Современные стандарты качества жизни и меры по их государственной поддержке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – на основе анализа динамики основных показателей, характеризующих современное состояние уровня и качества жизни в России, проблем в данной сфере, а также опыта государственной поддержки современных стандартов качества жизни выявить направления повышения эффективности государственного регулирования рассматриваемой сферы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к определению современных стандартов качества жизни 5
Глава 2. Государственная поддержка стандартов качества жизни в РФ: проблемы и перспективы 18
2.1.Оценка качества и уровня жизни россиян в условиях социально-экономических преобразований 18
2.2 Перспективы решения проблем уровня и качества жизни населения РФ с помощью государственного регулирования 25
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы: 35

Вложенные файлы: 1 файл

грэ курсовая.docx

— 111.89 Кб (Скачать файл)

«К 2015 году при такой же демографической ситуации население может сократиться со 142,5 млн. человек до 138 млн»,-  дает неутешительный прогноз Г.Е. Алпатов.13

Университет Ольстера провел исследование14 и выяснил, что Россия занимает:

 -17 место в Европе по умственным способностям. На первом месте – немцы. В пятерку лидеров также вошли Нидерланды, Польша, Швеция  
и Италия. Англичане – на 9 месте, французы – на 19-м;

-22 место в мире по уровню смертности по соседству с Руандой и Камеруна. Интересно, что еще в 2005 году, по уровню смертности Россия находилась на 16-ом месте;

         -32 место в экологическом рейтинге стран. США оказались на 28-м месте;

-62 место в мире по уровню технологического развития;

-57 место в мире по  качеству жизни.

Сложившееся положение дел для страны является неестественным. Ведь Россия по территории и обеспеченности природными ископаемыми находится на первом месте в мире, по численности населения - на шестом, по размерам ВВП - на десятом, что дает ей все основания претендовать на роль одного из лидеров мирового сообщества.

Вызывает интерес и то обстоятельство, что доля бедных в доходной структуре населения страны, сокращавшаяся с начала 90-х, опять начала расти. Это следует из предварительной оценки Росстатом положения за 2011 год. Количество граждан, чьи доходы не позволяют им выбраться за черту бедности, выросло с 12,6 до 12,8%.

Наивысший уровень бедности, зафиксированный Росстатом, отмечен в 1992 году – 33,5%. Потребовалось 12 лет, чтобы показатель опустился ниже 20%, и произошло это только в 2004 году. На протяжении нулевых годов доля бедных быстро сокращалась, кроме 2005 года, когда произошла монетизация льгот.

Но затем кризис 2008 года ударил по зарплатам и доходам россиян. Уровень бедности вырос в 2008 году, но ненадолго: уже в следующем году ведомство опять зафиксировало его снижение, вызванное тем, что правительство несколько раз индексировало пенсии и снизилась инфляция.

По прогнозу Минздравсоцразвития15, в ближайшие два года бедных будет становиться все больше, а перелом тенденции может наступить только в 2014 году. Согласно последним данным, прожиточный минимум в стране составляет 6792 руб. для взрослых, 6076 руб. – для детей и 4961 руб. – для пенсионеров.

За 2011 год реальные доходы почти не изменились, хотя инфляция была рекордно низкой. В 2010 году увеличение доходов было более существенным, чему немало способствовала проводившаяся четыре раза индексация пенсий. В прошлом году пенсии индексировали уже только два раза.

 Интересно, что все предкризисные  годы разрыв между богатыми  и бедными увеличивался. Согласно  данным Росстата16, с 2003 года «коэффициент фондов» (отношение среднего уровня доходов 10% самых богатых граждан к среднему уровню доходов 10% самых бедных) вырос с 14,5 до 16,8 раза в 2007-2008 гг. Но в 2011 году коэффициент снизился – 16,2 против 16,5 в 2010 году. Это происходит уже третий год подряд. Для сравнения: в 1992 году коэффициент был равен всего 8.

Распределение Росстатом объема денежных доходов на пять групп (от 20% высокообеспеченных до 20% малообеспеченных) показывает, что снижение происходило за счет снижения доли в объеме доходов высокодоходной группы (с 47,7% в 2010 году до 47,5% в 2011 году).

В 2008 году одно отечественное домохозяйство в среднем тратило 13 136 долл., что ставило нас в один ряд с Хорватией и Латвией. Но  сильно отставание от США и Германии, где в год одним семейством тратится около 36 000 и 25 000 долл. соответственно.

