Социальная защита населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

Доходы играют очень важную роль в жизни каждого человека, потому что являются непосредственным источником удовлетворения его неограниченных потребностей. Заработная плата их основной источник, но нередко ее величина не достаточна для соблюдения даже самых необходимых условий существования людей. Поэтому возникает необходимость для государства регулировать заработную плату, а для населения искать другие источники доходов.

Содержание

1. Введение 2
2. Доходы населения 3
2.1 Государственное регулирование доходов населения 4
2.2 Индикаторы уровня жизни населения 5
2.3 Дифференциация доходов населения. Кривая Лоренца 7
3. Социальная защита населения 10
3.1 Функции социальной защиты населения 10
3.2 Социальное обеспечение и социальное страхование 11
3.3 Социальный риск и другие категории социального страхования 14
3.4 Бедность и меры борьбы с ней 16
3.5 Пенсионная система и ее реформирование 20
3.6 Социально-экономические проблемы безработицы 23
4. Заключение 27
5. Список литературы: 28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 71.04 Кб (Скачать файл)

Достижение устойчивого  экономического роста позволяет  создать эффективную систему  социальной защиты, решать проблемы бедности, нищеты, создать достойный уровень жизни. Конечной стратегией социальной политики является формирование среднего класса как основы экономической и политической стабильности в стране.

Рассмотрим подробнее  основные моменты этой системы.

Социальная защита – это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста.

В системе социальной защиты выделяют социальные выплаты и социальное обслуживание одиноких, престарелых  людей, инвалидов. Социальная защита распространяется практически на все категории  населения через систему социальных гарантий. Основой государственных  социальных гарантий являются минимальные социальные стандарты.

Минимальные социальные стандарты – это установленные законодательством нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться недопустимо. Такие минимальные социальные стандарты устанавливаются в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, здравоохранения и в других социальных сферах.

    1. Социальное обеспечение и социальное страхование

 Социальное обеспечение – это форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фонда в случае наступления событий, признаваемых социально-значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

К системе социального  обеспечения относят все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат на социальное обслуживание, медицинскую помощь, различные льготы.

Социальное страхование – основной институт социальной защиты, призванный обеспечить реализацию конституционного права на материальное обеспечение граждан в старости, в случае болезни, безработицы, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца. Минимальные уровни социальных гарантий определяются в мировой практике в диапазоне 40-50% от величины заработной платы квалифицированного работника. Размеры средств, выплачиваемых по социальному страхованию, по отношению к каждому отдельному получателю зависят от продолжительности трудового стажа, величины заработка, степени утраты трудоспособности и регулируются соответствующими законами. Величина социальной помощи, когда пособия выплачиваются из общественных средств, зависит от условий, оговоренных программами социального страхования.

Социальное обеспечение  и социальное страхование являются важнейшей составной частью социальной защиты населения. Социальные пособия  – единая система денежных выплат отдельным категориям граждан, определенных законами РФ.

В целом история становления  и развития социального страхования  связана с капиталистическим  способом производства и европейской  цивилизацией. Повышение уровня рисков утраты заработной платы наемным  персоналом и социальной незащищенности в условиях жизни в городе, где  отсутствовала поддержка большой  семьи, явились главными экономическими предпосылками создания системы социальной защиты. Идея социальной защиты реализовалась в том, что общую сумму оплаты труда стали использовать для двух целей: часть – для удовлетворения текущих потребностей работника и его семьи, которая непосредственно выплачивается работнику; резервируемая часть для удовлетворения потребностей работника и его семьи в случае утраты трудоспособности (связанные с болезнями, несчастными случаями, старостью и т.п.).

Резервируемая (страхуемая) часть оплаты труда определяется исходя из степени достаточности (для  данного периода) уровня материальной обеспеченности и медицинского обслуживания. Количественно эта часть зависит  от величины заработной платы работника, продолжительности его трудовой деятельности, т.е. определяется с учетом трудового вклада.

