интеграционные процессы масложировой отрасли………………………..…….14

Предприятия, расположенные в Саратовской области…………………………..16

Заключение……………………………………………………………………..……21

Список используемой литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Еще одна, возможно главная, проблема отрасли – это отсутствие квалифицированных  кадров. Нужных специалистов готовят  только Московский и Краснодарский  технологические институты, выпуская в год 14 человек, из которых в отрасли остаются четверо. Пока нет кадровой политики, позволяющей выращивать специалистов высокого уровня. При этом речь идет не только о технологах, инженерах, инженерно-технических работниках и наладчиках, которые по уровню образования сродни заводским топ-менеджерам. Не хватает менеджеров среднего и высшего звена, а также руководителей проектов. В период же модернизации и перевооружения отрасли основные требуемые компетенции – это именно компетенции руководителя проекта, который, не привязываясь к отрасли, то есть не перенимая уже потерявший актуальность опыт, должен заново пересмотреть концепцию, определить стратегию и в ее рамках реализовать проект «с нуля», причем на предприятиях будущего. Сегодня в России предприятия масложировой отрасли по уровню автоматизации соответствуют предприятиям второй группы, в то время как в мире – уже четвертой и пятой. В среднем на отечественном предприятии работает 400–1000 человек, а на предприятиях мирового уровня – 100. А ведь основная составляющая себестоимости производства – это затраты на оплату труда.

Кроме того, существует конфликт интересов  между производителями сельхозтоваров и переработчиками. Производители  сельхозтоваров из-за заградительных пошлин не могут экспортировать сырье. Соответственно, в случае избытка урожая есть рынок переработчиков, а в случае его дефицита – рынок производителей сельхозтоваров. В 2007 году при себестоимости производства подсолнечника 6 рублей за килограмм его продавали по 15 рублей, и причиной кризиса стал не сговор или какое-то монопольное картельное соглашение. Производители действуют в условиях мирового рынка, и есть мировая экспортная цена сырья, которая в среднем составляет $ 500 за тонну подсолнечника. Несмотря на то что в России себестоимость сырья составляет $ 200 за тонну, его все равно будут продавать по $ 500. Сырья при этом не хватает, потому что при урожае в 6,3 млн тонн производственные мощности готовы переработать 8 млн тонн, и за урожай в буквальном смысле идет война.

 

    Перспектива развития масложировой промышленности

 

Признаком эффективности любого производства, его динамичного развития и конкурентоспособности  является высокая инновационная  активность.

 Сущность рыночных отношений  и действие рыночных законов  делают заинтересованными в развитии инновационных процессов в масложировой промышленности непосредственно производителей жировой продукции и научных работников отрасли, стремящихся повысить эффективность труда, снизить затраты и себестоимость выпускаемой продукции, увеличить производство качественной конкурентоспособной масложировой продукции.

 Важнейшая задача перспективного  развития отрасли наряду с  количественным ростом производства - общий рост качества используемых  технологии и производимой продукции.  Увеличение качественной научно-технической компоненты экономического роста масложировой промышленности определяется темпами обновления основного капитала. Успешная реализация инновационной стратегии развития масложировой промышленности позволит предприятиям отрасли выпускать высококачественную экологически чистую продукцию, востребованную на внутреннем и на внешнем рынках не только в настоящее время, но и в перспективе. Для этого необходимо прогнозировать наиболее целесообразные пути развития производственной базы предприятий на достаточно длительный период, а критерий оценки деятельности должен носить динамичный характер и определяться величиной прибыли не за 1 год производственно-хозяйственной деятельности, а за ряд лет как сумма по годам.

