Сравнительный анализ Самарской и Саратовской областей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 12:12, контрольная работа

Краткое описание

Тема исследования является достаточно актуальной, так как в России при переходе на новую модель развития каждый регион имеет свои особенности. Успешность такого перехода сопряжена с административно территориальными реалиями федеративного устройства государства, разнообразием природно-ресурсного потенциала и экологических условий, уровней и возможностей социального и экономического развития, политических сил в регионе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..... 3
Глава 1 АНАЛИЗ ОБЪЕКТИВНЫХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА …5
§ 1 Самарская область …………………………………………………………... 5
§ 2 Саратовская область …………………………………………………………8
Глава 2 АНАЛИЗ СУБЪЕКТИВНЫХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА.10
§ 1 Законодательство Самарской области ……………………………………..10
§ 2 Законодательство Саратовской области …………………………………. 13
Глава 3 ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕГИОНЕ ………………………………………………………………………. 17
§ 1 Валовый региональный продукт …………………………………………...17
§ 2 Анализ инвестиционной деятельности регионов …………………………19
§ 3 Анализ внешне – экономической деятельности регионов ……………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

Региональная экономика 1.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

Большое влияние на формирование финансовых ресурсов региона оказывают  амортизационные отчисления хозяйствующих  субъектов, значительный объем которых  обусловлен высокой стоимостью основных фондов (по стоимости основных фондов Самарская область занимает 6-е место в Российской Федерации и 1-е место в Приволжском федеральном округе). Улучшение деятельности организаций обусловило поступление в 2005 году с территории региона в бюджетную систему Российской Федерации 110,9 млрд. руб. налоговых и иных обязательных платежей. Благодаря высокой доле региона в общем объеме налогов и сборов, зачисляемых в бюджетную систему Российской Федерации (2,4% в 2005г.), Самарская область входит в состав 9 регионов, формирующих более 60% доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.

В структуре налоговых  доходов Самарской области высока доля федеральных налогов, вследствие чего доля перечислений в федеральный  бюджет превышает средний уровень  по Приволжскому федеральному округу и Российской Федерации. Возврат средств на территорию (отношение расходов федерального бюджета на территории области к собранным на территории области и зачисленным в федеральный бюджет налогам) составил в 2005 году 27,9%. Самарская область не получает дотации из фонда финансовой поддержки регионов и входит в группу субъектов Российской Федерации, получающих наименьший объем финансовых средств из федерального бюджета на душу населения, в связи с чем темп роста доходов консолидированного бюджета области в 2 раза ниже темпа роста поступлений налоговых и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации с территории области.

Существенная часть  финансовых ресурсов области формируется  за счет средств внебюджетных социальных фондов. В 2005 году сумма доходов региональных отделений внебюджетных фондов за счет всех источников составила порядка 35 млрд. руб. Сформированная в 2005 году на территории области сумма финансовых ресурсов в размере 257 млрд. руб. не в полной мере соответствует уровню экономического развития области. Увеличение объема финансовых ресурсов может быть достигнуто за счет повышения рентабельности деятельности организаций, увеличения суммы средств, привлекаемых из федерального бюджета и внебюджетных источников, улучшения налогового администрирования. Наличие крупных и развитие малых предприятий, рост их прибыли и постоянно увеличивающиеся финансовые потоки способствуют развитию банковских структур области, которые благодаря растущей ресурсной базе кредитных организаций региона, начиная с 2000 года, получают прибыль, превышающую финансовые результаты деятельности предыдущих периодов в среднем на 30%.

Функционирующая в Самарской  области банковская система представлена 23 действующими кредитными организациями, 82 филиалами, 22 из которых – филиалы региональных кредитных организаций, 60 филиалами инорегиональных банков, в том числе 22 филиалами Сберегательного банка Российской Федерации. К концу 2009 года в городах Самаре и Тольятти открыто 15 представительств инорегиональных банков, таких как Банк Сосьете Женераль Восток, ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», Международный Московский банк, коммерческий банк «Русский Стандарт», Ситибанк.

Развитие банковской системы Самарской области протекает  в тесной взаимосвязи с процессами, происходящими в российской финансово-кредитной системе, где Самарская область по количеству кредитных организаций находится на 6-м месте (после Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Дагестан, Свердловской области и Республики Татарстан) и на 4-м месте в Приволжском федеральном округе после Татарстана.

Рассмотрим, что происходит на рынке труда. В Саратовской области проживает 2744,8 тыс. человек.

Трудовые ресурсы составляют 64%, экономически активное население  – более 47,9% от общей численности  населения региона.

