Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 05:47, курсовая работа
Цель исследования – изучить и разобраться в социально экономическом развитие муниципальных образованиях, выявить недостатки и положительные стороны развития.
Объектом исследования в представленной курсовой работе является – социально экономическое развитие муниципального образования Тоншаевского района.
Введение - 2.
1. Муниципальные образования и их полномочия - 3.
1.1. Понятие муниципального образования - 3.
1.2. Понятие и структура муниципального хозяйства - 5.
1.3. Ресурсы муниципального хозяйства - 7.
2. Социально – экономическое развитие муниципальных образований -9.
2.1 Комплексное социально – экономическое развитие муниципального
образования -9.
2.2. Социально – экономическое развитие муниципального образования
Тоншаевского района - 18.
3. Анализ и прогноз социально экономического развития - 31.
3.1. Анализ и прогноз социально экономического развития муниципального
образования Тоншаевского района. - 31.
3.2 Прогноз социально экономического развития
Тоншаевского района в 2007 году - 34.
Используемая литература
Таким образом, новое гражданское законодательство приравнивает (за некоторыми исключениями) муниципальные образования к субъектам рыночных отношений. Такое положение предъявляет к органам местного самоуправления достаточно высокие требования по управлению хозяйственной деятельностью, в целом - по управлению развитием города.
В условиях, когда местные органы управления были составной частью государственного управления, и при этом экономика всей страны управлялась административными методами, в методологии управления проектами не было необходимости. Сейчас достижения этого направления в управленческой науке начинают практически использоваться во многих сферах жизни.
Учитывая специфику муниципального управления, о которой говорилось в предыдущих главах, нет необходимости полностью переносить всю методологию управления проектами в муниципальное управление. Однако, по-видимому, некоторые элементы этой методологии могут быть применены в управлении развитием муниципального образования.
Таким
образом, под управлением комплексным
социально-экономическим развитием муниципального
образования мы будем понимать управление
взаимно согласованными программами (проектами)
развития всех сфер жизнедеятельности
муниципального образования, увязанными
по ресурсам, срокам в соответствии с принятыми
населением приоритетами, а также принятыми
к исполнению на основе договоров или
по закону федеральными и региональными
программами развития.
В каждом муниципальном образовании управление развитием может быть организовано по-разному (в зависимости от ресурсов и сложности решаемых задач), но некоторые особенности процесса управления развитием муниципальным образованием присущи всем муниципальным образованиям.
В этой связи необходимо отметить следующее. Каким бы непрерывным не казался процесс развития и управления развитием, общей принципиальной особенностью процесса управления развитием муниципальных образований является его цикличность. Главными факторами цикличности процесса управления являются:
В вопросе управления развитием муниципального образования мы предлагаем рассмотреть два подхода (или две стратегии).
Первый подход - в случае, когда цикл управления развитием имеет достаточно четкие границы: есть начало цикла управления развитием и есть его конец. В этом случае полный цикл управления комплексным социально-экономическим развитием относительно условно, но достаточно определенно можно разбить на два периода: период разработки программы комплексного социально-экономического развития и период реализации этой программы.
Этот подход достаточно удобен, так как позволяет наладить эффективное управление и контроль за результатами. Преимущество также состоит в том, что относительно просто и наглядно можно представить результаты деятельности по управлению. Такой подход можно рекомендовать для относительно небольших муниципальных образований или для решения отдельных проблем, а также и при разработке программ по отдельным направлениям жизнедеятельности муниципального образования.
Второй подход. В крупных муниципальных образованиях программа комплексного социально-экономического развития может быть настолько сложной, что возникнет необходимость весь процесс управления развитием рассматривать как совокупность двух относительно самостоятельных процессов управления: процесс разработки программы и процесс ее реализации. Очевидно, что эти два процесса, развиваясь относительно самостоятельно, должны быть достаточно жестко состыкованы по срокам.
Эти два процесса в принципе могут развиваться относительно параллельно. Это надо понимать таким образом, что одновременно существует две программы развития: программа комплексного социально-экономического развития, рассчитанная на реализацию в ближайший бюджетный период, и основные направления развития муниципального образования на более дальнюю перспективу (например, на срок полномочий или более длительный). Эта перспективная программа развития постоянно дорабатывается и в определенные периоды времени, связанные с циклом бюджетного процесса в муниципальном образовании, готовые к этому моменту фрагменты программы развития передаются на рассмотрение для формирования комплексной социально-экономической программы развития муниципального образования на определенный период (например, на год).
Таким образом, процесс управления развитием в последнем случае существенно сложнее и требует более высокого уровня управления, и, прежде всего, совершенно очевидным становится в этом случае применение современных средств работы с информацией.
