Социальная защита населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

Доходы играют очень важную роль в жизни каждого человека, потому что являются непосредственным источником удовлетворения его неограниченных потребностей. Заработная плата их основной источник, но нередко ее величина не достаточна для соблюдения даже самых необходимых условий существования людей. Поэтому возникает необходимость для государства регулировать заработную плату, а для населения искать другие источники доходов.

Содержание

1. Введение 2
2. Доходы населения 3
2.1 Государственное регулирование доходов населения 4
2.2 Индикаторы уровня жизни населения 5
2.3 Дифференциация доходов населения. Кривая Лоренца 7
3. Социальная защита населения 10
3.1 Функции социальной защиты населения 10
3.2 Социальное обеспечение и социальное страхование 11
3.3 Социальный риск и другие категории социального страхования 14
3.4 Бедность и меры борьбы с ней 16
3.5 Пенсионная система и ее реформирование 20
3.6 Социально-экономические проблемы безработицы 23
4. Заключение 27
5. Список литературы: 28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 71.04 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

1. Введение 2

2. Доходы населения 3

2.1 Государственное регулирование доходов населения 4

2.2     Индикаторы уровня жизни населения 5

2.3 Дифференциация доходов населения. Кривая Лоренца 7

3. Социальная защита населения 10

3.1 Функции социальной защиты населения 10

3.2 Социальное обеспечение и социальное страхование 11

3.3 Социальный риск и другие категории социального страхования 14

3.4 Бедность и меры борьбы с ней 16

3.5 Пенсионная система и ее реформирование 20

3.6 Социально-экономические проблемы безработицы 23

4. Заключение 27

5. Список литературы: 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

Доходы играют очень важную роль в жизни каждого человека, потому что являются непосредственным источником удовлетворения его неограниченных потребностей. Заработная плата их основной источник, но нередко ее величина не достаточна для соблюдения даже самых необходимых условий существования людей. Поэтому возникает необходимость для государства регулировать заработную плату, а для населения искать другие источники доходов. Нередко доходы большей части населения бывают очень низкими по сравнению с доходами незначительной части населения. В связи с этим возникает социальная напряженность в обществе, о преодолении которой также приходится заботиться государству.

Таким образом, доходы населения  и источники их формирования заслуживают  пристального внимания, а все проблемы, с ними связанные, требуют скорейшего разрешения. Именно поэтому данная тема актуальна в любые времена, в любой стране, при любом экономическом  строе. В Российской Федерации вопросы, связанные с доходами, стоят очень  остро.

Основными задачами работы, являются рассмотрения понятий дохода, их государственное регулирование, дифференциацию, уровень жизни населения. Понятия социальной защиты населения, ее функции, социальное страхование, понятие  бедности, пенсионной системы, безработицы  и т.д. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Доходы населения

Существует ряд показателей, определяющих понятие доходов. Среди  них такие, как совокупные, денежные, номинальные, располагаемые и реальные доходы. Рассмотрим кратко эти понятия:

  • совокупные доходы – общая сумма денежных и натуральных доходов, полученных от всех источников поступления, в том числе за счет социальных фондов;
  • номинальные доходы – сумма начисленных доходов;
  • располагаемые доходы – доходы, которые фактически остаются в распоряжении населения, или конечные доходы;
  • реальные доходы – количество товаров и услуг, которые могут быть приобретены на конечные доходы. Реальные доходы населения определяются соотношением конечных доходов и индексом потребительских цен за определенный период.

Большая часть доходов  имеет денежное выражение и включает следующие виды:

  • заработная плата и доходы ее типа;
  • доход от собственности;
  • предпринимательский доход;
  • пенсии, пособия, стипендии;
  • материальная помощь;
  • ссуды;
  • проценты и дивиденды;
  • незаконные денежные доходы.

Платежеспособный  спрос населения, или покупательный  фонд, измеряется как разница между совокупными денежными доходами населения и нетоварными расходами и сбережениями. Существует также действительный спрос, который представлен реальным спросом населения на товары и услуги; реализированный спрос, который фактически реализован в купленных товарах и услугах; неудовлетворенный спрос, связанный либо с отсутствием определенного товара, либо с низким качеством товаров и услуг. Данный спрос может быть явным, что приводит к накоплению части денежного дохода в виде сбережений, а также скрытым, что приводит к реализации неудовлетворенного спроса посредством покупки других товаров.

      1. Государственное регулирование доходов населения

Государственное регулирование доходов представляет собой систему мер и норм законодательного,  исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации доходов и их роста в зависимости от социально-экономических условий в обществе. Оно направлено на создание условий необходимых для нормального воспроизводства и развития рабочей силы.

В современных условиях полностью  исключить вмешательство государства  в социально-экономические процессы невозможно, так как рыночное распределение  по своей природе несправедливо. Поэтому существует необходимость  во вмешательстве государства.  Возможность  государственного регулирования возникает с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала.  Необходимость  состоит в увеличении количества трудностей, с которыми призвано бороться государственное регулирование доходов. В настоящее время государственное регулирование доходов является составной частью воспроизводства. Оно стимулирует экономический рост, поощряет прогрессивные сдвиги в отраслевых и региональных структурах, поддерживает экспорт, регулирует занятость, налогообложение, цены.  Конкретные цели, формы, масштабы государственного регулирования доходов определяются характером и остротой социально-экономических проблем. Основными объектами государственного регулирования доходов являются сферы, ситуации, условия, источники формирования доходов, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, которые нельзя решить автоматически или можно решить только в далекой перспективе. Снятие таких проблем необходимо для нормального функционирования экономики, воспроизводства рабочей силы, поддержания стабильной ситуации.

