Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 00:56, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить и проанализировать проблему социальной поддержки населения и социального страхования в настоящее время.
Для выполнения данной цели поставлены следующие задачи:
1. В первой главе работы изложить основные понятия и раскрыть сущность социальной защиты и социального страхования, для этого необходимо:
а) изучить сущность социальной защиты населения;
б) указать в работе основные понятия и принципы социального страхования;
в) описать историю создания системы социального страхования в Российской Федерации
2. Изучить современную структуру системы социального страхования и социальной поддержки населения в России:
а) рассмотреть структуру системы социального страхования и государственных внебюджетных фондов;
б) на примере Рязанской области изложить основные направления социальной поддержки населения.
Введение ……………………………………………………………………... 2
Глава 1. Основные понятия и сущность социальной защиты и социального страхования.
1.1. Сущность социальной защиты населения……………………….....…....6-10
1.2. Основные понятия и принципы социального страхования…………..10-14
1.3. История создания системы социального страхования в Российской Федерации……..………………………………………………………………...14-17
Глава 2. Современная структура системы социального страхования и социальной поддержки населения в России.
2.1. Структура системы социального страхования…………………………..18-22
2.2. Социальная поддержка населения на примере Рязанской области…….22-28
Глава 3. Проблемы и перспективы реформирования в области социального страхования.
3.1. Проблемы в области социального страхования……………………….…29-32
3.2. Пути совершенствования ПС, ОМС и ФСС……………………………...32-37
Заключение ………………………………………………………………38-41
Список литературы …………………………………………………..….42-43
Меры по решению проблем Фонда социального страхования РФ описаны в «мерах по оптимизации системы социального страхования, предлагаемых Минздравсоцразвития, которые позволят сформировать бездефицитный бюджет ФСС РФ на 2011-2013 годы» [17].
К этим мерам относится:
1. Переход к расчету пособий по беременности и родам на основе заработка за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая (сегодня этот срок 1 год). Он направлен на реализацию принципа эквивалентности между размером отчислений в ФСС и уровнем страхового обеспечения застрахованных лиц. Пособие по социальному страхованию должно рассчитываться исходя из устойчивого заработка сотрудника.
2. Изменение стажевых порогов для расчетов пособий по временной нетрудоспособности. Для полной оплаты больничного листа стаж поднят с 8 до 15 лет. «Реализация этих изменений позволит справедливо дифференцировать размер пособий по временной нетрудоспособности, исходя из объема и периода уплаты взносов. Это соответствует принципам МОТ, в соответствии с которыми социальное страхование: не должно требовать дополнительных бюджетных вливаний; должно сохранять у работника мотивацию возвращения к трудовой деятельности; должно обеспечивать больший размер пособий тем, кто внес больший вклад в формирование системы социального страхования.
3.Увеличение количества дней «больничного», оплачиваемых работодателем, с двух до трех.
Ответственность за создание сбалансированной системы социального страхования должна равномерно распределяться между всеми сторонами. Система соцстрахования должна быть построена так, чтобы работодатель был заинтересован в улучшении условий труда.
Оптимизация системы социального страхования позволит:
1) Сбалансировать систему социального страхования без дополнительного увеличения нагрузки на бизнес (размер страховых взносов в ФСС и база для их взимания увеличены не были).
2) Оптимизировать систему социального страхования, создав стимулы, как для работника, так и работодателя, добросовестно относится к своим обязательствам».
Возможные направления совершенствования пенсионной системы РФ: государственное регулирование пенсионной системы, которое заключается, прежде всего, в управлении внешними по отношению к ней факторами, создании благоприятных макроэкономических и демографических условий; регулирование внутренних факторов пенсионной системы, развитие накопительного компонента пенсионной системы. Изменить ситуацию в системе ОМС должен закон «Об обязательном медицинском страховании». Он предполагает осуществление перехода на одноканальную модель финансирования медицинской помощи в системе ОМС, установление единых требований к определению размера взносов субъектов РФ на ОМС неработающего населения. Переход к расчету пособий по беременности и родам на основе заработка за 2 календарных года, изменение стажевых порогов для расчетов пособий по временной нетрудоспособности, увеличение количества дней «больничного», оплачиваемых работодателем, до трех возможно позволят сформировать бездефицитный бюджет ФСС РФ.
Заключение
Подводя итог работы, обобщу выводы по каждому разделу.
Социальная защита как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы, обычно имеет дело с установленным законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. Следует различать такие понятия как социальная защищенность (конституционное и законодательное обеспечение всего комплекса прав и свобод человека) и социальная защита - более конкретное понятие, которое сводится к работе по реализации прав и свобод. Так как в Конституции права граждан зачастую только сформулированы и их реализация не всегда является фактом, есть необходимость в социальной защите, которая выражается результатом социальной политики государства в форме социального страхования.
