Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 15:40, курсовая работа
Социальная политика в Республике Беларусь построена по принципу – все для народа. Она является приоритетом социально-экономического развития страны и важнейшим компонентом при переходе к устойчивому развитию экономики. Образование, здравоохранение, молодежная политика, пенсионное обеспечение, социальное обеспечение, туризм, физкультура и спорт – в единственной стране на постсоветстком пространстве развиваются динамично все составляющие социальной политики. В настоящее время в Республике Беларусь создана успешно работающая экономика социально ориентированного типа. Особое внимание уделяется системе социальной поддержки населения. Возросла среднемесячная заработная плата, увеличились покупательная способность населения, социальные выплаты, и в первую очередь пенсии. Целью работы является изучение социальной политики Республики Беларусь и механизмов её реализации.
Введение
5
1. Социальная ориентация государственного регулирования экономики
1.1. Социальная политика государства: понятия, цели, функции и принципы формирования
7
1.2.Структура социальной политики государства и механизм её реализации
13
1.3 Современные методы социальной защиты населения (на примере Республики Беларусь) и их эффективность
23
2. Макроэкономический анализ и прогноз развития национальной экономики с использованием модели IS-LM
30
Заключение
50
Список использованных источников
52
Социальное страхование — это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. Она основана на взносах работодателей, работников, а иногда и государства и распространяется только на осуществлявших страховые отчисления. Взносы застрахованных — это специально устанавливаемый налог, который не зависит от величины заработка. Отчисления нанимателей на эти цели относятся последними на издержки и возмещаются в последующем за счет более высокой цены товаров или услуг. Социальное страхование может быть обязательным (при страховой поддержке государства) и добровольным (построенным на принципах коллективной взаимопомощи). При этом фонды добровольного социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.
Расходы средств социального страхования могут осуществляться в виде пенсий, пособий и выплат. Наиболее важным направлением является пенсионное обеспечение. В мире существуют два основных вида пенсионных систем: 1) базирующиеся на принципе солидарности (текущего финансирования), когда трудовые пенсии выплачиваются за счет текущих страховых отчислений из фонда заработной платы работающих (работающее население финансирует потребности пенсионеров); 2) системы накопительного характера, при которых работающее население вкладывает средства в специальные фонды для последующего получения выплат по достижении пенсионного возраста.
В Беларуси используется система первого типа. В соответствии с ней пенсии делятся на: а) трудовые (страховые), финансируемые из фонда социальной защиты населения (это пенсии по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет и особые заслуги; право их получения приобретают лица, имеющие трудовой стаж работы); б) социальные, выплачиваемые лицам, не имеющим права на трудовые пенсии (эти выплаты производятся, как правило, за счет госбюджета).
Пособия — это гарантированные денежные выплаты при временном перерыве трудовой деятельности или для компенсации дополнительных расходов в определенных случаях. Пособия выплачиваются в случае беременности и родов, временной нетрудоспособности, для ухода за ребенком, в связи с несчастным случаем на производстве, профессиональным заболеванием и т.д.
Особое место занимают пособия по безработице, основное назначение которых состоит в недопущении резкого падения доходов временно не занятых работников. Финансирование выплат осуществляется из средств государственного бюджета и Государственного фонда содействия занятости.
Социальная помощь (общественное вспомоществование) представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования. Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение. В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.) формы.
Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств. Эффективные системы адресной социальной помощи, по подсчетам экономистов, в состоянии охватить до 10—15 % населения. В нашей стране адресная социальная помощь оказывается, если совокупный среднемесячный доход семьи за три последних месяца не превышает 60 % бюджета прожиточного минимума в среднем на одного человека.
Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую. Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты). Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.
Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.
Социальное обслуживание — это создание условий для социальной адаптации людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем оказания социальной поддержки, предоставления бытовых, медицинских, психолого-педагогических услуг. Реализация социального обслуживания основывается на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости, доступности, конфиденциальности и добровольности. Услуги предоставляются как государственными, так и частными организациями: центрами социального обслуживания, социальными приютами, отделениями социальной помощи на дому, домами-интернатами и др. Малообеспеченным и одиноким пенсионерам социальные услуги предоставляются бесплатно, остальным — на условиях частичной оплаты. К числу социальных услуг относятся оказание помощи в ведении домашнего хозяйства (закупка продуктов, ремонт жилья, обработка приусадебных участков), решение бытовых проблем, психологическая помощь. В крупных городах открыты приюты для бездомных, беженцев, незаконных мигрантов, жертв торговли людьми.[1]
2. Макроэкономический анализ и прогноз развития национальной экономики с использованием модели IS-LM.
В кейнсинской модели условие достижения совместного равновесия на рынке благ, денег и капитала определяется пересечением линий IS и LM. Точка их пересечения указывает реальные значения ставки процента и национального дохода, при которых одновременно на трех названных рынках спрос равен предложению. При этом совместное равновесие на рынках благ, денег и капитала является устойчивым.
Для определения точки равновесия сформируем сначала функцию IS. Для этого составляется следующая таблица:
Таблица 2.1 - Формирование параметров равновесия на товарном рынке.
