Содержание понятий экономическая наука. Предмет, методы и функции экономической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2014 в 17:14, контрольная работа

Краткое описание

Экономическая теория изучает экономическое поведение людей, т.е. какие действия, которые связаны с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и нематериальных благ. Предметом экономической теории является эффективное использование ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения материальных потребностей людей. Экономическая теория тесно связана с другими науками (философия, история, статистика, математика и т.д.)

Вложенные файлы: 1 файл

ответы на экз. вопросы по экономике.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

- договорных отношений;

- конкуренции;

- государственного регулирования  рынка и рыночных отношений. В  качестве инструментов регулирования рынка выступают государственные программы, налогообложение, финансово-кредитная и банковская системы;

- открытости экономики. Хозяйственные  организации и предприниматели  обладают правом осуществлять  внешнеэкономические операции при  соблюдении определенных условий и ограничений;

- обеспечения социальной защищенности  населения.

 

  1. Функции рынка. Классификация рынков.

Классификация рынков:

По сфере общественного производства:

- рынок товаров материального  производства (сырья, продовольствия, машин, оборудования);

- рынок товаров духовного производства (достижений науки, технологий, произведений  искусства, книг).

 По характеру конечного использования:

- рынок товаров производственного  назначения;

- рынок товаров потребительского  назначения.

 По сроку использования:

- рынок товаров долговременного  пользования;

- рынок товаров краткосрочного  пользования;

- рынок товаров одноразового  пользования.

По территориальному охвату:

- мировой;

- внутренний;

- региональный.

По соотношению продавцов и покупателей:

- рынок свободной конкуренции. Состоит из большого числа  независимо действующих продавцов  и покупателей какого-либо однородного  продукта на высокоорганизованном  рынке (по цене равновесия общих  спроса и предложения);

- рынок монополистической конкуренции. Состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие последнего объясняется способностью продавцов предложить разные варианты товаров, отличающихся друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением;

- олигополистический рынок характеризуется  немногочисленностью продавцов, всеобщей  взаимозависимостью производителей, а также способностью отдельного  предприятия предсказать ответные  действия конкурентов на изменение  цены или объема производства. Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок;

- рынок чистой монополии. Один  продавец с товаром, у которого  нет аналога или заменителя, что  позволяет производителю диктовать  свои условия потребителям. Монополия на стороне спроса называется монопсонией. Если одному продавцу противостоит один покупатель, рыночная структура называется двусторонней монополией.

По объему реализации:

- основной рынок, где реализуется  основная часть товаров;

- дополнительный (вспомогательный) рынок, на который фирма выходит с  небольшой частью товара;

- выборочный рынок, который выбирается  для определения возможностей  реализации новых товаров, проведения  пробных продаж.

Функции рынка:

1) Информационная функция: через цены, процентные ставки за кредиты рынок даёт участникам информацию о необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, поставляемых на рынок;

2) Посредническая функция: экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своего труда. В нормальной рыночной экономике производитель имеет возможность выбрать оптимального (качество, сроки, цены, сервис) поставщика; в то же время, и поставщик – оптимального покупателя.

3) Ценообразующая функция: на рынке благодаря соотношению спроса и предложения, а также имеющейся денежной массы образуется подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потреблении, конъюнктуре.

4) Регулирующая функция: связана с воздействием рынка на все сферы экономики, прежде всего на производство. Рынок даёт ответы на вопросы: что производить, для кого и как производить. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение себестоимости продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путём перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует развитие наиболее перспективных отраслей.

 Важная роль в этом процессе  принадлежит соотношению спроса  и предложения. Рост цены –  стимул к расширению производства; её падение – сигнал к его  сокращению. Помимо свободного действия  законов спроса и предложения  важная роль принадлежит и государству как гаранту существования конкуренции, регулирующему степень монополизма отраслей и стимулирующему спрос.

5) Санирующая функция: с помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных предприятий, давая зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

 

  1. Предпринимательство (определение, признаки, классификация). Предприниматель как главное действующее лицо в экономике (его функции, качества).

Предпринима́тельство, предпринимательская деятельность - экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и/или продажи товаров, оказания услуг. Для этой цели используется имущество, нематериальные активы, труд как самого предпринимателя, так и привлечённые со стороны. Нет гарантий, что затраченные средства окупятся, что произведённое будет продано с прибылью. С этим связан риск потерь всего или части имущества.

Предпринимательство - важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты.

