Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 16:35, курсовая работа
Одним из наиболее существенных факторов, определяющих состояние и тенденции развития рынка сотовой подвижной связи в мире является общий кризис телекоммуникационной отрасли.
Он был обусловлен рядом негативных событий последних двух лет:
- крахом мифа о быстром развитии Интернет-экономики и последовавшего массового разорения IT-компаний;
- стагнацией на крупнейших национальных рынках сотовой связи, неудачным запуском мобильного Интернета, а также многомиллиардными суммами, выплаченными операторами за лицензии 3G в западноевропейских странах, и последовавшей приостановкой запуска сетей 3G;
Последний опрос общественного мнения, проведенный компанией Nikkei BizTech среди абонентов оператора связи NTT DoCoMo показал, что 36% пользователей относятся к услуге связи 3-го поколения с недоверием. Пользователи не удовлетворены покрытием, не увидели разницы в скорости передачи информации между 3G-скоростями и скоростями в ранее используемых сотовых телефонах с доступом в Интернет, обеспокоены дороговизной услуг. По этой причине прирост абонентской базы происходил не так быстро, как предполагалось.
Иначе обстоит дело с внедрением сети cdma2000-1х компанией KDDI. Сеть, запущенная 1 апреля 2002 года, вызвала в Японии колоссальный интерес, что способствовало высоким темпам прироста абонентской базы: 334.100 пользователей к 30 апреля, 695.700 пользователей к 31 мая, и достигло миллионной отметки к концу третьего месяца коммерческой эксплуатации сети. В настоящее время услуга распространяется на 43 муниципалитета Японии и KDDI планирует охватить 90% населения Японии к концу 2002 года.
Кроме этого, в настоящее время на рынке представлено порядка 200 абонентских устройств стандарта CDMA2000, включая сотовые телефоны, органайзеры (PDA), беспроводные модемы. Выпуск этих устройств осуществляется более чем 30-ю ведущими мировыми производителями: AnyDATA, Audiovox, Ericsson, GTRAN Wireless, Hitachi, Hyundai CURITEL, Kyocera, LG Electronics, LG Infocomm, Motorola, Nokia, Novatel Wireless, Samsung, Sanyo, Sierra Wireless, SK Teletech, Sony Ericsson, Wavecom и др.
Абонентское оборудование cdma2000, в общем, работает в частотных диапазонах 450 МГц, 800 МГц, 1700 МГц и 1900 МГц. Некоторые производители объявили также о готовности в ближайшем будущем оборудования в диапазоне 2100 МГц.
Эксперты полагают,
что стоимость абонентских терм
Считается, что наличие широкого ряда абонентских терминалов cdma2000 по доступной цене является ключевым фактором активного внедрения технологии cdma2000 в мире.
Таким образом, сети cdma2000 выходят на позиции мирового законодателя услуг мобильной связи третьего поколения.
В России также с 2003 г. ожидается активное противостояние технологий GSM/GPRS/UMTS и cdmaOne/cdma2000 на основных региональных рынках сотовой связи.
Ведущие операторы NMT-450 в г.г. Москва и С.-Петербург предполагают уже в начале 2003 г. развернуть сети 3G на базе технологии IMT MC – 450 (cdma2000-1х в диапазоне 450 МГц), обеспечивающей высокоскоростную передачу данных.
Действующие операторы сетей WLL CDMA-800 также готовы к предоставлению услуг передачи данных в случае снятия административных ограничений регулирующими органами. Путем незначительной модернизации своих сетей они смогут, перейдя от стандарта IS-95A к IS-95B, обеспечить возможность передачи данных c помощью соответствующих абонентских терминалов со скоростью до 144 кбит/c.
Ведущими российскими
Крупнейший российский оператор сотовой связи «МТС» совместно с компанией Motorola еще в сентябре 2000 года объявил о начале работы первой в России сети GPRS в г. Москве, однако сроки начала коммерческой эксплуатации этой сети постоянно переносились. Компания запустила в тестовую эксплуатацию услуги на базе технологии GPRS в июне 2002 года в следующих регионах: Москва и Московская область, Костромская, Смоленская, Тверская и Ярославская области. Коммерческая реализация GPRS в Московском регионе предполагается в I квартале 2003 года.
