Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 10:20, курсовая работа
Цель исследования заключается в разработке стратегии социально-экономического развития муниципального образования на примере Сыктывкара.
Указанная цель предполагает решение ряда задач, а именно:
1. Рассмотреть теоретические основы социально-экономического развития муниципального образования.
2. Проанализировать социально-экономическое развитие муниципального образования Сыктывкара.
3. Выявить стратегические цели социально-экономического развития Сыктывкара меры по их достижению.
Введение 3
1 Теоретические основы социально-экономического развития муниципального образования 5
1.1 Понятие и цели социально-экономической политики муниципального образования 5
1.2 Управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования 11
2 Анализ современного состояния и стратегия социально-экономического развития МО ГО «Сыктывкар» 15
2.1 Анализ социально - экономического развития МО ГО «Сыктывкар» 15
2.2 Стратегические цели социально-экономического развития Сыктывкара и меры по их достижению 26
2.3 Возможные сценарии социально-экономического развития МО ГО «Сыктывкар» и программные мероприятия по реализации приоритетных направлений развития 31
2.4 Решение проблем социально-экономического развития МО ГО «Сыктывкар»
Заключение 34
Список литературы 37
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ФГБОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет»
Факультет управления
Кафедра экономической теории и корпоративного управления
Допустить к защите
Руководитель: к.э.н., доцент Фролова Л.Н.
______________________________
подпись
“_________”___________________
дата
КУРСОВАЯ РАБОТА
По специальности Региональная экономика
На тему: «Социально-экономическое развитие муниципальных образований (на примере МО ГО «Сыктывкар»
Исполнитель: Аносов Р.Р. 442 гр.
“__________”__________________
дата
Сыктывкар 2012
Содержание
Признаки социально-
Процесс локализации социального неблагополучия, бедности и социальной эксклюзии становится все более интенсивным и широко распространенным. В рамках данного явления лежит проблема межрегиональной и межмуниципальной дифференциации. В современном мире качество жизни и возможности самореализации человека фактически зависят от места проживания.
Различие проблем в соответствии с уровнями их наибольшей концентрации – глобальный, общенациональный, региональный и местный – требует соответствующего подхода к организации публичного управления. Более развитые общества смогли не просто выработать новые социальные, политические и управленческие технологии, но удерживать под контролем процессы реформирования своих институтов, своевременно реагировать на негативные явления, в целом добиваясь положительных результатов. Потенциал менее развитых обществ оказался не достаточным, чтобы выработать собственные механизмы адаптации к современности, что обусловило специфические способы решения проблемы модернизации: заимствование чужого опыта, обращение к историческим традициям и т.п. Общим для всех стран остается процесс постоянного поиска, адаптации и воспроизводства адекватной системы публичного управления, позволяющей поддерживать необходимый баланс в обществе.
В настоящее время исследованием проблем регулирования привлечения иностранных инвестиций занимаются департаменты по внешнеэкономическим связям органов исполнительной власти. Но эти исследования носят случайный и несистематический характер, что усугубляется отсутствием эффективной политики привлечения и системы оценки объема привлекаемых иностранных инвестиций.
Цель исследования заключается в разработке стратегии социально-экономического развития муниципального образования на примере Сыктывкара.
Указанная цель предполагает решение ряда задач, а именно:
Объектом данного исследования является местное самоуправление в контексте социально-экономических отношений.
Предметом выступает местный бюджет муниципального образования Сыктывкара.
Методологическая основа исследования – это системный подход, методы сравнительного анализа, логического моделирования и экспертная оценка.
Сущность и содержание муниципальной политики состоит в самостоятельности решения вопросов местного значения, где муниципальное образование реализует задачи по обеспечению жизненных интересов населения, социальной защите граждан.
Выделяют следующие
направления осуществления
Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, финансы, имущество в управлении органов местного самоуправления.
Задача экономического
механизма управления муниципальных
образований – это
Процесс экономического управления тесно связан с бюджетно-финансовой политикой муниципального образования, направленной на материальное обеспечение муниципальных планов и программ, их сбалансированность [4].
Содержание экономического механизма управления муниципальным образованием зависит от финансово-экономической базы. Финансово-экономическая основа обеспечивает хозяйственную самостоятельность местного самоуправления.
