Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 10:20, курсовая работа
Цель исследования заключается в разработке стратегии социально-экономического развития муниципального образования на примере Сыктывкара.
Указанная цель предполагает решение ряда задач, а именно:
1. Рассмотреть теоретические основы социально-экономического развития муниципального образования.
2. Проанализировать социально-экономическое развитие муниципального образования Сыктывкара.
3. Выявить стратегические цели социально-экономического развития Сыктывкара меры по их достижению.
Введение 3
1 Теоретические основы социально-экономического развития муниципального образования 5
1.1 Понятие и цели социально-экономической политики муниципального образования 5
1.2 Управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования 11
2 Анализ современного состояния и стратегия социально-экономического развития МО ГО «Сыктывкар» 15
2.1 Анализ социально - экономического развития МО ГО «Сыктывкар» 15
2.2 Стратегические цели социально-экономического развития Сыктывкара и меры по их достижению 26
2.3 Возможные сценарии социально-экономического развития МО ГО «Сыктывкар» и программные мероприятия по реализации приоритетных направлений развития 31
2.4 Решение проблем социально-экономического развития МО ГО «Сыктывкар»
Заключение 34
Список литературы 37
В 2012-2014 годах планируется разработка и реализация дальнейшего плана мероприятий, направленных на оптимизацию и совершенствование процессов управления муниципальными финансами, повышение эффективности бюджетных расходов, оптимизацию бюджетной сети и повышение качества предоставляемых услуг населению в МО ГО «Сыктывкар».
Расходы бюджета МО ГО «Сыктывкар» в части бюджетных инвестиций на увеличение стоимости основных средств в 2011 году составили 570 632,1 тыс. руб. и возросли к уровню 2010 года на 11,2%. В 2012 году расходы запланированы в сумме 499 231,3 тыс. руб., в 2013 году – 501 430 тыс. руб., в 2014 году – 656 906,2 тыс. руб.
Увеличение
расходов на содержание органов местного
самоуправления в 2011 году по сравнению
с 2010 годом связано с увеличением
с 01.01.2011 страховых взносов в
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях реализации полномочий, отнесенных к вопросам местного значения в части ведения единой государственной политики в области архитектуры, градостроительства и землепользования, с 01.01.2011 в администрации МО ГО «Сыктывкар» создано Управление архитектуры, градостроительства и землепользования.
На территории МО ГО «Сыктывкар» осуществляются мероприятия по оптимизации бюджетных расходов на содержание органов местного самоуправления. Так, с 01.12.2010 путем исключения из структуры администрации МО ГО «Сыктывкар» отдела по информатизации и автоматизации создано муниципальное бюджетное учреждение «Городской информационно-коммуникационный центр» [17].
На 2012 год объем расходов бюджета МО ГО «Сыктывкар» запланирован с учетом увеличения размера оплаты труда лиц, замещающих выборные должности, и муниципальных служащих с 01.10.2012 на 6%.
На 2014 год объем расходов бюджета МО ГО «Сыктывкар» запланирован с учетом увеличения с 01.01.2014 года страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» с 30,2% (2012 год, 2013 год) до 34,2%.
В целях повышения эффективности бюджетных расходов проводится работа по формированию программного бюджета, а также по внедрению программно-целевых методов бюджетного планирования, которые реализуются главным образом путем увеличения доли расходов бюджета МО ГО «Сыктывкар», финансируемых в рамках программных мероприятий.
Так, доля расходов бюджета городского округа, формируемых в рамках программ, в 2011 году составила 75,1% против 74,2% в 2010 году. Планируемое значение данного показателя в 2012 году составит, по оценке, 78,0%; в 2013 и 2014 годах – 85,0%.
2.2 Стратегические цели социально-экономического развития Сыктывкара и меры по их достижению
Для развития муниципальной экономики на первом этапе власть сконцентрирована и централизована на районном уровне.
Основная задача политики администрации муниципального образования – обеспечить непрерывную технологическую цепочку от обработки земли до глубокой переработки продукции.