В экономике заняты 73% экономически занятого населения. Средний возраст занятых – 39,6 года. в общей численности занятых 52,7% имеют высшее и среднее профессиональное образование.

На предприятиях государственной  и муниципальной форм собственности  работают 33% занятых, в организациях смешанной формы собственности около 1% и 60% – в частном секторе. На 1 января 2010 года официально зарегистрированы в органах службы занятости 103,8 тыс. безработных (7,9% экономически активного населения).

В Самарской области проживает 3170,1 тыс. человек.

Демографическая ситуация в области в последние годы характеризуется позитивными тенденциями. Стабильно растет рождаемость и  продолжительность жизни. В то же время Самарская область характеризуется  достаточно высоким уровнем людей  трудоспособного возраста – 63,5%, что несколько выше, чем в среднем по России и ПФО. Трудовой потенциал – золотой резерв Самарской области, признанный, в том числе, и независимыми экспертами. По оценкам национального агентства «Эксперт РА», регион занимает 6 место в РФ по уровню развития трудового потенциала. Уровни экономической активности и занятости населения превышают аналогичные показатели по России и ПФО.

С начала кризиса высвобождено более 45 тыс. работников. Численность  зарегистрированных безработных увеличилась  в 2,7 раза. Наиболее сложная ситуация сложилась в г.о. Тольятти.

Но ситуация на рынке  труда Самарской области – далеко не кризисная и остается контролируемой. Безработица продолжает расти, но существенно более низкими темпами, чем в прошлом году, значительно сократились масштабы неполной занятости.

Определяющую роль в  этом сыграла реализация Программы  дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда  Самарской области. Это одна из наиболее масштабных в России региональных программ по числу участников, и соответственно, объемам финансирования. На ее реализацию привлечены значительные средства федерального бюджета – более 1,7 млрд. рублей, а с учетом средств областного бюджета общее финансирование составило почти 1,9 млрд. рублей.

Департаментом труда  и занятости населения Самарской области дана положительная оценка деятельности Администрации городского округа Самара и лично Главы городского округа в реализации мероприятий по снижению напряженности на рынке труда городского округа Самара.

Мероприятия Программы стали реальным механизмом поддержки трудовых коллективов в период кризиса и позволили сохранить занятость почти 130 тыс. работников, находящихся под риском увольнения, и снизить масштабы заявленного высвобождения почти в 2 раза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Экономика Саратовской области – многоотраслевой комплекс. Значительная часть добавленной стоимости формируется базовыми секторами экономики области – промышленностью, сельским хозяйством и транспортным комплексом.

Саратовский регион относится  к числу субъектов Российской Федерации, показатели экономического роста которых в течение последних лет стабильно превышают среднероссийские.

Промышленный комплекс – основная составляющая экономического потенциала области, создающая около 30 процентов добавленной стоимости  валового регионального продукта.

Около 69 процентов промышленного  производства обеспечивается обрабатывающими  производствами, 24 процента – топливно-энергетическим комплексом и 7 процентов – добывающим сектором.

Преобладающий вклад  в промышленный прирост вносят высокотехнологичные виды деятельности: производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производство транспортных средств и оборудования, а также производство машин и оборудования.

По уровню и масштабам  развития промышленного производства Саратовская область занимает одно из ведущих мест в Приволжском регионе. По итогам 2008 года область вышла на 3 место по индексу промышленного производства в ПФО.

К настоящему времени  сформировался базис регионального  научно-инновационно-производственного комплекса, главной задачей которого является обеспечение непрерывности цикла от исследований до рыночной реализации готовой продукции. В качестве его приоритетных направлений выделены: электроника, био- и нанотехнологии, лазерные и информационные технологии. На сегодняшний день затраты на технологические инновации превышают 3,3 млрд. руб. в год. Ежегодно в области создается более10 передовых производственных технологий, а всего в региональном промышленном комплексе их используется более четырех тысяч.

Саратовская область  одной из первых в Российской Федерации  разработала и приняла областную  целевую программу «Развитие  сельского хозяйства и регулирование  рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Саратовской  области на 2008-2012 годы».

В области есть перспективы  и потенциал для развития АПК  с каждым годом стабильно повышается эффективность сельскохозяйственного  производства.

Саратовская область  входит в восьмёрку лучших сельскохозяйственных регионов России, заняв по многим показателям лидирующее положение:

Политика очень часто  напрямую зависит от экономики. С  этой точки зрения Самарская область располагает высоким технологическим промышленным потенциалом, обладает уникальной производственной базой, высоким уровнем технологических процессов.

