Современные формы объединений предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение современных форм предпринимательской деятельности и их основных характеристик.
Задачами работы являются:
 рассмотреть сущность и значение предпринимательства;
 изучить организационно-правовые формы предпринимательства и современные формы объединений предприятий;
 охарактеризовать международные формы бизнеса;

Содержание

Введение ………………………………………………………… 3
1. Теоретико-методологические основы предпринимательства
1.1 Предпринимательство: его сущность и виды ………………… 4
1.2 Организационно-правовые формы предприятий ……………. 7
2. Современные формы объединений предприятий
2.1Финансово-промышленная группа ……………………………. 13
2.2 Холдинг ………………………………………………………… 15
2.3 Концерн ………………………………………………………… 17
2.4 Корпорация ……………………………………………………. 19
2.5 Картель …………………………………………………………. 20
2.6 Синдикат ………………………………………………………. 22
2.7 Трест …………………………………………………………… 23
2.8 Пул …………………………………………………………….. 23
3. Международные формы бизнеса …………………………………… 25
4. Особенности бизнеса в России ……………………………………... 27
Заключение …………………………………………………………… 29
Список использованных источников и литературы …………………… 31

Вложенные файлы: 1 файл

моя.doc

— 537.50 Кб (Скачать файл)

              Важный признак концернов - единство собственности входящих фирм, предприятий, банков. Участники концернов взаимозависимы по существу экономических отношений.

              В России концерны существуют в разных формах:

      в форме государственных акционерных отраслевых комплексов (Газпром, Нефтехим);

      в военно-промышленном комплексе как государственно-кооперативные концерны (АНТ);

      в виде «народных», т.е. без участия государственных структур (БУТЭК).

              Концерны могут быть многоотраслевыми с явным основным производственным сектором экономики. Но они могут быть и диверсифицированными (изменение, разнообразие, расширение номенклатуры) с отраслевыми группировками (в сфере обращения, транспорте, банках). Такой концерн правильнее называть конгломератом.

Различают следующие виды концернов:

      вертикальные. Под вертикальными понимаются объединения фирм, охватывающие весь цикл от закупки материалов через производство до сбыта одного определённого вида продукции, например концерн Мустерман, занимающийся всеми аспектами издательского дела и продажи книг и другой продукции;

      горизонтальные. Обычно объединяют похожие фирмы с различной клиентурой, например объединение пивоварен с различными сортами пива.

      смешанные (конгломераты).

              Концерны действуют в тех отраслях экономики, где развито крупное и массовое производство, применяются высокие технологии. Чаще всего это черная и цветная металлургия, машиностроение и автомобилестроение, химическая и электротехническая индустрия.

              С точки зрения системы участия в капитале можно выделить два вида концернов:

   концерн подчинения, организованный в виде материнской и дочерних компаний;

   концерн координации, состоящий из сестринских обществ, т.е. созданный таким образом, что отдельные входящие в него компании производят взаимный обмен акциями.

Концерны, имеющие иностранные дочерние отделения, представляют собой международные концерны. Причем капиталовложения международных концернов могут быть как транснациональными, так и трансконтинентальными.

2.4 Корпорация

В практике стран с развитой рыночной экономикой корпорация - наиболее распространенная форма организации управления крупным производством. Это - организация или союз организаций, созданных для защиты каких-либо интересов и привилегий участников и образующих самостоятельное юридическое лицо. Основы корпоративного законодательства устанавливают за корпорацией право действовать на правах юридического лица независимо от своих владельцев. Современная корпорация - это, как правило, материнская компания, с целой сетью дочерних обществ, отделений, филиалов, агентств и прочих хозяйственных образований, имеющих различный юридический статус и разную степень хозяйственно-оперативной самостоятельности.

Акционеры не руководят компанией непосредственно. Они делегируют такое право президенту (генеральному директору), однако при этом оказывают влияние на его решения посредством своего права голоса.

Одной из важнейших особенностей большинства корпораций
является тот факт, что их акции могут свободно продаваться и покупаться.
          Корпорации способствуют решению двух фундаментальных проблем рыночной экономики: привлечение капитала под крупные инвестиции и диверсификация и распределение риска.

