Социально-экономические перспективы занятости молодежи в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2012 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является определение социально-экономических перспектив занятости молодежи в Республике Беларусь.
В курсовой работе поставлены следующие задачи:
- провести анализ занятости молодежи как особой социально-демографической группы;
- выполнить анализ тенденций и проблем занятости молодежи в Республике Беларусь;
- выделить меры государственной политики по обеспечению занятости молодежи: направления, формы, результативность, перспективы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
Занятость молодежи как особой социально-демографической группы……5
Анализ тенденций и проблем занятости молодежи в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………..14
Государственная политика по обеспечению занятости молодежи: направления, формы, результативность, перспективы…………………….20
Заключение…………………………………………………………………………27
Список использованных источников………………………………………….. 29

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема занятости молодежи КР.docx

— 78.87 Кб (Скачать файл)

Студенческие отряды формируются для выполнения конкретной производственной задачи. Учреждения образования, ОО «Белорусский республиканский союз молодежи», другие молодежные общественные объединения ежегодно не позднее 1 апреля должны определить контингент молодых граждан, выезжающих в составе студенческих отрядов. Согласование решения о создании студенческого отряда осуществляется в десятидневный срок облисполкомами и Мингорисполкомом, причем бесплатно и действует в течение срока деятельности студенческого отряда.

Финансирование на организацию молодежной временной занятости с 2002 года увеличено почти в 4,5 раза, а за последние четыре года - более чем в 2 раза. Причем возможность потрудиться предоставляется молодежи круглый год, а не только в летний период. В 2009 году трудоустроено почти 40 тыс. учащихся и студентов в период каникул и свободное от учебы время, из которых 84% - учащиеся 8-11-х классов. Из средств Фонда соцзащиты на эти цели израсходовано Br10 млрд. (заключено 524 договора с различными организациями). Приоритетное право на трудоустройство предоставляется детям-сиротам, молодежи из неполных, многодетных, малообеспеченных семей, а также подросткам, состоящим на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. На 2010 год предусмотрено обеспечить временную занятость в свободное от учебы время более 24 тыс. человек, на эти цели запланировано выделить Br9,5 млрд. Наиболее распространенные виды временного трудоустройства - ремонтно-строительные работы в школьных классах и учебных аудиториях, озеленение территорий, благоустройство учебных заведений, пошив швейных изделий, изготовление мягких игрушек и сувениров, выращивание сельхозпродукции [14].

По итогам 2011 года ситуация на рынке труда республики остается стабильной, контролируемой и управляемой. Вместе с тем сохраняется структурный и территориальный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, при этом рынок труда ориентирован на рабочие профессии (77,6% от общего количества вакансий). Для ряда организаций характерны превышение фактической численности работников над размерами экономически обоснованной, низкий уровень оплаты труда, высокая текучесть кадров. Растет спрос на квалифицированные кадры в здравоохранении, строительстве, на транспорте. Остается актуальной проблема женской и молодежной безработицы, несмотря на ее снижение. Постоянного внимания требуют вопросы трудоустройства инвалидов, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД, а также граждан, имеющих длительный перерыв в работе.  
          Опыт работы всех заинтересованных показывает, что в Республике Беларусь и в городе, и на селе есть ресурс молодежи, который олицетворят собой национальный предпринимательский потенциал на рынке труда. Забота государственных институтов, в том числе системы образования, должна состоять в том, чтобы помочь им самоопределиться, обеспечить первичную стартовую подготовку. В процессе этой подготовки необходимо формировать гражданскую позицию молодежи, целенаправленно растить социально ответственный, патриотический бизнес.

В целом можно констатировать, что благодаря принимаемым мерам  со стороны государственных органов, общественных объединений и учреждений образования в настоящее время  выстроена четкая система организации  вторичной занятости молодежи. Действующая  в Республике Беларусь законодательная база на высоком уровне регламентирует вопросы организации занятости молодежи в свободное от учебы (основной работы) время в составе студенческих отрядов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Государственная политика по  обеспечению занятости молодежи: направления, формы, результативность, перспективы

 

 

Законодательством о труде  и занятости для молодежи предусмотрены дополнительные гарантии со стороны государства в этой области:

  • бронирование рабочих мест;
  • гарантия первого рабочего места выпускникам государственных профессиональных учебных заведений;
  • преимущественное право при обучении по направлению органов по труду, занятости и социальной защите;
  • равная со взрослыми оплата при сокращенной продолжительности рабочего дня и др.

