Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 16:01, курсовая работа
Цель данной работы:
- раскрыть наиболее значимые стороны понятия «социальная политика государства» как с теоретической, так и с практической стороны.
- определить основные направления и принципы
-рассмотреть наиболее важные аспекты результатов социальной политики государства, такие как перераспределение доходов населения и показательность уровня жизни
Введение………………………………………………………………………...3
1.Теоретическая сторона социальной политики государства
1.1 Понятие и типологизация, основные принципы социальной политики……………………………………………………………………....5
1.2 Цели и направления социальной политики………………………12
1.3 Государственное перераспределение доходов населения……….19
2. Реализация социальной политики в странах Запада и России
2.1 Направления социальной политики стран запада и расходы государств на её обеспечение………………………………………………..28
2.2 Социальная политика Российского государства. Послание президента РФ федеральному собранию: направления и методы осуществления социальной политики……………………………………….35
2.3 Результаты программ социальной политики в РФ в различных сферах жизни населения…………………………………………….………..44
Заключение………………………………………………………………....….64
Список использованных источников………
Отдельные стороны качества жизни характеризуют частные индикаторы. К ним относятся:
социально-демографические показатели (продолжительность жизни, динамика заболеваемости, рождаемости, смертности, естественного прироста);
экономическая активность населения (уровень безработицы, миграция населения и ее причины);
социальная напряженность (участие в политических мероприятиях, забастовках, доля теневой экономики в ВВП, динамика преступности);
развитие социальной сферы (доля расходов на образование, науку, здравоохранение, культуру в ВВП, количество учащихся и студентов, включая обучающихся бесплатно и платно, среднее число студентов и учащихся на одного преподавателя);
экологические
показатели (содержание вредных веществ
в атмосфере, почве, воде, продуктах питания;
доля затрат на экологию в ВВП, инвестиции;
в основной капитал, направленные на охрану
окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов).
В мировой практике для учета уровня жизни населения используется показатель индекса стоимости жизни, который отражает изменение индекса цен и тарифов фиксированного набора товаров и услуг, входящих в потребление среднего жителя страны. Для исчисления индекса стоимости жизни производится определение структуры семейных расходов ("потребительской корзины") и выведение на этой основе товарных коэффициентов. Из-за быстрого изменения данных о структуре потребительских расходов во многих странах мира они ежегодно пересматриваются по результатам обследования семейных бюджетов. Пересмотру подлежит и набор товаров, учитываемых при определении индекса стоимости жизни.
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СТРАНАХ ЗАПАДА И РОССИИ
2.1.Направления
социальной политики стран
Социальная политика разных стран имеет свои особенности, которые обусловлены не только различием форм государственного устройства, но и некоторыми другими факторами. Различие социальной политики на практике выражается в разных её масштабах.
Во всех странах мира распространен термин «социальное обеспечение», его трактовка самая разная. В США под ним понимаются лишь пенсии по старости. В Великобритании в него включают систему денежных пособий, в Европе - это денежные пособия плюс здравоохранение, в России - это государственная система материального обеспечения и обслуживания граждан в старости, в случае болезни, полной или частичной потери трудоспособности, потери кормильца, а также семей, в которых имеются дети. Таким образом, понятие «социальное обеспечение» в пашей стране имеет очень широкую трактовку.
Практически во всех странах мира государственная система социального обеспечения занимает центральное место в механизме социальной защиты населения, включающем негосударственные формы социального страхования, частную благотворительность и др.
Рассмотрим некоторые примеры реализации социальной политики в индустриально развитых странах. Так, например, Американская модель социальной поддержки населения, поощряя предпринимательскую активность, уменьшает социальную напряженность малообеспеченных групп населения посредством обеспечения приемлемого уровня жизни за счет частичного перераспределения национального дохода. В США сложилось два независимых направления социального обеспечения: государственное и частное. Государство отвечает за поддержку минимального уровня помощи и ее высокую доступность. Бизнес представляет социальные услуги в большем объеме и лучшего качества. Социальная помощь осуществляется по двум важным направлениям, связанным со стимулированием роста занятости, переподготовкой, увеличением числа рабочих мест и государственным страхованием, предполагающим увеличение социализированных выплат по старости, инвалидности, при потере кормильца и т.д.
