Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 12:12, контрольная работа
Тема исследования является достаточно актуальной, так как в России при переходе на новую модель развития каждый регион имеет свои особенности. Успешность такого перехода сопряжена с административно территориальными реалиями федеративного устройства государства, разнообразием природно-ресурсного потенциала и экологических условий, уровней и возможностей социального и экономического развития, политических сил в регионе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..... 3
Глава 1 АНАЛИЗ ОБЪЕКТИВНЫХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА …5
§ 1 Самарская область …………………………………………………………... 5
§ 2 Саратовская область …………………………………………………………8
Глава 2 АНАЛИЗ СУБЪЕКТИВНЫХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА.10
§ 1 Законодательство Самарской области ……………………………………..10
§ 2 Законодательство Саратовской области …………………………………. 13
Глава 3 ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕГИОНЕ ………………………………………………………………………. 17
§ 1 Валовый региональный продукт …………………………………………...17
§ 2 Анализ инвестиционной деятельности регионов …………………………19
§ 3 Анализ внешне – экономической деятельности регионов ……………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………38
В целях стимулирования
инвестиционной активности в регионе
Правительством Самарской области
оказывалась государственная
Так, в настоящее время в Самарской области имеется вся необходимая нормативная правовая база, позволяющая оказывать инвесторам государственную поддержку. Инвестор, реализующий инвестиционный проект на территории Самарской области, на каждом из этапов реализации проектов может рассчитывать на различные формы государственной поддержки в соответствии с региональным инвестиционным и налоговым законодательством, которое гарантирует равные условия для всех участников бизнес-процесса, необходимые для справедливой конкуренции, минимальные административные барьеры, благоприятный налоговый режим.
Одной из востребованных форм государственной поддержки в Самарской области является предоставление инвесторам субсидий за счет средств областного бюджета для реализации инвестиционных проектов. Такая поддержка оказывается инвесторам на конкурсной основе, начиная с 2002 года. За этот период субсидии на компенсацию затрат, понесенных инвесторами в ходе реализации инвестиционных проектов, были представлены 21 инвестору, что позволило привлечь на 1 рубль бюджетных средств более 118 рублей внебюджетных инвестиций.
В 2009 году субсидии на компенсацию затрат, понесенных инвесторами в ходе реализации инвестиционных проектов, были предоставлены трем предприятиям стройиндустрии в объеме 33643,48 тыс. рублей.
Самарская область как территория с высокой концентрацией научного, образовательного и производственно-технического потенциала располагает благоприятными условиями для развития инновационного бизнеса. В Самарской области создан значительный задел в сфере исследований и разработок по широкому кругу направлений.
Научно-инновационный потенциал области представлен всеми компонентами инновационной системы – академическая и вузовская наука, научно-исследовательские подразделения промышленных предприятий, организации инновационной инфраструктуры. Каждый шестой занятый научными исследованиями и разработками в Приволжском федеральном округе работает в Самарской области. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками составляет более 20 тыс. человек.
По комплексной оценке рейтингового агентства «Эксперт РА» Самарская область в 2009-2010 гг. по уровню инновационного потенциала занимает седьмое место среди субъектов Российской Федерации и второе место среди регионов Приволжского федерального округа.
В области производится более 30% инновационной продукции Приволжского федерального округа, создается каждая шестая новая производственная технология Приволжского федерального округа, 3,5% российских передовых технологий.
Анализ отраслевой структуры инновационно-активных предприятий показывает, что основная их часть (около 70%) относится к обрабатывающим производствам. Приоритетными видами инновационной деятельности для многих предприятий являются приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями (58,4% всех затрат на технологические инновации).
Продолжается реализация областной целевой программы развития инновационной деятельности в Самарской области. В соответствии с рейтингом инвестиционной привлекательности российских регионов за 2009-2010 гг. рейтингового агентства «Эксперт РА», Самарская область по типу инвестиционного климата относится к группе регионов со средним потенциалом и умеренным риском и занимает 12 место по инвестиционному потенциалу и 32 место по инвестиционному риску среди 83 субъектов Российской Федерации. Ведущими международными рейтинговыми агентствами Самарской области присвоены международные кредитные рейтинги прединвестиционного уровня: агентством «Standard & Poor's» - BB+ (прогноз «Негативный»), агентством «Moody's» – «Bа1» (прогноз «Стабильный»), а также национальные кредитные рейтинги – «ru AA» по шкале «Standard and Poor's» и Аа1.ru по шкале Moody's.
