Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:52, курсовая работа
Цель работы – на основе анализа динамики основных показателей, характеризующих современное состояние уровня и качества жизни в России, проблем в данной сфере, а также опыта государственной поддержки современных стандартов качества жизни выявить направления повышения эффективности государственного регулирования рассматриваемой сферы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к определению современных стандартов качества жизни 5
Глава 2. Государственная поддержка стандартов качества жизни в РФ: проблемы и перспективы 18
2.1.Оценка качества и уровня жизни россиян в условиях социально-экономических преобразований 18
2.2 Перспективы решения проблем уровня и качества жизни населения РФ с помощью государственного регулирования 25
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы: 35
«К 2015 году при такой же демографической ситуации население может сократиться со 142,5 млн. человек до 138 млн»,- дает неутешительный прогноз Г.Е. Алпатов.13
Университет Ольстера провел исследование14 и выяснил, что Россия занимает:
-17 место в Европе по умственным
способностям. На первом месте – немцы.
В пятерку лидеров также вошли Нидерланды,
Польша, Швеция
и Италия. Англичане – на
9 месте, французы – на 19-м;
-22 место в мире по уровню смертности по соседству с Руандой и Камеруна. Интересно, что еще в 2005 году, по уровню смертности Россия находилась на 16-ом месте;
-32 место в экологическом рейтинге стран. США оказались на 28-м месте;
-62 место в мире по уровню технологического развития;
-57 место в мире по качеству жизни.
Сложившееся положение дел для страны является неестественным. Ведь Россия по территории и обеспеченности природными ископаемыми находится на первом месте в мире, по численности населения - на шестом, по размерам ВВП - на десятом, что дает ей все основания претендовать на роль одного из лидеров мирового сообщества.
Вызывает интерес и то обстоятельство, что доля бедных в доходной структуре населения страны, сокращавшаяся с начала 90-х, опять начала расти. Это следует из предварительной оценки Росстатом положения за 2011 год. Количество граждан, чьи доходы не позволяют им выбраться за черту бедности, выросло с 12,6 до 12,8%.
Наивысший уровень бедности, зафиксированный Росстатом, отмечен в 1992 году – 33,5%. Потребовалось 12 лет, чтобы показатель опустился ниже 20%, и произошло это только в 2004 году. На протяжении нулевых годов доля бедных быстро сокращалась, кроме 2005 года, когда произошла монетизация льгот.
Но затем кризис 2008 года ударил по зарплатам и доходам россиян. Уровень бедности вырос в 2008 году, но ненадолго: уже в следующем году ведомство опять зафиксировало его снижение, вызванное тем, что правительство несколько раз индексировало пенсии и снизилась инфляция.
По прогнозу Минздравсоцразвития15, в ближайшие два года бедных будет становиться все больше, а перелом тенденции может наступить только в 2014 году. Согласно последним данным, прожиточный минимум в стране составляет 6792 руб. для взрослых, 6076 руб. – для детей и 4961 руб. – для пенсионеров.
За 2011 год реальные доходы почти не изменились, хотя инфляция была рекордно низкой. В 2010 году увеличение доходов было более существенным, чему немало способствовала проводившаяся четыре раза индексация пенсий. В прошлом году пенсии индексировали уже только два раза.
Интересно, что все предкризисные годы разрыв между богатыми и бедными увеличивался. Согласно данным Росстата16, с 2003 года «коэффициент фондов» (отношение среднего уровня доходов 10% самых богатых граждан к среднему уровню доходов 10% самых бедных) вырос с 14,5 до 16,8 раза в 2007-2008 гг. Но в 2011 году коэффициент снизился – 16,2 против 16,5 в 2010 году. Это происходит уже третий год подряд. Для сравнения: в 1992 году коэффициент был равен всего 8.
Распределение Росстатом объема денежных доходов на пять групп (от 20% высокообеспеченных до 20% малообеспеченных) показывает, что снижение происходило за счет снижения доли в объеме доходов высокодоходной группы (с 47,7% в 2010 году до 47,5% в 2011 году).
В 2008 году одно отечественное домохозяйство в среднем тратило 13 136 долл., что ставило нас в один ряд с Хорватией и Латвией. Но сильно отставание от США и Германии, где в год одним семейством тратится около 36 000 и 25 000 долл. соответственно.
За годы реформ увеличился такой показатель благосостояния, как наличие предметов длительного пользования в домашнем хозяйстве. Если в 1995 году на 100 домохозяйств приходилось 18 автомобилей, то в 2010-м – уже 48. Больше стало и квадратных метров жилья. В 90-х на одного человека приходилось 16,4 кв. м, а сегодня – уже 22,6 кв. м. Намного больше стало в домохозяйствах стиральных машин, холодильников, а также мобильных телефонов, которых, впрочем, 20 лет назад вообще не было.
Но вот индекс потребительской уверенности, по которому можно оценить ожидания граждан, после кризиса 2008 года не восстановился. В 2011 году он находился в отрицательной зоне и составлял примерно минус 7%.
«Рост доходов предприятий, а также ужесточение ситуации на рынке труда подстегивают рост заработной платы. В целом за первые восемь месяцев 2011 года реальная заработная плата выросла на 2,3% по отношению к соответствующему периоду 2010 года, несмотря на повышение размера страховых взносов во внебюджетные фонды и ускорение инфляции»17, — говорится в опубликованном Минэкономразвития18 прогнозе социально-экономического развития РФ на 2012-2014 годы, который был одобрен на заседании правительства.