В Скандинавских странах социальная защита традиционно рассматривается как справедливое следствие экономического прогресса и даже как норма, способствующая экономическому развитию. В этих странах при оказании социальной помощи исходят из того, что за нижним порогом бедности личность человека, лишенного социальной поддержки, уже невосстановима.
Шведская модель характеризуется высоким уровнем социальной защищенности всего населения, большой ответственностью и высоким уровнем регулирования государство социальной сферы. Иногда ее называют «шведский социализм». Она обеспечивает высокую степень социальной защищенности граждан. Для шведской модели также характерно высокое налоговое давление на предпринимательство и население, что также не особенно привлекательно для других стран.
С середины 70-х годов многие страны существенно увеличивают расходы на социальные выплаты, несмотря на экономический спад. Во многом такая стратегия была связана с необходимостью оказать содействие гражданам, которые оказались в трудной ситуации перед лицом экономического кризиса. Увеличение социальных расходов прослеживается вплоть до начала 1990-х годов, когда в условиях экономической рецессии многие правительства выбрали стратегию «урезания» получаемых в рамках системы социальной защиты благ. В это время реализуются структурные реформы во Франции с целью «защиты системы социальной защиты», пенсионная реформа в Италии и Испании.
С этого момента система социальной защиты, основанная на страховании начала восприниматься как фактор, усугубляющий экономическую, социальную и даже политическую ситуацию. Правительства европейских стран стали разрабатывать и внедрять новые инструменты реализации социальной политики. В частности, были созданы новые виды пособий, стала проводиться более активная политика в сфере занятости, наравне с государственным медицинским страхованием активно развивается частное страхование, были проведены реформы в пенсионном страховании с целью стимулирования граждан к активному участию в формировании дополнительных (по отношению к гарантированным государством) пенсионных накоплений посредством взносов в негосударственные фонды. Изменения претерпели механизмы финансирования систем социальной защиты и участия социальных партнеров в управлении фондами. Так, во Франции и Германии в начале нового тысячелетия были реализованы меры, направленные на увеличение налоговой составляющей в финансировании систем социальной защиты. Во Франции также усилилась роль Парламента в разработке социальной политики, а в Голландии появились частные компании, предлагающие услуги в сфере занятости населения.
Рис.2.1.1. Государственные социальные расходы (% к чистому национальному доходу), 1980-2005.
Социальная политика в странах Европейского Союза реализуется по трем направлениям.
Социал-демократическая модель. Направления и пути реализации социальной политики в рамках этой модели определяются политическим союзом рабочих партий левого крыла и партий, представляющих интересы мелких фермеров, и нацеливается на обеспечение государством широкого диапазона социальных услуг всему населению при полной его занятости. В. Ханеш определяет эту модель как «скандинавскую» (Дания, Швеция, Финляндия): социальные услуги рассматриваются как гражданские права, все граждане имеют право на равное, финансируемое за счет налогов социальное обеспечение. Работающее население получает дополнительные социальные льготы. От системы государственного социального обеспечения отделено только страхование по безработице, оно основано на принципе добровольности. В целом уровень социального обеспечения довольно высок; финансируется оно в основном за счет налогов.
Корпоративная модель (Германия, Австрия, Франция). Предполагает развитие системы пособий по социальному страхованию, дифференцированных по видам трудовой деятельности, и соответственно интеграцию профсоюзного движения с государством. В. Ханеш называет данную модель «континентальной». Услуги социального страхования, финансируемые в основном за счет взносов, различаются в зависимости от принадлежности к той или иной профессиональной группе.
Либеральная модель. Данная модель предполагает минимально необходимую государственную поддержку социальных низов, она нашла применение в англосаксонских странах (Великобритания, Ирландия). В. Ханеш называет данную модель «англосаксонской». Она включает в себя социальное страхование, находящееся на довольно низком уровне, и социальную помощь, играющую для нее решающую роль. Внутри англосаксонской модели есть некоторые различия. В то время как в Великобритании государственная система здравоохранения оказывает бесплатные медицинские услуги всем гражданам, в Ирландии государственным медицинским обслуживанием могут пользоваться только низкооплачиваемые. Рассматриваемая модель в том или ином виде нашла распространение и за пределами Европейского континента – в США, Австралии и Новой Зеландии.