В опытной эксплуатации находятся также сети дочерних компаний МТС: «Телеком XXI» (C.-Петербург) и «ССС-900» (Новосибирск).
1 апреля 2002 г. «ВымпелКом» первым
из российских сотовых
1 апреля 2002 г. оператор «Мегафон»
запустил в коммерческую
22 октября 2002 г. в сети «Кубань-GSM» начались работы по подготовке к запуску GPRS-сервиса.
Состояние внедрения сетей GPRS в России на октябрь 2002 г. отображено на рисунке 9.
Рисунок 9. Внедрение технологии GPRS ведущими операторами сотовой связи
Коммерческими сетями GPRS охвачено 25% абонентов российских сетей GSM, опытными сетями – 29%, а развертываемыми в ближайшей перспективе – 15% (рисунок 10). Таким образом, в начале 2003 года будет обеспечен доступ к услугам на базе GPRS 69% российских абонентов.
Рисунок 10. Охват российских абонентов GSM сетями GPRS
Сети сотовой подвижной связи нового поколения 3G/UMTS на основе европейской технологии UMTS интересует, в первую очередь, наиболее крупных игроков на российском рынке сотовой связи, обладающих мощным финансовым потенциалом: МТС, Вымпелком и Мегафон.
Ими созданы в 2001-2002 г.г. опытные районы: МТС – в г. Москве на базе оборудования Siemens/NEC, «Вымпелком» – в г. Москве на оборудовании французской Alcatel, «Мегафон» – в г. С.-Петербурге на оборудовании финской Nokia и в г. Москве на оборудовании Ericsson.
В начале 2002 г. руководством Минсвязи России была заявлена официальная по поводу выдачи лицензий на предоставление услуг 3G/UMTS: Минсвязи не намерено выдавать лицензии на сотовую связь третьего поколения, пока на рынке не появится оттестированное и готовое к коммерческому применению серийное оборудование 3G. Это означает, что обозначен единственный ограничивающий фактор, а необходимая для выдачи лицензий нормативно-правовая база уже практически создана.
Начало развертывания
В этой ситуации, по оценкам экспертов, первые коммерческие сети IMT MC – 450 могут быть развернуты в России на 1.5-2 года раньше появления сетей UMTS в России. Это позволит операторам сетей IMT MC – 450 получить существенное рыночное преимущество.
Тенденция 3. Консолидация бизнеса сотовой связи.
Мировые лидеры электронной промышленности
(Intel, Fujitsu, Siemens, Lucent, Motorola, Nokia, Ericsson и
др.) продолжают концентрировать свои
большие технологические и
Таблица 4. Примеры альянсов между поставщиками решений 2.5G/3G
Alcatel – Kalisto Entertainment |
Компании объединили
усилия для разработки новых привлекательных
интерактивных приложений для мобильных
сетей третьего поколения (3G). Компании
заключили партнерское |
Alcatel – Fujitsu |
Образование Evolium SAS, совместного предприятия Alcatel и Fujitsu, значительно усилило позиции Alcatel как в области мобильной инфраструктуры, так и в сфере мобильного доступа в Интернет. Evolium SAS сочетает опыт Alcatel в области технологий GSM, GPRS, EDGE, ATM и IP с опытом Fujitsu, поставщика NTT DoCoMo. |
Lucent – Sanyo |
Lucent Technologies и Sanyo Fisher Company,
подразделение дочерней |
Philips - LG |
Philips и LG объединяются. Для того чтобы вместе делать кинескопы и мобильные телефоны. |
Siemens – NEC |
Совместное предприятие Siemens и NEC призвано осуществить практическую реализацию проектов развертывания коммерческих сетей UMTS. |
Siemens – Motorola |
Целью альянса является
создание нового поколения телефонов работающих в стандарте UMTS. |
NTT DoCoMo - Nokia |
NTT DoCoMo и Nokia заключили соглашение о сотрудничестве, предусматривающее стандартизацию ПО промежуточного уровня для ускорения распространения в глобальных масштабах систем мобильных телекоммуникаций, базирующихся на W-CDMA. |
Крупнейшие европейские
В России также наблюдается активная консолидация операторского бизнеса на рынке сотовой связи.
