Содержание понятий экономическая наука. Предмет, методы и функции экономической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2014 в 17:14, контрольная работа

Краткое описание

Экономическая теория изучает экономическое поведение людей, т.е. какие действия, которые связаны с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и нематериальных благ. Предметом экономической теории является эффективное использование ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения материальных потребностей людей. Экономическая теория тесно связана с другими науками (философия, история, статистика, математика и т.д.)

Вложенные файлы: 1 файл

ответы на экз. вопросы по экономике.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

Государственная собственность. В современной экономике наряду с частной собственностью существует государственная собственность. Государственная собственность - это имущество, принадлежащее на праве собственности государству. Рыночная ориентация экономики не означает отмены государственной собственности. Ныне эта форма собственности существует во всех развитых странах рыночной экономики.

В Российской Федерации различают две формы государственной собственности:

- федеральная собственность (собственность  Российской Федерации в целом);

- собственность субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов).

Смешанная собственность - собственность, основанная на сочетании разных форм собственности (с участием иностранной собственности или нет).

Национализация. Процесс превращения частной собственности в государственную собственность называется национализацией. Национализация может осуществляться различными путями: через безвозмездную экспроприацию; полный или частичный выкуп.

Приватизация - это передача объектов государственной собственности другим субъектам экономики (гражданам, предприятиям, организациям).

Приватизация предполагает смену формы собственности, переход от государственной к иным формам собственности (частной, смешанной).

В мировой практике известны две формы проведения приватизации:

- продажа государственного имущества;

- бесплатная передача государственного имущества.

Определены три метода приватизации: продажа предприятий с аукциона, по конкурсу, путем их акционирования.

 

  1. Понятие производства, классификация производства. Характеристика общественного производства. Воспроизводство, его виды.

Производство - процесс воздействия человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества.

Классификация производства:

В зависимости от этапов и уровня развития производственных сил:

1) Доиндустриальное – производство, в котором преобладает сельское  хозяйство и ручной труд

2) Индустриальное – производство, основанное на крупных механизмах машинного производства

3) Постиндустриальное – производство, где преобладает сфера услуг, наука, информационная технология, образование

Формационный подход К. Маркса:

1) Первобытное

2) Рабовладельческое

3) Феодальное

4) Капиталистическое

5) Коммунистическое 

Так же выделяют:

1) Натуральное

2) Товарное

Характеристика общественного производства:

Общественное производство - процесс создания благ, путём преобразования природных ресурсов, для удовлетворения потребностей человека. Чтобы раскрыть это понятие более полно, необходимо рассмотреть факторы производства. В политической экономии существует 2 подхода: неоклассический и марксистский.

Неоклассики считали, что существует три производственных фактора. Это капитал, труд, земля и рабочая сила.

Представители марксистской теории - что процесс производства в первую очередь является процессом труда, который осуществляется под влиянием той или иной общественной формации.

Факторы общественного производства:

1. Традиционные

- рабочая сила

- средства труда

- предметы труда

2. Новые

- НТП (Научно-технический прогресс)

- НОУ-ХАУ

- предпринимательство

Элементы труда

Любой труд предполагает взаимодействие трех элементов: сам труд, предмет труда и средства труда.

Труд - условие жизни человечества, без которого невозможно получение всех необходимых благ.

Предмет труда - это те природные ресурсы, которые человек преобразовывает в ходе своей деятельности. Предметы труда разделяют на два вида: то, что дано самой природой и сырье. Также сырье можно разделить на предметы, которые созданы непосредственно человеком и на вторичные ресурсы, то есть то, что уже было изготовлено, но после утраты им каких-то свойств возобновленное с помощью воспроизводства.

Средства труда - это предметы или вещи, с помощью которых человек воздействует на природные ресурсы для получения блага. Прежде всего это орудия труда - оборудование, станки, двигатели и др. Во-вторых это предметы с помощью которых осуществляется транспортировка предметов труда.

 Земля является всеобщим средством труда.

Воспроизводство:

- непрерывный возобновляемый процесс  производства, который включает  в себя распределительный обмен  и потребление производственных  благ и услуг.

Виды воспроизводства:

1. Простое – количество произведенного  продукта и качество в каждом последующем цикле остается неизменным

2. Расширенное – количество  произведенного продукта и качество  в каждом цикле возрастания 

- экстенсивное (увеличение количества  произведенных продуктов

- интенсивное (увеличение выпуска  за счет новых технологий)

3. Суженное – связано либо  с абсолютным сокращением производства  продукта в целом, либо с сокращением  производства в новом цикле  по отдельным элементам (кризис, войны, конкуренция, банкротство)

 

  1. Характеристика типов хозяйств: натуральное и товарное хозяйство. Модели экономических систем.

