Социальная защита населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

Доходы играют очень важную роль в жизни каждого человека, потому что являются непосредственным источником удовлетворения его неограниченных потребностей. Заработная плата их основной источник, но нередко ее величина не достаточна для соблюдения даже самых необходимых условий существования людей. Поэтому возникает необходимость для государства регулировать заработную плату, а для населения искать другие источники доходов.

Содержание

1. Введение 2
2. Доходы населения 3
2.1 Государственное регулирование доходов населения 4
2.2 Индикаторы уровня жизни населения 5
2.3 Дифференциация доходов населения. Кривая Лоренца 7
3. Социальная защита населения 10
3.1 Функции социальной защиты населения 10
3.2 Социальное обеспечение и социальное страхование 11
3.3 Социальный риск и другие категории социального страхования 14
3.4 Бедность и меры борьбы с ней 16
3.5 Пенсионная система и ее реформирование 20
3.6 Социально-экономические проблемы безработицы 23
4. Заключение 27
5. Список литературы: 28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 71.04 Кб (Скачать файл)
  • установление минимума заработной платы и трудовой пенсии на уровне прожиточного минимума;
  • отказ от эксплуатации квалифицированного труда работников бюджетной сферы в форме монопольно низкой цены их труда;
  • установление и введение минимального стандарта налоговых вычетов с целью поддержания величины оплаты труда на уровне прожиточного минимума работника и его иждивенца;
  • обеспечение доступности для всех слоев населения социально-значимых товаров и услуг.

В ходе борьбы с бедностью  главное – создание способов для  личной самозащиты, а не только государственной, поощрение зарабатываемости доходов  с предоставлением льгот по налогам, развитие обязательного социального  страхования, активизация внутрифирменной  социальной политики, широкое участие  граждан и бизнеса в благотворительности, разработка системы заинтересованности людей в накоплениях и вкладах как источнике инвестиций, как это делается в цивилизационных странах. Именно это направление будет способствовать в России борьбе с бедностью и вместе с тем укреплять средний класс.

    1. Пенсионная система и ее реформирование

Пенсионные системы государств включают в себя несколько основных элементов: государственные пенсионные программы, обязательные накопительные  пенсионные программы, профессиональные пенсионные программы и дополнительные накопительные программы. Как правило, в пенсионных моделях выделяют три  основные группы:

Первая – социальная пенсия, которая предоставляется государством гражданам при наступлении пенсионного  возраста вне зависимости от величины и наличия трудового стажа.

Вторая – трудовая пенсия, которая назначается и выплачивается  гражданам исходя из размера страхового взноса и трудового стажа.

Третья – дополнительная пенсия, которая имеет два источника: либо самофинансирование самих граждан  в счет будущей пенсии из текущего дохода, либо за счет взносов работодателя в негосударственный пенсионный фонд на именные счета своих работников.

Бюджет Пенсионного фонда  России (ПФР) полностью автономная финансовая система, которая балансируется  по доходам и расходам с помощью  регулирования размера и условий  уплаты тарифа страховых взносов  различных категорий плательщиков. Доходы ПФР формируются из страховых  взносов плательщиков и поступлений  из федерального бюджета для выплат социальных пенсий, «ветеранских», «чернобыльских», «военных», персональных и некоторых других пенсий.

Денежные средства ПФР  находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав других фондов и бюджетов изъятию не подлежат.

К основным функциям ПФР  относятся: сбор и аккумуляция страховых  взносов, капитализация средств  фонда, привлечение дополнительных средств, взыскание с работодателей  и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников, сумм государственных  пенсий по инвалидности вследствие трудового  увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца. Кроме того, на Пенсионный фонд возложена обязанность контролировать совместно с налоговыми службами поступление и расходование страховых взносов.

В настоящее время организационная  структура пенсионной системы России включает в себя:

  • региональные отделения ПФР в субъектах федерации;
  • региональные органы социальной защиты населения, осуществляющие назначение и выплату пенсий;
  • Центральный банк России, через расчетно-кассовые центры которого ПФР осуществляет свои финансовые операции;
  • региональные отделения Сбербанка РФ;
  • Федеральную службу почтовой связи, через отделения которой осуществляются пенсионные выплаты.

Через региональные отделения  ПФР осуществляются сбор страховых  взносов и финансирование органов  социальной защиты, осуществляющих непосредственную выплату пенсий.

Виды государственных пенсий. Государственная пенсия представляет собой ежемесячные денежные выплаты, предназначенные для компенсации гражданам трудового дохода, утраченного в связи с достижением установленного законодательством возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям, определенным нормами закона.

Действующим пенсионным законодательством  РФ предусмотрены трудовые и социальные пенсии, пенсии военнослужащим срочной  службы, пенсии по инвалидности от военной  травмы и от общего заболевания, участникам войны  и вдовам погибших и т.д.

В соответствии с трудовой и другой общественно-полезной деятельностью, засчитываемой в трудовой стаж гражданина, назначаются базовые виды пенсий: по старости (возрасту), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу  лет.

Трудовые пенсии по старости устанавливаются мужчинам – по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, женщинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Некоторым гражданам пенсия по старости устанавливается при  пониженном пенсионном возрасте и при  пониженном трудовом стаже. Отдельным  категориям граждан устанавливается  пенсия на льготных основаниях.