За годы реформ увеличился такой показатель благосостояния, как наличие предметов длительного пользования в домашнем хозяйстве. Если в 1995 году на 100 домохозяйств приходилось 18 автомобилей, то в 2010-м – уже 48. Больше стало и квадратных метров жилья. В 90-х на одного человека приходилось 16,4 кв. м, а сегодня – уже 22,6 кв. м. Намного больше стало в домохозяйствах стиральных машин, холодильников, а также мобильных телефонов, которых, впрочем, 20 лет назад вообще не было.

Но вот индекс потребительской уверенности, по которому можно оценить ожидания граждан, после кризиса 2008 года не восстановился. В 2011 году он находился в отрицательной зоне и составлял примерно минус 7%.

«Рост доходов предприятий, а также ужесточение ситуации на рынке труда подстегивают рост заработной платы. В целом за первые восемь месяцев 2011 года реальная заработная плата выросла на 2,3% по отношению к соответствующему периоду 2010 года, несмотря на повышение размера страховых взносов во внебюджетные фонды и ускорение инфляции»17, — говорится в опубликованном Минэкономразвития18 прогнозе социально-экономического развития РФ на 2012-2014 годы, который был одобрен на заседании правительства.

Ускоренный рост прожиточного минимума, а также невысокие темпы роста денежных доходов населения в 2011 году могут отразиться на доле бедного населения, которая, по оценке правительства, составит 13,1%.

С учетом фактора повышения стоимости потребительской корзины доля бедного населения может увеличиться с 12,7% в 2012 году до 12,8% в 2013 году, в 2014 году уровень бедности может составить 12,5 %, — говорится в документе.

Восстановление и дальнейший рост спроса на банковские кредиты будет оказывать поддержку потребительскому спросу. В результате в 2011-2013 года предполагается более быстрый рост потребительских расходов относительно реальных располагаемых денежных доходов населения.

Рост потребления будет также поддерживаться более низким уровнем сбережений относительно 2010 года. В текущем году средняя склонность к чистым сбережениям (с учетом операций с валютой и недвижимостью) снизится до 13,9%, а с 2012 года ее уровень стабилизируется на уровне 13,8 %.

В структуре расходов населения предполагается постепенное снижение доли расходов на покупку товаров с 64,9% в 2011 году до 64,1% в 2014 году.

«При этом доля расходов на платные услуги будет выше уровня 2008 года и будет иметь тенденцию к росту, что связано как с более быстрым ростом стоимости платных услуг (например, ЖКХ), так и с расширением спектра потребляемых населением услуг по мере роста доходов граждан»19, — прогнозирует министерство.

За 1992–2011 гг. реальные среднедушевые денежные доходы выросли на 27,2 %, тогда как рост реальной заработной платы (с учетом скрытой оплаты труда) составил 9,4 %.20 Эти данные наглядно демонстрируют, что факторные доходы увеличивались неравномерно, обусловливая углубление дифференциации населения. Следует отметить, что значение децильного коэффициента, иллюстрирующего степень дифференциации доходов, в России составляет 16–18 раз (при пороговом значении 8 раз). Это ведет к закреплению существующих тенденций формирования биполярной экономи-ки, на одном полюсе которой находится финансово-экономическая элита, концентрирующая большую часть национального богатства, но никак не сти-мулирующая национальную экономику, а на другом – все остальное населе-ние, которое в силу дефицита дохода не может оказывать стимулирующее воздействие на воспроизводственные процессы.

     Изучив данные  Росстата об уровне и структуре  потребительских расходов с 2003 по 2010 годы, можно сделать  вывод  о том, что структура потребительских расходов ухудшилась: увеличилась доля затрат на приобретение продуктов питания, снизилась - на непродовольственные товары и оплату услуг. А это значит, что первичные потребности россиян занимают большую часть расходов, что свидетельствует о достаточно низком уровне жизни.  Увеличение реальных доходов населения, по статистике, составляет около 10% в год, но, судя по этому, говорить, что каждый из нас живет лучше нецелесообразно.  Стоит учитывать, что при повышении заработной  платы цены на товары и услуги не остаются неизменными,  каждый год они дорожают на определенный процент. Следовательно, чтобы повысить покупательную способность населения, надо повышать номинальную заработную плату на более высокий процент, чем уровень инфляции.

