Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 10:20, курсовая работа
Цель исследования заключается в разработке стратегии социально-экономического развития муниципального образования на примере Сыктывкара.
Указанная цель предполагает решение ряда задач, а именно:
1. Рассмотреть теоретические основы социально-экономического развития муниципального образования.
2. Проанализировать социально-экономическое развитие муниципального образования Сыктывкара.
3. Выявить стратегические цели социально-экономического развития Сыктывкара меры по их достижению.
Введение 3
1 Теоретические основы социально-экономического развития муниципального образования 5
1.1 Понятие и цели социально-экономической политики муниципального образования 5
1.2 Управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования 11
2 Анализ современного состояния и стратегия социально-экономического развития МО ГО «Сыктывкар» 15
2.1 Анализ социально - экономического развития МО ГО «Сыктывкар» 15
2.2 Стратегические цели социально-экономического развития Сыктывкара и меры по их достижению 26
2.3 Возможные сценарии социально-экономического развития МО ГО «Сыктывкар» и программные мероприятия по реализации приоритетных направлений развития 31
2.4 Решение проблем социально-экономического развития МО ГО «Сыктывкар»
Заключение 34
Список литературы 37
Среди антикризисных
мер, направленных на стимулирование создания
новых малых и средних
Ограниченный объем финансирования 2011 года не позволил оказать поддержку большому количеству предпринимателей. Тем не менее, в результате реализации указанных мероприятий 5 субъектов малого предпринимательства получили гранты на открытие собственного дела и создали 5 новых рабочих мест (в 2012-2014 годах этот показатель планируется увеличить до 17-23), 1 субъект малого и среднего предпринимательства получил субсидию на приобретение оборудования в лизинг для осуществления строительно-монтажных работ, что позволило создать 1 новое и сохранить 28 рабочих мест; 4 субъекта малого и среднего предпринимательства получили субсидии на оказание услуг в сфере дошкольного образования, что также позволило обеспечить дальнейшее развитие 4-х частных дошкольных учреждений, сохранить 3 рабочих места и создать 1 новое.
На реализацию мероприятий программы в 2012 году в бюджете МО ГО «Сыктывкар» предусмотрено 10 328,6 тыс. руб., при этом планируется оказать помощь более 17 субъектам малого и среднего предпринимательства.
Администрацией МО ГО «Сыктывкар» подана заявка в Министерство экономического развития РК на получение в 2012 году софинансирования (50/50) в размере 6 750,0 тыс. руб.
Прогнозный объем расходов бюджета МО ГО «Сыктывкар» на поддержку предпринимателей в 2013-2014 годах в рамках муниципальной программы сохранится на уровне 2012 года.
Кроме ГУ РК «Бизнес-инкубатор» (общей площадью 10 300 кв.м.), действующего на территории Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», в 2012-2014 годах на территории муниципального образования планируется создание иных объектов, относящихся к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (не менее 500 кв.м. площадей).
В целях создания более
благоприятных условий для
Одним из положительных факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность и развитие строительной отрасли в городе, является наличие утвержденных решением Совета МО ГО «Сыктывкар» Генерального плана МО ГО «Сыктывкар», Правил землепользования и застройки МО ГО «Сыктывкар». В Генеральном плане МО ГО «Сыктывкар» отражен комплекс мер по повышению эффективности использования городских территорий, по оптимизации их функционального использования, сохранению индивидуального, неповторимого облика города с учетом историко-культурного наследия; по обеспечению и развитию городской инфраструктуры.
В 2011 году площадь земельных участков, предоставленных для строительства, составила 53,03 га, что на 0,6% больше уровня 2010 года. В прогнозном периоде значение данного показателя будет увеличиваться.
Средняя продолжительность периода с даты подачи заявки на предоставление земельного участка для строительства до даты принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) согласно Градостроительному кодексу РФ составила 730 дней, а средняя продолжительность периода с даты подачи заявки на получение разрешения на строительство до даты получения разрешения на строительство по МО ГО «Сыктывкар» - 8 дней (10 дней – согласно п.11 ст.51 Градостроительного кодекса РФ) [17].
По показателю «Объем незавершенного строительства в установленные сроки строительства, осуществляемого за счет средств бюджета городского округа» (согласно информации Бюджетного учреждения «Управления капитального строительства МО ГО «Сыктывкар»): затраты по незавершенному строительству по состоянию на 01.01.2012 составили 488660,20 тыс. руб. (16 объектов), на 01.01.2012 – 97 494,61 тыс. руб. (18 объектов).
Бюджетным учреждением «УКС МО ГО «Сыктывкар» ежегодно проводятся мероприятия, направленные на изменение статуса объектов незавершенного строительства, проводится анализ и производится инвентаризация разработанной проектно-сметной документации по объектам, строительство по которым не было начато и вопрос о дальнейшей реализации не решен.
С учетом того, что главным распорядителем средств и заказчиком в Перечне инвестиционных проектов, финансируемых за счет бюджетных средств, на 2012-2014 годы по объектам капитального строительства определено Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар» (бюджетное учреждение «УКС МО ГО «Сыктывкар» выполняет функции технического заказчика), незавершенное строительство будет учитываться в балансе муниципального заказчика.