При формировании и использовании  страховой части оплаты используются следующие механизмы:

  • формирование средств самих работников на основе объединения общих возможностей, когда используется механизм распределения социальных рисков, наступающих для части работников;
  • выплаты осуществляются лишь в случаях потери трудоспособности, зафиксированных медицинскими учреждением, а выход на пенсию – на основе законодательства;
  • перераспределяется во времени: от времени работы к моменту прекращения работы, а также между работниками: от здоровых – к больным и нетрудоспособным; доживающим и не доживающим до выхода на пенсию. Источниками финансирования страховой части являются как средства самих работников (отчисления с их текущей заработной платы), так и средства работодателей (налоги на фонд оплаты труда). Становление социального страхования сопровождалось соответствующим законодательным регулированием социальной защиты, созданием соответствующих страховых институтов.

Преимущество системы  социального страхования перед  другими формами коллективного  социального обеспечения – социальной помощью и внутренними корпоративными системами – состоит в том, что, во-первых, сами работники вовлечены  в процесс резервирования страховых  накоплений (стимулирующий фактор); во-вторых, в высокой степени гарантированности  выплат, защите их от произвольных решений  органов, ответственных за их выплату. Гарантии осуществляются на основе соответствующих  конституционных прав. 

    1. Социальный риск и другие категории социального страхования

Под социальным риском понимают вероятность наступления материальной необеспеченности в результате утраты трудового дохода по объективным причинам, а также необходимости несения лицом дополнительных расходов на лечение и другие социальные услуги. Социальные риски носят общественный характер, и защититься от них индивидуально в большинстве случаев практически невозможно.

Потери трудового дохода вследствие болезни, инвалидности, безработицы, когда работник не может участвовать  в производственном процессе, для  отдельного индивида явление случайное, а для экономически в целом  – явление массовое и постоянное. Поэтому социальные риски поддаются  количественной оценке, и в обществе они прогнозируются как с точки  зрения их численности (инвалиды, больные, погибшие, пенсионеры и т.д.), так  и сточки зрения стоимостных затрат.

Так как социальные риски  носят объективный характер, механизм социальной защиты от них должен быть надежным, т.е. страхование от них  обязательно для всех работающих, что определяется законодательством, при этом финансовую нагрузку солидарно  несут основные социальные субъекты: работники и работодатели. Доля финансового  участия для тех и других может  быть разной, при этом каждая страна в силу своих специфических социально-экономических особенностей находит оптимальные для нее пропорции финансовой ответственности.

В каждом обществе, в каждой стране существуют социальные риски. В  рыночной экономике государство  поддерживает наиболее уязвимые слои населения: престарелых, детей, инвалидов. Социальная защита трудоспособного работающего населения становится обязанностью работодателей. Это достигается как участием работников в формировании финансовых ресурсов, так и установлением прямой зависимости величины страховых выплат от размеров и продолжительности уплаты (объема) страховых взносов.

Сложившаяся система социальной защиты предполагает осуществление:

  • пенсионного страхования (по старости, потере кормильца, инвалидности);
  • медицинского страхования (оплата медицинских услуг и оказание медицинской помощи), включая оплату за период временной нетрудоспособности;
  • страхование в связи с безработицей (выплата денежных пособий по безработице, переобучению и переквалификации);
  • страхования от несчастных случаев на производстве (производственные травмы, профессиональные заболевания, выплата пенсий иждивенцам погибших на производстве работников).

Таким образом, предметом  социального страхования являются экономические и правовые отношения  субъектов по формированию и использованию  финансовых средств, предназначенных  для защиты трудозанятого населения  от социальных рисков, а также по организации медицинской и реабилитационной помощи.

 

 

    1.  Бедность и меры борьбы с ней

В сфере социальной защиты населения особую значимость имеет  проблема бедности. Бедность – это такое состояние материальной необеспеченности людей, при котором доходы отдельной семьи или отдельного человека не позволяют поддерживать потребление на общественно необходимом уровне. Различают абсолютную и относительную бедность. Абсолютная бедность означает неудовлетворение или частичное неудовлетворение первостепенных физиологических потребностей человека в пище, одежде, жилье.

Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе. Относительная бедность показывает, насколько человек беден по сравнению с другими людьми.