Для проведения единой политики по привлечению и управлению инвестициями на территории Саратовской области в 2005 году создано министерство инвестиционной политики, которое разрабатывает системы управления, учета и контроля за реализацией инвестиционных проектов, мероприятия по развитию инвестиционной деятельности на территории области.
Саратовская область – динамично развивающийся регион, обладающий широкими инвестиционными возможностями. Объем инвестиционных поступлений за период с 2004 по 2009 год увеличился на 3,2 раза.
В 2010 году в экономике освоено инвестиций в основной капитал 62 млрд. руб., что составляет 77,4% к уровню 2009 года.
Благоприятные тенденции сохраняются и в отношении иностранных инвестиций. За 2009 год в нефинансовый сектор экономики области поступило иностранных инвестиций на сумму 110,9 млн. долл. США, что составило 120,5% к предыдущему году. За 2010 год в нефинансовый сектор экономики области поступило иностранных инвестиций – 151,2 млн. долл. США, что на 70,6% выше уровня 2009 года.
Стабильный рост объема инвестиций, доверие иностранных инвесторов характеризуют Саратовскую область, как инвестиционно – привлекательный регион с благоприятным инвестиционным климатом.
Социально-экономическое развитие регионов в прошлых годах происходило под крайне негативным влиянием мирового финансового кризиса. На 2009 год пришлась его наиболее острая фаза, поэтому будем рассматривать внешнюю экономическую деятельность регионов за 2008-2009 годы.
Объем внешней торговли области в 2008 году составил 3020,6 млн. долл. США, в том числе экспорт – 2295,3 млн. долл., импорт – 725,3 млн. долл.
Сальдо торгового баланса положительное – 1569,9 млн. долл.
В структуре экспорта
преобладает продукция
Импортируется в Саратовскую область из стран дальнего зарубежья в основном продукция машиностроения и продовольственные товары.
Импорт из стран ближнего зарубежья представлен преимущественно топливно-энергетическими товарами, продовольственными товарами и машиностроительной продукцией.
Основными странами-импортерами в 2008 году выступали Германия, Украина, Китай, Франция и Казахстан.
В Саратовской области созданы условия для притока иностранного капитала. Примеры совместных инвестиционных проектов:
компания «ТНК-British Petrolium» (переработка и сбыт нефтепродуктов);
предприятие концерна «BOSCH» ООО «Бош Пауэр Тулз» (производство профессиональных электроинструментов) и т.д.
На территории региона осуществляют деятельность дилерские центры крупнейших мировых автопроизводителей: Nissan, Toyota, Chevrolet, Opel, Suzuki, BMW, Hyundai, KIA, Volvo, Ford и т.д.
Правительство Самарской области поддерживает конкурентоспособность региона путем реализации проектов международного сотрудничества по развитию кластерных инициатив в Самарской области.
Самарская область – единственный российский регион, которому удалось войти в международный проект «Европейская сеть автомобильных кластеров» (NEAC) в рамках Программы Европейского Союза по развитию сети автомобильных кластеров Европы INTERREG IIIC (2005-2007 годы).
Установлены контакты и
продолжается взаимодействие с кластерными
организациями и государственны
С 2007 года ведется подготовка программы делового партнерства под эгидой Организации объединенных наций по промышленному развитию (UNIDO) «Облегчение доступа на мировой рынок поставщиков производителей комплектующих для автомобильной промышленности Самарской области Российской Федерации» при участии Правительства Словении и Автомобильного кластера Словении.
В 2007-2008 гг. заключены соглашения о сотрудничестве с ведущими зарубежными кластерными организациями, в их числе автомобильный кластер Валлонии (Бельгия), автомобильный кластер земли Саксония-Анхальт (Германия), логистический кластер региона Валлония (Бельгия), аэрокосмический кластер региона Валлония (Бельгия), автомобильный кластер Словении, подписаны Меморандум о намерениях между министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и Фраунгоферовским обществом по содействию прикладным исследованиям (Германия), Меморандум о намерениях между министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, Агентством по экономическому развитию Федеральной Земли Тюрингии, УАО «Технический союз автомобильной, мотоциклетной и велосипедной промышленности» («ЮТАК») (Франция) и Поволжским отделением Российской инженерной академии.
