Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:52, курсовая работа
Цель работы – на основе анализа динамики основных показателей, характеризующих современное состояние уровня и качества жизни в России, проблем в данной сфере, а также опыта государственной поддержки современных стандартов качества жизни выявить направления повышения эффективности государственного регулирования рассматриваемой сферы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к определению современных стандартов качества жизни 5
Глава 2. Государственная поддержка стандартов качества жизни в РФ: проблемы и перспективы 18
2.1.Оценка качества и уровня жизни россиян в условиях социально-экономических преобразований 18
2.2 Перспективы решения проблем уровня и качества жизни населения РФ с помощью государственного регулирования 25
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы: 35
Государство должно обратить пристальное внимание на малообеспеченные слои общества (а за чертой бедности у нас живет 25 миллионов человек), прежде всего на работников бюджетной сферы. Нужно сосредоточиться на приоритетных национальных проектах, которые определяют социальное самочувствие общества и создают необходимые стартовые условия для развития «человеческого капитала.»27
Достойный уровень жизни населения государство сможет обеспечить, решив квартирный вопрос, ведь от качества жилья во многом зависит здоровье людей, их семейное благополучие. Однако более комфортная квартира или дом, по сути, пока остаются лишь мечтой для миллионов российских семей.
Особое значение следует придавать ипотеке - кредитам на покупку жилья под залог самого этого жилья. Это особенно важно для молодых семей, которые просто не в состоянии полностью заплатить наличными за приобретаемую квартиру.
Сравнительный анализ показывает, что по жилищным условиям Россия в значительной степени отстает от развитых стран. В России в современных условиях для решения жилищной проблемы людьми со средним достатком необходимо развитие системы доступного кредитования, приведения в соответствие качества жилья и величины оплаты за него, упорядочение деятельности жилищно - эксплутационных служб. Оправдывает себя практикуемая для отдельных категорий населения система жилищных сертификатов. Важно отметить, что размеры тарифов на общественный транспорт, ЖКХ и связь должны быть не выше пределов, установленных федеральным правительством.
Основой формирования здорового и деятельного общества является состояние здоровья граждан. Государство должно выделять достаточно средств на повышение уровня медицинского обслуживания. Необходимо оснастить новым диагностическим оборудованием более десяти тысяч муниципальных поликлиник (из них более трети на селе), значительное число районных больниц и фельдшерских пунктов. Важно уделить внимание обеспечению сферы здравоохранения достойными квалифицированными кадрами, постоянному повышению квалификации и переподготовке кадров. Необходимо обновить автопарк «скорой помощи», включая приобретение реанимобилей, медоборудования и современных систем связи.28
Все преобразования в сфере здравоохранения, в социальной сфере должны быть связаны с проведением мер по повышению рождаемости и уменьшению уровня смертности. Говоря о здоровье населения, нельзя забывать об экологии и состоянии окружающей среды.
Целью государственной демографической политики является снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Необходимо обеспечить стабилизацию численности населения на уровне не ниже 142-143 млн. человек к 2015 году и создание условий для повышения к 2025 году численности населения до 145 млн. человек и средней продолжительности жизни до 75 лет.29
Филоненко Ю.В. в своей статье30 говорит о том, что повышение располагаемых доходов домохозяйств и на этой основе рост частного потребления является стратегической задачей государства. В соответствии с расчетами экспертов, для формирования среднего класса уровень потребления в РФ должен возрасти в среднем в 1,7-1,8 раз.
Отсюда вытекают конкретные задачи по повышению уровня дохода, сформированные в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года »31:
- рост реальных располагаемых доходов населения на 153-154%;
-установление минимального
размера оплаты труда на
-доведение адресности
выплаты социальных пособий, привязанных
к уровню доходов населения
к 2012 году в среднем по стране
до 70-80 %, а охват бедного населения
государственными социальными
- повышение минимального размера оплаты труда;
-повышение среднего размера
трудовой пенсии по старости
до уровня, обеспечивающего минимально
воспроизводимый
Для улучшения дел необходимо
решить основную проблему, которая
лежит не в социальной сфере
- проблему повышения доходности
отраслей реального сектора
Для превращения России в процветающую державу, в которой качество и уровень жизни людей отвечают мировым стандартам, необходимо проводить экономическую политику, позволяющую уже на первом этапе реализации программы увеличить ВВП в 4-5 раз, т.е. до 10-12 тыс. долл. на душу. Это означает, что необходимо довести темпы роста ВВП до 10-12% в год. На втором же этапе, чтобы достичь уровня жизни ведущих стран мира, темпы роста не должны быть менее 8% в год. И чем они выше, тем раньше будет ликвидировано отставание в социально-экономической сфере от ведущих стран мира (имеется в виду, что рост их ВВП не превысит 1,5-2%) 32
«Бюджетная политика страны в следующие три года должна быть направлена на формирование модели экономического роста, основанного на частной инициативе, постоянных инновациях, эффективной системе предоставления публичных услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктур»33 - говорил президент Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному собранию накануне 2012 года.
Для обеспечения инновационной направленности экономического роста требуется повышение роли научных исследований и разработок, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста путем создания инновационной системы формирования рынков капитала и информационно-консультационных услуг в инновационной сфере, совершенствования нормативной правовой основы защиты прав на интеллектуальную собственность, кадрового обеспечения инновационной экономики. Необходимо создавать благоприятные условия для внедрения в производство передовых технологий, включая комплексное и сбалансированное развитие инновационной инфраструктуры.
