Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2012 в 19:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение социально-экономических перспектив занятости молодежи в Республике Беларусь.
В курсовой работе поставлены следующие задачи:
- провести анализ занятости молодежи как особой социально-демографической группы;
- выполнить анализ тенденций и проблем занятости молодежи в Республике Беларусь;
- выделить меры государственной политики по обеспечению занятости молодежи: направления, формы, результативность, перспективы.
Введение………………………………………………………………………… 3
Занятость молодежи как особой социально-демографической группы……5
Анализ тенденций и проблем занятости молодежи в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………..14
Государственная политика по обеспечению занятости молодежи: направления, формы, результативность, перспективы…………………….20
Заключение…………………………………………………………………………27
Список использованных источников………………………………………….. 29
Студенческие отряды формируются для выполнения конкретной производственной задачи. Учреждения образования, ОО «Белорусский республиканский союз молодежи», другие молодежные общественные объединения ежегодно не позднее 1 апреля должны определить контингент молодых граждан, выезжающих в составе студенческих отрядов. Согласование решения о создании студенческого отряда осуществляется в десятидневный срок облисполкомами и Мингорисполкомом, причем бесплатно и действует в течение срока деятельности студенческого отряда.
Финансирование на организацию молодежной временной занятости с 2002 года увеличено почти в 4,5 раза, а за последние четыре года - более чем в 2 раза. Причем возможность потрудиться предоставляется молодежи круглый год, а не только в летний период. В 2009 году трудоустроено почти 40 тыс. учащихся и студентов в период каникул и свободное от учебы время, из которых 84% - учащиеся 8-11-х классов. Из средств Фонда соцзащиты на эти цели израсходовано Br10 млрд. (заключено 524 договора с различными организациями). Приоритетное право на трудоустройство предоставляется детям-сиротам, молодежи из неполных, многодетных, малообеспеченных семей, а также подросткам, состоящим на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. На 2010 год предусмотрено обеспечить временную занятость в свободное от учебы время более 24 тыс. человек, на эти цели запланировано выделить Br9,5 млрд. Наиболее распространенные виды временного трудоустройства - ремонтно-строительные работы в школьных классах и учебных аудиториях, озеленение территорий, благоустройство учебных заведений, пошив швейных изделий, изготовление мягких игрушек и сувениров, выращивание сельхозпродукции [14].
По итогам 2011 года ситуация на рынке труда
республики остается стабильной, контролируемой
и управляемой. Вместе с тем сохраняется
структурный и территориальный дисбаланс
между спросом и предложением рабочей
силы, при этом рынок труда ориентирован
на рабочие профессии (77,6% от общего количества
вакансий). Для ряда организаций характерны
превышение фактической численности работников
над размерами экономически обоснованной,
низкий уровень оплаты труда, высокая
текучесть кадров. Растет спрос на квалифицированные
кадры в здравоохранении, строительстве,
на транспорте. Остается актуальной проблема
женской и молодежной безработицы, несмотря
на ее снижение. Постоянного внимания
требуют вопросы трудоустройства инвалидов,
граждан, освободившихся из учреждений
уголовно-исполнительной системы МВД,
а также граждан, имеющих длительный перерыв
в работе.
Опыт работы
всех заинтересованных показывает, что
в Республике Беларусь и в городе, и на
селе есть ресурс молодежи, который олицетворят
собой национальный предпринимательский
потенциал на рынке труда. Забота государственных
институтов, в том числе системы образования,
должна состоять в том, чтобы помочь им
самоопределиться, обеспечить первичную
стартовую подготовку. В процессе этой
подготовки необходимо формировать гражданскую
позицию молодежи, целенаправленно растить
социально ответственный, патриотический
бизнес.
В целом можно констатировать,
что благодаря принимаемым
3.
Государственная политика по
обеспечению занятости
Законодательством о труде и занятости для молодежи предусмотрены дополнительные гарантии со стороны государства в этой области:
Согласно ст. 11 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. «О занятости населения Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями (далее - Закон о занятости) государство обеспечивает дополнительные гарантии в области содействия занятости впервые ищущим работу в возрасте до 21 года [1].
Дополнительные гарантии в области содействия занятости обеспечиваются путем разработки и реализации целевых государственных программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций, установления брони приема на работу, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам.
На практике бронирование рабочих мест осуществляется в соответствии с Положением о порядке установления брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 ноября 2006 г. № 1595, с последующими изменением и дополнением.
