Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 16:01, курсовая работа
Цель данной работы:
- раскрыть наиболее значимые стороны понятия «социальная политика государства» как с теоретической, так и с практической стороны.
- определить основные направления и принципы
-рассмотреть наиболее важные аспекты результатов социальной политики государства, такие как перераспределение доходов населения и показательность уровня жизни
Введение………………………………………………………………………...3
1.Теоретическая сторона социальной политики государства
1.1 Понятие и типологизация, основные принципы социальной политики……………………………………………………………………....5
1.2 Цели и направления социальной политики………………………12
1.3 Государственное перераспределение доходов населения……….19
2. Реализация социальной политики в странах Запада и России
2.1 Направления социальной политики стран запада и расходы государств на её обеспечение………………………………………………..28
2.2 Социальная политика Российского государства. Послание президента РФ федеральному собранию: направления и методы осуществления социальной политики……………………………………….35
2.3 Результаты программ социальной политики в РФ в различных сферах жизни населения…………………………………………….………..44
Заключение………………………………………………………………....….64
Список использованных источников………
Отделениями социального обслуживания на дому предоставлены надомные услуги 1,3 млн. граждан пожилого возраста и инвалидам (в 2006 году – 362,0 тыс. граждан), специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания на дому предоставлены услуги 103,3 тыс. граждан (в 2006 году – 150,5 тыс. граждан), отделениями срочного социального обслуживания – 11,9 млн. граждан (в 2006 году – 11,4 млн. граждан).
Социальная поддержка семьи и детей
В 2012 году продолжилась реализация мер по поддержки семей, имеющих детей.
К мерам социальной поддержки семьи и детей, предоставляемым в денежной форме в виде прямых социальных трансфертов, относящихся к полномочиям Российской Федерации, являются:
пособие по беременности и родам;
единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
единовременное пособие при рождении ребенка;
ежемесячное пособие гражданам, осуществляющим уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
материнский (семейный) капитал.
Ежегодно пособия за счет средств федерального бюджета получают более 1,5 млн. человек, за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации более 2,2 млн. человек.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. №606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано установить дополнительные меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты нуждающимся семьям в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей.
В 2012 г. проводилась работа по нормативному регулированию вопросов, связанных с использованием средств материнского (семейного) капитала.
Внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», направленный на предотвращение нарушения законодательства Российской Федерации при использовании средств материнского (семейного) капитала на погашение займов, полученных для улучшения жилищных условий.
Законопроектом предлагается исчерпывающий перечень видов организаций, при заключении с которыми договоров займа на приобретение (строительство) жилого помещения погашение основного долга и уплата процентов по указанным договорам может производиться за счет средств (части средств) материнского (семейного) капитала.
Ежегодно проводится мониторинг реализации программы по предоставлению гражданам мер социальной поддержки семей с детьми в виде материнского (семейного) капитала за счет средств федерального бюджета.
За период с 2007 по 2012 гг. в Российской Федерации:
более 4 млн. семей, имеющих двоих и более детей, получили государственные сертификаты на материнский (семейный) капитал.
Социальная поддержка семей с детьми осуществляется путем организации их социального обслуживания, в том числе, на базе многопрофильных учреждений социального обслуживания населения.
В 2013-2015 годах определены следующие приоритетные направления государственной политики в отношении социальной поддержки семьи и детей:
повышение уровня рождаемости (в том числе за счет рождения в семьях второго и последующих детей);
укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания;
развитие системы поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей, обеспечение государственной материальной поддержки семей, имеющих детей;
поддержка семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, обеспечение защиты прав и законных интересов детей.
Структура расходов консолидированных бюджетов регионов стала еще более социальной, суммарная доля расходов на образование, здравоохранение, культуру и социальную политику выросла до 64% в среднем по субъектам РФ. В 23 регионах социальные расходы составили в 2013 г. 70-75% всех расходов бюджета. Как и в предыдущие годы, в 2013 г. более низкую долю социальных расходов имели самые "богатые" регионы с высокой бюджетной обеспеченностью.
Указанные приоритеты направлены на преодоление негативных демографических тенденций, стабилизацию численности населения и создание условий для ее роста, повышение качества жизни населения.
Заключение
В данной курсовой работе в полной мере представлено понятие о таком явлении как социальная политика, а так же раскрыта сущность её проведения в развитых странах, в том числе в России.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Социальная политика - это система мер, направленных на достижение общественного благосостояния, улучшение качества жизни населения и обеспечение социальной стабильности в обществе. Цель реализации социальной политики для трудоспособного населения состоит в создании благоприятных условий для предпринимательства и труда. Для тех, кто в силу объективных обстоятельств не имеет возможности удовлетворить свои потребности путем трудового участия, социальная политика должна обеспечить защиту, помощь и поддержку.
