Социально-экономическое развитие муниципальных образований на примере МО ГО "Сыктывкар"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 10:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в разработке стратегии социально-экономического развития муниципального образования на примере Сыктывкара.
Указанная цель предполагает решение ряда задач, а именно:
1. Рассмотреть теоретические основы социально-экономического развития муниципального образования.
2. Проанализировать социально-экономическое развитие муниципального образования Сыктывкара.
3. Выявить стратегические цели социально-экономического развития Сыктывкара меры по их достижению.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы социально-экономического развития муниципального образования 5
1.1 Понятие и цели социально-экономической политики муниципального образования 5
1.2 Управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования 11
2 Анализ современного состояния и стратегия социально-экономического развития МО ГО «Сыктывкар» 15
2.1 Анализ социально - экономического развития МО ГО «Сыктывкар» 15
2.2 Стратегические цели социально-экономического развития Сыктывкара и меры по их достижению 26
2.3 Возможные сценарии социально-экономического развития МО ГО «Сыктывкар» и программные мероприятия по реализации приоритетных направлений развития 31
2.4 Решение проблем социально-экономического развития МО ГО «Сыктывкар»
Заключение 34
Список литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая_Социально-экономическое развитие муниципальных образований на примере г. Сыктывкар_2012.doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

Среди антикризисных  мер, направленных на стимулирование создания новых малых и средних предприятий, сокращение числа безработных граждан, на территории МО ГО «Сыктывкар» в 2009 году была утверждена муниципальная программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в МО ГО «Сыктывкар» на 2010-2012 годы». В первый год действия программы (2010 г.) фактическое финансирование мероприятий программы не осуществлялось. В 2011 г. общий объем средств по программе составил 4 892,8 тыс. руб., из их: 1 095,4 тыс. руб. – средства республиканского бюджета РК, 3 797,4 тыс. руб. – средства бюджета МО ГО "Сыктывкар". Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществлялась по 4-м направлениям в виде предоставления субсидий на [17]:

  • оказание услуг в сфере дошкольного образования;
  • возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга);
  • возмещение части затрат по присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям (мощностью до 500 кВт);
  • начало предпринимательской деятельности (гранты).

Ограниченный  объем финансирования 2011 года не позволил оказать поддержку большому количеству предпринимателей. Тем не менее, в  результате реализации указанных мероприятий 5 субъектов малого предпринимательства получили гранты на открытие собственного дела и создали 5 новых рабочих мест (в 2012-2014 годах этот показатель планируется увеличить до 17-23), 1 субъект малого и среднего предпринимательства получил субсидию на приобретение оборудования в лизинг для осуществления строительно-монтажных работ, что позволило создать 1 новое и сохранить 28 рабочих мест; 4 субъекта малого и среднего предпринимательства получили субсидии на оказание услуг в сфере дошкольного образования, что также позволило обеспечить дальнейшее развитие 4-х частных дошкольных учреждений, сохранить 3 рабочих места и создать 1 новое.

На реализацию мероприятий программы в 2012 году в бюджете МО ГО «Сыктывкар» предусмотрено 10 328,6 тыс. руб., при этом планируется оказать помощь более 17 субъектам малого и среднего предпринимательства.

Администрацией МО ГО «Сыктывкар»  подана заявка в Министерство экономического развития РК на получение в 2012 году софинансирования (50/50) в размере 6 750,0 тыс. руб.

Прогнозный объем расходов бюджета МО ГО «Сыктывкар» на поддержку  предпринимателей в 2013-2014 годах в  рамках муниципальной программы  сохранится на уровне 2012 года.

Кроме ГУ РК «Бизнес-инкубатор» (общей площадью 10 300 кв.м.), действующего на территории Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», в 2012-2014 годах на территории муниципального образования планируется создание иных объектов, относящихся к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (не менее 500 кв.м. площадей).

В целях создания более  благоприятных условий для привлечения  инвестиций в экономику МО ГО «Сыктывкар»  на территории МО ГО «Сыктывкар» принят целый ряд муниципальных правовых актов (размещены на сайте администрации  МО ГО «Сыктывкар»).

Одним из положительных факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность  и развитие строительной отрасли  в городе, является наличие утвержденных решением Совета МО ГО «Сыктывкар»  Генерального плана МО ГО «Сыктывкар», Правил землепользования и застройки МО ГО «Сыктывкар». В Генеральном плане МО ГО «Сыктывкар» отражен комплекс мер по повышению эффективности использования городских территорий, по оптимизации их функционального использования, сохранению индивидуального, неповторимого облика города с учетом историко-культурного наследия; по обеспечению и развитию городской инфраструктуры. 