К этим категориям законодательно отнесены:

  • женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до восьми лет, а также матери инвалидов с детства;
  • инвалиды Великой Отечественной войны и другие инвалиды, приравненные к ним, инвалиды 1 группы по зрению;
  • граждане больные гипофизарным нанизмом (лилипуты), и диспропорциональные карлики.

При пониженном пенсионном возрасте в соответствии с действующим законодательством получают пенсию отдельные категории работников, труд которых связан с особыми условиями. Специальные списки соответствующих работ и профессий (должностей) включают лиц, занятых:

  • на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;
  • на работах с тяжелыми условиями труда;
  • в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;
  • в качестве рабочих локомотивных бригад на железнодорожном транспорте;
  • в качестве рабочих, мастеров  непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве;
  • в качестве механизаторов комплексных бригад в портах;
  • в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах;
  • спасателями в аварийно-спасательных службах и формированиях;
  • некоторые другие группы.
 

2009 год

Российская Федерация

38598


Таблица 2. Численность  пенсионеров, состоящих на учете  в системе Пенсионного фонда  РФ (тыс. человек)

 

    1. Социально-экономические проблемы безработицы

Безработица как экономическое  явление – это «незанятость в  производстве трудоспособного населения, желающего иметь работу». Более  развернутое и полное определение  безработицы дает толковый экономический  и финансовый словарь: «независящее от воли работника приостановление  трудовой деятельности на длительный срок по причине невозможности трудоустройства, как правило, вследствие расторжения  трудового соглашения между лицом наемного труда и нанимателем». По отношению к отдельно взятому человеку безработица выражается в том, что человек вопреки своему желанию не может найти себе работу, которая обеспечивает ему необходимый для его существования доход.

К безработным, согласно стандартам Международной организации труда (МОТ), относятся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые отвечали бы следующим категориям:

  • не имели работы (доходного занятия);
  • занимались бы поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службы занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к работодателю и т.д., или предпринимали шаги к организации собственного дела;
  • были бы готовы приступить к работе.

Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимаются поиском работы и готовы приступить к ней.

К безработным, зарегистрированным в органах государственной службы занятости, относятся трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие  на территории Российской Федерации, зарегистрированные в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и  готовые приступить к ней. Эта  информация предоставляется Минтруда России.

На уровень безработицы  влияет несколько факторов: это прежде всего научно-технический прогресс, инвестиционная политика государства, политика занятости, во многом определяемая демографической ситуацией в  стране, а также некоторые другие. Общепризнанно, что безработица  – постоянный «продукт» развития производства, характерный для рыночной экономики. В ее условиях безработица выступает как некий результат взаимодействия между спросом на рабочую силу и ее предложением. В рыночной экономике безработица резко возрастает в период кризисов.

Учетом безработных в  России занимаются Госкомстат России и Государственная служба занятости.

Социальные последствия безработицы заключаются в потере главной составляющей привычного для граждан России образа жизни – уверенности во всеобщей занятости населения и обязательном трудоустройстве.

Снижая доходы семей, безработица  усиливает дифференциацию населения  по уровню жизни, что противоречит понятию  привычного уравнительного распределения, укоренившегося в сознании советских  людей. Требуется время, чтобы население  осознало, что такой характер распределения  сдерживает рост эффективности общественного  производства, пагубен для развития государственности, да и для развития человеческого потенциала.

Безработица также имеет  крайне неблагоприятные социальные последствия -  она ведет к алкоголизму, наркомании, совершению противоправных поступков. Высокий уровень безработицы среди молодежи отрицательно влияет на уровень рождаемости, количество браков и разводов.

Социальный стресс, испытываемый безработными, ухудшает здоровье человека, все больше людей подвержено психическим  расстройствам.

Важнейшая задача для государства  – не допускать массовой безработицы. Для этого необходимо организовать такую подготовку человека к труду, когда он, несмотря на изменения в технической базе производства, условиях труда, достаточно быстро сможет пройти переподготовку, овладеть новыми знаниями, навыками и умениями.

Задачи, стоящие перед  службами занятости в нашей стране, значительны. Это связано с тем, что гарантами занятости выступают  не только государство, местные органы власти и общественные организации, но и частный сектор экономики, а  также сам человек. В условиях рыночной экономики трудоустройство  становится его личным делом, государство  лишь оказывает ему помощь в решении  таких вопросов. Потенциальные работники  должны быть не только профессионально  обучены, но и знать, как вести  себя на рынке труда. Именно такое обучение населения становится главной задачей служб занятости.

Для поддержания безработных  им может быть выплачено пособие  по безработице примерно на прожиточном  уровне, однако его выплата строго ограничена по времени, что также  заставляет трудоспособного гражданина ускорить поиск работы и трудоустроиться. Важнейшим же направлением по обеспечению занятости населения, и здесь государству принадлежит первостепенная роль, является стимулирование развития экономики, повышение темпов ее роста, улучшение инвестиционного климата в стране и создание новых рабочих мест на предприятиях всех форм собственности.

 

Общая численность  безработных

Численность официально зарегистрированных безработных

 

тыс. человек

1 квартал 2009 года

7107

2177


 

Таблица 3. Численность  безработных на 1 квартал 2009 года

 

 

  1. Заключение

Социальная политика одна из главных задач государства. Она  призвана обеспечить благоприятные  условия жизни членов общества. Поэтому  социальная политика реализует конечную цель экономического роста – обеспечение условий роста благосостояния населения.

Информация о работе Социальная защита населения