 Современное состояние развития  масложирового производства характеризуется наращиванием выпуска продукции. Этому должно способствовать осуществление комплекса мер по техническому обновлению производственного потенциала, внедрению ресурсе- и энергосберегающих технологий, сокращающих потери на всех стадиях производства и реализации готовой продукции. Как известно, любая технологическая система развивается эволюционно, путем постепенного улучшения и обновления ее частей. При этом не только улучшение, но и поддержание технологического уровня требуют определенного обновления технологических цепей и в этой связи нуждается в капитальных вложениях. Поэтому для нормального технологического и технического развития отрасли важны инвестиции, эффективность которых невозможна без современного рыночного механизма распространения и взаимодействия инноваций.

 Масложировая  промышленность характеризуется  неоднородностью технологического  пространства, поэтому эффективность  инновационных процессов отрасли  полностью зависит от достижения  большей однородности, т. е. отмирания устаревших и возникновения технологически прогрессивных производств. Неоднородность инновационных процессов определяет неравномерность научно-технического прогресса и экономического развития масложировой промышленности и наоборот.

 К причинам низкой восприимчивости отрасли к инновационным процессам относят:

- низкий технический уровень  производственных фондов предприятий;

- недостаток  инженерно-технических и рабочих  кадров высокой квалификации, способных  воспринимать и использовать  нововведения;

- неразвитость основных элементов инновационного цикла - информационной и научно-технической инфраструктуры;

- отсутствие  на предприятиях необходимой  для инновационной деятельности  материально-технической базы, социально-экономических  условий;

- недостаток инвестиций в развитие инфраструктуры и основные фонды.

 

 Важнейшим  условием повышения инновационной  активности выступает стимулирование  производственных процессов инвестициями  и целевыми вложениями бюджетных  средств. 

 Источниками экономического  роста отрасли на современном  этапе развития служат активизация  внутреннего спроса населения  на масложировую продукцию, а  также продвижение ее на мировой  рынок, доведение загрузки существующих  производственных мощностей до  рационального уровня. По данным ВНИИ, коэффициент использования производственных мощностей при производстве растительного масла с 1998 по 2000 г. составлял 45-50 %, а по производству маргариновой продукции - 25-40 %. Потенциал роста масложирового производства за счет использования имеющихся мощностей находится в пределах 30-40 %. В дальнейшем без значительного увеличения капитальных вложений, эффективного и рационального использования инвестиционных ресурсов решить невозможно задачу перевооружения масложировой промышленности, создания новых мощностей и повышения экономической эффективности.

 На повышение эффективности  масложирового производства воздействуют  организационно-экономические факторы  научно-технического прогресса.  Инновационная и технологическая  составляющие этих факторов включают: создание и внедрение новых типов техники, технологии, новых видов продукции и тароупаковочных материалов; реструктуризацию и диверсификацию производства; повышение качества выпускаемой масложировой продукции; использование мировых стандартов; вовлечение вторичного сырья масложирового производства в хозяйственный оборот. В инвестиционную составляющую этих факторов входят: привлечение бюджетных инвестиций региональных и федеральных органов, банковских инвестиций, инвестиций юридических и физических лиц, иностранных инвестиций. Экономическая составляющая этих факторов включает: снижение себестоимости масложировой продукции; занятие новых рынков сбыта продукции; интеграцию с сельхозпроизводителями; увеличение объема и ассортимента выпускаемой продукции.

При оценке эффективности капитальных  вложений и инвестиционных проектов в масложировое предприятие необходимо учитывать:

 

- изменение спроса и объема  выпускаемой масложировой продукции  по номенклатуре и ассортименту;

- возможные отклонения в ценах на материальные ресурсы, применяемые при производстве продукции;

- изменение конъюнктуры мирового  рынка;

- изменение условно-постоянных  расходов при увеличении объемов  производства продукции; 

- внедрение достижений научно-технического прогресса для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции.

 

 В отрасли определены приоритетные  направления научно-технических  и экономических исследований  до 2005 г., позволяющих существенно  повысить технологический уровень  масложирового производства и его технико-экономические показатели. Но недостаточное финансирование этих работ будет сдерживать инновационное развитие масложировой промышленности.