Организован рабочие визиты представителей Самарской области в регионы Европейского Союза, имеющие развитую сеть кластерных организаций. В рамках программ визитов: посещение и рабочие переговоры делегации Самарской области с руководителями и менеджерами европейских кластерных организаций, в число которых входили кластеры и технопарки, национальные и Европейские ассоциации поставщиков автомобильных компонентов, ведущие мировые консалтинговые компании автомобильной отрасли, органы власти, образовательные центры и операторы кластеров. Организовано ознакомление с накопленным ими инновационным опытом, обсуждение и проработка направлений сотрудничества для последующего заключения соглашений, провела переговоры с Французской федерацией производителей автомобильных комплектующих и оборудования FIEV, Агентством экономического развития Парижского региона, руководством компании LINKWEST, Европейской ассоциацией поставщиков автомобильных комплектующих CLEPA, руководством тренингового компетенц-центра Technifutur (технопарк Spa Francorchamps Sustainable AutoMobility), а также с представителями автомобильного кластера земли Северный Рейн – Вестфалия, компаниями SOLVAY, We-plan и Agiplan, переговоры в Мэрии г.Льеж (Бельгия).
На территории региона за последние годы было реализовано значительное количество крупных коммерческих инвестиционных проектов, в том числе с участием иностранных компаний. Работает более 450 предприятий с участием иностранного капитала, крупнейшие из них: российско-американское предприятие «Джи Эм-АВТОВАЗ» - производство автомобилей; российско-американское предприятие «ПЭС/СКК» – производство жгутов для автомобилей; российско-кипрское предприятие ЗАО «Аком» – производство аккумуляторов; российско-германское предприятие ООО «Хенкель Пластик Автокомпоненты» – производство изделий из пластмассы и др.
В последнее время наметилась тенденция роста иностранных инвестиций в сфере торговли, реализован ряд совместных с иностранными партнерами проектов по открытию торговых центров: Метро Cash & Carry, Castorama английской торговой сети Kingfisher, Auchan, Leroy Merlin и др. Также иностранные компании активно работают в секторе финансовых услуг. На территории области работают отделения Раффайзенбанка, Ситибанка, групп Сосьете Женераль Восток и Барклайс. В мае 2007 года был открыт офис Европейского банка реконструкции и развития.
Финансовый потенциал области включает в себя средства хозяйствующих субъектов области, бюджетной системы, региональных отделений внебюджетных фондов, банковско-кредитной и страховой систем, фондового рынка.
В финансово-бюджетной сфере области продолжается положительная динамика, которая характеризуется, прежде всего, стабильным ростом объема финансовых ресурсов, сформированных на территории региона за счет всех источников (доля средств, формируемых хозяйствующими субъектами за счет прибыли, амортизации, налоговых платежей и других доходов).
Таблица 2
Областной бюджет Самарской области 2005-2010 гг.
Самарская область |
Областной бюджет (тыс. руб.) | |||||
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | |
Доходы |
31207055 |
41720236 |
55034947 |
80901830 |
91389250 |
85074369 |
Расходы |
34210507 |
45500769 |
62914462 |
94210135 |
99177373 |
91273540 |
Дефицит |
3003452 |
4780533 |
7879515 |
13308305 |
7788123 |
6199171 |
Таблица 3
Областной бюджет Саратовской области 2005-2010 гг.
Саратовская область |
Областной бюджет (тыс. руб.) | |||||
2005 г. |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Доходы |
30707055 |
32443255 |
34383255 |
48918800 |
53235277 |
51000000 |
Расходы |
31210507 |
32878616 |
34708616 |
53869779 |
59077291 |
52000000 |
Дефицит |
503452 |
435361 |
325361 |
4550979 |
5842014 |
74000000 |
В 2005 году прибыль организаций составила 88,4 млрд. руб. По объему прибыли на одного занятого в экономике Самарская область заняла в 2005 году 21-е место среди субъектов Российской Федерации и 3-е место среди субъектов Приволжского федерального округа (после Пермской области и республики Татарстан). Отраслевая структура прибыли, наибольшие доли которой приходятся на машиностроение и металлообработку, топливную промышленность, химию и нефтехимию, транспорт и связь, не соответствует отраслевой структуре экономики (наиболее рентабельными являются топливная промышленность, связь, транспорт, производство строительных материалов, химия и нефтехимия), что обусловлено различной рентабельностью отраслей.
Информация о работе Сравнительный анализ Самарской и Саратовской областей