          В рамках корпорации права и ответственность разделяются между разными органами руководящими маркетингом, техническими разработками, снабжением, производством и сбытом.

Укрепление первичных производственно-хозяйственных звеньев, установление пределов децентрализации в корпорациях во многом объясняются необходимостью сокращения издержек производства и накладных расходов. Усилению влияния высшего звена руководства способствует более строгий финансовый контроль и тесная увязка организационной структуры управления с процессом планирования производственно-хозяйственной  деятельности.

2.5 Картель

Картель — объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании, — соглашение о ценах, рынках сбыта, объемах производства и сбыта, об ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т.д.

Что касается организационного строения, то картели никогда не имеют ярко выраженного доминирующего звена. Соглашения достигаются в результате договоренностей руководства производственных структур. Фирмы, вступающие в картельное соглашение, сохраняют свою юридическую, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность. Речь идет о распространении скрытой формы картелей.

Для картеля характерно наличие следующих признаков:

   договорный характер объединения (сговор группы производителей с целью полного или частичного уничтожения конкуренции между ними и получения монопольной прибыли);

   сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность;

   объединение ряда компаний, как правило, одной отрасли;

   совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться в определенной степени и на ее производство;

   наличие системы принуждения, включающей выявление нарушений и санкции к нарушителям.

В соответствии с антимонопольным законодательством в большинстве стран картельные соглашения, за исключением отдельных отраслей (прежде всего сельского хозяйства), запрещены и установлен разрешительный порядок их деятельности при наличии особых условий. Как правило, законодательно запрещаются картели, связанные с фиксированием цен, делением рынка и ограничением выпуска продукции. В мировой практике выделяются следующие виды картелей:

      Денежный картель, утверждающий унифицированные цены наряду с равными условиями поставок и платежей;

       Долевой картель;

   Квотный картель (картель продукции), выделяющий каждому его участнику квоту для продажи продукции в соответствии с производственными мощностями. Целенаправленное регулирование предложения через квоты позволяет картелям контролировать цены на рынке товаров;

   Территориальный картель, выделяющий каждому предприятию территории сбыта и исключающий взаимную конкуренцию;

      Закупочный картель — монопольное соглашение нескольких предприятий, фирм, корпораций о закупке сырья и товаров определенного вида, сорта и так далее в интересах всех участников картеля с целью сбить закупочные цены;

      Калькуляционный картель, участники которого договариваются об одинаковой структуре и об одинаковом содержании расчетов;

      Кондиционный картель, определяющий условия реализации товара.

      Контингентированный картель, устанавливающий для его участников соответствующие квоты (контингенты).

      Кризисный картель, который создается при стойком спаде спроса (кризисный картель структуры) или временном сокращении сбыта (кризисный картель конъюнктуры) для ограничения конкуренции.

      Патентный картель, определяющий направления совместного использования (или неиспользования) какого-либо технического изобретения.

      Производственный картель, устанавливающий объем (квоты) производства для каждого участника.

      Региональный картель, определяющий области сбыта.

      Ценовой картель, устанавливающий для участников цены товара.

Картели могут иметь как национальный характер, так и международный характер (объединение предприятий разных стран, так называемые товарные ассоциации экспортеров и производителей сырья). Среди наиболее известных картелей второго типа можно назвать ОПЕК (Организацию стран-экспортеров нефти). На внутреннем рынке во многих странах в настоящее время картели являются незаконными, и если образуются, то действуют нелегально.

Основная цель образования картеля заключается в получении ее участниками монопольной прибыли путем сговора.

2.6 Синдикат

Синдикат - более жесткая разновидность картеля, при которой для всех участников синдиката сбыт или снабжение осуществляется одним предприятием.

              Синдикат ставит своею задачею поднятие цен на товар или удержание данной цены от дальнейшего понижения. Монополизируя фактически ту или иную отрасль народного хозяйства, синдикат устраняет действие конкуренции, вследствие чего цена товара определяется не отношением предложения к спросу, а таксой, установленной синдикалистами. Цель синдиката, увеличение дохода, может быть достигнута не возвышением цен, а сокращением расходов. Это сокращение получается вследствие совместного понижения цены приобретаемых сырых материалов; вследствие устранения затрат на рекламы; вследствие уменьшения транспортных издержек при разделении районов рынка между членами синдиката.

