Социально-экономические перспективы занятости молодежи в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2012 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является определение социально-экономических перспектив занятости молодежи в Республике Беларусь.
В курсовой работе поставлены следующие задачи:
- провести анализ занятости молодежи как особой социально-демографической группы;
- выполнить анализ тенденций и проблем занятости молодежи в Республике Беларусь;
- выделить меры государственной политики по обеспечению занятости молодежи: направления, формы, результативность, перспективы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
Занятость молодежи как особой социально-демографической группы……5
Анализ тенденций и проблем занятости молодежи в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………..14
Государственная политика по обеспечению занятости молодежи: направления, формы, результативность, перспективы…………………….20
Заключение…………………………………………………………………………27
Список использованных источников………………………………………….. 29

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема занятости молодежи КР.docx

— 78.87 Кб (Скачать файл)

Социально-экономические  перспективы занятости молодежи в Республике Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………   3

  1. Занятость молодежи как особой социально-демографической группы……5
  2. Анализ тенденций и проблем занятости молодежи в Республике

Беларусь…………………………………………………………………………..14

  1. Государственная политика по обеспечению занятости молодежи: направления, формы, результативность, перспективы…………………….20

Заключение…………………………………………………………………………27

Список использованных источников………………………………………….. 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Сегодня молодежь рассматривается  как самая инициативная, динамичная, предприимчивая часть населения, у  которой есть желание создавать  новое, искать наиболее успешные решения. В стране созданы все условия  для того, чтобы каждый молодой  человек мог реализовать себя на производстве, в бизнесе, науке, искусстве.

Обращаясь к статистике, в Беларуси более 2,5 млн. молодых людей в возрасте от 14 до 31 года, что составляет около 26% от общего количества жителей республики. В городах проживает 79% молодежи, 21 % - в сельской местности.

В целях поддержки молодых  слоев населения, обеспечения условий  труда, получения образования и  отдыха в Республике Беларусь до недавнего  времени действовала республиканская  программа «Молодежь Беларуси», которая также определяла молодежную политику на определенные отрезки времени (пятилетие). Программы принимались в стране с 1996 года. Молодежная политика является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития республики и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, развития потенциала для их самореализации и ответственного активного участия в создании сильной Беларуси.

Подобная программа была разработана и на 2011-2015 годы, однако была подвергнута критике Президента Республики Беларусь 17 января 2011 года на совещании по республиканской программе «Молодежь Беларуси» на 2011–2015 годы.

Принципиальной особенностью новой программы разработчики определяли активное вовлечение в жизнь страны молодежи, используя в полной мере ее потенциал — мобильность, инициативность, восприимчивость к новым технологиям, инновациям. В рамках реализации программы на пятилетие предлагалось решение таких задач, как патриотическое воспитание молодежи, содействие в профессиональной ориентации и трудоустройстве молодых граждан в свободное от учебы время, обеспечение государственной поддержки молодых семей, развитие молодежных общественно значимых инициатив, формирование здорового образа жизни молодежи, развитие международного молодежного сотрудничества и других. В целом Президент высказался против формального принятия программ, так как многие направления повторяются из прошлых программ, а стране нужны конкретные мероприятия и реальные проекты, в которых будет задействована молодежь. По мнению Президента, в стране уже выстроена система работы с молодежью, определены финансовые средства, а также то, кто будет в центре и на местах реализовывать основные направления деятельности с молодежью.

На государственном уровне молодежная политика координируется Министерством  образования Беларуси. Оказывается  всестороннее содействие формированию здорового образа жизни, реализации права молодежи на труд, развитию и реализации молодежных общественно значимых инициатив, в том числе поддержка деятельности 204 детских и молодежных общественных объединений, зарегистрированных в стране. 
Создание необходимых условий для профессиональной и трудовой самореализации молодых людей является приоритетной задачей государства в области регулирования социально-трудовых отношений.

Сегодня на рынке труда  молодежи складываются две противоположные  тенденции. В одних сферах деятельности молодым людям трудоустроиться  на работу практически невозможно (юриспруденция, аудит), т.к. они не обладают глубокими  профессиональными знаниями. Зато в  других областях (торговля, маркетинг, информационно-вычислительное обслуживание) их молодость, энергичность весьма положительно воспринимаются нанимателями, и молодежи отдается предпочтение. Таким образом, изучение проблемы занятости молодежи является актуальной проблемой.

Целью курсовой работы является определение социально-экономических перспектив занятости молодежи в Республике Беларусь.

В курсовой работе поставлены следующие задачи:

- провести анализ  занятости молодежи как особой  социально-демографической группы;

- выполнить анализ  тенденций и проблем занятости  молодежи в Республике Беларусь;

- выделить меры  государственной политики по  обеспечению занятости молодежи: направления, формы, результативность, перспективы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Занятость молодежи как особой социально-демографической группы

 

 

Занятость населения представляет собой такую деятельность граждан, которая не противоречит национальному  законодательству и направлена на удовлетворение потребностей личности или общества и приносит её субъекту заработок  или доход [5, с. 92].

Из определения понятия  занятости следует, что должны учитываться  следующие ограничения:

- деятельность не должна  противоречить законам государства;

- она должна быть полезной, рациональной, т. е. удовлетворять  личные или общественные потребности;

- она должна приносить  субъекту доход.

