Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 16:01, курсовая работа
Цель данной работы:
- раскрыть наиболее значимые стороны понятия «социальная политика государства» как с теоретической, так и с практической стороны.
- определить основные направления и принципы
-рассмотреть наиболее важные аспекты результатов социальной политики государства, такие как перераспределение доходов населения и показательность уровня жизни
Введение………………………………………………………………………...3
1.Теоретическая сторона социальной политики государства
1.1 Понятие и типологизация, основные принципы социальной политики……………………………………………………………………....5
1.2 Цели и направления социальной политики………………………12
1.3 Государственное перераспределение доходов населения……….19
2. Реализация социальной политики в странах Запада и России
2.1 Направления социальной политики стран запада и расходы государств на её обеспечение………………………………………………..28
2.2 Социальная политика Российского государства. Послание президента РФ федеральному собранию: направления и методы осуществления социальной политики……………………………………….35
2.3 Результаты программ социальной политики в РФ в различных сферах жизни населения…………………………………………….………..44
Заключение………………………………………………………………....….64
Список использованных источников………
II. Доходы населения.
III. Потребление и расходы населения.
IV. Денежные сбережения населения.
V. Накопленное имущество и жилище.
VI. Социальная дифференциация населения.
VII. Малообеспеченные слои населения.
Искусство политики состоит в умении соотносить цели и средства их достижения, оптимально использовать избранные средства, учитывать нравственную значимость, как целей, так и средств. В современном обществе критерием при выборе средств должны быть основополагающие принципы гуманизма, утверждающие общечеловеческие ценности - право на жизнь, безопасность и свободу, развитие человеческой личности.
Можно сделать вывод, что социальная политика государства направлена на нейтрализацию негативных последствий рыночной экономики и обеспечение благоприятных условий жизни для всех членов общества. На обеспечение эффективной занятости населения, повышение трудоспособным населением своего благосостояния за счет труда, регулирование доходов должна быть направлена деятельность государства. Государство создает условия и для роста уровня жизни, повышения доходов малоимущих членов общества, пособий по безработице и многодетным семьям.
1.3.Государственное перераспределение доходов населения
Проблема распределения доходов была и остается наиболее актуальной. Она обсуждалась во все времена человеческой истории и продолжает дискутироваться в наши дни.
По поводу
распределения доходов существуют две
позиции: одна из
них заключается в том, что равенство в
распределении является основным условием
выживания капитализма; другая исходит
из того, что равенство в распределении
доходов, наоборот, приведет к гибели капитализма.
Это в теории; на практике же распределение доходов было и остается неравным, что обусловлено как объективными, так и субъективными обстоятельствами.
Что такое доход? Доход - это сумма денег, полученная за конкретный период времени в форме заработной платы, жалованья, гонорара, прибыли, ренты, процента, трансфертных платежей (пособия по социальному обеспечению и безработице, социальные пособия многодетным семьям и т. п.).
Конечный доход определяет покупательную способность конкретного индивида. Следует иметь в виду, что кроме денежных доходов существуют натуральные доходы. К ним относятся не только продукты домашнего хозяйства, но и безналичные трансферты (оплата медицинских услуг, субсидии на жилье, продовольственные талоны, транспортные карточки и т. п.).
В западной экономической литературе выдвигают следующие причины неравенства доходов:
1. Неодинаковые умственные, физические и эстетические способности. Наличие высоких интеллектуальных способностей дает возможность иметь относительно высокооплачиваемую работу. Лица, обладающие сравнительно низким уровнем умственного развития, обречены на низкооплачиваемые работы.
2.Различный уровень образования. Чем выше профессиональная подготовка, тем выше оплата труда. Например, в США лица, имеющие начальное образование, получают заработную плату втрое меньшую в сравнении с лицами с высшим образованием. Чем выше уровень образования, тем больше требуется инвестиций в человеческий фактор.
3. Обладание собственностью. Одни граждане вовсе не имеют собственности - другие обладают большим объемом собственности (машины, оборудование, недвижимость, земля и пр.). В результате «богатство рождает богатство», т. е. на собственность получают большие доходы.
Кроме названных имеются и другие факторы, обеспечивающие неравенство в распределении доходов.
Различают два вида доходов: номинальные и реальные. Номинальный доход - это денежная форма доли национального дохода, поступающая в личное потребление индивида. Реальный доход характеризует количество материальных благ и услуг, которое индивид может приобрести на свои денежные доходы, т.е. реальный доход выражается в средствах существования, которые можно купить. Его величина зависит от ряда факторов: от размера денежных доходов, объема бесплатных и льготных услуг и от уровня цен на предметы потребления и тарифов на услуги, размера взимаемых налогов и др.
Выделяют функциональное и персональное распределение доходов.
Под функциональным распределением дохода понимается присвоение дохода за обладание каким-либо фактором производства: трудом, капиталом, землей. В результате формируются первичные доходы в виде заработной платы, прибыли и процентного дохода, ренты.
Персональное распределение доходов - это распределение доходов между семьями, которые располагаются в зависимости от размера получаемого дохода.
Поскольку рыночные отношения не гарантируют права на труд, на доход, на образование, не обеспечивают социальную защиту инвалидов, малоимущих пенсионеров и других категорий граждан, то требуется государственное вмешательство в сферу распределения доходов и создание системы социального обеспечения нуждающихся.