Целью синдиката является ограничение действия свободной конкуренции на производство и сбыт. Все, что направлено к возвышению размера прибыли или что имеет целью удержать прибыль на прежнем уровне, может составить задачу синдиката.

 

 

2.7 Трест

Трест — объединение, в котором входящие в него предприятия сливаются в единый производственный комплекс и теряют свою юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность, а руководство их деятельностью осуществляется из единого центра. Общая прибыль треста распределяется в соответствии с долевым участием отдельных предприятий.

Особенности трестов:

   трест — самая жесткая из всех рассмотренных форма интеграции компаний;

   трест отличается от других видов объединений сравнительной производственной однородностью деятельности, что проявляется в специализации на одном или нескольких аналогичных видах продукции;

   в рамках треста объединяемые компании теряют свою юридическую, хозяйственную, производственную и коммерческую самостоятельность;

   все объединяемые в трест предприятия подчиняются одной головной компании.

              Форма треста удобна для организации комбинированного производства, т.е. объединения в одной компании предприятий разных отраслей промышленности, представляющих собой либо последовательные ступени обработки сырья, либо играющих вспомогательную роль по отношению друг к другу. В случае межотраслевых объединений тресты представляют собой комбинаты.

2.8 Пул

Пул (англ.pool — общий котел) — форма объединения компаний, отличающаяся тем, что прибыль всех участников пула поступает в общий фонд (котел) и затем распределяется между ними согласно заранее установленной пропорции.

              В качестве особенностей пулов можно назвать:

   принадлежность этой организационной формы интеграции к одной из форм монополистических объединений компаний, разновидности картелей;

   временный характер объединения компаний;

   установление в рамках пула правил распределения общих расходов и прибыли.

В мировой практике можно встретить следующие виды пулов.

   Биржевой пул — объединение финансовых средств для повышения или понижения курса акций на фондовой бирже и в спекулятивной игре на разнице в курсах.

   Конкретный пул — объединение инвесторов, направляющее свои инвестиции на конкретный объект.

   Патентный пул — соглашение более чем двух компаний о взаимном использовании патента. Участники патентного пула получают доход в размере квоты, назначаемой при вступлении в пул, от прибыли, которую дает использование патента.

   Торговый пул — объединение, в котором участники договариваются о накоплении и задержке на складах какого-либо товара до момента, наиболее выгодного для его продажи по повышенным ценам в результате искусственно созданного дефицита.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Международные формы бизнеса

              Международные корпорации являются важнейшим элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений. Их бурное развитие отражает обострение международной конкуренции, углубление международного разделения труда. Международные корпорации предстают как непосредственные участники всего спектра мирохозяйственных связей, как «локомотивы» мировой экономики. Международные корпорации, с одной стороны, являются продуктом быстро развивающихся международных экономических отношений, а с другой стороны, сами представляют мощный механизм воздействия на них. Активно воздействуя на международные экономические отношения, международные корпорации формируют новые отношения, видоизменяют сложившиеся их формы.

            Различают две формы международных корпораций. Транснациональные корпорации — это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по всему миру.

Под многонациональными корпорациями обычно понимают корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу двух и более стран, а зарубежные отделения также находятся в разных странах.

Транснациональные (ТНК) и многонациональные компании (МНК) можно рассматривать как формы существования международных корпораций, а само разделение последних на две формы проявления до­статочно условно, так как их главным качественным признаком является не то, капитал скольких стран создал головную компанию, а интернациональный характер деятельности компаний.

В контексте вышеизложенного международными можно считать все корпорации, имеющие хотя бы один зарубежный филиал, созданный на основе ПИИ.

В мировой практике под международными корпо­рациями понимают лишь действительно крупные компании, оказывающие существенное влияние на мировой рынок товаров и факторов производства.

Таким образом, главным качественным признаком международных корпораций является процесс прямого зарубежного инвестирования. В силу этого мотивами размещения прямых инвестиций за рубежом (расши­рение рынков сбыта, получение доступа к дешевым ре­сурсам, приобретение собственности) можно объяснить процесс возникновения международных корпораций.

Информация о работе Современные формы объединений предприятий