По сравнению с другими  регионами, Самарская область обладает и достаточным для финансовой самостоятельности бюджетным потенциалом. Область имеет устойчиво положительное сальдо финансовых отношений с Федерацией и не является получателем трансфертов из федерального бюджета. Произошли позитивные изменения в тенденциях развития реального сектора экономики области. Самарская область в последние годы стала крупным деловым центром не только в масштабе России, но и на мировом уровне, что подтверждается активностью иностранных и российских инвесторов и постоянным проведением в г. Самаре и г. Тольятти крупных конгресс – выставочных мероприятий. Самарская область – единственный российский регион, которому удалось войти в международный проект  «Европейская сеть автомобильных кластеров» (NEAC) в рамках Программы Европейского Союза по развитию сети автомобильных кластеров Европы INTERREG IIIC (2005-2007 годы). По экономическому потенциалу и перспективам развития Самарская область занимает одно из ведущих мест среди регионов Российской Федерации. Положительная динамика наблюдается в финансово-бюджетной сфере, регион становится все более привлекателен для реализации инвестиционных проектов.

Самарская губерния - область  с благоприятным текущим положением и столь же благоприятными перспективами и входит в число регионов с наиболее высокой кредитоспособностью.

Международный кредитный  рейтинг Самарской области по международной шкале рейтингового агентства Moody‘s находится на уровне «Ва1» с прогнозом «Стабильный», а по российской шкале – на уровне «Аа1.ru». По международной шкале Standard&Poor’s  - на уровне «ВВ+», а по российской шкале – на уровне «ruАА+».

Привлечение инвестиций в экономику Самарской области  является одним из приоритетных направлений  реализации стратегии развития региона до 2020 года. В последние годы регион стал одним из лидеров по привлечению инвестиций среди других субъектов РФ.

В 2007 году темп роста инвестиций в Самарской области составил почти 160% в сопоставимых ценах –  это первый результат в Поволжском федеральном округе. Область переместилась в рейтинге субъектов Российской Федерации вверх и занимает 13-е место по общему объему инвестиций в Российской Федерации и 3-е место в Поволжском федеральном округе.

Привлекательность Самарской  области по достоинству оценили такие компании как Alcoa, Danone, Coca-cola, Pepsi, General Motors, IKEA, Henkel, Delphi, Nestle.

Но стоит особо отметить, что смена губернатора Самарской  области в 2007 г. (в августе губернатором был назначен выходец из «Рособоронэкспорта», бывший глава «АвтоВАЗа» Владимир Артяков) сопровождалась резким падением интереса инвесторов к региону. Уже в 2008 году имел место спад объема инвестиций в основной капитал: индекс физического объема инвестиций в основной капитал за исключением бюджетных средств в 2008 году составил 90% (по отношению к 2008 году), в 2010 году – 73,5%. Показательно, что спад инвестиций начался еще до кризиса (об этом свидетельствует помесячная статистика) и можно предположить, что он был отчасти вызван сменой регионального руководства. Возможно, это было обусловлено недоверием к новому руководству региона, снижением качества работы региональных чиновников с инвесторами.

Если взять социальные показатели, то видно, что для Самарской  области характерна сильная дифференциация доходов населения. По ВРП на душу населения в 2008 году область занимала 20-е место среди российских регионов, по уровню среднедушевых денежных доходов населения – 17-е. А по уровню среднего размера назначенных пенсий – уже только 37-е, что свидетельствует о сложном положении пенсионеров. По коэффициенту Джини, непосредственно отражающему дифференциацию доходов населения, Самарская область с показателем в 0,448 уступала только Москве, Ненецкому АО и Тюменской области (включая автономные округа, хотя в самих автономных округах коэффициент Джини был ниже самарского).

Однако, главный итог 2009 года – это то, что в кризисной  ситуации удалось не допустить резкого  ухудшения социальной обстановки и  значительного снижения уровня жизни  населения. В социальном отношении регион оказался устойчивее многих субъектов РФ. Несмотря на очень существенное снижение доходов бюджета, были исполнены все социальные обязательства, взятые на себя регионом (одних только социальных выплат осуществляется 108 видов, из них областного уровня – 52), а по отдельным составляющим социального развития удалось добиться роста. С августа 2009 г. наблюдается ежемесячный рост объемов промышленного производства.

Несмотря на жесткие  бюджетные ограничения 2009 года, организационно-финансовые заделы предыдущих лет позволили продолжать работу по поддержке инновационной деятельности в Самарской области.

Информация о работе Сравнительный анализ Самарской и Саратовской областей