В соответствии со статистикой  МОТ (Международной организации  труда) в состав занятого населения  входят:

- лица, выполняющие оплачиваемую  работу в течение полного или  неполного рабочего дня;

- лица, занятые индивидуальной  трудовой деятельностью (без наёмного  труда);

- военнослужащие, проходящие  службу в вооруженных силах;

- учащиеся и студенты, совмещающие учебу с работой;

- лица, занятые уходом  за инвалидами.

При определении занятости  населения выделяются две группы населения: экономически активное и  экономически неактивное население.

По определению Министерства статистики и анализа Республики Беларусь экономически активное население - это часть населения, представляющая свой труд для производства товаров  и услуг. К экономически активному  населению относится все занятое  население, безработные и женщины, находящиеся в отпусках по уходу  за ребенком до 3 лет [6, c. 128].

В международных статистических стандартах говорится о том, что  термин «экономически активное население» может иметь два значения о  зависимости от продолжительности  периода, к которому оно применяется. Если определяется экономически активное население за короткий период, равный недели или дню, то подразумевается  население, активное в данный период, к которому применяется также  термин «рабочая сила», если за длительный период - то подразумевается обычно активное население.

К экономически неактивному (пассивному) населению в трудоспособном возрасте относятся студенты и учащиеся (обучающиеся с отрывом от производства); лица, занятые ведением домашнего  хозяйства, уходом за детьми старше трех лет, больными родственниками, и другие лица, незанятые экономической деятельностью, а также военнослужащие [6, c. 129].

Помимо традиционной формы  занятости различают и нетипичную (нетрадиционную) занятость, которая  имеет следующие виды:

а) сезонная занятость - занятость  на основе сезонного контракта при  условиях полного рабочего дня;

б) поденная занятость, связана  с работой на условиях определенного  количества рабочих дней при поденной форме оплаты труда;

в) периодическая занятость - чередующиеся занятость и незанятость, независимо от сроков той или другой в течение года;

г) временная занятость, характеризующаяся  тем, что работник занят деятельностью  лишь в течение некоторого периода  времени, но этот период не предопределен  сезонностью работ;

д) занятость по вызову - нетрадиционная занятость, которая не предполагает никаких гарантий занятости и  складывается под влиянием стечения обстоятельств;

е) самозанятость - занятость, которая осуществляется по собственной  инициативе, самоуправляема и не имеет  общепринятых форм оплаты труда.

Одной из основных целей  экономической политики является обеспечение  полной занятости, т.е. такую занятость, при которой все желающие трудиться  имеют работу с полной продолжительностью рабочего дня и полной заработной платой.

Общими принципами государственного регулирования занятости, принятыми  Международной организацией труда, являются следующие:

- добровольность занятости;

- равные возможности всех  граждан;

- содействие трудовой  мобильности с учетом изменения  трудовой структуры;

- социальное партнерство  работодателей и профсоюзов как  часть государственной политики  занятости [5, c. 49].

Уровень занятости населения - процентное отношение занятых к  взрослому населению, не находящемуся на социальном обеспечении, в приютах, домах престарелых и т.п. [6, c. 130].

Современная демографическая ситуация в республике характеризуется процессом депопуляции. Сокращение численности детей и  подростков приведет к возникновению  проблем формирования трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать  материальный и интеллектуальный потенциал  Республики Беларусь, уменьшению объемов  подготовки квалифицированных кадров в учреждениях, обеспечивающих получение  профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. Уменьшение численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, обострит проблемы комплектования вооруженных  сил, правоохранительных органов и  иных силовых структур, что представляет собой угрозу для оборонного потенциала страны, охраны государственных границ.

По состоянию 01.01.2011 года в Республике Беларусь проживает 9481193 человек, что на 190719 человек  меньше, чем в 2009 году.

Количество молодежи в возрасте от 14 до 31 года в 2010 году составило 2345026 человек, что на 183549 человек  меньше, чем в 2009 году. В 2009 году число  молодежи этой возрастной категории  составляло 2528575 человек (таблица 1.1).

В 2010 году сохранилось небольшое  преобладание среди молодых граждан  республики мужчин – 51% (женщин 49%). В  городской местности проживает 81% молодежи и 19%  - в сельской [17].

 

Таблица 1.1. Численность молодежи по регионам

 

№ п/п

 

 

 

Наименование  региона

 

Годы

Динамика численности (чел.)

(+/-)

увеличение/

уменьшение 

2009

2010

1.

Брестская область

356700

325354

(-) 31 346

2.

Витебская область

313903

286080

(-) 27 823

3.

Гомельская  область 

371986

345860

(-) 26 126

4.

Гродненская область

272304

247805

(-) 24 499

5.

Могилевская область

287207

259515

(-) 27 692

6.

Минская область

367812

322796

(-) 45 016

7.

г. Минск

558663

557616

(-) 1047

 

ИТОГО:

2528575

2345026

(-) 183 549


 

Наибольшее количество молодежи проживает в г. Минске (557616 чел.), Гомельской (345860 чел.), Брестской (325354 чел.) и Минской (322796 чел.) областях, наименьшее – в Витебской (286080 чел.), Могилевской (259515 чел.) и Гродненской (247805 чел.) областях.

 

Таблица 1.2. Численность населения и доля молодежи по регионам в 2010 году

 

Информация о работе Социально-экономические перспективы занятости молодежи в Республике Беларусь