Современные формы объединений предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение современных форм предпринимательской деятельности и их основных характеристик.
Задачами работы являются:
 рассмотреть сущность и значение предпринимательства;
 изучить организационно-правовые формы предпринимательства и современные формы объединений предприятий;
 охарактеризовать международные формы бизнеса;

Содержание

Введение ………………………………………………………… 3
1. Теоретико-методологические основы предпринимательства
1.1 Предпринимательство: его сущность и виды ………………… 4
1.2 Организационно-правовые формы предприятий ……………. 7
2. Современные формы объединений предприятий
2.1Финансово-промышленная группа ……………………………. 13
2.2 Холдинг ………………………………………………………… 15
2.3 Концерн ………………………………………………………… 17
2.4 Корпорация ……………………………………………………. 19
2.5 Картель …………………………………………………………. 20
2.6 Синдикат ………………………………………………………. 22
2.7 Трест …………………………………………………………… 23
2.8 Пул …………………………………………………………….. 23
3. Международные формы бизнеса …………………………………… 25
4. Особенности бизнеса в России ……………………………………... 27
Заключение …………………………………………………………… 29
Список использованных источников и литературы …………………… 31

Вложенные файлы: 1 файл

моя.doc

— 537.50 Кб (Скачать файл)

Хозяйственные общества — это коммерческие организации с разделенным, как и в хозяйственных товариществах, на доли учредите­лей капиталом, которые могут создаваться формах:

     общество с ограниченной ответственностью (ООО);

      общество с дополнительной ответственностью (ОДО);

      акционерное общество (АО).

Указанные три организационно-правовые формы получили в России наибольшее распространение.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — это хозяйствующий субъект, учрежденный одним или несколькими лицами, в том числе и юридическими, и имеющий уставный капитал, минимальный размер которого должен составлять в соответствии с законодательством РФ не менее стократной величины минимального размера оплаты труда. Формирование уставного капитала осуществляется вкладами учредителей ООО и разделяется на доли между ними в соответствии с учредительными документами. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов, т.е. имущественная ответственность вкладчиков является ограниченной. Общее число участников общества с ограниченной ответственностью не должно превышать 50 учредителей. Учредительными документами ООО являются его устав и договор. Эта организационно-правовая форма предприятия является весьма распространенной в Российской Федерации. 

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) — представляет собой разновидность общества с ограниченной ответст­венностью. Основное различие между ними заключается в том, что участники ОДО принимают на себя дополнительную ответственность по обязательствам общества не только в размерах внесенных в его уставный капитал вкладов, но и другим своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вклада. Размер этого вклада определяется учредительными документами общества.

В силу присущих обществам с ограниченной (ООО) и дополнительной ответственностью (ОДО) особенностям и установленным законодательными актами ограничений, эти организационно-правовые формы используются предприятиями так называемого малого бизнеса.

Акционерное общество (АО). Пунктом 1 ст. 96 ГК РФ определено: «Акционерным обществом признается общество, уставный ка­питал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих ему акций». Данная организационно-правовая форма используется в РФ достаточно широко и в первую очередь крупными промышленными предприятиями.

В соответствии с действующим законодательством и в частности с ГК РФ могут образовываться открытые акционерные общества (ОАО) и закрытые акционерные общества (ЗАО).

Открытое акционерное общество — это такое общество, участники которого могут отчуждать (продавать, дарить, передавать) свои акции без согласия других акционеров. Количество акционеров такого общества не ограничивает­ся.

Закрытое акционерное общество — представляет собой такое акционерное общество, акции которого распределяются только среди учредителей; такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц; акционеры такого общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого ЗАО; число участников такого акционерного общества ограничено законом об акционерных обществах и не должно превышать 50 акционеров.

Во всех остальных аспектах формирования уставного капитала, эмиссии акций и управления акционерным обществом и ОАО, и ЗАО руководствуются общими для них правовыми нормами, определенными ГК РФ и законом об акционерных обществах.

Производственный кооператив — это такая коммерческая организация, которая представляет собой «добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов». В соответствии с законодательством члены производственного кооператива в отличие, например, от ООО или АО, несут обязательную дополнительную (субсидиарную) ответственность по обязательствам кооператива. Статьей 107 (п. 3) ГК РФ предусмотрено тождественное «производственному кооперативу» понятие «артель». Обычно на практике такой термин («артель») применяют в случаях, когда организация создается для выполнения определенного вида работ или промысла (например, золотодобывающие артели, рыболовецкие артели и т.д.), а под понятием «производственный кооператив» подразумевается хозяйствующая организация с более широким кругом деятельности.

Унитарные предприятия. Таким предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за этой организацией его собственником, которым выступает, например, государство. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе и между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество таких предприятий находится соответственно в государственной или муниципальной собственности на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

2. Современные формы объединений предприятий

Поведение предприятий в рыночных условиях хозяйствования видоизменяется, причем это касается многих направлений.

Малые предприятия, характерные для коммерческого предпринимательства, весьма неустойчивы. В современных условиях, когда происходят быстрые изменения в рыночной среде, перед предприятиями встает проблема выживания при изменении рыночной конъюнктуры. Для повышения стойкости организации при неблагоприятном развитии рыночной конъюнктуры создаются объединения деловой активности.

Основными преимуществами объединений являются: снижение издержек, более высокая квалификация и специализация управления предприятиями, снижение расходов на информацию и рекламу, более выгодные условия закупки ресурсов и др.

              Объединения юридических лиц создаются в целях координации своей предпринимательской деятельности, а также для защиты общих имущественных интересов.