Ускоренный рост прожиточного минимума, а также невысокие темпы роста денежных доходов населения в 2011 году могут отразиться на доле бедного населения, которая, по оценке правительства, составит 13,1%.
С учетом фактора повышения стоимости потребительской корзины доля бедного населения может увеличиться с 12,7% в 2012 году до 12,8% в 2013 году, в 2014 году уровень бедности может составить 12,5 %, — говорится в документе.
Восстановление и дальнейший рост спроса на банковские кредиты будет оказывать поддержку потребительскому спросу. В результате в 2011-2013 года предполагается более быстрый рост потребительских расходов относительно реальных располагаемых денежных доходов населения.
Рост потребления будет также поддерживаться более низким уровнем сбережений относительно 2010 года. В текущем году средняя склонность к чистым сбережениям (с учетом операций с валютой и недвижимостью) снизится до 13,9%, а с 2012 года ее уровень стабилизируется на уровне 13,8 %.
В структуре расходов населения предполагается постепенное снижение доли расходов на покупку товаров с 64,9% в 2011 году до 64,1% в 2014 году.
«При этом доля расходов на платные услуги будет выше уровня 2008 года и будет иметь тенденцию к росту, что связано как с более быстрым ростом стоимости платных услуг (например, ЖКХ), так и с расширением спектра потребляемых населением услуг по мере роста доходов граждан»19, — прогнозирует министерство.
За 1992–2011 гг. реальные среднедушевые денежные доходы выросли на 27,2 %, тогда как рост реальной заработной платы (с учетом скрытой оплаты труда) составил 9,4 %.20 Эти данные наглядно демонстрируют, что факторные доходы увеличивались неравномерно, обусловливая углубление дифференциации населения. Следует отметить, что значение децильного коэффициента, иллюстрирующего степень дифференциации доходов, в России составляет 16–18 раз (при пороговом значении 8 раз). Это ведет к закреплению существующих тенденций формирования биполярной экономи-ки, на одном полюсе которой находится финансово-экономическая элита, концентрирующая большую часть национального богатства, но никак не сти-мулирующая национальную экономику, а на другом – все остальное населе-ние, которое в силу дефицита дохода не может оказывать стимулирующее воздействие на воспроизводственные процессы.
Изучив данные
Росстата об уровне и
Состояние социальной сферы на начало XXI века оценивалось как кризисное. По мнению И.М. Ремашевской, члена-корреспондента РАН, экономические преобразования в обществе блокируются двумя проблемами. Первая проблема - это бедность населения во всех формах проявления, ведущая к глубокой поляризации общества. Не менее острой она видит вторую проблему - разрушение отраслей социальной сферы, ориентированной на удовлетворение потребностей населения.21
Руководство страны приходит к пониманию того, что достойный образ жизни и всестороннее развитие человека невозможно без хорошо отлаженной системы образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, ЖКХ.
До сих пор доля расходов на человека в ВВП России значительно отстает от ведущих стран мира. Так, в США на образование идет 7-8%, на здравоохранение- 9%, на науку- 2-2,5%. В Росии же расходы на образование и здравоохранение составляет чуть больше 4%, на науку- до 1,5 % ВВП.22
Правительство говорит о повышении стандартов благосостояния человека23:
- уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 году достигнет показателей, характерных для развитых экономик;
- валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности - увеличится с 13,9 тыс. долларов США в 2007 году (42 % от среднего уровня государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития) до более чем 30 тыс. долларов США в 2020 году (70 %);
- охват высшим и средним профессиональным образованием населения составит 60-70 % (2007 год - около 50 %);
- средний уровень обеспеченности жильем достигнет к 2020 году около 30 кв. м на человека (или около 100 кв. м на среднестатистическую семью);
- доля населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, снизится с 43 % в 2007 году до 14 % в 2020 году;
- уровень смертности от насильственных причин снизится примерно вдвое и др.
Однако для достижения поставленных целей необходимо совершенствование государственного регулирования уровня и качества жизни населения России.
Государственное регулирование уровня и качества жизни населения России реализуется:
- во-первых, через систему
социальной политики
- во-вторых, посредством
проведения государственной
Социальная государственная политика обеспечивает «прямое» воздействие на уровень и качество отдельных (слабозащищенных) слоев населения, а государственная экономическая политика оказывает «косвенное» воздействие на благосостояние населения.
Наиболее общим определением социальной политики, по мнению Волгина Н.А. является следующее: « социальная политика – это взаимоотношение социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, народы, население города, поселка, региона и т.п.)»24
Под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) обычно понимают совокупность конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В широком смысле и с научных позиций — это не только система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества.
На мой взгляд, социальная политика — многогранный процесс и структурное явление, и главным вопросом социальной политики является социальное положение населения в целом, его отдельных групп и частей.
Главной и конечной целью социальной защиты населения является человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.
На данном этапе государство должно, по мнению Алпатова Г.Е. «перестать мешать людям заботиться о себе, прежде всего в отношении малого бизнеса, владения землей и всевозможных запретов и разрешительных процедур, объективности судопроизводства. На следующем этапе, после снижения вездесущего присутствия чиновника с его частным интересом, главной задачей социальной политики будет обеспечение условий для свободной деятельности индивидов. Это условия для того, чтобы каждый имел возможность быть здоровым, защищенным в случае болезни, получить образование, рабочее место, жилище, частную собственность, а также инструменты сохранения сбережений.»25
Исходя из социокультурных предпочтений россиян, требуется выбрать социальную модель государства как систему взаимосвязанных социальных институтов. Эта модель включает три направления социальной политики:
Информация о работе Современные стандарты качества жизни и меры по их государственной поддержке