В соответствии с законодательством
о труде государство
Предоставление первого
рабочего места выпускникам
Выпускникам государственных учреждений образования дневной формы обучения, которым предоставлена возможность самостоятельного трудоустройства в связи с невозможностью их персонального распределения, первое рабочее место предоставляется путем трудоустройства в счет установленной нанимателям брони [1].
В республике проводится работа по профессиональной ориентации молодежи.
Для регистрации в качестве безработного согласно ст. 3 Закона о занятости гражданин обращается лично в органы по труду, занятости и социальной защите по своему постоянному месту жительства. При регистрации предъявляет документы, предусмотренные законодательными актами.
В соответствии со ст. 3 Закона
о занятости безработными не могут
быть зарегистрированы занятые граждане,
в том числе граждане, не достигшие
16-летнего возраста, обучавшиеся
за счет средств республиканского и
(или) местного бюджетов и отказавшиеся
от распределения на работу, от трудоустройства
по распределению либо не полностью
отработавшие срок работы по распределению
в течение установленного законодательством
об образовании срока такой
Основными формами работы с молодежью, обратившейся в органы по труду, занятости и социальной защите, являются [1]:
Одной из наиболее эффективных мер политики занятости является организация профессионального обучения молодежи. Вчерашние выпускники школ, не имеющие профессии и не поступившие в учреждения образования, за счет средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, направляемых на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения (далее - Фонд), имеют возможность получить первую профессию и стать конкурентоспособными и мобильными на рынке труда.
Для удовлетворения потребности органов управления и организаций Минской области в высококвалифицированных руководящих кадрах Минским областным исполнительным комитетом, районными и Жодинским городским исполнительным комитетами созданы и ежегодно обновляются перспективные кадровые резервы облисполкома и райгорисполкомов, состоящие из специалистов в возрасте до 31 года.
Основные цели:
Созданы банки данных о
лицах, состоящих в перспективных
кадровых резервах облисполкома, райгорисполкомов,
содержащие: анкетные данные, характеристики,
данные об оценке личностных качеств
работника, сведения о результатах
деятельности, индивидуальные планы
профессионального развития, данные
о прохождении повышения
В 2009/2010 учебном году на курсах
повышения квалификации кадров органов
государственного управления и местного
самоуправления при Минском областном
исполнительном комитете и Минском
областном Совете депутатов прошли
обучение 46 человек из перспективного
кадрового резерва
Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2012 год утверждена с объемом финансирования почти в Br226 млрд. Такое решение содержится в постановлении Совета Министров №96 от 30 января 2012 года [18].
Госпрограмма разработана в соответствии с основными задачами политики занятости и рынка труда в условиях модернизации экономики. Этот документ определяет основные направления и приоритеты деятельности республиканских органов госуправления и иных государственных организаций, подчиненных правительству, облисполкомов и Мингорисполкома, объединений нанимателей и профсоюзов, общественных объединений инвалидов по реализации государственной политики в области обеспечения занятости населения.
По прогнозам Минтруда
и соцзащиты в 2012 году рынок труда республики
будет формироваться в условиях структурной
перестройки экономики. Наибольшее влияние
на него окажут такие факторы, как сокращение
численности трудовых ресурсов; наличие
избыточной рабочей силы в ряде организаций
при одновременном дефиците квалифицированных
кадров; дисбаланс между спросом и предложением
рабочих мест по профессионально-
Исходя из этого определена
основная цель госпрограммы - повышение
эффективности использования
Приоритетное внимание уделено мониторингу состояния рынка труда по вопросам использования рабочего времени на производстве. В первую очередь речь идет об организациях, оказывающих значительное влияние на региональные рынки труда, об организациях, неплатежеспособность которых приобретает или имеет устойчивый характер, а также организациях, подлежащих приватизации.
Белстат с 2012 года будет проводить выборочное обследование домашних хозяйств по вопросам занятости населения с использованием методологии Международной организации труда. Это позволит выявлять категории трудоспособных граждан, не занятых в экономике, объективно оценивать трудовые ресурсы, а также возможные резервы для включения в экономическую деятельность.
Что касается содействия нанимателям
в структурной перестройке
Планируется дальнейшее стимулирование
нанимателей, создающих рабочие
места для трудоустройства на
них граждан в наукоемких и
высокотехнологичных
Чтобы обеспечить баланс между использованием национальных трудовых ресурсов и привлекаемой иностранной рабочей силой, будет осуществляться регулирование внешней трудовой миграции.
Органами по труду, занятости
и социальной защите совместно с
заинтересованными будут
Информация о работе Социально-экономические перспективы занятости молодежи в Республике Беларусь