Объединения предприятий предусматривают наличие разной собственности, но типы объединений в зависимости от целей и организационных форм могут быть различными.

Ниже рассматриваются основные формы интеграции предприятий, получающие свое развитие в современных условиях.

2.1  Финансово-промышленная группа

 

Финансово-промышленная группа (ФПГ) — это объединение, с одной стороны, организаций, имеющих свободные денежные средства (банков, финансовых и инвестиционных фондов и т.д.), а с другой — предприятий и организаций, испытывающих потребность в инвестициях и других заемных средствах. Финансово-промышленная группа объединяет три типа организаций:  промышленные, торговые и кредитно-финансовые.

             

              Во главе финансовой группы стоит один или несколько банков, которые распоряжаются денежным капиталом входящих в него компаний, а также координируют все сферы их деятельности. Каждая фирма самостоятельно выступает в торговых сделках.

К числу наиболее существенных характеристик ФПГ можно отнести следующие:

   во главе ФПГ стоит финансовая компания;

   иногда ФПГ основана на структуре торгового дома;

   важную роль играет участие промышленной части, которую составляют предприятия различных отраслей;

   характерная единая политика ценообразования;

   имеет единое имущество;

   организационное единство и юридическая самостоятельность.

              Основная цель создания финансово-промышленных групп — повысить конкурентоспособность и эффективность производства, создать рациональные технические связи, привлечь инвестиции, расширить рынки сбыта, создать новые рабочие места.

Образуются финансово-промышленные группы тремя путями: по решению правительства с участием госпредприятия, на основе договорного объединения частных предпринимателей и по межправительственным соглашениям.

              Кроме того, они могут создаваться путем передачи пакета акций в доверительное управление одному из участников или приобретением одним из участников пакета акций других предприятий, становящихся участниками финансово-промышленной группы.

              Еще один путь связан с возможностью формирования ФПГ на основе крупных экономических структур, созданных в свое время по решению Президента или Правительства, таких как «Лукойл».

         ФПГ являются естественными партнерами федеральной исполнительной власти в выработке и реализации стратегической линии. Также повышают макроэкономическую регулируемость производства, вносится устойчивость в международное экономическое сотрудничество. 

2.2 Холдинг

Холдинговая (или держательская) компания представляет собой организацию, владеющую контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления. 

Преимущества холдингов в том, что они борются с конкурентами объединенностью своих усилий.

              Характерные черты холдинга:

      Концентрация акций фирм различных отраслей и сфер экономики или фирм, расположенных в различных регионах.

      Многоступенчатость, то есть наличие дочерних, внучатых и прочих родственных компаний.

      Централизация управления в рамках группы путём выработки материнской компанией глобальной политики и координации совместных действий предприятий.

В России предусмотрено два вида холдингов: финансовый и смешанный.

              Финансовый — это холдинг, где больше 50% капитала составляют ценные бумаги других предприятий. Основную роль в деятельности такого холдинга играют финансовые операции, выполнять другие виды деятельности он не имеет права, так как объединяет капиталы, а не предприятия.

              Смешанный — характеризуется тем, что его материальная компания имеет право вести собственную хозяйственную деятельность. Примеры холдингов России: Агрохолдинг,  «ЕЭС России»,  «Сургутнефтегаз».

              Помимо простых холдингов, представляющих собой одно материнское общество и одно либо несколько контролируемых им дочерних обществ, существуют и более сложные холдинговые структуры, в которых дочерние общества сами выступают в качестве материнских компаний по отношению к другим компаниям.

              В зависимости от способа установления контроля головной компании над дочерними фирмами выделяют:

   имущественный холдинг, в котором материнская компания владеет контрольным пакетом акций дочерней;

      договорной холдинг, в котором у головной компании нет контрольного пакета акций дочернего предприятия, а контроль осуществляется на основании заключенного между ними договора.

С точки зрения производственной взаимосвязи компаний выделяют:

   интегрированный холдинг, в котором предприятия связаны технологической цепочкой. Данный тип холдингов получил широкое распространение в нефтегазовом комплексе, где под руководством головной компании объединены предприятия по добыче, транспортировке, переработке и сбыту продукции;

   конгломератный холдинг, который объединяет разнородные предприятия, не связанные технологическим процессом.

              В зависимости от степени взаимного влияния компаний различают:

      классический холдинг, в котором головная компания контролирует дочерние фирмы в силу своего преобладающего участия в их уставном капитале;

      перекрестный холдинг, при котором предприятия владеют контрольными пакетами акций друг друга. Такая форма холдингов характерна для Японии, где банк владеет контрольным пакетом акций предприятия, а оно обладает контрольным пакетом акций банка.

 

 

 

2.3 Концерн

              Концерн — это одна из самых сложных форм объединения, поскольку включает в себя предприятия разных отраслей промышленности, банков, транспорта, торговли и осуществляет совместную деятельность на основе добровольной централизации функций (финансовой, научно-технической, производственной, инвестиционной, внешнеэкономической).

Концерн — объединение предприятий, при котором они сохраняют свою юридическую самостоятельность, но финансовый контроль и определенные функции по снабжению, производству, маркетингу предприятий взяты под единое управление головной компанией (правлением концерна, председателями).

              В России концерны создаются на базе крупных государственных предприятий и объединений. Такие предприятия при вхождении в концерн утрачивают ведомственную принадлежность.

              Благодаря крупномасштабной концентрации капитала, производственных мощностей и возможности диверсификации они обладают определенной устойчивостью к колебаниям конъюнктуры, способны выгодно перераспределять инвестиции, концентрировать их на наиболее рентабельных направлениях.

Информация о работе Современные формы объединений предприятий