Если функциональное распределение доходов основано на собственности на факторы производства, то персональное распределение доходов осуществляет государственная власть.
Главным инструментом перераспределения доходов в стране является государственный бюджет, который предполагает наличие механизма социального обеспечения населения.
В реализации социальной политики государства используются два подхода: социальный и рыночный.
Социальный подход предполагает, что общество обязано гарантировать каждому его члену такой уровень доходов, который не позволял бы ему оказаться за чертой бедности. Рыночный подход предусматривает создание условий каждому члену общества для осуществления экономической активности и получения дохода. Основными показателями обоих подходов к реализации социальной политики государства выступают показатели жизненного уровня населения, к которым относятся:
удельный вес фонда потребления в валовом внутреннем продукте и национальном доходе;
абсолютные объемы фонда потребления, валового внутреннего продукт и национального дохода на душу населения;
уровень занятости трудоспособного населения;
условия труда и производства;
состояние здравоохранения, образования, культуры, воспроизводства населения и продолжительности жизни;
уровень обеспечения благоустроенными жилищами и коммунальными услугами;
состояние экологической среды обитания людей и др.
Уровень жизни населения является показателем результативности социальной политики и разумного распределения доходов. Система индикаторов уровня жизни, позволяющая отслеживать динамику всех его сторон, сравнивать его с прошлыми периодами и другими странами, а также со сложившимися рациональными научными нормами, включает показатели здоровья и состояние здравоохранения, занятости, питания, жилищных условий, наличие домашнего имущества, уровня культуры, платных услуг.
Выделяют индикаторы уровня жизни и индикаторы качества жизни. Интегральные индикаторы (показатели) уровня жизни включают:
реальную заработную плату;
реальные доходы населения;
доходы от вторичной занятости;
доходы от реализации продукции личного подсобного хозяйства;
дивиденды (по акциям и облигациям);
проценты по вкладам населения;
пенсии, пособия, стипендии.
К частным индикаторам уровня жизни относят:
показатели потребления отдельных товаров и услуг (на душу населения, на семью, по социальным группам, регионам);
показатели обеспеченности товарами длительного пользования, жилищем, коммунально-бытовыми удобствами.
Среди частных индикаторов выделяют:
натуральные индикаторы, которые непосредственно характеризуют уровень потребления, обеспеченность теми или иными благами;
стоимостные индикаторы, отражающие затраты на удовлетворение конкретных потребностей и их динамику; группируются по видам потребностей. Например, затраты на питание, оплату жилища, коммунальных услуг, одежду, предметы длительного пользования, отдых, удовлетворение культурных потребностей и т. д.
Под качеством жизни населения понимается совокупность показателей, характеризующих материальное, социальное, физическое, культурное и духовное благосостояние населения данной страны.
Основными индикаторами качества жизни населения являются:
индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП);
индекс интеллектуального потенциала общества;
человеческий капитал на душу населения;
коэффициент жизнеспособности населения.
ИРЧП представляет собой среднюю арифметическую трех индексов:
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) рассчитывается по формуле: (1.3)
Этот показатель варьирует от 0,25 в Эфиопии до 0,96 в Канаде. В России он составляет 0,76. Индекс развития человеческого потенциала определяет ООН с 1990 г.
Ожидаемая продолжительность ж
Индекс интеллектуального потенциала общества отражает уровни образования населения и состояния науки в стране. При его расчете учитываются:
уровень образования взрослого населения;
удельный вес студентов в общей численности населения;
доля расходов на образование в ВВП;
доля занятых в науке и научном обслуживании в общей численности занятых;
доля затрат на науку в ВВП.
На снижение интеллектуального потенциала общества влияет так называемая «утечка умов» из России за границу, которая за последние 10 лет, по экспертным оценкам, составила до 15 исследовательского персонала науки и высшей школы. Наиболее квалифицированные кадры устремляются в США. По некоторым сведениям, из России выбыло около 50 тыс. математиков, физиков, химиков, биологов, что приносит стране ежегодный ущерб в $5 млрд. В России в настоящее время удельный вес специалистов с высшим образованием на 1 тыс. человек работающего населения снизился на 12.
Индекс образования состоит из двух показателей:
-уровня грамотности взрослого населения;
-полнота охвата обучения.
Человеческий капитал на душу населения отражает уровень затрат государства, фирм и граждан на образование, здравоохранение и другие отрасли социальной сферы на душу населения. Чем выше уровень экономического развития страны, тем больше уровень человеческого капитала и его доля в структуре основного капитала.
Коэффициент жизнеспособности населения характеризует возможности сохранения генофонда, интеллектуального развития населения в условиях проведения конкретной социально-экономической политики. Этот показатель измеряется по пятибалльной шкале. Установление балла ниже 1,5 означает кризисное положение, падение качества жизни населения до предела, за которым начинается вымирание населения. Естественная убыль населения России началась с конца 1991 г. и продолжается до настоящего времени. Согласно прогнозам экспертов ООН, Россия относится к странам с наиболее быстро убывающей численностью населения.
Основным фактором вымирания населения и приближения демографической катастрофы в России является смертность российских мужчин, средняя продолжительность жизни которых не достигает 60 лет. Россия по разнице продолжительности жизни мужчин и женщин занимает первое место. Если в других странах мужчины живут меньше женщин в среднем на 2-4-6, максимум - на 8 лет, то в России - на 12,5 лет.
Информация о работе Социальная политика государства и инструменты её реализации