Основополагающим принципом реализации социальной политики является обеспечение социальной справедливости: с одной стороны, государство должно предоставить гражданам равенство стартовых условий существования, с другой - наиболее активные члены общества должны получать за свой труд больший объем благ и услуг.
Основными принципами проведения социальной политики являются:
- защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
- обеспечение помощи самым бедным семьям;
- выдача помощи на случай безработицы;
- обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;
- развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
- проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.
Основными направлениями социальной политики являются политика доходов, политика в сфере труда и трудовых отношений, социальная защита уязвимых слоев населения, развитие отраслей социальной инфраструктуры.
Одна из главных задач социальной политики на современном этапе - социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике. Это предполагает поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; создание возможностей для улучшения жилищных условий граждан; развитие сферы услуг для населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и услуг; расширение материальной базы укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры. Также, важное место в политике государства принадлежит обеспечению социальной справедливости в обществе.
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.
В Российской Федерации все принятые правительством программы для улучшения качества жизни отражаются на всех слоях населения. Наблюдается положительная динамика роста благосостояния граждан. Поддержка и развитие среднего и малого бизнеса дает людям дополнительные рабочие места, возможность зарабатывать. Выплата взносов в пенсионный фонд и в фонд страховой медицины позволяет развиваться этим структурам.
Стабильность в экономике дает гарантию успешного развития социальной сферы, т.е. качества жизни нас с вами. Все это звенья одной неразрывной цепи, благодаря которой Россия поднимает свой статус в мировой экономике.
Список использованной литературы
1. А.Г.Грязнова, Н.Н. Думная. Макроэкономика.Теория и Российская практика.-6-е изд.,стер. – М.: КНОРУС,2011.-680с.
2. Н.И. Базылев, С.П. Гурко, М.Н. Базылева и др. Экономическая теория: Пособие для преподават., аспирантов и стажеров. — 4-е изд., стереотип. — Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива.— 637 с., 2005
3. Кравченко, А.И. Основы социологии и политологии. Учебное пособие / А.И. Кравченко. – М.: Академический проект, 2007.- С. 119
4. Основы социальной работы / Под ред. Павленок. - М.: Инфра – М, 1997
5. Шарков, Ф. Социология: Курс лекций / Ф. Шарков. – М.: Экзамен, 2006.- С. 129
6. Журнал “Вопросы экономики” № 2 1999г “Социальная политика. Новый курс” С. Смирнов. Н. Исаев.
7. Холостова, Е.И. Социальная работа / Е.И. Холостова. – М.: Финансы и статистика, 2008.- С. 92
8. Григорьева, И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах / И.А. Григорьева.- СПб.: СЗАГС, 1998.
9. А.Г. Грязнова, Т В Чечелева . Экономическая теория: Учебник -— М. Издательство «Экзамен». 2005. — 592 с. , 2005
10. http://www.socpol.ru/atlas/
11. Макроэкономика: учеб. пособие /М.И. Плотницкий и др.; под ред. М.И. Плотницкого. 2-е изд., стер. М.: Новое знание, 2004. С.317-348
12. Экономика: учебник / А.С.Булатов и др.; под ред. А.С. Булатова. М.: Юрист, 2002. С.606-623
13. Экономика. (Учебник для не экономистов) Липсиц И.В. (2006, 656с.)
14. Бачурин А.. Социальная политика государства по улучшению условий жизни// Экономист. 2003, №8, с. 23-27;
15. Миронов С. Социальная политика: уточнение задач, отладка механизмов// Общество и экономика. 2005, №5, с. 5-12;
16. Поспелова Е.Б. Уровень жизни
- главная составляющая
17. Е.А.Тишин. Актуальные проблемы социального развития: “Экономист”, 1997 г.
18. Балашевич, М.И. Эффективное государство: исследование роли государства в стимулировании деловой активности в развивающихся странах / М.И. Балашевич. - Минск: Слово, 2004. - 100 с.
Приложения
Приложение 1
Качество индикаторов человеческого благополучия
Приложение 2
Приложение 3
Уровень безработицы по федеральным округам (в % от численности экономически активного населения; без корректировки сезонных колебаний)
Приложение 4
Уровень безработицы по возрастным группам и виду поселения в январе 2013 года (в % от численности экономически активного населения; без корректировки сезонных колебаний).
Информация о работе Социальная политика государства и инструменты её реализации