Социальная поддержка населения и социальное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 00:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить и проанализировать проблему социальной поддержки населения и социального страхования в настоящее время.
Для выполнения данной цели поставлены следующие задачи:
1. В первой главе работы изложить основные понятия и раскрыть сущность социальной защиты и социального страхования, для этого необходимо:
а) изучить сущность социальной защиты населения;
б) указать в работе основные понятия и принципы социального страхования;
в) описать историю создания системы социального страхования в Российской Федерации
2. Изучить современную структуру системы социального страхования и социальной поддержки населения в России:
а) рассмотреть структуру системы социального страхования и государственных внебюджетных фондов;
б) на примере Рязанской области изложить основные направления социальной поддержки населения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………... 2
Глава 1. Основные понятия и сущность социальной защиты и социального страхования.
1.1. Сущность социальной защиты населения……………………….....…....6-10
1.2. Основные понятия и принципы социального страхования…………..10-14
1.3. История создания системы социального страхования в Российской Федерации……..………………………………………………………………...14-17
Глава 2. Современная структура системы социального страхования и социальной поддержки населения в России.
2.1. Структура системы социального страхования…………………………..18-22
2.2. Социальная поддержка населения на примере Рязанской области…….22-28
Глава 3. Проблемы и перспективы реформирования в области социального страхования.
3.1. Проблемы в области социального страхования……………………….…29-32
3.2. Пути совершенствования ПС, ОМС и ФСС……………………………...32-37
Заключение ………………………………………………………………38-41
Список литературы …………………………………………………..….42-43

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 114.44 Кб (Скачать файл)

 

    1. Основные понятия и принципы социального страхования

Большая часть людей живет исключительно  заработком. Работать, человек может  до тех пор, пока он здоров и работоспособен. Болезнь, увечье, старость, у женщины - беременность и время после родов - лишают человека работоспособности. Помимо этого может грозить также  опасность безработицы, когда человек, хотя и здоров, но остается надолго  без заработка. Эта необеспеченность влечет беспокойство за завтрашний день. Обеспечить человека во всех случаях нужды может одно средство. Это - социальное страхование.

Социальное страхование - механизм реализации социальной политики государства  и способ ее финансирования. Социальное страхование сочетает два принципа управления социальными рисками: социальное регулирование и собственно страхование. Принцип социального регулирования  заключается в установлении основных социальных ориентиров развития общества, а принцип страхования определяет механизм финансового обеспечения поставленных социальных целей, в процессе своего развития социальное страхование превратилось в самостоятельную систему финансового обеспечения общественных потребностей в медицинской помощи и поддержке нетрудоспособных граждан, основанную на перераспределении национального дохода [5]. Эта система отлична как от коммерческого страхования, так и от распределительной системы социальной защиты.

В истории известны различные методы управления социальными рисками:

• прямое финансирование и компенсация  ущерба за счет средств государственного бюджета (государственное социальное обеспечение);

• обязательное социальное страхование;

• корпоративная социальная защита, финансируемая из средств предприятия (коллективные формы страхования);

• индивидуальное страхование на коммерческих условиях;

• общественная благотворительность;

•льготное налогообложение социально  уязвимых категорий граждан (малообеспеченных, престарелых, нетрудоспособных);

• регулирование заработной платы  и установление минимального размера  оплаты труда.

Социальное страхование является системой отношений по перераспределению  национального дохода путем формирования из обязательных страховых взносов  работодателей и работников специальных  страховых фондов для компенсаций  утраты трудового дохода или его  поддержания вследствие действия определенных социальных рисков. В отличие от коммерческого страхования, основанного  на эквивалентности полученных страховых  взносов и произведенных страховых  выплат, замкнутости страхового сообщества (участников страхового фонда) и самоокупаемости (получении прибыли), государственное  социальное страхование основано на принципах коллективной солидарности и бесприбыльности, не замкнутости участников фонда и осуществляется преимущественно государственными специализированными фондами и некоммерческими страховыми компаниями [5]. Государственное социальное страхование направлено на социальное выравнивание и обеспечение минимума благосостояния населения. В то же время социальное страхование в значительной степени исключает социальную уравниловку и произвол чиновников, присущие распределительной системе социальной защиты.

