Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2014 в 17:14, контрольная работа
Экономическая теория изучает экономическое поведение людей, т.е. какие действия, которые связаны с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и нематериальных благ. Предметом экономической теории является эффективное использование ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения материальных потребностей людей. Экономическая теория тесно связана с другими науками (философия, история, статистика, математика и т.д.)
- договорных отношений;
- конкуренции;
- государственного
- открытости экономики. Хозяйственные
организации и предприниматели
обладают правом осуществлять
внешнеэкономические операции
- обеспечения социальной
Классификация рынков:
По сфере общественного производства:
- рынок товаров материального производства (сырья, продовольствия, машин, оборудования);
- рынок товаров духовного
По характеру конечного использования:
- рынок товаров
- рынок товаров
По сроку использования:
- рынок товаров долговременного пользования;
- рынок товаров краткосрочного пользования;
- рынок товаров одноразового пользования.
По территориальному охвату:
- мировой;
- внутренний;
- региональный.
По соотношению продавцов и покупателей:
- рынок свободной конкуренции.
Состоит из большого числа
независимо действующих
- рынок монополистической
- олигополистический рынок
- рынок чистой монополии. Один
продавец с товаром, у которого
нет аналога или заменителя, что
позволяет производителю
По объему реализации:
- основной рынок, где реализуется основная часть товаров;
- дополнительный (вспомогательный) рынок, на который фирма выходит с небольшой частью товара;
- выборочный рынок, который выбирается для определения возможностей реализации новых товаров, проведения пробных продаж.
Функции рынка:
1) Информационная функция: через цены, процентные ставки за кредиты рынок даёт участникам информацию о необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, поставляемых на рынок;
2) Посредническая функция: экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своего труда. В нормальной рыночной экономике производитель имеет возможность выбрать оптимального (качество, сроки, цены, сервис) поставщика; в то же время, и поставщик – оптимального покупателя.
3) Ценообразующая функция: на рынке благодаря соотношению спроса и предложения, а также имеющейся денежной массы образуется подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потреблении, конъюнктуре.
4) Регулирующая функция: связана с воздействием рынка на все сферы экономики, прежде всего на производство. Рынок даёт ответы на вопросы: что производить, для кого и как производить. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение себестоимости продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путём перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует развитие наиболее перспективных отраслей.
Важная роль в этом процессе
принадлежит соотношению
5) Санирующая функция: с помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных предприятий, давая зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.
Предпринима́тельство, предпринимательская деятельность - экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и/или продажи товаров, оказания услуг. Для этой цели используется имущество, нематериальные активы, труд как самого предпринимателя, так и привлечённые со стороны. Нет гарантий, что затраченные средства окупятся, что произведённое будет продано с прибылью. С этим связан риск потерь всего или части имущества.
Предпринимательство - важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты.
Признаками предпринимательской деятельности являются:
1) инициативность и
2) творческий и инновационный
характер – поиск новых
3) систематичность - регулярность, профессиональность, постоянный характер;
4) рисковый характер - возложение на предпринимателя бремени предвидения неблагоприятных последствий и применения мер по их превенции и устранению;
5) целевая направленность на
получение прибыли, максимизация
которой является основной
6) самостоятельная юридическая ответственность;
7) социально ответственный
Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам.
По виду или назначению:
производственное:
коммерческое:
финансовое:
консультативное:
По формам собственности:
По количеству собственников:
По признакам законности:
За организацию незаконного предпринимательства и лжепредпринимательства установлена уголовная ответственность.
В зависимости от распространения деятельности на различных территориях:
С точки зрения темпов развития:
С точки зрения уровня прибыльности и доходности:
По уровню рискованности:
В мировой экономической литературе отмечаются три функции предпринимателя. Первая из них - ресурсная. Для любой хозяйственной деятельности необходимы материальные факторы (средства производства) и работники с достаточными знаниями и умениями. Вторая функция - организаторская. Ее задача - обеспечить такое соединение факторов производства, которое лучше всего способствует достижению поставленной цели. Третья функция предпринимателей - творческая, связанная с организационно- хозяйственным новаторством.
Для достижения эффективной деятельности предприниматель должен обладать рядом профессиональных качеств:
- новаторство - способность предпринимателя находить новые решения, новые идеи и варианты эффективного воплощения научных идей, изобретений, интеллектуальных находок, открытий. Предпринимательское новаторство представляет собой умение на базе глубокого анализа современных открытий создавать новые идеи, оригинальное практическое воплощение которых приводит к достижению прибыльной деятельности;
- предпринимательская хватка представляет собой особую форму действий, направленную на перехват инициатив, новых идей, технологий, тех или других действий, бизнес-проектов;
- сила воли - способность преодолевать внешние и внутренние трудности для достижения предпринимательских целей. Прежде чем реализовывать какую-либо идею, предприниматель должен тщательно проанализировать все её достоинства и недостатки, провести необходимые расчеты;
- предпринимательский менталитет - особый склад ума, различных психологических свойств и качеств предпринимателя. Предпринимательский менталитет выражается в особенном типе его мышления, позволяющем подмечать всё новое, отыскивать, анализировать и намечать конкретные формы использования новых идей, совершенствовать ранее созданные. Предпринимательский менталитет видоизменяется в систему особого предпринимательского мышления, которая воплощается в системе делового предпринимательского проектирования оптимального соединения ресурсов с целью получения максимальной прибыли;
- мобильность - способность предпринимателя улавливать основные тенденции и предвидеть их изменения. Мобильность позволяет предпринимателю в короткий промежуток времени приводить имеющиеся потенциальные возможности в состояние действующего материального и человеческого капитала;
- коммуникабельность - способность, склонность человека к общению, налаживанию деловых контактов и связей.