Характеристика типов хозяйства

Натуральное хозяйство - примитивный тип хозяйствования, при котором производство направлено только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу). Все необходимое производится внутри хозяйственной единицы, при этом не возникает потребность в рынке.

Главными чертами натурального хозяйства являются неразвитость общественного разделения труда, изолированность от внешнего мира; самообеспеченность средствами производства и рабочей силой, возможность удовлетворения всех или почти всех потребностей за счет собственных ресурсов.

Товарное хозяйство - форма экономической организации, когда товары производятся отдельными обособленными производителями и для удовлетворения потребностей требуется обмен (торговля).

Товарное производство возникает еще в первобытной общине. С увеличением объёмов производства возникает специализация - разделение труда. Отдельный производитель уже не производит самостоятельно всё необходимое. Часть произведенного обменивается на продукты чужого труда. Постепенно обмен становится необходимой частью повседневной жизни.

Основные черты товарного хозяйства

- Продукция производится с целью  продажи

- Общественное разделение труда  и специализация на выпуске  какого-либо товара

- Товарно-денежные отношения носят  всеобщий характер

- Связь между производством  и потреблением опосредована  рынком

Модели:

1. Англо-саксонская (США, Канада, Великобритания.): государственная поддержка частного  бизнеса, высокая доля частного сектора, большая свобода предпринимательства, низкий уровень финансирования социальных программ.

2. Западноевропейская (Франция, Италия, Испания): активное государственно  регулирование с помощью индикативного  планирования, значительная доля  государственного сектора (до 40-50%), развитый муниципальный сектор, широкое государственное финансирование социальных программ, большая роль профессиональных союзов.

3. Социально ориентированная (Германия, Австрия, Нидерланды): решение в первую  очередь социальных проблем.

4. Скандинавская (Швеция, Норвегия, Дания): более 50% - доля государственного  и муниципального сектора, паритетность  государственного частного капитала, ярко выраженная социальная направленность, широкие полномочия органов МСУ.

5. Юго-восточная (Япония, Южная Корея): использование традиционных экономических укладов, усиленное государственное регулирование, строгая субординация в принятии решений, покровительство государственных органов по отношению к национальным бизнес-структурам.

Черты российской модели рыночной экономики: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства, слабость личной инициативы, социальное иждивенчество; огромная роль государства как регулятора экономики и крупнейшего собственника; неразвитость частной собственности, прежде всего на землю; отсутствие гражданского общества, высокая степень монополизации, криминализация конкурентной борьбы, коррупция, неравномерный переход к рыночной экономике в отраслях и в регионах.

 

  1. Условия и причины возникновения рыночной экономики, ее основные принципы.

Причины его возникновения

1. Развитие общественного разделения  труда;

2. Наличие различных собственников  – обособленных товаропроизводителей; появление товарно-денежных отношений.

 Вначале обмен продуктами  был редким, случайным явлением. По мере развития общественного  разделения труда, появления новых  товаров обмен становился более  регулярным. Однако рост числа  обмениваемых товаров затруднял  процесс купли-продажи, ибо не всегда продавец и покупатель находили друг друга. Затруднения в обмене разрешились постепенным выделением на рынке местных товаров одного, который пользовался всеобщей обмениваемостью.

 Условия возникновения рынка

1) Разделение труда, которое ведет  к специализации и обмену.

 Первоначально обмен имел  примитивные формы. По наблюдениям  этнографов, на о. Калимантан и  территории нынешней Малайзии  это происходило так. «Продавцы», положив свои продукты для  обмена, удалялись, дабы дать возможность  «покупателям» подойти и рассмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои.

 Здесь мы наблюдаем зародыш  бартера - одной из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.

 Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических агентов.

2) Самостоятельность экономических  агентов, или, как часто говорят  экономисты, обособленность хозяйственных  субъектов. Товарный обмен обязательно  предполагает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, т.е. все хотят получить взамен  своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта самостоятельность (обособленность) исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).

 3) Свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет рынок. Институты - это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

Основные принципы рыночной экономики:

- свободы экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности  личности, социальной группы;

- примата потребителя. Появляется  особый вид ответственности перед  потребителем, который диктует свою  волю, желания, вкус производителю;

- рыночного ценообразования. Цена  на рынке формируется в результате  торга продавца и покупателя, взаимодействия спроса и предложения;

Информация о работе Содержание понятий экономическая наука. Предмет, методы и функции экономической науки