Основной предпосылкой появления  социального страхования являются риски, присущие самой природе человеческого  существования. Существование человека и человечества, его воспроизводство  подвержено рискам прерывания на физиологическом (болезнь и преждевременная смерть), экономическом (разорение) и социальном (уничтожение больших групп людей  и целых народов, например, в результате стихийных бедствий, войн) уровнях. В современных условиях один из главных  социальных рисков - это потеря трудового  дохода. В масштабах страны (макроэкономика) социальный риск проявляется в несоответствии индивидуальных параметров уровня жизни  человека общественным нормам.

В странах ЕС объем средств социального  страхования в 2 раза превышает ассигнования государственного бюджета, выделяемые на социальную помощь, и в 3 раза - средства, поступающие за счет индивидуального  коммерческого страхования от социальных рисков. В России средства социального  страхования составляют около 70% общего объема расходов на обязательную социальную защиту населения [5].

Социальное страхование базируется на следующих принципах:

• обязательность для всех участников (работников, работодателей, государственных учреждений);

• распределение обязанностей по уплате страховых взносов в фонды  социального страхования между  работниками и работодателями с  привлечением по мере необходимости  средств государственного бюджета;

• размеры страхового взноса соответствуют  той степени социальной защиты, которая  необходима населению исходя из установленных  общественных стандартов уровня и качества жизни;

• социальные выплаты определяются степенью потребности социальной помощи и зависят от размеров, сроков и  других условий уплаты страховых  взносов;

• право на получение социальной выплаты определяется фактами наступления  социального риска и уплатой  страховых взносов без дополнительной проверки нуждаемости в доходе.

Финансовую основу социального  страхования составляют обязательные (в силу закона), всеобщие (для всех работодателей и в отдельных  случаях работников) и равные (в  одинаковой доле от фонда оплаты труда) страховые взносы. Социальное страхование  не преследует цели получения прибыли, и все доходы, например от инвестирования временно свободных средств, направляются только на социальные цели. Социальное страхование основано на принципах  солидарности (равные условия и равные, по отдельным видам социального  страхования, размеры страховых  выплат при существенно различном  абсолютном размере страховых взносов  для разных страхователей), которые  упрощенно можно сформулировать как «богатый платит за бедного, здоровый за больного» [5].

Формы социального страхования  со временем меняются по мере изменения  структуры социальных рисков. В большинстве  стран сохраняются три основные его отрасли: пенсионное, медицинское (больничное), от несчастных случаев. Еще  недавно в России существовала четвертая  отрасль - от безработицы. Постепенно формируется  новая отрасль - страхование по долгосрочному  уходу. Как отдельная отрасль  такое страхование действует  только в Германии. Развитие отдельных  отраслей социального страхования  определяется следующими основными  факторами:

• уровень социального риска  в обществе, который выражается в  доле населения, утратившего доход  по этой причине;

•степень потери дохода (полной или  частичной, постоянной или временной);

• мера покрытия риска, устанавливаемой  государством исходя из текущих задач  социальной политики.

Итог второго параграфа работы заключается в необходимости социального страхования граждан, как системы отношений по перераспределению национального дохода путем формирования из обязательных страховых взносов работодателей и работников специальных страховых фондов для компенсаций утраты трудового дохода или его поддержания вследствие действия определенных социальных рисков. Принцип страхования определяет механизм финансового обеспечения поставленных социальных целей.

 

    1. История создания системы социального страхования

в Российской Федерации.

«Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством РФ об ОСС» [5].

Первая попытка создания в России цивилизованной системы социального страхования была осуществлена Третьей Государственной думой еще в 1912 году. Был принят ряд законов социального обеспечения рабочих, в том числе их страхования на случай болезни и несчастных случаев. Царское правительство не успело реализовать эти законы.

Второй попыткой (уже в советский период) является рабочая страховая программа 1917-1918 годов и затем в период НЭПа (1921-1933 гг.) - мероприятия по возрождению и развитию социального страхования на основе рыночных отношений. Но это направление либерализации в охране здоровья населения было перекрыто на 56 лет системой авторитарного государственного социального обеспечения.