Деятельность администрации, прежде всего, направлена на обеспечение инвестиционной привлекательности района. При рыночных отношениях серьёзный бизнес без частного капитала не поднять ни в сельском хозяйстве, ни в промышленности. В муниципальной экономике частный капитал не в состоянии эффективно работать сам по себе, изолированно. Его нужно заинтересовать, создать условия, обеспечить кредитными ресурсами.
На решение этих задач сориентирована стратегия социально-экономического развития Сыктывкара и деятельность муниципальной власти.
Главная цель развития любой территории состоит в обеспечении достойного уровня жизни местного населения через обеспечение его социальными услугами на уровне, соответствующем принятым в обществе социальным стандартам.
В понятие социальных услуг включаются гарантированные качественные услуги здравоохранения и социального обеспечения, качественное жилье, общественная безопасность и т.п.
Обеспечение населения
качественными социальными
Меры поддержки
экономики стимулируют
Вместе с тем, для повышения качества социальных услуг необходимо также улучшение деятельности органов местного самоуправления и предприятий муниципального сектора, необходим рост собственных доходов бюджета, оптимальное распределение бюджетных средств и их эффективное использование.
Таким образом, главная стратегическая цель социально-экономического развития — преобразование Сыктывкара в территорию, комфортную для жизни населения, благоприятную для развития бизнеса и вложения инвестиций для обеспечения стабильного роста качества жизни.
В понятие качества жизни включается наличие хорошей работы и достойной зарплаты, гарантированные качественные услуги здравоохранения, образования, социального обеспечения, качественное жилье, общественная безопасность, стабильность, культурные и досуговые возможности, качество окружающей среды.
Меры по развитию экономики района позволят повысить уровень занятости и потребления, преодолеть тенденцию низких темпов развития промышленного и падения сельскохозяйственного производства и стимулировать экономический рост, ведущий к подъему качества жизни.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд стратегических задач, а именно:
Основываясь на
проведенном анализе социально-
Таким образом, главная стратегическая цель социально-экономического развития — преобразование Сыктывкара в территорию, комфортную для жизни населения, благоприятную для развития бизнеса и вложения инвестиций для обеспечения стабильного роста качества жизни. Достижение указанной цели требует решения следующих задач: обеспечить рост денежных доходов населения за счет стимулирования занятости и развития предпринимательства, вести совершенствование системы оказания адресной социальной помощи малоимущим слоям населения, повысить доступность для населения всех видов социальных услуг, обеспечить развитие АПК и промышленных предприятий по переработке леса и сельхозпродукции, продолжать устойчивое развитие ЖКХ и максимально оптимизировать бюджетные расходы.
2.3 Возможные сценарии социально-экономического развития района и программные мероприятия по реализации приоритетных направлений развития района
При разработке
концепции социально-
Пессимистический сценарий предполагает, что социально-экономическое развитие Сыктывкара будет складываться стихийно, причём динамика изменений просчитана по наихудшим показателям последних лет.
По этому сценарию можно ожидать ухудшения положения района на фоне области.
При реализации данного сценария рост объёмов производства произойдёт лишь в золотодобывающей промышленности, в пищевой и лесоперерабатывающей отраслях можно ожидать значительное сокращение производства.
Прогнозируется уменьшение объёмов производства сельскохозяйственной продукции, грузовых автоперевозок, объёма инвестиций в основной капитал.
На фоне снижения уровня жизни населения будет продолжаться отток экономически активного населения из района, увеличиваться реальная безработица.
К 2022 г прогнозируется уменьшение численности населения на 15,0 %.
Реализация данного сценария будет неизбежно сопровождаться нарастанием бюджетного кризиса, снижением бюджетной обеспеченности и повышением социальной напряжённости.
При реализации
инерционного сценария предполагается,
что социально-экономическое
Инерционный сценарий развития района позволяет ожидать, что к 2022 г произойдёт увеличение объёмов производства промышленной продукции, грузовых перевозок, объёма реализации платных услуг населению и розничного товарооборота.