В 2011 году площадь  земельных участков, предоставленных для строительства, составила 53,03 га, что на 0,6% больше уровня 2010 года. В прогнозном периоде значение данного показателя будет увеличиваться.

Средняя продолжительность  периода с даты подачи заявки на предоставление земельного участка  для строительства до даты принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) согласно Градостроительному кодексу РФ составила 730 дней, а средняя продолжительность периода с даты подачи заявки на получение разрешения на строительство до даты получения разрешения на строительство по МО ГО «Сыктывкар» - 8 дней (10 дней – согласно п.11 ст.51 Градостроительного кодекса РФ) [17]. 

По показателю «Объем незавершенного строительства в установленные сроки строительства, осуществляемого за счет средств бюджета городского округа» (согласно информации Бюджетного учреждения «Управления капитального строительства МО ГО «Сыктывкар»): затраты по незавершенному строительству по состоянию на 01.01.2012 составили 488660,20 тыс. руб. (16 объектов), на 01.01.2012 – 97 494,61 тыс. руб. (18 объектов).

Бюджетным учреждением  «УКС МО ГО «Сыктывкар» ежегодно проводятся мероприятия, направленные на изменение  статуса объектов незавершенного строительства, проводится анализ и производится инвентаризация разработанной проектно-сметной документации по объектам, строительство по которым не было начато и вопрос о дальнейшей реализации не решен.

С учетом того, что главным распорядителем средств  и заказчиком в Перечне инвестиционных проектов, финансируемых за счет бюджетных средств, на 2012-2014 годы по объектам капитального строительства определено Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар» (бюджетное учреждение «УКС МО ГО «Сыктывкар» выполняет функции технического заказчика), незавершенное строительство будет учитываться в балансе муниципального заказчика.

По объектам незавершенного строительства, оставшимся на балансе бюджетного учреждения «УКС МО ГО «Сыктывкар», в течение 2012 года планируется проведение мероприятий по списанию сумм затрат с баланса учреждения или дальнейшей реализации проектов. Прогнозные значения по незавершенному строительству составят, по оценке, в 2013 году 29 635,964 тыс. руб. (7 объектов), в 2014 году – 29 635,964 тыс. руб. (7 объектов).

По данным Территориального органа федеральной службы государственной  статистики по Республике Коми за период 2011 года инвестиции в основной капитал  организаций, без учета оценки объемов  инвестиций в основной капитал микропредприятий и параметров неформальной деятельности, составили 9 375,4 млн. руб. (или 63,7% в действующих ценах к 2010 году).

Таблица 2.1

Инвестиции  в основной капитал крупных и  средних организаций (с распределением) [17]

Инвестиции

2011 год (млн. руб.)

Всего, в том числе:

8 155,9

 жилища

185,2

 здания (кроме жилых)  и сооружения

2 096,6

 машины, оборудование, транспортные средства, инструменты

5 307,9

 прочее

566,2


 

Инвестиции в основной капитал организаций в образование  и здравоохранение за 2011 год в целом составили 508 354,0 тыс. руб., из них:

- в образование –  374 489,0 тыс. руб.;

- в здравоохранение  – 133 865,0 тыс. руб.

Следует отметить, что администрация МО ГО «Сыктывкар»  участвует в процессе инвестирования, вкладывая бюджетные средства в  объекты муниципальной собственности: в объекты образования, здравоохранения, спорта, коммунального хозяйства и жилищного строительства.

экономики и  залогом стабильной социальной жизни.

В 2011 году за счет всех источников финансирования введено в действие 41,6 тыс. кв. м. общей площади жилых домов, что на 12,0% больше уровня прошлого года, из них 7,3 тыс. кв. м. введено индивидуальными застройщиками.

Число квартир  в введенных жилых домах за счет всех источников финансирования в  2011 году - 740 ед. (125% к уровню 2010 года), индивидуальными застройщиками - 69 квартир, что на 14% меньше аналогичного периода прошлого года.

В 2011 году выдано 301 разрешение на строительство объектов, в том числе 273 – на новое строительство, из их общего количества на строительство жилых зданий – 187 разрешений.