         Согласно ст. 11 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. «О занятости населения Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями (далее - Закон о занятости) государство обеспечивает дополнительные гарантии в области содействия занятости впервые ищущим работу в возрасте до 21 года [1].

Дополнительные гарантии в области содействия занятости  обеспечиваются путем разработки и  реализации целевых государственных  программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций, установления брони приема на работу, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также  путем организации обучения по специальным  программам.

На практике бронирование рабочих мест осуществляется в соответствии с Положением о порядке установления брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке  труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 ноября 2006 г. № 1595, с последующими изменением и дополнением.

В соответствии с законодательством  о труде государство гарантирует  предоставление первого рабочего места  выпускникам государственных учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, лицам с особенностями психофизического развития и военнослужащим срочной военной службы, уволенным из Вооруженных Сил или других войск и воинских формирований Республики Беларусь.

Предоставление первого  рабочего места выпускникам государственных  учреждений образования обеспечивается путем направления их на работу по персональному распределению.

Выпускникам государственных  учреждений образования дневной  формы обучения, которым предоставлена  возможность самостоятельного трудоустройства  в связи с невозможностью их персонального  распределения, первое рабочее место предоставляется путем трудоустройства в счет установленной нанимателям брони [1].

В республике проводится работа по профессиональной ориентации молодежи.

Для регистрации в качестве безработного согласно ст. 3 Закона о  занятости гражданин обращается лично в органы по труду, занятости  и социальной защите по своему постоянному  месту жительства. При регистрации  предъявляет документы, предусмотренные  законодательными актами.

В соответствии со ст. 3 Закона о занятости безработными не могут  быть зарегистрированы занятые граждане, в том числе граждане, не достигшие 16-летнего возраста, обучавшиеся  за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов и отказавшиеся от распределения на работу, от трудоустройства  по распределению либо не полностью  отработавшие срок работы по распределению  в течение установленного законодательством  об образовании срока такой работы.

Основными формами работы с молодежью, обратившейся в органы по труду, занятости и социальной защите, являются [1]:

  • содействие в трудоустройстве;
  • помощь в выборе и получении профессии;
  • организация временной занятости молодежи в свободное от учебы время.

         Одной из наиболее эффективных мер политики занятости является организация профессионального обучения молодежи. Вчерашние выпускники школ, не имеющие профессии и не поступившие в учреждения образования, за счет средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, направляемых на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения (далее - Фонд), имеют возможность получить первую профессию и стать конкурентоспособными и мобильными на рынке труда.

    Для удовлетворения потребности органов управления и организаций Минской области в высококвалифицированных руководящих кадрах Минским областным исполнительным комитетом, районными и Жодинским городским исполнительным комитетами созданы и ежегодно обновляются перспективные кадровые резервы облисполкома и райгорисполкомов, состоящие из специалистов в возрасте до 31 года. 

    Основные цели:

  • выявление молодых людей, имеющих способности к управленческой деятельности;
  • общая теоретическая и практическая подготовка их к управленческой деятельности;
  • подготовка к работе на государственной службе с последующим назначением на конкретную должность или включение в резерв руководящих кадров, также с последующим назначением на конкретную должность.

Созданы банки данных о  лицах, состоящих в перспективных  кадровых резервах облисполкома, райгорисполкомов, содержащие: анкетные данные, характеристики, данные об оценке личностных качеств  работника, сведения о результатах  деятельности, индивидуальные планы  профессионального развития, данные о прохождении повышения квалификации, сведения о должностных перемещениях, общественной деятельности.