В настоящем контексте мы в основном обсудили проблемы управления, связанные с цикличностью бюджетного процесса, и его влияние на процесс управления развитием. Если при этом в сферу нашего внимания включить инвестиционные проекты и программы, источниками средств которых могут быть и иные финансовые источники (не только местный бюджет), то тогда процесс управления развитием еще более усложняется и требует стыковать уже не только циклы бюджетного процесса, но и инвестиционные циклы.
Однако, каким бы ни был сложным процесс управления, он всегда может быть разбит на отдельные конкретные небольшие по срокам проекты, в управлении которыми можно выделить как относительно самостоятельные следующие основные этапы (циклы) управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования:
в период разработки программы развития:
в период реализации программы развития:
Итак,
основная особенность планирования
и разбиение на этапы процесса
комплексного социально-экономического
развития муниципального образования
заключаются в том, что периоды планирования
и корректировки планов должны быть согласованы
с некоторыми характерными временными
циклами жизни муниципального образования,
такими как разработка и принятие бюджета,
срок полномочий органов местного самоуправления
и др.
Разумно
спланированный бюджетный процесс
(предусматривающий в том
Под
системой управления комплексным социально-
В системе самоуправления жители (местное сообщество) являются одновременно и объектом, и субъектом управления. Поэтому они также включены в систему управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования.
К основным элементам системы управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования следует отнести:
Более подробно некоторые элементы системы управления будут описаны в специальном разделе.
Тоншаевский район на карте Нижегородской области
Тоншаевский район занимает особое положение в Нижегородской области. Это самый северный и удаленный от областного центра район: от Нижнего Новгорода до Тоншаево около трехсот километров. Территория Тоншаевского района граничит с запада с Шахунским районом, с севера, востока и юга с районами Кировской области: Шабалинским, Свеченским, Котельническим, Туженским и Кикнурским.
Административный центр района — посёлок Тоншаево.
На территории района находится 3 поселка городского типа и 93 сельских населенных пунктов, в том числе 3 без населения. В административный состав района входит 3 поселковые администрации и 8 сельских администраций.
Главными факторами, определяющими климат Тоншаевского района, является, прежде всего , его северная географическая широта 570 31' — 580 2' и восточная долгота 46045'- 47045'. Так как район расположен в северной заволжской части области, то его климат сильно отличается от климата ее южной части. Район относится к зоне избыточного увлажнения.
Средняя
температура самого холодного месяца
- января - минус 13,30С, самого теплого
- июля – плюс 17,80 С. В зависимости
от влияния циклонов преобладает ветер
юго-западного направления.
Инвестиционный потенциал Тоншаевского района
Общая информация
- Административный центр – р.п. Тоншаево,
294 км. от Нижнего Новгорода;
- Площадь района 2,4 тыс. кв.км. (175,6 тыс. га
или 74,6% всей площади занята лесами)
- Численность населения – 19,8 тыс. человек
- Тоншаевский район – промышленно-
Историко-культурное
наследие
Тоншаевский район занимает необычное
положение в Нижегородской области. Это
самый северный район. Возникновение Тоншаево
как села относится к концу XYIII века.
Значительная часть территории района
(74,6% общей площади района) занята лесами.
На территории района имеются месторождения
торфа.
На территории Тоншаевского района расположен
Государственный природный комплексный
заказник.
Ресурсы
Трудовые ресурсы. В экономике района
занято около 10,9 тысяч трудоспособного
населения.
Природно-сырьевые ресурсы. 74,6% всей площади
района занимают леса. Запас древесины
26379,8 тыс. куб.м., в том числе хвойных пород
6757,6 тыс. кубометров. Леса 1 группы занимают
26% площади лесных земель, леса 2 группы
74%. На территории района находятся богатые
запасы торфа, которые расположены на
территории 1,3 тыс. га.
Социально-экономическая
характеристика
Основу экономики района составляет промышленность,
представленная следующими отраслями:
Лесозаготовительная и деревообрабатывающая
– 83%, торфоперерабатывающая – 7,1%, пищевая
– 9,9%.
За 2004 год средняя заработная плата в районе
составила 2509 рублей.
В 2004 году район включился в долгосрочную
концепцию социально-экономического развития
северных районов до 2015 года.
Приоритетные направления - развитие лесного
хозяйства, деревообрабатывающей промышленности
и переработки сельскохозяйственной продукции,
дальнейшее развитие предпринимательства,
формирование инвестиционной привлекательности
района.
Информация о работе Социально-экономическое развитие муниципального образования