Кроме того, В. Ханеш выделяет еще одну модель социальной политики – рудиментарную, представленную в странах Южной Европы. В этих странах лишь в последние десятилетия под влиянием социально-экономических структурных изменений были созданы или усовершенствованы системы общего социального обеспечения. Как правило, они включают в себя страхование на производстве и социальное страхование; в целом уровень социального обеспечения в этих странах довольно низок. Здесь все еще исходят из того, что социальная защита граждан во многом осуществляется через семью и частную благотворительность. Эта модель интерпретируется как развивающаяся, или переходная.
Любые модели социальной политики не будут действенны без финансового обеспечения. Финансирование социальных программ, всей социальной политики находится в прямой зависимости от доли расходов во внутреннем валовом продукте (ВВП).
В 2010 г. расходы на реализацию социальной политики в странах ЕС составляли в среднем 28,4% ВВП, причем доля социальных расходов колебалась от 35,6% в ВВП Швеции до 19,9% в ВВП Ирландии. В Германии эта доля составляла 29,4%. При сравнении этих цифр с ВВП на душу населения очевидна следующая тенденция: по мере увеличения уровня доходов населения увеличивается и относительная величина расходов на социальное обеспечение.
Структура расходов на социальные программы в странах ЕС на 2010 г. выглядела следующим образом.
- Почти во всех странах – членах ЕС больше всего средств расходовалось на пенсионное обеспечение – в среднем 42,4% всех социальных расходов ЕС; доля этих расходов в странах ЕС составила около 12,1% ВВП и варьировалась от 5% ВВП в Ирландии до 15,4% в Италии.
– Вторая по величине статья расходов – здравоохранение. Это 26,2% всех социальных расходов ЕС и соответственно 7,5% ВВП; по странам доля расходов на здравоохранение колебалась от 5% ВВП в Италии до 8,7% ВВП в Германии.
– Средними можно назвать расходы на следующие сферы: социальное обеспечение безработных (8,1% общих социальных расходов ЕС; 2,3% ВВП ЕС); социальное обеспечение по нетрудоспособности и инвалидности (соответственно 8% и 2,3%) и помощь семьям и детям (7,3% и 2,1%); доля расходов на помощь безработным по странам колебалась от 0,5 % ВВП в Италии до 4,9% в Дании, на помощь нетрудоспособным и инвалидам – от 0,9% в Нидерландах до 4,7 % в Финляндии, на помощь семьям и детям – от 0,4% в Испании до 4,2% в Финляндии.
– Сравнительно невелики пособия для покрытия расходов на квартирную плату (1,9% общих расходов на социальные нужды и 0,6% ВВП ЕС).
Для финансирования системы социальной политики во всех странах – членах ЕС привлекаются взносы, вносимые как работодателями, так и самими работниками, а также налоговые средства. В некоторых странах (Бельгии, Франции, Люксембурге) дополнительно взимаются так называемые социальные налоги, размер которых пока незначителен. В целом расходы на социальное обеспечение в ЕС в 2010 г. финансировались на 40% за счет взносов работодателей и на 24% – взносов работающих, в то время как доля общих налогов в финансировании социальной сферы составляла в среднем 30%, а социальных налогов – 2%.
Для всех стран – членов ЕС общим является то, что в финансировании сферы социального обеспечения (социальной политики) участвуют как государство, так и предприятия и частные организации. Почти везде, прежде всего государство (правительство и местные органы власти) финансирует социальные программы; источниками финансирования являются налоговые поступления и взносы. Доля государства выше всего в странах, представляющих англосаксонскую и скандинавскую модели (в Дании – 74,2%). Доля государства в странах с континентальной (корпоративной) моделью сравнительно низка (в Голландии – 27,5%, в Германии – 37%), зато доля частных организаций в этих странах значительна (Голландия – 46,9%, Бельгия – 35,2%, Германия-29, 3%).
Рис.2.1.2. Рейтинг стран по ИЧР.
2.2. Социальная политика
Для современной России крайне актуален вопрос об исторической ответственности государства за перемены в социальном положении населения в целом и всех составляющих его групп.
В этой связи в первую очередь следует:
- Четко определить границы
обеспечиваемых государством
- Выделить основные приоритеты
социальной политики, ориентированной
на формирование среднего
Информация о работе Социальная политика государства и инструменты её реализации