Динамичное развитие российского
рынка сотовой связи
Указанные холдинги (инвесторы) контролируют практически весь сотовый рынок в стране.
Так, по оценке аналитиков, общий оборот отрасли связи в 2001 г. составил $6,4 млрд. Из них на долю предприятий ОАО «Связьинвест» (без учета «Московской городской телефонной сети», МГТС) пришлось $2,9 млрд, из которых 1.6.% составила доля от предоставления услуг сотовой связи. Оборот компаний, управляемых ОАО «Система Телеком», в 2001 г. достиг $1,4 млрд. долларов (из которых 63% составила доля ОАО «МТС»). Еще $700 млн. долларов получили компании, доли в которых принадлежат "Альфа-групп" (60% этих доходов принес «Вымпелком»). Доходы ОАО «Телекоминвест» составили около $300 млн. долларов (70% этой суммы - поступления от сотовой сети «МегаФон»). Долевое распределение представлено на рисунке 11.
Рисунок 11. Доля услуг сотовой связи в общем обороте ведущих телекоммуникационных холдингов
Как и в 2001 году, в настоящее время на российском рынке сотовой связи определяющей является инвестиционная деятельность трех крупных холдингов: Система-Телеком, Альфа-групп (посредством субхолдинга Альфа Эко Телеком) и Телекоминвест. Их деятельность в области сотовой связи направлена на создание операторов федерального масштаба, а также выход на смежные рынки стран СНГ.
Ведущие операторы GSM, входящие в эти холдинги, создают сети федерального масштаба, поглощая региональных операторов сотовой связи. Наиболее активно этот вариант повышения собственной капитализации за счет наращивания абонентской базы и лицензируемой территории использует крупнейший российский оператор МТС. Так, в 2002 г. компания МТС приобрела крупнейших региональных операторов «Кубань GSM» (Краснодарский край и Адыгея), «БМ-Телеком» (Республика Башкортостан), «Дотелеком» (Ростовская область), лицензиата в 4-х регионах ООО «БИТ» (Сахалинская область, Республика Тыва, Республика Калмыкия, Чукотский АО). Кроме этого, МТС вышла на рынки стран СНГ, развернув силами своего совместного предприятия в июне 2002 г. вторую национальную сеть GSM в Республике Беларусь, а также купив в ноябре 2002 г. контрольный пакет акций украинского оператора UMC.
Компания "Вымпелком" в меньшей степени использует такой вариант развития бизнеса: в 2002 г. она приобрела операторов «ОРЕНСОТ» (Оренбургская область) и «БИЛАЙН-САМАРА» (Самарская область).
Оператор «Мегафон» был
Результаты региональной экспансии и консолидации бизнеса операторов GSM федерального масштаба приведены в таблицах 5,6.
Таблица 5. Лицензионное покрытие крупнейшими операторами сотовой связи стандарта GSM территории РФ по ФО РФ на октябрь 2002 г.
Федеральный округ |
Лицензии/Субъекты РФ | ||
МТС |
Вымпелком |
Мегафон | |
Центральный ФО |
18/18 |
18/18 |
18/18 |
Северо-Западный ФО |
11/11 |
10/11 |
11/11 |
Южный ФО |
4/13 |
13/13 |
13/13 |
Приволжский ФО |
8/15 |
11/15 |
15/15 |
Уральский ФО |
6/6 |
0/6 |
6/6 |
Сибирский ФО |
5/16 |
12/16 |
16/16 |
Дальневосточный ФО |
4/10 |
0/10 |
10/10 |
ИТОГО |
56/89 |
64/89 |
89/89 |
Таблица 6. Отношение количества введенных в эксплуатацию сетей сотовой связи стандарта GSM к потенциально возможным (по лицензиям) по ФО РФ на октябрь 2002 г.
Информация о работе Сравнительный анализ основных тенденций развития сотовой связи в мире и в России