Социально-экономическое развитие муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 05:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить и разобраться в социально экономическом развитие муниципальных образованиях, выявить недостатки и положительные стороны развития.
Объектом исследования в представленной курсовой работе является – социально экономическое развитие муниципального образования Тоншаевского района.

Содержание

Введение - 2.
1. Муниципальные образования и их полномочия - 3.
1.1. Понятие муниципального образования - 3.
1.2. Понятие и структура муниципального хозяйства - 5.
1.3. Ресурсы муниципального хозяйства - 7.
2. Социально – экономическое развитие муниципальных образований -9.
2.1 Комплексное социально – экономическое развитие муниципального
образования -9.
2.2. Социально – экономическое развитие муниципального образования
Тоншаевского района - 18.
3. Анализ и прогноз социально экономического развития - 31.
3.1. Анализ и прогноз социально экономического развития муниципального
образования Тоншаевского района. - 31.
3.2 Прогноз социально экономического развития
Тоншаевского района в 2007 году - 34.
Используемая литература

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ С-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ М.ОБРАЗОВАНИЯ.doc

— 1.54 Мб (Скачать файл)

      Таким образом, новое гражданское законодательство приравнивает (за некоторыми исключениями) муниципальные образования к субъектам рыночных отношений. Такое положение предъявляет к органам местного самоуправления достаточно высокие требования по управлению хозяйственной деятельностью, в целом - по управлению развитием города.

      В условиях, когда местные органы управления были составной частью государственного управления, и при этом экономика  всей страны управлялась административными  методами, в методологии управления проектами не было необходимости. Сейчас достижения этого направления в управленческой науке начинают практически использоваться во многих сферах жизни.

      Учитывая  специфику муниципального управления, о которой говорилось в предыдущих главах, нет необходимости полностью переносить всю методологию управления проектами в муниципальное управление. Однако, по-видимому, некоторые элементы этой методологии могут быть применены в управлении развитием муниципального образования.

     Таким образом, под управлением комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования мы будем понимать управление взаимно согласованными программами (проектами) развития всех сфер жизнедеятельности муниципального образования, увязанными по ресурсам, срокам в соответствии с принятыми населением приоритетами, а также принятыми к исполнению на основе договоров или по закону федеральными и региональными программами развития. 

      В каждом муниципальном образовании  управление развитием может быть организовано по-разному (в зависимости  от ресурсов и сложности решаемых задач), но некоторые особенности процесса управления развитием муниципальным образованием присущи всем муниципальным образованиям.

      В этой связи необходимо отметить следующее. Каким бы непрерывным не казался  процесс развития и управления развитием, общей принципиальной особенностью процесса управления развитием муниципальных  образований является его цикличность. Главными факторами цикличности процесса управления являются:

  • бюджетный процесс;
  • период полномочий органов местного самоуправления;
  • крупные инвестиционные проекты;
  • местные традиционные особенности (культурно-исторические, религиозные и др.).
 

      В вопросе управления развитием муниципального образования мы предлагаем рассмотреть два подхода (или две стратегии).

      Первый  подход - в случае, когда цикл управления развитием имеет достаточно четкие границы: есть начало цикла управления развитием и есть его конец. В этом случае полный цикл управления комплексным социально-экономическим развитием относительно условно, но достаточно определенно можно разбить на два периода: период разработки программы комплексного социально-экономического развития и период реализации этой программы.

      Этот подход достаточно удобен, так как позволяет наладить эффективное управление и контроль за результатами. Преимущество также состоит в том, что относительно просто и наглядно можно представить результаты деятельности по управлению. Такой подход можно рекомендовать для относительно небольших муниципальных образований или для решения отдельных проблем, а также и при разработке программ по отдельным направлениям жизнедеятельности муниципального образования.

      Второй  подход. В крупных муниципальных образованиях программа комплексного социально-экономического развития может быть настолько сложной, что возникнет необходимость весь процесс управления развитием рассматривать как совокупность двух относительно самостоятельных процессов управления: процесс разработки программы и процесс ее реализации. Очевидно, что эти два процесса, развиваясь относительно самостоятельно, должны быть достаточно жестко состыкованы по срокам.

      Эти два процесса в принципе могут  развиваться относительно параллельно. Это надо понимать таким образом, что одновременно существует две программы развития: программа комплексного социально-экономического развития, рассчитанная на реализацию в ближайший бюджетный период, и основные направления развития муниципального образования на более дальнюю перспективу (например, на срок полномочий или более длительный). Эта перспективная программа развития постоянно дорабатывается и в определенные периоды времени, связанные с циклом бюджетного процесса в муниципальном образовании, готовые к этому моменту фрагменты программы развития передаются на рассмотрение для формирования комплексной социально-экономической программы развития муниципального образования на определенный период (например, на год).

      Таким образом, процесс управления развитием  в последнем случае существенно сложнее и требует более высокого уровня управления, и, прежде всего, совершенно очевидным становится в этом случае применение современных средств работы с информацией.

      В настоящем контексте мы в основном обсудили проблемы управления, связанные  с цикличностью бюджетного процесса, и его влияние на процесс управления развитием. Если при этом в сферу нашего внимания включить инвестиционные проекты и программы, источниками средств которых могут быть и иные финансовые источники (не только местный бюджет), то тогда процесс управления развитием еще более усложняется и требует стыковать уже не только циклы бюджетного процесса, но и инвестиционные циклы.