Бедность как социальное явление свойственна для любой  экономической системы. Однако ее острота в обществе значительно различается по отдельным странам в зависимости от темпов их экономического развития, накопленного богатства, размера производственного потенциала, уровня благосостояния народа, особенностей распределительной политики. В наиболее развитых странах мира, ориентирующихся на социальное благополучие своих граждан, имеются незначительные различия в уровнях доходов богатых и бедных, в то время как развивающиеся страны и страны с переходной экономикой имеют поляризованные общества, характеризуемые большим количеством бедных, небольшим кругом богатых и весьма незначительным средним классом.

Российская Федерация  относится к разряду стран, в  которых дифференциация доходов  и имущественные различия осуществляются по последнему способу.

Бедность стала устойчивой реальностью не только для безработных, беженцев, одиноких малообеспеченных людей, инвалидов, пенсионеров, но и  для значительной части интеллигенции  в трудоспособном возрасте.

Для анализа бедности применяют  несколько методов ее количественной оценки:

  • статистический, определяемый как 10-20% населения при распределении всего населения по размерам получаемых денежных расходов;
  • нормативный, определяемый исходя из норм потребления на основе стандартов, предусмотренных минимальной потребительской корзиной.
  • экономический, определяющий количество бедных исходя из ресурсных возможностей государства, направляемых на поддержание их материального существования; к нему применяют метод лишений, рассчитывающий недопотребление важнейших продуктов питания и товаров;
  • стратификационный, согласно которому к бедным относятся те люди, которые не могут себя априори обеспечить (инвалиды, старики, члены не полных, неблагополучных и многодетных семей, дети без родителей, безработные, иммигранты и т.п.).

Меры борьбы с бедностью. Борьба с бедностью и ее профилактика – важнейшая задача всякой социально-ориентированной  экономики. В мировой практике широко используются два главных способа. Первый – это обеспечение и  поддержание минимальных доходов (заработной платы и пенсий), достаточных  для обеспечения действующих  в стране стандартов потребления. Такой способ нашел применение в развитых странах с высоким уровнем благосостояния.

Другой способ предполагает использование адресной социальной помощи тем, кто находится в существенно  худшем, чем остальные граждане, положении. Он применяется в развивающихся странах, где доходы основной массы населения низкие, а распределение социальной помощи (продовольственной, лекарственной, коммунально-бытовой и др.) – основной метод социальной поддержки для значительной части населения страны.

Проблема бедности в России является самой приоритетной в сфере  социальной политики. Она решается двумя путями. Первый предполагает ведение эффективной борьбы с  бедностью на основе оживления национальной экономики, ускорения темпов ее роста, наиболее полного использования  всех инструментов макроэкономической и региональной политики.

Другой путь борьбы с бедностью  – это введение пособий всем нуждающимся, доходы которых меньше прожиточного минимума. У такого пути есть сторонники и противники.

Раздача денежных пособий  не стимулирует к труду тех, кому будет предоставлена гарантия получения  от государства денежного дохода в размере прожиточного минимума. В то же время иждивенческая нагрузка на тех, кто работает, возрастет, что  необоснованно ухудшит условия  воспроизводства наиболее активной части населения (сокращение свободного времени, ухудшение здоровья, уменьшение внимания к воспитанию собственных детей и т.п.). Подобный путь к изменению числа бедных в стране мало приемлем, и носит исключительно неэффективный затратный характер.

Социальные программы  ориентированы как на текущую  поддержку нуждающихся, т.е. прямую помощь бедным, так и борьбу с  бедностью, направленную на сокращение численности бедного населения, предупреждение его увеличения. Прямая помощь бедным представляет собой распределительную  задачу, предполагающую выделить часть  национального дохода страны, в условиях крайне ограниченных ресурсов, и довести  помощь до нуждающихся.

Комплексная задача борьбы с бедностью предполагает использование, прежде всего, перераспределительного механизма, настроенного на наименее обеспеченных людей при охранительных мерах  по отношению к среднедоходным группам  населения. В ходе использования  налогового механизма, а также цен  на товары и услуги, занятости должны быть восстановлены права человека на минимальные стандарты потребления, главные из которых:

Информация о работе Социальная защита населения