Доля налоговых  и неналоговых доходов бюджета  МО ГО «Сыктывкар» (за исключением поступлений  налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета (без  учета субвенций) в 2011 году составила 66,1% против 67,2% в 2010 году. На снижение данного показателя оказало влияние увеличение в отчетном году по сравнению с предыдущим годом доли безвозмездных поступлений. Так, если увеличение объема налоговых и неналоговых поступлений (без учета дополнительно норматива) в 2011 году по сравнению с 2010 годом составило 9,5%, то прирост безвозмездных поступлений (без учета субвенций) составил 17,3%, что главным образом связано с увеличением объема [17]:

- дотаций на  поддержку мер по обеспечению  сбалансированности бюджетов (по сравнению с 2010 годом объем дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов увеличился в 4,2 раза или на 395 645,8 тыс. руб.);

- субвенций  (по сравнению с предыдущим  годом объем субвенций увеличился  на 30,2% или на 184 779 тыс. руб.).

В последующем  прогнозируется стабильное увеличение доли налоговых и неналоговых  доходов местного бюджета в общем  объеме собственных доходов бюджета (без учета субвенций) – до 83,8% по итогам 2014 года.

Планируемое значительное увеличение доли налоговых и неналоговых доходов бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета МО ГО «Сыктывкар» (без учета субвенций) в 2012-2014 годах связано с уменьшением объема безвозмездных поступлений при увеличении объема налоговых и неналоговых доходов.

Среди запланированных  к реализации мер по достижению прогнозных значений показателей на 3-летний период необходимо выделить следующие:

- создание условий  для введения единого местного налога на недвижимость и завершение формирования кадастра объектов недвижимости;

- активизация  деятельности главных администраторов  доходов по сокращению задолженности  по платежам в бюджет, продолжение  претензионно-исковой работы и практики проведения заседаний комиссий по ликвидации задолженности перед бюджетом с приглашением крупных неплательщиков;

- анализ лучшей  практики по привлечению дополнительных  источников поступления доходов  в местный бюджет и возможности  применения данного опыта в МО ГО «Сыктывкар»;

- проведение  мероприятий по эффективному  использованию налогового потенциала  по налогу на имущество физических  лиц и земельному налогу.

Расходы бюджета  МО ГО «Сыктывкар»  в 2011 году по сравнению  с 2010 годом увеличились на 1 040 876,2 тыс. руб. (или на 27,8%) и составили 4 787 073,4 тыс. руб.

Таблица 2.2

Расходы бюджета  городского округа [17]

Наименование показателя

Ед. измерения

2010

2011

2012 план

2013 план

Общий объем расходов бюджета муниципального образования - всего

тыс. рублей

3746197,20

4787073,40

4912466,60

4235018,30

 в том числе в  части бюджетных инвестиций на  увеличение стоимости основных  средств

тыс. рублей

513186,00

570 632,10

499 231,30

501430,00

Общий объем расходов консолидированного бюджета муниципального района

тыс. рублей

       

Общий объем расходов бюджета муниципального образования  на содержание работников органов местного самоуправления

тыс. рублей

197463,00

198196,00

196 150,00

202 900,00

в том числе в расчете  на одного жителя муниципального образования

тыс. рублей

0,78

0,78

0,78

0,81

Доля расходов бюджета  городского округа (муниципального района), формируемых в рамках программ, в  общем объеме расходов бюджета городского округа (муниципального района), без  учета субвенций на исполнение делегируемых полномочий

%

74,20

75,10

78,00

85,00


 

В целях оптимизации  расходования бюджетных средств  в 2011 году был проведены следующие  мероприятия:

  • по реализации Федерального закона от 08.05.2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;
  • по реализации программы «Повышение эффективности бюджетных расходов МО ГО «Сыктывкар» на период до 2012 года», в рамках которой разработан и реализован комплексный организационно-методологический и практический план действий органов местного самоуправления МО ГО «Сыктывкар» по созданию условий для повышения эффективности осуществления бюджетных расходов;
  • в рамках внедрения бюджетирования, ориентированного на результат (формирование расходов бюджета на 2012 год осуществлялось на основе муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг с учетом расчетно-нормативных затрат на оказание соответствующих услуг);
  • формирование проекта бюджета городского округа осуществлялось на основании докладов о результатах и основных направлениях деятельности (ДРОНДов), подготовленных главными распорядителями бюджетных средств.

Информация о работе Социально-экономическое развитие муниципальных образований на примере МО ГО "Сыктывкар"