      Однако, каким бы ни был сложным процесс  управления, он всегда может быть разбит на отдельные конкретные небольшие по срокам проекты, в управлении которыми можно выделить как относительно самостоятельные следующие основные этапы (циклы) управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования:

      в период разработки программы  развития:

  • сбор и обработка информации;
  • целеопределение (постановка целей);
  • выработка стратегических установок и критериев развития;
  • оценка потенциала и ресурса развития;
  • разработка концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования;
  • разработка и принятие программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

      в период реализации программы  развития:

  • разработка и принятие бюджета развития;
  • исполнение бюджета развития в соответствии с программой комплексного социально-экономического развития;
  • контроль, сбор и обработка информации и выработка предложений по корректировке бюджета (программы, концепции).
 

      Итак, основная особенность планирования и разбиение на этапы процесса комплексного социально-экономического развития муниципального образования заключаются в том, что периоды планирования и корректировки планов должны быть согласованы с некоторыми характерными временными циклами жизни муниципального образования, такими как разработка и принятие бюджета, срок полномочий органов местного самоуправления и др.  

      Разумно спланированный бюджетный процесс (предусматривающий в том числе  и корректировку бюджета), увязанные  с бюджетным процессом сроки  проведения избирательной кампании в органы местного самоуправления и сроки полномочия этих органов, а также степень преемственности органов местного самоуправления могут в значительной степени снизить количество вероятных конфликтов в отношении проблемы выбора и корректировки путей развития муниципального образования и тем самым повысить эффективность развития муниципального образования. 

      Под системой управления комплексным социально-экономическим  развитием муниципального образования  будем понимать систему, в которой  реализуются функции управления и которая включает:

  • специалистов, объединенных в органы управления;
  • используемый комплекс методов управления;
  • организационную и вычислительную технику;
  • связи между органами управления, объектом управления и внешней средой, которые определяются различными способами взаимодействия и потоками управленческой информации;
  • документооборот, необходимый для выполнения функций, распределенных между органами управления для достижения целей, поставленных перед системой;
  • а также жителей муниципального образования.
 

      В системе самоуправления жители (местное сообщество) являются одновременно и объектом, и субъектом управления. Поэтому они также включены в систему управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования.

      К основным элементам системы управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования следует отнести:

  • население муниципального образования;
  • органы местного самоуправления муниципального образования;
  • органы государственной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации;
  • подсистему взаимодействия органов местного самоуправления с населением (местным сообществом);
  • подсистему взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации;
  • подсистему информационного обеспечения процесса управления и др.

      Более подробно некоторые элементы системы  управления будут описаны в специальном  разделе.

2.2. Социально экономическое развитие муниципального образования Тоншаевского района.

Тоншаевский район Нижегородской области

Тоншаевский район на карте Нижегородской  области

Тоншаевский район занимает особое положение  в Нижегородской области. Это самый северный и удаленный от областного центра район: от Нижнего Новгорода до Тоншаево около трехсот километров. Территория Тоншаевского района граничит с запада с Шахунским районом, с севера, востока и юга с районами Кировской области: Шабалинским, Свеченским, Котельническим, Туженским и Кикнурским.

Административный  центр района — посёлок Тоншаево.

На территории района находится 3 поселка городского типа и 93 сельских населенных пунктов, в том числе 3 без населения. В  административный состав района входит 3 поселковые администрации и 8 сельских администраций.

Главными  факторами, определяющими климат Тоншаевского района, является, прежде всего , его  северная географическая широта 570 31' — 580 2' и восточная долгота 46045'- 47045'. Так как район расположен в северной заволжской части области, то его климат сильно отличается от климата ее южной части. Район относится к зоне избыточного увлажнения.

Средняя температура самого холодного месяца - января - минус 13,30С, самого теплого - июля – плюс 17,80 С. В зависимости от влияния циклонов преобладает ветер юго-западного направления. 

Инвестиционный  потенциал Тоншаевского района

 Общая информация 
- Административный центр – р.п. Тоншаево, 294 км. от Нижнего Новгорода; 
- Площадь района 2,4 тыс. кв.км. (175,6 тыс. га или 74,6% всей площади занята лесами) 
- Численность населения – 19,8 тыс. человек 
- Тоншаевский район – промышленно-сельскохозяйственное направление  (более 85% объема промышленного производства)

 Историко-культурное  наследие 
Тоншаевский район занимает необычное положение в Нижегородской области. Это самый северный район. Возникновение Тоншаево как села относится к концу XYIII века. 
Значительная часть территории района (74,6%  общей площади района) занята лесами. На территории района имеются месторождения торфа. 
На территории Тоншаевского района расположен Государственный природный комплексный заказник.

Ресурсы  
Трудовые ресурсы. В экономике района занято около 10,9 тысяч трудоспособного населения. 
Природно-сырьевые ресурсы. 74,6% всей площади района занимают леса. Запас древесины 26379,8 тыс. куб.м., в том числе хвойных пород 6757,6 тыс. кубометров. Леса 1 группы занимают 26% площади лесных земель, леса 2 группы 74%. На территории района находятся богатые запасы торфа, которые расположены на территории 1,3 тыс. га.

Социально-экономическая  характеристика 
Основу экономики района составляет промышленность, представленная следующими отраслями: 
Лесозаготовительная и деревообрабатывающая – 83%, торфоперерабатывающая – 7,1%, пищевая – 9,9%. 
За 2004 год средняя заработная плата в районе составила 2509 рублей. 
В 2004 году район включился в долгосрочную концепцию социально-экономического развития северных районов до 2015 года. 
Приоритетные направления  - развитие лесного хозяйства, деревообрабатывающей промышленности и переработки сельскохозяйственной продукции, дальнейшее развитие предпринимательства, формирование инвестиционной привлекательности района.

Информация о работе Социально-экономическое развитие муниципального образования