По объектам незавершенного строительства, оставшимся на балансе бюджетного учреждения «УКС МО ГО «Сыктывкар», в течение 2012 года планируется проведение мероприятий по списанию сумм затрат с баланса учреждения или дальнейшей реализации проектов. Прогнозные значения по незавершенному строительству составят, по оценке, в 2013 году 29 635,964 тыс. руб. (7 объектов), в 2014 году – 29 635,964 тыс. руб. (7 объектов).
По данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Коми за период 2011 года инвестиции в основной капитал организаций, без учета оценки объемов инвестиций в основной капитал микропредприятий и параметров неформальной деятельности, составили 9 375,4 млн. руб. (или 63,7% в действующих ценах к 2010 году).
Таблица 2.1
Инвестиции в основной капитал крупных и средних организаций (с распределением) [17]
Инвестиции |
2011 год (млн. руб.) |
Всего, в том числе: |
8 155,9 |
жилища |
185,2 |
здания (кроме жилых) и сооружения |
2 096,6 |
машины, оборудование, транспортные средства, инструменты |
5 307,9 |
прочее |
566,2 |
Инвестиции в основной
капитал организаций в
- в образование – 374 489,0 тыс. руб.;
- в здравоохранение – 133 865,0 тыс. руб.
Следует отметить, что администрация МО ГО «Сыктывкар» участвует в процессе инвестирования, вкладывая бюджетные средства в объекты муниципальной собственности: в объекты образования, здравоохранения, спорта, коммунального хозяйства и жилищного строительства.
экономики и залогом стабильной социальной жизни.
В 2011 году за счет всех источников финансирования введено в действие 41,6 тыс. кв. м. общей площади жилых домов, что на 12,0% больше уровня прошлого года, из них 7,3 тыс. кв. м. введено индивидуальными застройщиками.
Число квартир в введенных жилых домах за счет всех источников финансирования в 2011 году - 740 ед. (125% к уровню 2010 года), индивидуальными застройщиками - 69 квартир, что на 14% меньше аналогичного периода прошлого года.
В 2011 году выдано 301 разрешение на строительство объектов, в том числе 273 – на новое строительство, из их общего количества на строительство жилых зданий – 187 разрешений.
Доля налоговых и неналоговых доходов бюджета МО ГО «Сыктывкар» (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета (без учета субвенций) в 2011 году составила 66,1% против 67,2% в 2010 году. На снижение данного показателя оказало влияние увеличение в отчетном году по сравнению с предыдущим годом доли безвозмездных поступлений. Так, если увеличение объема налоговых и неналоговых поступлений (без учета дополнительно норматива) в 2011 году по сравнению с 2010 годом составило 9,5%, то прирост безвозмездных поступлений (без учета субвенций) составил 17,3%, что главным образом связано с увеличением объема [17]:
- дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов (по сравнению с 2010 годом объем дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов увеличился в 4,2 раза или на 395 645,8 тыс. руб.);
- субвенций
(по сравнению с предыдущим
годом объем субвенций
В последующем прогнозируется стабильное увеличение доли налоговых и неналоговых доходов местного бюджета в общем объеме собственных доходов бюджета (без учета субвенций) – до 83,8% по итогам 2014 года.
Планируемое значительное увеличение доли налоговых и неналоговых доходов бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета МО ГО «Сыктывкар» (без учета субвенций) в 2012-2014 годах связано с уменьшением объема безвозмездных поступлений при увеличении объема налоговых и неналоговых доходов.
Среди запланированных к реализации мер по достижению прогнозных значений показателей на 3-летний период необходимо выделить следующие:
- создание условий для введения единого местного налога на недвижимость и завершение формирования кадастра объектов недвижимости;
- активизация
деятельности главных
- анализ лучшей
практики по привлечению
- проведение
мероприятий по эффективному
использованию налогового
Расходы бюджета МО ГО «Сыктывкар» в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличились на 1 040 876,2 тыс. руб. (или на 27,8%) и составили 4 787 073,4 тыс. руб.
Таблица 2.2
Расходы бюджета городского округа [17]
Наименование показателя |
Ед. измерения |
2010 |
2011 |
2012 план |
2013 план |
Общий объем расходов бюджета муниципального образования - всего |
тыс. рублей |
3746197,20 |
4787073,40 |
4912466,60 |
4235018,30 |
в том числе в части бюджетных инвестиций на увеличение стоимости основных средств |
тыс. рублей |
513186,00 |
570 632,10 |
499 231,30 |
501430,00 |
Общий объем расходов консолидированного бюджета муниципального района |
тыс. рублей |
||||
Общий объем расходов бюджета муниципального образования на содержание работников органов местного самоуправления |
тыс. рублей |
197463,00 |
198196,00 |
196 150,00 |
202 900,00 |
в том числе в расчете на одного жителя муниципального образования |
тыс. рублей |
0,78 |
0,78 |
0,78 |
0,81 |
Доля расходов бюджета городского округа (муниципального района), формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов бюджета городского округа (муниципального района), без учета субвенций на исполнение делегируемых полномочий |
% |
74,20 |
75,10 |
78,00 |
85,00 |
В целях оптимизации расходования бюджетных средств в 2011 году был проведены следующие мероприятия: