Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2012 в 19:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение социально-экономических перспектив занятости молодежи в Республике Беларусь.
В курсовой работе поставлены следующие задачи:
- провести анализ занятости молодежи как особой социально-демографической группы;
- выполнить анализ тенденций и проблем занятости молодежи в Республике Беларусь;
- выделить меры государственной политики по обеспечению занятости молодежи: направления, формы, результативность, перспективы.
Введение………………………………………………………………………… 3
Занятость молодежи как особой социально-демографической группы……5
Анализ тенденций и проблем занятости молодежи в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………..14
Государственная политика по обеспечению занятости молодежи: направления, формы, результативность, перспективы…………………….20
Заключение…………………………………………………………………………27
Список использованных источников………………………………………….. 29
Особое внимание в госпрограмме уделено интеграции в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке. В частности, предусматривается обеспечить развитие системы профориентации, направленной на повышение престижа рабочих профессий. Планируется наладить взаимодействие органов по труду, занятости и соцзащите и медико-реабилитационных экспертных комиссий, которое будет способствовать выполнению инвалидами индивидуальных программ профессиональной и трудовой реабилитации. Будет разработан механизм создания рабочих мест, в том числе с использованием надомного труда, для инвалидов, лиц с умственными и множественными нарушениями развития на базе производственно-торгового частного унитарного предприятия "Центр социальных работ" общественного объединения "Белорусский фонд милосердия и здоровья". Чтобы повысить конкурентоспособность на рынке труда людей, осуществляющих уход за ребенком в возрасте до трех лет, их будут направлять на профобучение на условиях, предусмотренных для безработных [12].
Мероприятия по обеспечению
занятости населения в малых,
средних городских поселениях и
районах республики с наиболее сложной
ситуацией на рынке труда планируется
реализовать в рамках областных
программ содействия занятости населения.
Кроме того, будут приняты меры
по обеспечению занятости
Согласно Государственной программе устойчивого развития села на 2011-2015 годы предусматривается выполнение мероприятий по обеспечению занятости населения в сельской местности.
Продолжится работа по подготовке и переподготовке кадров в соответствии с потребностями развития экономики, формированию графиков профессионального обучения безработных в разрезе учреждений образования и по регионам.
Планируется расширить возможности
информационного обеспечения
С учетом развития ситуации на рынке труда будет проработан вопрос о введении системы социального страхования населения от безработицы.
В результате реализации мероприятий госпрограммы к концу 2012 года уровень регистрируемой безработицы планируется обеспечить до 1,5% к численности экономически активного населения, в том числе в Брестской области - 1,7%, в Витебской - 1,6%, в Гомельской - 1,8%, в Гродненской - 1,4%, в Минской - 1,6%, в Могилевской области - 1,5% и в Минске - 0,6% [12].
Выполнение мероприятий
госпрограммы позволит оказать содействие
в трудоустройстве на постоянную
работу на созданные рабочие места
и имеющиеся вакансии 189,9 тыс. граждан,
в том числе 127,1 тыс. безработных.
Будут организованы оплачиваемые общественные
работы для 78,5 тыс. человек, в том
числе 40,5 тыс. безработных. Запланировано
направить на профессиональную подготовку,
переподготовку и повышение квалификации
19,9 тыс. безработных, в том числе
не менее 45% по заявкам нанимателей.
Предусматривается оказать
Финансирование программы осуществляется за счет средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, в том числе в виде субвенций, передаваемых в бюджеты областей и Минска. На выполнение мероприятий государственной программы в 2012 году будет выделено Br225 млрд. 925 млн. 690 тыс., в том числе из средств Фонда - Br192 млрд. 475 млн. 690 тыс., из средства от возврата бюджетных ссуд - Br33 млрд. 450 млн.
Комитету по занятости населения Республики Беларусь можно предложить следующие меры для регулирования эффективной занятости:
- повысить размер пособия по безработице;
- ввести систему страхования риска безработицы;
- ввести систему профилирования
безработных, особенно
Для реализации указанных мероприятий недостаточно существующей нормативно-правовой базы. Необходимо принятие новых документов:
на макроуровне - внесение дополнений в закон о банкротстве предприятий, в закон о социальном банкротстве, в положение о взаимодействии профсоюзов с нанимателями при проведении массовых сокращений;
на региональном уровне -
разработка положения о взаимодействии
органов государственной службы
занятости с предприятиями, участниками
института социального
на уровне предприятий - изменение
положения об отделе кадров, внесение
дополнений в должностные инструкции
его сотрудников, принятие методических
указаний для выполнения аналитической
работы. Традиционные отделы кадров отечественных
предприятий такую политику регулирования
занятости разработать и
Реализация указанных
мероприятий имеет смысл только
при соответствующей
К числу таких факторов в Республике Беларусь можно отнести:
трансформацию отношений
собственности путем
равноправие всех форм собственности и условий хозяйствования для всех субъектов хозяйствования;
облегчение правил и процедуры
регистрации субъектов
образование и обучение;
участие в международном разделении и кооперации труда;
инвестиционно-структурную и финансово-кредитную политику государства, ориентированную на обеспечение эффективной занятости.