Сущность местной инновационной политики можно определить как целенаправленную научно-обоснованную деятельность органов местного самоуправления по привлечению и эффективному использованию различного рода инвестиционных ресурсов для решения проблем комплексного социально-экономического развития, улучшения качества и уровня жизни населения, образующего местное сообщество [4].
Привлечение инвестиций является процессом, характеризующимся последовательно развивающейся сменой действий: акцент на составлении реального сектора экономики и выявление потребностей муниципального образования в инвестициях; анализ его инвестиционных возможностей и оценка инвестиционной привлекательности; создание заинтересованности населения в хранении своих сбережений в финансовых институтах на выгодной основе; преимущественное развитие форм качественного инвестирования в экономику как наиболее освоенных и более эффективных; создание системы защиты инвесторов и прав инвесторов.
Актуально представить
возможную структуру содержания
местной инновационной политики
Инвестиционный
процесс в муниципальных
Социальная сфера на территории муниципалитета включает предприятия всех форм собственности, чья деятельность связана исключительно с удовлетворением первоочередных социальных потребностей населения (здравоохранение, образование, безопасность, механизмы социальной защиты).
Ключом к проведению социальной политики муниципалитета является разработка механизма, позволяющего осуществлять социальное управление не только через предоставление дотаций нуждающимся, но и через выработку организационных условий для повышения населением производительности собственного труда, доходов, активизации режима самозанятости и вторичной занятости трудоспособных граждан [6, с. 53].
Понятие «западного» подхода к планированию на местном уровне в значительной степени условно. В разных странах, традиционно относимых к Западу, сформировались свои взгляды на планирование и модели планирования, зачастую различные, а порой противоположные по ряду позиций. Тем не менее, можно говорить о неких общих принципах, лежащих в основе этих подходов и соответствующих идеологии открытого общества с рыночной экономикой и сильным местным самоуправлением.
Основные различия традиционного «западного» и современного российского подходов к планированию муниципального социально-экономического развития вызваны разной социально-экономической и правовой средой, в которой создаются планы «у них» и «у нас».
На Западе комплексные
плановые документы развития муниципальных
образований формируются в
В России пока сохраняется
правовая и организационная
Рассмотрим «Западные» модели. В рамках общего подхода отметим основные черты, присущие системе планирования муниципального социально-экономического развития в современных западных городах.
Соблюдение этих принципов в полной мере актуально и для России.
1. Планирование осуществляется на нескольких уровнях. Стратегические цели конкретизируются в текущих планах. Одновременно с планированием идет самостоятельный процесс приведения местного законодательства в соответствие с рекомендациями, содержащимися в планах и программах развития.
2. Планирование осуществляется непрерывно, как единый процесс по разработке рекомендаций относительно политики и программ муниципального развития. Это не периодическая разработка планов, возводящихся в ранг закона.
3. Планирование
носит не директивный, а
4. В ходе планирования соблюдается принцип партнерских отношений общественных и частных структур. Социально-экономическая политика не может быть эффективной, если ее принципы не разделяются всеми слоями местного сообщества. Процесс разработки и утверждения планов предполагает постоянное информирование населения, формирование общественного мнения и поиск компромиссов в случае возникновения разногласий между органами местного самоуправления и отдельными заинтересованными группами лиц.
Остановимся подробнее на уровнях планирования. В разных странах существуют различные виды планирования экономического развития на местном уровне, отличающиеся по стоящим перед ними задачам, временному горизонту, территориальному и отраслевому охвату. Обычно схема планирования местного развития выстраивается в иерархическую систему планов.
Самый простой вид проектное планирование (project planning). Он характерен для ситуации, когда судьба муниципального образования «завязана» на реализацию конкретного проекта. Это, как правило, масштабный проект, влияющий на изменение ситуации в городе в целом например, строительство крупного предприятия или аэропорта. Под этот проект мобилизуются финансовые ресурсы, привлекаются различные организации, и в итоге город как бы приобретает новое качество. Таким образом, избранный проект становится центральным звеном в развитии города на среднесрочную перспективу.
Следующий, более высокий, уровень разработка муниципальных программ или программное планирование (master planning). Этот вид планирования охватывает сектор городской экономики и/или район города. Соответственно, в его рамках различают отраслевой и территориальный подходы [11, с. 82].