В 2009/2010 учебном году на курсах повышения квалификации кадров органов  государственного управления и местного самоуправления при Минском областном  исполнительном комитете и Минском  областном Совете депутатов прошли обучение 46 человек из перспективного кадрового резерва облисполкома, райгорисполкомов, в том числе 20 лидеров областных молодежных общественных объединений, профильных центров и  клубов области.

Государственная программа  содействия занятости населения  Республики Беларусь на 2012 год утверждена с объемом финансирования почти  в Br226 млрд. Такое решение содержится в постановлении Совета Министров  №96 от 30 января 2012 года [18].

Госпрограмма разработана в соответствии с основными задачами политики занятости и рынка труда в условиях модернизации экономики. Этот документ определяет основные направления и приоритеты деятельности республиканских органов госуправления и иных государственных организаций, подчиненных правительству, облисполкомов и Мингорисполкома, объединений нанимателей и профсоюзов, общественных объединений инвалидов по реализации государственной политики в области обеспечения занятости населения.

По прогнозам  Минтруда и соцзащиты в 2012 году рынок труда республики будет формироваться в условиях структурной перестройки экономики. Наибольшее влияние на него окажут такие факторы, как сокращение численности трудовых ресурсов; наличие избыточной рабочей силы в ряде организаций при одновременном дефиците квалифицированных кадров; дисбаланс между спросом и предложением рабочих мест по профессионально-квалификационному составу; сохранение низкой конкурентоспособности на рынке труда граждан, особо нуждающихся в социальной защите (инвалидов, молодежи, женщин, граждан, освободившихся из мест лишения свободы, а также имеющих длительный перерыв в работе). Рынок труда будет пополняться за счет увольняемых вследствие естественной текучести кадров, высвобождаемых в результате модернизации производства, приватизации, банкротства предприятий и оптимизации численности работников, а также граждан, имеющих длительный перерыв в работе, и выпускников учреждений образования. Согласно прогнозным расчетам, в 2012 году будет зарегистрировано около 240 тыс. безработных [12].

Исходя из этого определена основная цель госпрограммы - повышение  эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности  рабочей силы на рынке труда. Ее реализация направлена на решение четырех задач. Это сохранение стабильной ситуации в сфере занятости; интеграция в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в соцподдержке; совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями развития экономики; информационное, профориентационное, методическое обеспечение по вопросам занятости населения.

Приоритетное внимание уделено  мониторингу состояния рынка  труда по вопросам использования  рабочего времени на производстве. В первую очередь речь идет об организациях, оказывающих значительное влияние  на региональные рынки труда, об организациях, неплатежеспособность которых приобретает  или имеет устойчивый характер, а  также организациях, подлежащих приватизации.

Белстат с 2012 года будет проводить  выборочное обследование домашних хозяйств по вопросам занятости населения  с использованием методологии Международной  организации труда. Это позволит выявлять категории трудоспособных граждан, не занятых в экономике, объективно оценивать трудовые ресурсы, а также возможные резервы  для включения в экономическую  деятельность.

Что касается содействия нанимателям  в структурной перестройке экономики, планируется оказывать помощь в  выявлении потенциально избыточной численности персонала, разработке планов реструктуризации организации  с реализацией упреждающих мер, направленных на минимизацию социальных издержек для работников, находящихся  под риском увольнения, и их дальнейшее трудоустройство на новые рабочие  места.

Планируется дальнейшее стимулирование нанимателей, создающих рабочие  места для трудоустройства на них граждан в наукоемких и  высокотехнологичных производствах, в том числе в сфере востребованных услуг. Им будут предоставляться  бюджетные ссуды из средств Фонда  социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты. Планируется разработка механизма по трудовой реабилитации лиц, освобожденных из МЛС, за счет субсидирования таких рабочих мест из средств  Фонда.

Чтобы обеспечить баланс между  использованием национальных трудовых ресурсов и привлекаемой иностранной  рабочей силой, будет осуществляться регулирование внешней трудовой миграции.

Органами по труду, занятости  и социальной защите совместно с  заинтересованными будут выработаны механизмы микрофинансирования  безработных, желающих организовать предпринимательскую  деятельность.

Информация о работе Социально-экономические перспективы занятости молодежи в Республике Беларусь