Признаками предпринимательской деятельности являются:

1) инициативность и самостоятельность - предприниматель имеет право  без ограничений принимать решения  и осуществлять самостоятельно  любую деятельность, не противоречащую законодательству;

2) творческий и инновационный  характер – поиск новых возможностей, ориентация на нововведения;

3) систематичность - регулярность, профессиональность, постоянный характер;

4) рисковый характер - возложение на предпринимателя бремени предвидения неблагоприятных последствий и применения мер по их превенции и устранению;

5) целевая направленность на  получение прибыли, максимизация  которой является основной целью  деятельности;

6) самостоятельная юридическая  ответственность;

7) социально ответственный характер.

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам.

По виду или назначению:

производственное:

  • инновационное
  • научно-техническое
  • производство товаров
  • оказание услуг
  • производственное потребление товаров
  • производственное потребление услуг
  • информационное

коммерческое:

  • торговое
  • торгово-закупочное
  • торгово-посредническое
  • товарные биржи

финансовое:

  • банковское
  • страховое
  • аудиторское
  • лизинговое
  • фондовые биржи

консультативное:

  • общее управление
  • администрирование
  • финансовое управление
  • управление кадрами
  • маркетинг
  • информационная технология
  • и др.

По формам собственности:

  • частные предприятия
  • государственные предприятия
  • предприятия в собственности общественных объединений (организаций)

По количеству собственников:

  • индивидуальные (собственность принадлежит одному физическому лицу)
  • коллективные (собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам)
  • долевая собственность (с определением долей каждого из них)
  • совместная собственность (без определения долей)

По признакам законности:

  • законное
  • незаконное (осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере)
  • лжепредпринимательство (создание организации без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, а имеющее целями получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившей ущерб гражданам, организациям или государству)

За организацию незаконного предпринимательства и лжепредпринимательства установлена уголовная ответственность.

В зависимости от распространения деятельности на различных территориях:

  • местное
  • национальное
  • международное
  • мировое

С точки зрения темпов развития:

  • быстрорастущие
  • медленно наращивающие темпы развития компании

С точки зрения уровня прибыльности и доходности:

  • высокоприбыльные
  • низкорентабельные

По уровню рискованности:

  • организации, осуществляющие низкорисковые виды бизнеса
  • организации, осуществляющие очень рисковые виды бизнеса

В мировой экономической литературе отмечаются три функции предпринимателя. Первая из них - ресурсная. Для любой хозяйственной деятельности необходимы материальные факторы (средства производства) и работники с достаточными знаниями и умениями. Вторая функция - организаторская. Ее задача - обеспечить такое соединение факторов производства, которое лучше всего способствует достижению поставленной цели. Третья функция предпринимателей - творческая, связанная с организационно- хозяйственным новаторством.

Для достижения эффективной деятельности предприниматель должен обладать рядом профессиональных качеств:

- новаторство - способность предпринимателя находить новые решения, новые идеи и варианты эффективного воплощения научных идей, изобретений, интеллектуальных находок, открытий. Предпринимательское новаторство представляет собой умение на базе глубокого анализа современных открытий создавать новые идеи, оригинальное практическое воплощение которых приводит к достижению прибыльной деятельности;

- предпринимательская хватка представляет собой особую форму действий, направленную на перехват инициатив, новых идей, технологий, тех или других действий, бизнес-проектов;

- сила воли - способность преодолевать внешние и внутренние трудности для достижения предпринимательских целей. Прежде чем реализовывать какую-либо идею, предприниматель должен тщательно проанализировать все её достоинства и недостатки, провести необходимые расчеты;

- предпринимательский менталитет - особый склад ума, различных психологических свойств и качеств предпринимателя. Предпринимательский менталитет выражается в особенном типе его мышления, позволяющем подмечать всё новое, отыскивать, анализировать и намечать конкретные формы использования новых идей, совершенствовать ранее созданные. Предпринимательский менталитет видоизменяется в систему особого предпринимательского мышления, которая воплощается в системе делового предпринимательского проектирования оптимального соединения ресурсов с целью получения максимальной прибыли;

- мобильность - способность предпринимателя улавливать основные тенденции и предвидеть их изменения. Мобильность позволяет предпринимателю в короткий промежуток времени приводить имеющиеся потенциальные возможности в состояние действующего материального и человеческого капитала;

- коммуникабельность - способность, склонность человека к общению, налаживанию деловых контактов и связей.

 

  1. Фирма, ее внутренняя и внешняя среда. Организационно-правовые формы предприятий.

Информация о работе Содержание понятий экономическая наука. Предмет, методы и функции экономической науки