Процентная ставка r, % |
Потребительские расходы C, млрд. руб. |
Инвестиционные расходы I, млрд. руб. |
Государственные расходы G, млрд. руб. |
Совокупные расходы E, млрд. руб. |
Национальный доход Y, млрд. руб. |
Сбережения S, млрд. руб. |
3 |
1440,8 |
442 |
140 |
2022,8 |
2022,8 |
442 |
6 |
1323,2 |
394 |
140 |
1857,2 |
1857,2 |
394 |
9 |
1205,7 |
346 |
140 |
1691,7 |
1691,7 |
346 |
12 |
1088,2 |
298 |
140 |
1526,2 |
1526,2 |
298 |
15 |
970,7 |
250 |
140 |
1360,7 |
1360,7 |
250 |
18 |
853,2 |
202 |
140 |
1195,2 |
1195,12 |
202 |
21 |
735,7 |
154 |
140 |
1029,7 |
1029,7 |
154 |
24 |
618,1 |
106 |
140 |
864,1 |
864,1 |
106 |
27 |
500,6 |
58 |
140 |
698,6 |
698,6 |
58 |
30 |
383,1 |
10 |
140 |
533,1 |
533,1 |
10 |
Расчет производился для процентных ставок в интервале от 3% до 30% с шагом 3%.
Расчет значений по графам таблицы:
гр.2:
где: a – автономное потребление;
b – склонность к потреблению
Y – национальный доход, млрд. руб.( определяется из гр.6 табл. 2.1);
Т – налоговые выплаты, млрд. руб.
Значения a, b, T определяются из таблицы исходных данных в соответствие с вариантом 27.
гр.3: ,
где: c – автономные инвестиционные расходы;
d – чувствительность инвестиций к изменению процентной ставки.
Значения c, d определяются из таблицы и сходных данных в соответствие с вариантом 27.
Значения для гр. 4 определяются из таблицы исходных данных в соответствие с вариантом 27.
гр.5:
гр.6:
гр.7: ,
где: Sp – частные сбережения, млрд. руб.;
SG – государственные сбережения, млрд. руб.
На основании данных табл. 2.1 строится функция IS (рисунок 2.1) в координатах:
Рисунок 2.1- Функция IS
ось X – национальный доход Y;
ось Y – процентная ставка r.
Функция IS состоит из различных комбинаций Y и r, при которых на товарном рынке возможно равновесие.
Далее переходим к рассмотрению процесса функционирования денежного рынка.
Для этого вначале
рассматривается процесс
Таблица 2.2 - Моделирование денежного мультипликатора (упрощенный вариант) .
Банк |
Дополнительный депозитный счет D |
Дополнительные обязательные резервы MR |
Дополнительные избыточные резервы K |
Накопленная денежная масса M∑ |
1 |
10,4 |
1,248 |
9,152 |
10,4 |
2 |
9,152 |
1,098 |
8,054 |
19,552 |
3 |
8,054 |
0,966 |
7,087 |
27,606 |
4 |
7,087 |
0,85 |
6,237 |
34,693 |
5 |
6,237 |
0,748 |
5,488 |
40,93 |
6 |
5,488 |
0,659 |
4,83 |
46,418 |
7 |
4,83 |
0,579 |
4,25 |
51,248 |
8 |
4,25 |
0,51 |
3,74 |
55,498 |
9 |
3,74 |
0,449 |
3,29 |
59,239 |
10 |
3,29 |
0,395 |
2,896 |
62,53 |
Расчёт по графам производится в следующем порядке:
гр.2 (для первого банка):
гр.2 (для последующих банков):
гр.3:
гр.4:
гр.5:
гр.5 (для первого приняли):
Значения H и R определяются из таблицы исходных данных в соответствие с вариантом 27.
После расчета значений в табл. 2.2 рассчитывается величина денежного мультипликатора, показывающего на сколько увеличится количество денег в стране, если денежная база возрастет на единицу.
Денежный мультипликатор=1/
Далее от расчета простого денежного мультипликатора переходим к рассмотрению воздействия Центрального (Национального) банка, коммерческих банков и населения на процесс формирования денежной массы в стране. Данное воздействие анализируется посредством следующих показателей:
Для расчета данных мультипликаторов составляется табл.2.3.
Таблица 2.3 - Моделирование кредитного, депозитного и денежного мультипликатора.
Банк |
Дополнительные наличные деньги в обращении MH, млрд. руб. |
Дополнительный депозитный счет D, млрд. руб. |
Дополнительные обязательные резервы MR, млрд. руб. |
Дополнительные избыточные резервы DR, млрд. руб. |
Дополнительные кассовые остатки UR, млрд. руб. |
Остаточные избыточные резервы (дополнительные кредиты) K, млрд. руб. |
Денежная масса MH+D, млрд. руб. |
1 |
2,496 |
7,904 |
0,948 |
6,956 |
0,7034 |
6,252 |
10,4 |
2 |
1,501 |
4,752 |
0,570 |
4,181 |
0,423 |
3,758 |
6,252 |
3 |
0,902 |
2,856 |
0,343 |
2,514 |
0,254 |
2,259 |
3,758 |
4 |
0,542 |
1,717 |
0,206 |
1,511 |
0,153 |
1,358 |
2,259 |
5 |
0,326 |
1,032 |
0,124 |
0,908 |
0,092 |
0,817 |
1,358 |
6 |
0,196 |
0,621 |
0,074 |
0,546 |
0,055 |
0,491 |
0,817 |
7 |
0,118 |
0,373 |
0,045 |
0,328 |
0,033 |
0,295 |
0,491 |
8 |
0,071 |
0,224 |
0,027 |
0,197 |
0,0199 |
0,177 |
0,295 |
9 |
0,043 |
0,135 |
0,016 |
0,119 |
0,012 |
0,107 |
0,177 |
10 |
0,026 |
0,081 |
0,0097 |
0,071 |
0,007 |
0,064 |
0,1066 |