Изучив основные понятия и принципы
системы социального
Первые попытки создания
системы социального
Из первой главы посвященной
основным понятиям и сущности социальной
защиты и социального страхования
итогом служит то, что предпосылки
социальной защиты населения и создания
системы социального
Структура системы социального страхования в России представлена ОПС, ОМС, обязательным социальным страхованием и ОНС. Процесс социального страхования функционирует через систему социальных внебюджетных фондов, являющихся в основном самостоятельными финансово-кредитными учреждениями и оказывающими социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом. К ним относят ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС, ТФОМС. Источниками формирования государственных внебюджетных фондов в РФ являются: страховые взносы, штрафные санкции по ним и пени, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба, межбюджетные трансферты из федерального бюджета, доходы от размещения временно свободных средств и прочие поступления. Тарифы страховых взносов в эти фонды, сменившие ЕСН, в текущем году увеличились до 34%, но в последующие 2 годы рассматривается вопрос о снижении тарифных ставок, в большей степени для представителей малого предпринимательства, видимо не только для их поддержки, но и уменьшения доли приходящейся на теневую экономику.
Министерство социальной защиты Рязанской области успешно выполняет меры по социальной поддержке граждан награжденные знаком «Почетный донор»; лиц пострадавших от воздействия радиации; многодетных семей; беременных женщин и кормящих матерей; ветеранов труда; ветеранов ВОВ; реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий; малоимущих граждане по 1931 год рождения и малообеспеченных граждане. Но только эта помощь в большей мере является мизерной, а чтобы ее получить, необходимо собрать множество справок и отстоять очереди, а результат 200 рублей доплата к пенсии, правда ежемесячно, лицам пожилого возраста, или 250 рублей - пособие на ребенка-инвалида.
Существующая система
социального страхования и
Российская система ОСС не лишена недостатков и нерешенных проблем. Среди них можно назвать, прежде всего, дефицит средств фондов. Другой недостаток - несоблюдение страховых принципов. Эти проблемы можно связать с внешними факторами: неблагоприятное состояние национальной экономики, высокий уровень дифференциации доходов населения.
Возможные направления совершенствования пенсионной системы РФ: государственное регулирование пенсионной системы, которое заключается, прежде всего, в управлении внешними по отношению к ней факторами, создании благоприятных макроэкономических и демографических условий; регулирование внутренних факторов пенсионной системы, развитие накопительного компонента пенсионной системы. Изменить ситуацию в системе ОМС должен закон «Об обязательном медицинском страховании». Он предполагает осуществление перехода на одноканальную модель финансирования медицинской помощи в системе ОМС, установление единых требований к определению размера взносов субъектов РФ на ОМС неработающего населения. Переход к расчету пособий по беременности и родам на основе заработка за 2 календарных года, изменение стажевых порогов для расчетов пособий по временной нетрудоспособности, увеличение количества дней «больничного», оплачиваемых работодателем, до трех возможно позволят сформировать бездефицитный бюджет ФСС РФ.
Вывод: Правительство понимает ситуацию о необходимости социальной поддержки населения и социальном страховании, видя процент малообеспеченного и нуждающегося населения. Исходя из этого, развитие института социальной защиты нашей страны в условиях рыночной экономики осуществляется стихийно и постоянно подвергается реформированию. Несмотря на фактическое существование системы социальной защиты в России, и ее, достаточно бурное развитие, она еще не принята общественным сознанием в нашей стране в качестве самостоятельного социального института.
Реформирование в области
Список литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об основах обязательного социального страхования» N165-ФЗ от 16июля1999 года.
2. Федеральный закон Российской Федерации ««О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» N212-ФЗ от 24 июля 2009 года.
3. Федеральный закон Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» № 326-ФЗ от 29 ноября 2010 года.
4. Апостолова Т.М., Косевич Н.Р. Социальная
политика Российской Федерации и правовой
механизм ее реализации/учеб.пособие.:Изд-
5. Алехина Е. С. Система обязательного социального страхования России: процессы становления и проблемы развития/ Финансы и кредит 2009 №4.
6. Борисенко Н. Этапы
7. Гребенщикова Н.И. Основы социального
страхования: учеб.пособие: Изд-во Самар.гос.экон.ун-та,2008.-
8. Дмитриева О.,Петухова Н.,Ушаков Д. Переход от распорядительной пенсионной системе к накопительной:результаты и критерии эффективности/ Вопросы экономики 2010 №4.
9. Долотов В.А. О признаках финансовой устойчивости пенсионной системы/Финансы 2009 №5 .
10. Ковалёв А.Л. Пути совершенствования системы медицинского страхования с.115./Российское предпринимательство, 2010, N 5 (1).
11. Кузнецова Т.В Проблемы и перспективы развития систем обязательного и добровольного медицинского страхования в России// Социальные аспекты здоровья населения № 4 2008 (8) http://vestnik.mednet.ru
12. Макалкин Новые страховые взносы //Экономико-правовой бюллетень 2010 №4 М. 158с.
13. Мысляева И.М.Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е,перераб. и доп. - М, 2007. - 360.
14. Соловьев А.К. Проблемы развития пенсионной системы:реальные и мнимые/ Финансы 2010 № 9.
15. Фомичева Л.П. Замена ЕСН страховыми взносами во внебюджетные фонды. Бухгалтерский учет2009/20.
16. http://www.rusmedserv.com/
17. http://www.minzdravsoc.ru/
18. http://www.7info.ru/index.php?
19. http://www.ryazanreg.ru/
20. http://admrzn.ru/content/view/
21. www.gks.ru
Информация о работе Социальная поддержка населения и социальное страхование