Совокупность указанных факторов будет способствовать формированию рациональной структуры размещения и использования человеческого капитала страны благодаря активизации важнейшего рыночного механизма межотраслевого, внутриотраслевого и территориального перераспределения занятости по критерию экономической эффективности - механизма конкуренции и банкротства предприятий, при котором приоритетное развитие получают те формы занятости, которые обеспечивают выпуск качественной и конкурентоспособной продукции (у
Заключение
Современная
демографическая ситуация в республике
характеризуется процессом
Количество молодежи в возрасте от 14 до 31 года в 2010 году составило 2345026 человек, что на 183549 человек меньше, чем в 2009 году. В 2009 году число молодежи этой возрастной категории составляло 2528575 человек.
Максимальный удельный вес молодежи в структуре занятых по отраслям приходится на рабочие специальности, 6,9% по состоянию на 2010 год. При этом количество молодых рабочих в 2010 году по сравнению с 2005 годом снизилось на 23073 человек. Наблюдается тенденция роста количества молодых служащих (удельный вес 3,9% в 2005 и 2010 гг), руководителей, специалистов и других служащих. Данная тенденция характеризует потерю интереса у молодежи к рабочим профессиям, рост образовательного уровня и возможность молодежи получать более престижные профессии.
В промышленности в 2010 году было занято 121925 молодых работников или 11,3% от общего количества занятых в этой отрасли. Наибольший интерес молодежь проявляет к работе в торговле и общественном питании (16,9% от общего количества занятых), в строительстве (14,7%) , культуре (13,9%), бытовых услугах (13,1%).
При непрерывном снижении численности учащихся общеобразовательных школ на протяжении 1995-2009 гг. по республике наблюдается увеличение численности студентов высших учебных заведений – на 218%.
Трудоустройство молодежи является одной из наиболее актуальных проблем для современной молодежи. Рынок труда представляет собой сложную систему, которая регулируется, с одной стороны, государством посредством законодательных и нормативных актов, государственных программ занятости населения, с другой стороны, действиями самих участников рынка. Самостоятельная жизнь для многих молодых граждан начинается с поиска работы.
Государство гарантирует
выпускникам высших, средних специальных
и профессионально-технических
Одной из ключевых целей
молодежной политики Республики Беларусь,
начиная с 2010 года, является создание
благоприятных условий для
Доминирующей тенденцией среди значительной части молодежи является стремление организовать собственное дело, что может быть использовано в качестве эффективного механизма организации работы по профессиональному самоопределению.
Для развития предпринимательства
в молодежной среде и стимулирования
деловой активности молодежи в г.Минске
действуют общественные объединения
и организации, в том числе: молодежное
общественное объединение ”Азбука
предпринимательства“, общественное
объединение ”Центр поддержки и
развития юношеского предпринимательства“,
инкубатор Производственно-
В целом можно констатировать,
что благодаря принимаемым
Законодательством о труде и занятости для молодежи предусмотрены дополнительные гарантии со стороны государства в этой области:
Комитету по занятости населения Республики Беларусь можно предложить следующие меры для регулирования эффективной занятости:
- повысить размер пособия по безработице;
- ввести систему страхования риска безработицы;
- ввести систему профилирования
безработных, особенно
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Закон Республики Беларусь
от 15 июня 2006 г. №125-З "О занятости населения
Республики Беларусь" // http://pmo.by/zakony/5-
2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 23 июня 2010 г. № 958 Об утверждении Положения о порядке организации и финансирования временной трудовой занятости молодежи, обучающейся в учреждениях образования, в свободное от учебы время. Изменения и дополнения: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2011 г. № 1049 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 92, 5/34264)
3. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2016гг.
Информация о работе Социально-экономические перспективы занятости молодежи в Республике Беларусь