Третья попытка создания системы социального страхования в условиях становления рыночной экономики современной России относится к последнему десятилетию ХХ века.

Начало новому российскому социальному  страхованию было положено в декабре 1990 г. созданием Пенсионного фонда  РФ (ПФР) в силу Закона «О государственных  пенсиях в РСФСР» и Фонда социального  страхования (ФСС) как преемника  советского социального страхования  Всесоюзной организации профсоюзов. В 1992 г. был образован Государственный  фонд занятости населения РФ (ГФЗ) в силу Закона «О занятости населения  в РСФСР», а в 1994 г. - федеральный  и территориальные фонды обязательного  медицинского страхования (ОМС) в соответствии с новой редакцией Закона «О медицинском  страховании граждан в РСФСР» [16].

Основной причиной реорганизации  советской системы социального  обеспечения стал хронический дефицит  бюджета из-за неуплаты налогов и  экономического кризиса.

К субъектам системы социального страхования относятся:

1. Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые вносят страховые взносы за работающее население.

2.Застрахованные лица - граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, работники, осуществляющие солидарную поддержку в случае утраты трудоспособности, зарплаты и др. доходов.

3. Страховщики - некоммерческие  организации, создаваемые в соответствии  с федеральными законами для  обеспечения прав застрахованных  лиц при наступлении страховых  случаев. Страховщиками могут  выступать внебюджетные фонды, государственные и негосударственные фонды и страховые компании, которые возмещают наступившие страховые случаи и компенсируют потери или расходы застрахованных лиц. Государство выполняет функции законодательной инициативы, обеспечивает организацию и функционирование институтов социальной защиты, а также исполняет роль страхователя отдельных категорий населения.

«В дополнение к ОСС функционирует институт добровольного социального страхования (ДСС). В поле деятельности страховщиков в сфере ДСС попадают дополнительные услуги и дополнительные гарантии застрахованным. Наиболее распространенными являются пенсионное и медицинское добровольное страхование. Отличительными чертами добровольного страхования являются договорный характер отношений, социальное партнерство работодателей и работников, тесная зависимость социальных выплат от уровня доходов страховщика»[6].

Для реализации задач СС создают  специальные внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды (ВФ) - «это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета»[7].

Первые попытки создания системы социального страхования  были предприняты еще в царской  России в 1912 году. Но направление по развитию социального страхования на основе рыночных отношений было перекрыто системой авторитарного государственного социального обеспечения. Создание системы социального страхования в условиях становления рыночной экономики современной России относится к последнему десятилетию ХХ века. В настоящее время эта система включает в себя обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, где страховщиком является Фонд социального страхования.  В дополнение к ОСС функционирует институт добровольного социального страхования. Для реализации задач социального страхования создают специальные внебюджетные фонды. Так как система социального страхования существует не долго, в ней имеются недостатки. Правительство в последние годы вносит в нее значительные корректировки, о чем свидетельствует система реформирования ОМС.

Из первой главы посвященной  основным понятиям и сущности социальной защиты и социального страхования  можно сделать вывод, что предпосылки социальной защиты населения и создания системы социального страхования были заложены еще в царской России. В советский период существовала система авторитарного государственного социального обеспечения. Действующая система социального страхования создавалась с 1990 года. С этого времени она подвергалась корректировкам и реформированию. В настоящее время со стороны государства уделяется, все больше внимания в этой области и устраняются недочеты, так как большая часть населения нашей страны нуждается в социальной защите.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Современная структура системы социального страхования и социальной поддержки населения в России.

2.1. Структура системы  социального страхования.

Важной положительной чертой законодательства России является принцип многообразия и всесторонности социальной защиты населения. Суть его состоит в том, что гражданин, имеющий право на социальную защиту, может получать одновременно различные виды социального обеспечения. Так, пенсионер наряду с пенсией (двумя пенсиями, если это инвалид войны: по старости и по инвалидности) вправе получать различные пособия на детей, скидку на приобретение лекарств, вплоть до бесплатного их получения; бесплатные государственную или муниципальную медицинскую помощь и лечение, бесплатный проезд на городском транспорте, льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и т. д.

Информация о работе Социальная поддержка населения и социальное страхование