Состояние  социальной сферы на начало XXI века оценивалось как кризисное. По мнению И.М. Ремашевской, члена-корреспондента РАН, экономические преобразования в обществе блокируются двумя проблемами. Первая проблема - это бедность населения во всех формах проявления, ведущая к глубокой поляризации общества. Не менее острой она видит вторую проблему - разрушение отраслей социальной сферы, ориентированной на удовлетворение потребностей населения.21

Руководство страны приходит к пониманию того, что достойный образ жизни и всестороннее развитие человека невозможно без хорошо отлаженной системы образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, ЖКХ.

До сих пор доля расходов на человека в ВВП России значительно отстает от ведущих стран мира. Так, в США на образование идет 7-8%, на здравоохранение- 9%, на науку- 2-2,5%. В Росии же расходы на образование и здравоохранение составляет чуть больше 4%, на науку- до 1,5 % ВВП.22

Правительство говорит о повышении стандартов благосостояния человека23:

- уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 году достигнет показателей, характерных для развитых экономик;

- валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности - увеличится с 13,9 тыс. долларов США в 2007 году (42 % от среднего уровня государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития) до более чем 30 тыс. долларов США в 2020 году (70 %);

- охват высшим и средним профессиональным образованием населения составит 60-70 % (2007 год - около 50 %);

- средний уровень обеспеченности жильем достигнет к 2020 году около 30 кв. м на человека (или около 100 кв. м на среднестатистическую семью);

- доля населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, снизится с 43 % в 2007 году до 14 % в 2020 году;

- уровень смертности от насильственных причин снизится примерно вдвое и др.

Однако для достижения поставленных целей необходимо совершенствование государственного регулирования уровня и качества жизни населения России.

2.2 Перспективы решения проблем уровня и качества жизни населения РФ с помощью государственного регулирования

 

Государственное регулирование уровня и качества жизни населения России реализуется:

- во-первых, через систему  социальной политики государства;

- во-вторых, посредством  проведения государственной экономической  политики.

Социальная государственная политика обеспечивает «прямое» воздействие на уровень и качество отдельных (слабозащищенных) слоев населения, а государственная экономическая политика оказывает «косвенное» воздействие на благосостояние населения.

Наиболее общим определением социальной политики, по мнению Волгина Н.А. является следующее: « социальная политика – это взаимоотношение социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, народы, население города, поселка, региона и т.п.)»24

Под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) обычно понимают совокупность конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В широком смысле и с научных позиций — это не только система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества.

На мой взгляд, социальная политика — многогранный процесс и структурное явление, и главным вопросом социальной политики является социальное положение населения в целом, его отдельных групп и частей.

Главной и конечной целью социальной защиты населения является человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.

На данном этапе государство должно, по мнению Алпатова Г.Е. «перестать мешать людям заботиться о себе, прежде всего в отношении малого бизнеса, владения землей и всевозможных запретов и разрешительных процедур, объективности судопроизводства. На следующем этапе, после снижения вездесущего присутствия чиновника с его частным интересом, главной задачей социальной политики будет обеспечение условий для свободной деятельности индивидов. Это условия для того, чтобы каждый имел возможность быть здоровым, защищенным в случае болезни, получить образование, рабочее место, жилище, частную собственность, а также инструменты сохранения сбережений.»25

Исходя из социокультурных предпочтений россиян, требуется выбрать социальную модель государства как систему взаимосвязанных социальных институтов. Эта модель включает три направления социальной политики:

  1. Социальные гарантии каждому гражданину. Если человек окажется в угрожающей жизненной ситуации, государство ему незамедлительно поможет. Сюда относятся жилье для каждого, талоны на питание, бесплатное здравоохранение и образование. Это подтверждает ст. 25 Всеобщей декларации прав человека: « Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.»26
  2. Адресная социальная помощь определенным слоям. Предметом социальной политики  в этом случае является социальная помощь работающим на случай болезни, пенсионное и медицинское страхование, семейная (детская) помощь, помощь молодежи, помощь сельскому населению.
  3. За исключением перечисленного выше социальная политика сводится к тому¸ чтобы не препятствовать людям защитить себя самим пропорционально получаемым ими доходам.

Информация о работе Современные стандарты качества жизни и меры по их государственной поддержке