 Активизация инновационных  процессов в отрасли во многом  будет зависеть от информационной  деятельности научных учреждений отрасли, внедрения современных технологий, обеспечивающих возможность своевременного ознакомления товаропроизводителей масложировой продукции с достигнутым уровнем развития отечественной и зарубежной техники и технологии. Применение научных достижений на практике и знание прогноза дальнейших исследований ученых позволят товаропроизводителям масложировой продукции осваивать новые технологии, вовремя проводить смену выпуска одной продукции другой, расширять рынки сбыта и быть привлекательными для инвесторов. Большое значение здесь приобретает возможность постоянной связи масложирового предприятия с научными и внедренческими коллективами.

 Таким образом, инновационные  процессы перехода к новым  технологиям в производстве и  управлении ими делают неизбежным внутреннюю и внешнюю реорганизацию масложировых предприятий, затрагивают все компоненты социально-экономической, технологической и природной среды. Создание на масложировых предприятиях штатных инновационных отделов, занимающихся заключением договоров с научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими и проектными организациями, участие банковских структур в льготном кредитовании инновационных проектов предприятий и освобождение от налогообложения средств отечественных и зарубежных инвесторов, направляемых на реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, дадут возможность динамично развиваться инновационным процессам в масложировой промышленности.

 

Интеграционные процессы масложировой отрасли

Диверсификация промышленности - это объективная тенденция её развития. Она повышает устойчивость и эффективность управления, способствуя лучшему использованию ресурсов, повышая адаптивность системы управления, ее гибкость. Диверсификация проявляется в потребностях типологического выбора вариантов управления и в комбинации этих вариантов по потребностям диверсифицированных объектов. Диверсификация — маркетинговое решение,  стратегия, означающая выход предприятия на новый для него рынок, включение в производственную программу продуктов, которые не имеют непосредственной связи с прежней сферой деятельности предприятия, что позволяет снизить уязвимость предприятия. Другими словами, речь идет о выходе за пределы отрасли или нескольких отраслей, в которых работает предприятие. Диверсификация сортов подсолнечника в сторону: высокоолеинового, высокостеаринового, высокопальмитинового.

Диверсификация основного производства МЭЗов за счет проектов по гранулированию - инструмент развития и стратегия продвижения.

Гранулирование крупки перед экстракцией  позволило увеличить производство основного продукта МЭЗов – подсолнечного  масла.

Ассоциация масложировой промышленности

Основными целями создания ассоциации являются: участие в разработке и реализации программ развития масложирового комплекса Таможенного союза, подготовка предложений по внесению в установленном порядке законодательных и иных нормативных актов, направленных на защиту прав и интересов производителей масложировой продукции; содействие в развитии интеграционных связей и межотраслевой кооперации предприятий — членов ассоциации с предприятиями стран — членов ЕврАзЭС, СНГ и других стран; содействие техническому перевооружению предприятий — членов ассоциации; сохранение и совершенствование производственно-технологических связей между членами ассоциации и остальными участниками рынка масложировой продукции; систематический анализ, обобщение и распространение информации о состоянии и перспективах развития рынка ТС и мирового рынка масличных культур, масложирового сырья и продуктов, произведенных на его основе.

 

Ассоциация производителей мыловаренной и масложировой продукции (АПМП) создана в 1996 году как некоммерческое объединение. В состав Ассоциации входят более 20 предприятий и организаций, среди которых крупнейшие производители масложировой и мыловаренной продукции, в том числе ЭФКО, Cargill, «Солнечные Продукты».

Цели создания Ассоциации:  
·  защита и представление интересов мыловаренных и масложировых предприятий в федеральных органах исполнительной власти,  
·  оказание содействия в координации их деятельности,  
·  содействие в комплексном обеспечении и на долговременной договорной основе предприятий-производителей масложировой и мыловаренной продукции качественным сырьем,  
·  маркетинг и мониторинг состояния рынков сырья и готовой продукции.

Информация о работе Современное состояние масложировой промышленности