Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Социальная политика в Республике Беларусь построена по принципу – все для народа. Она является приоритетом социально-экономического развития страны и важнейшим компонентом при переходе к устойчивому развитию экономики. Образование, здравоохранение, молодежная политика, пенсионное обеспечение, социальное обеспечение, туризм, физкультура и спорт – в единственной стране на постсоветстком пространстве развиваются динамично все составляющие социальной политики. В настоящее время в Республике Беларусь создана успешно работающая экономика социально ориентированного типа. Особое внимание уделяется системе социальной поддержки населения. Возросла среднемесячная заработная плата, увеличились покупательная способность населения, социальные выплаты, и в первую очередь пенсии. Целью работы является изучение социальной политики Республики Беларусь и механизмов её реализации.

Содержание

Введение
5
1. Социальная ориентация государственного регулирования экономики
1.1. Социальная политика государства: понятия, цели, функции и принципы формирования
7
1.2.Структура социальной политики государства и механизм её реализации
13
1.3 Современные методы социальной защиты населения (на примере Республики Беларусь) и их эффективность
23
2. Макроэкономический анализ и прогноз развития национальной экономики с использованием модели IS-LM
30
Заключение
50
Список использованных источников
52

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovoy_po_makroekonomike.doc

— 1.22 Мб (Скачать файл)

Социальное страхование — это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. Она основана на взносах работодателей, работников, а иногда и государства и распространяется только на осуществлявших страховые отчисления. Взносы застрахованных — это специально устанавливаемый налог, который не зависит от величины заработка. Отчисления нанимателей на эти цели относятся последними на издержки и возмещаются в последующем за счет более высокой цены товаров или услуг. Социальное страхование может быть обязательным (при страховой поддержке государства) и добровольным (построенным на принципах коллективной взаимопомощи). При этом фонды добровольного социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.

Расходы средств социального страхования могут осуществляться в виде пенсий, пособий и выплат. Наиболее важным направлением является пенсионное обеспечение. В мире существуют два основных вида пенсионных систем: 1) базирующиеся на принципе солидарности (текущего финансирования), когда трудовые пенсии выплачиваются за счет текущих страховых отчислений из фонда заработной платы работающих (работающее население финансирует потребности пенсионеров); 2) системы накопительного характера, при которых работающее население вкладывает средства в специальные фонды для последующего получения выплат по достижении пенсионного возраста.

В Беларуси используется система первого типа. В соответствии с ней пенсии делятся на: а) трудовые (страховые), финансируемые из фонда социальной защиты населения (это пенсии по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет и особые заслуги; право их получения приобретают лица, имеющие трудовой стаж работы); б) социальные, выплачиваемые лицам, не имеющим права на трудовые пенсии (эти выплаты производятся, как правило, за счет госбюджета).

Пособия — это гарантированные денежные выплаты при временном перерыве трудовой деятельности или для компенсации дополнительных расходов в определенных случаях. Пособия выплачиваются в случае беременности и родов, временной нетрудоспособности, для ухода за ребенком, в связи с несчастным случаем на производстве, профессиональным заболеванием и т.д.

Особое место занимают пособия по безработице, основное назначение которых состоит в недопущении резкого падения доходов временно не занятых работников. Финансирование выплат осуществляется из средств государственного бюджета и Государственного фонда содействия занятости.

Социальная помощь (общественное вспомоществование) представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования. Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение. В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.) формы.

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств. Эффективные системы адресной социальной помощи, по подсчетам экономистов, в состоянии охватить до 10—15 % населения. В нашей стране адресная социальная помощь оказывается, если совокупный среднемесячный доход семьи за три последних месяца не превышает 60 % бюджета прожиточного минимума в среднем на одного человека.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую. Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты). Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Социальное обслуживание — это создание условий для социальной адаптации людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем оказания социальной поддержки, предоставления бытовых, медицинских, психолого-педагогических услуг. Реализация социального обслуживания основывается на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости, доступности, конфиденциальности и добровольности. Услуги предоставляются как государственными, так и частными организациями: центрами социального обслуживания, социальными приютами, отделениями социальной помощи на дому, домами-интернатами и др. Малообеспеченным и одиноким пенсионерам социальные услуги предоставляются бесплатно, остальным — на условиях частичной оплаты. К числу социальных услуг относятся оказание помощи в ведении домашнего хозяйства (закупка продуктов, ремонт жилья, обработка приусадебных участков), решение бытовых проблем, психологическая помощь. В крупных городах открыты приюты для бездомных, беженцев, незаконных мигрантов, жертв торговли людьми.[1]

 

 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Макроэкономический анализ и прогноз развития национальной экономики с использованием модели IS-LM.

В кейнсинской модели условие достижения совместного равновесия на рынке благ, денег и капитала определяется пересечением линий IS и LM. Точка их пересечения указывает реальные значения ставки процента и национального дохода, при которых одновременно на трех названных рынках спрос равен предложению. При этом совместное равновесие на рынках благ, денег и капитала является устойчивым.

Для определения точки  равновесия сформируем сначала функцию IS. Для этого составляется следующая таблица:

 

Таблица 2.1 - Формирование параметров равновесия на товарном рынке.

 

Процентная ставка r, %

Потребительские расходы C,

млрд. руб.

Инвестиционные

расходы I,

млрд. руб.