Основной задачей государственного регулирования доходов является перераспределение доходов через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов.  При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Повышение доходов у малоимущих создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряжённости, регулирует занятость. Активность государства в данной сфере измеряется объемом социальных расходов из федерального и местного бюджета. Следовательно, возможности государства в перераспределении доходов ограничиваются бюджетными поступлениями. 

2.2  Индикаторы уровня жизни населения

Уровень жизни  населения – это обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами, степень удовлетворения физиологических, социальных и духовных потребностей людей.

Для определения динамики уровня жизни используются нормативы, имеющие законодательное закрепление  и выступающие системой социальных гарантий населению. Среди них такие  нормативы, как прожиточный минимум, минимальная потребительская корзина, минимальная заработная плата и др.

Прожиточный минимум отражает уровень дохода, который должен обеспечить потребление минимального набора благ и услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека в соответствии с уровнем развития экономики.

Прожиточный уровень применяется  для:

  • оценки уровня жизни населения  РФ при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
  • обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсий по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
  • формирования федерального бюджета.

Прожиточный минимум, таким  образом, берет на себя роль социального  норматива, с помощью которого начинают регулировать социальные выплаты, оценивают уровень жизни населения.

 

Все население

Трудоспособное  население

Пенсионеры

Дети

Российская Федерация

5198

5620

4134

4978


Таблица 1. Величина прожиточного минимума за 4 квартал 2009 года

Минимальная потребительская  корзина представляет из себя совокупность минимальных норм потребления определенного перечня продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Ее стоимость определяет нижнюю границу стоимости жизни в стране.

Прожиточный минимум и  потребительская корзина представляют собой, таким образом, две стороны  одного и того же, а именно минимума средств, необходимых человеку для  жизни. Разница состоит в том, что «корзина» выражает натуральную  сторону – перечень продуктов  питания, а также необходимых  предметов и услуг, тогда как  прожиточный минимум – их стоимостную  оценку.

С прожиточным минимумом  тесно связан показатель минимального размера оплаты труда (МРОТ). Данный показатель выполняет роль социального норматива для каждого индивида общества. МРОТ – это оплата за менее квалифицированный, простой труд.

      1. Дифференциация доходов населения. Кривая Лоренца

Различия в уровне доходов  на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов.  Неравенство доходов характерно для всех экономических систем.

Социальная дифференциация выполняет в рыночной экономике  ряд функций:

  • экономическое стимулирование производственной деятельности;
  • сохранение и развитие человеческого потенциала;
  • сохранение и обеспечение социальной стабильности в обществе.

 Для определения степени неравенства в мировой практике используется кривая Лоренца (иногда говорят «лук Лоренца»; этот показатель, введен американским статистиком и экономистом Максом Лоренцем). Рис.1.

 
Рис.1 Кривая Лоренца, фактическое распределение доходов

 

Кривая Лоренца представляет собой кривую концентрации доходов  по группам населения. На рисунке  видно, что в случае равномерного распределения доходов попарные доли населения и доходов будут  располагаться на диагонали квадрата, что и будет означать полное отсутствие концентрации доходов, или абсолютное равенство в обществе. В реальной жизни не существует ни абсолютного  равенства в распределении доходов, ни абсолютного неравенства, когда  все население, за исключением одного домохозяйства (человека), не имеет  доходов.

Кривая Лоренца строиться  на основе расчета коэффициента Джини (этот показатель предложил итальянский статистик Коррадо Джини). Коэффициент Джини определяется следующим образом: (ист.2, стр.324)

G = 1 – 2 Cum yi + , где

G – показатель, измеряющий степень неравенства доходов, или степень концентрации доходов (или богатства);

pi - доля i-й группы в общем объеме совокупности (например, в численности населения);

yi – доля i-й группы в совокупном богатстве, или совокупном доходе;

Cum yi – кумулятивная доля богатства, доля дохода.

Расчет коэффициента Джини  производится на основе данных о распределении  домохозяйств по уровню среднего на домохозяйства  дохода. Вся совокупность получателей делиться на пять равных групп и определяется, какой долей дохода владеет каждая группа домохозяйств. При равномерном распределении дохода каждая 20%-я группа имела бы пятую часть дохода. Чем больше отклонение кривой Лоренца от диагонали (прямой абсолютного равенства), тем большая поляризация доходов в обществе. Сам индекс Джини определяется как отношение площади фигуры между кривой Лоренца и прямой абсолютного равенства к площади треугольника ОАВ. Коэффициент концентрации доходов варьируется от 0 до 1 или от 0 до 100%. Более высокое значение коэффициента говорит о более неравномерном распределении доходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социальная защита населения

Социальная защита в широком  понимании представляет собой деятельность государства по воплощению в жизнь  целей и приоритетных направлений  социальной политики по реализации законодательно – закрепленных, экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав, в т.ч. на достойный образ жизни, необходимый  для нормального воспроизводства  и развития личности. Социальную защиту следует понимать как определенные обязательства государства и  общества перед своими гражданами.

В узком смысле, социальная защита – это комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера  для поддержания наиболее уязвимых слоев населения.

    1. Функции социальной защиты населения

Система социальной защиты населения выполняет две основные функции: функцию социальных выплат и функцию социального обслуживания. Социальные выплаты включают выплаты пенсий, систему льгот для особо нуждающихся категорий населения. Функция социального обслуживания охватывает инвалидов, престарелых, многодетные семьи, беженцев, беспризорных и пр. Cистема социального обслуживания включает использование различных форм работы с данной категорией населения, таких как дома-интернаты, территориальные центры социального обслуживания, центры дневного пребывания, социальную помощь на дому.

Информация о работе Социальная защита населения