По мнению А.Кудрина, модернизация экономики предполагает множество внешне незаметных, но очень важных шагов. Назовем ряд наиболее актуальных34:
- снижение монополизации на российских рынках;
- сокращение присутствия государства в экономике;
- снижение инфляции сначала до 5%, затем до 3%;
- уменьшение издержек при реализации инвестиционных проектов;
- сокращение доли
- уменьшение доли теневого бизнеса.
Показатели материального благосостояния,
такие, как труд и занятость, оказывают
значительное влияние на экономику страны,
поэтому государство, в первую очередь,
должно быть заинтересовано в их улучшении.
Это могут быть меры по снижению безработицы,
повышению уровня занятости населения
путем создания благоприятных условий
труда, сохранения длительной трудоспособности
(снижение смертности, повышение уровня
здоровья населения). Эффективным представляется
повышение профессионально-
Социально-экономическое развитие общества должно быть направлено на улучшения условий жизнедеятельности человека, повышение качества его жизни. Вложения в человеческий капитал превращаются в экономически выгодные проекты на национальном и региональном уровне, а рост ценности человеческого труда становится определяющим фактором в повышении конкурентоспособности экономики и предпосылкой эффективной модернизации проектов.
Заключение
Проблема качества жизни является приоритетной для решения социально - экономических проблем любого уровня. Качество жизни является обобщающей формой выражения экономического роста в современных условиях
Анализ показал, что понятие «качество
жизни» является комплексной производной
от исторических, географических, экономических,
социальных и иных факторов, определяющих
положение человека в обществе. Уровень
и условия жизни являются структурными
составляющими качества жизни.
Представленные в стандартах
параметры качества жизни являются индикативными
показателями государственного планирования
и формой представления и обеспечения достоинства
людей в институционально-
Проанализировав статистические данные, я пришла к выводу о том, что на сегодняшний день качество жизни россиян отстает по всем показателям от развитых стран, и потому эта проблема требует особого внимания со стороны государства.
В соответствии с концепцией качества жизни сформулированы основные социально - экономические цели развития страны - обеспечение надлежащего уровня и качества жизни населения и всестороннее развитие личности. Население рассматривается как потребитель благ и услуг, создаваемых в стране, а качество жизни - как индикатор его обеспеченности услугами инфраструктуры и мера удовлетворения материальных и духовных потребностей.
Реализация изложенных в данной курсовой работе предложений призвана послужить решению важнейших задач проводимой в России социально-экономической политики, направленной, прежде всего, на повышение жизненного уровня населения нашей страны.
Государственное регулирование экономики требует высокого профессионализма. Годы реформ показали, что в период перехода к рынку особенно важно компетентное регулирование, так как государство является первопричиной изменения функционирования экономики. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые на микроуровне. Основная задачи государства состоят в том, чтобы удерживать «золотую середину» в сфере влияния на рыночную экономику, давать возможность развиваться малым предприятиям, сокращать социальное неравенство с помощью инструментов налогообложения
Повышение уровня жизни населения является главной целью любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе.
В целом, государство должно создать условия для экономической деятельности, обеспечить социальную защиту малообеспеченных слоёв населения и способствовать развитию рыночных отношений, что будет положительно влиять на измерение качества жизни населения.
(в среднем на члена домашнего хозяйства; рублей в месяц) | ||||||||
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Потребительские расходы - всего |
2757,5 |
3350,0 |
4239,2 |
5083,4 |
6540,7 |
8216,8 |
8687,1 |
10121,5 |
в том числе на: |
||||||||
продукты питания и безалкогольные |
1040,0 |
1206,4 |
1406,2 |
1604,0 |
1857,3 |
2393,6 |
2651,0 |
2999,2 |
напитки | ||||||||
алкогольные напитки, табачные |
88,1 |
101,2 |
114,7 |
137,8 |
158,6 |
185,3 |
208,2 |
247,7 |
изделия | ||||||||
одежду и обувь |
348,1 |
389,7 |
452,9 |
553,9 |
677,4 |
854,9 |
900,3 |
1094,9 |
жилищно-коммунальные услуги, |
290,2 |
362,0 |
480,7 |
615,4 |
761,2 |
853,2 |
937,4 |
1142,2 |
топливо | ||||||||
предметы домашнего обихода, |
200,0 |
230,9 |
305,6 |
368,9 |
475,6 |
619,1 |
611,1 |
626,9 |
бытовую технику и уход за домом | ||||||||
здравоохранение |
61,3 |
78,9 |
104,8 |
151,7 |
202,1 |
238,1 |
265,7 |
327,3 |
транспорт |
252,6 |
342,0 |
516,3 |
633,4 |
1083,4 |
1275,8 |
1168,1 |
1511,7 |
связь |
66,3 |
98,7 |
155,3 |
202,6 |
251,3 |
302,7 |
330,1 |
384,2 |
организацию отдыха и культурные |
164,7 |
209,6 |
299,2 |
325,1 |
418,5 |
634,5 |
631,3 |
683,7 |
мероприятия | ||||||||
образование |
36,1 |
57,3 |
77,6 |
100,5 |
115,2 |
129,8 |
133,0 |
131,9 |
гостиницы, кафе и рестораны |
84,6 |
118,5 |
124,5 |
130,8 |
195,9 |
243,8 |
291,1 |
340,7 |
другие товары и услуги |
125,5 |
154,8 |
201,4 |
259,3 |
344,2 |
485,9 |
559,7 |
631,1 |
другие товары и услуги |
125,5 |
154,8 |
201,4 |
259,3 |
344,2 |
485,9 |
559,7 |
631,1 |
Информация о работе Современные стандарты качества жизни и меры по их государственной поддержке