Государственные

расходы G,

млрд. руб.

Совокупные

расходы E,

млрд. руб.

Национальный

доход Y,

млрд. руб.

Сбережения S,

млрд. руб.

3

1440,8

442

140

2022,8

2022,8

442

6

1323,2

394

140

1857,2

1857,2

394

9

1205,7

346

140

1691,7

1691,7

346

12

1088,2

298

140

1526,2

1526,2

298

15

970,7

250

140

1360,7

1360,7

250

18

853,2

202

140

1195,2

1195,12

202

21

735,7

154

140

1029,7

1029,7

154

24

618,1

106

140

864,1

864,1

106

27

500,6

58

140

698,6

698,6

58

30

383,1

10

140

533,1

533,1

10


 

Расчет производился для процентных ставок в интервале от 3% до 30% с шагом 3%.

Расчет значений по графам таблицы:

гр.2:

где: a – автономное потребление;

       b – склонность к потреблению

      Y – национальный доход, млрд. руб.( определяется из гр.6 табл. 2.1);

      Т – налоговые выплаты, млрд. руб.

Значения a, b, T определяются из таблицы исходных данных в соответствие с вариантом 27.

гр.3: ,

где: c – автономные инвестиционные расходы;

       d –  чувствительность инвестиций к изменению процентной ставки.

Значения c, d определяются из таблицы и сходных данных в соответствие с вариантом 27.

Значения для гр. 4 определяются из таблицы исходных данных в соответствие с вариантом 27.

гр.5:

гр.6:

гр.7: ,

где: Sp – частные сбережения, млрд. руб.;

       SG – государственные сбережения, млрд. руб.

На основании данных табл. 2.1 строится функция IS (рисунок 2.1) в координатах:

Рисунок 2.1- Функция IS

 

  ось X – национальный доход Y;

  ось Y – процентная  ставка r.

Функция IS состоит из различных комбинаций Y и r, при которых  на товарном рынке возможно равновесие.

Далее переходим к  рассмотрению процесса функционирования денежного рынка.

Для этого вначале  рассматривается процесс создания денег банковской системой.

 

Таблица 2.2 - Моделирование денежного мультипликатора (упрощенный вариант) .

 

Банк

Дополнительный депозитный счет D

Дополнительные обязательные

резервы MR

Дополнительные избыточные

резервы K

Накопленная денежная масса M

1

10,4

1,248

9,152

10,4

2

9,152

1,098

8,054

19,552

3

8,054

0,966

7,087

27,606

4

7,087

0,85

6,237

34,693

5

6,237

0,748

5,488

40,93

6

5,488

0,659

4,83

46,418

7

4,83

0,579

4,25

51,248

8

4,25

0,51

3,74

55,498

9

3,74

0,449

3,29

59,239

10

3,29

0,395

2,896

62,53


 

Расчёт по графам производится в следующем порядке:

гр.2 (для первого банка):

гр.2 (для последующих  банков):

гр.3:

гр.4:

гр.5:

гр.5 (для первого приняли):

Значения H и R определяются из таблицы исходных данных в соответствие с вариантом 27.

После расчета значений в табл. 2.2 рассчитывается величина денежного мультипликатора, показывающего на сколько увеличится количество денег в стране, если денежная база возрастет на единицу.

Денежный мультипликатор=1/норма  обязательных резервов=1/0,12=8,3.

 

Далее от расчета простого денежного мультипликатора переходим к рассмотрению воздействия Центрального (Национального) банка, коммерческих банков и населения на процесс формирования денежной массы в стране.  Данное воздействие анализируется посредством следующих показателей:

  • депозитного мультипликатора, показывающего, на сколько максимально могут возрасти депозиты в коммерческих банках при увеличении денежной базы на единицу;
  • кредитного мультипликатора, показывающий, на сколько максимально может увеличится сумма банковских кредитов населению при увеличении денежной базы на единицу;
  • денежного мультипликатора.

Для расчета данных мультипликаторов составляется табл.2.3.

 

Таблица 2.3 - Моделирование кредитного, депозитного и денежного мультипликатора.

 

Банк

Дополнительные наличные деньги в обращении MH, млрд. руб.

Дополнительный депозитный счет D, млрд. руб.

Дополнительные обязательные резервы MR, млрд. руб.

Дополнительные избыточные резервы DR, млрд. руб.

Дополнительные кассовые остатки UR, млрд. руб.

Остаточные избыточные резервы (дополнительные кредиты) K, млрд. руб.

Денежная масса MH+D, млрд. руб.

1

2,496

7,904

0,948

6,956

0,7034

6,252

10,4

2

1,501

4,752

0,570

4,181

0,423

3,758

6,252

3

0,902

2,856

0,343

2,514

0,254

2,259

3,758

4

0,542

1,717

0,206

1,511

0,153

1,358

2,259

5

0,326

1,032

0,124

0,908

0,092

0,817

1,358

6

0,196

0,621

0,074

0,546

0,055

0,491

0,817

7

0,118

0,373

0,045

0,328

0,033

0,295

0,491

8

0,071

0,224

0,027

0,197

0,0199

0,177

0,295

9

0,043

0,135

0,016

0,119

0,012

0,107

0,177

10

0,026

0,081

0,0097

0,071

0,007

0,064

0,1066

Информация о работе Социальная политика государства