Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 09:11, курсовая работа
Переход на проектные методы управления в первую очередь связан с ликвидацией организационной системы, основанной на планово-распределительных методах управления и переходом к рыночным отношениям. Для государства основной формой программного управления являются целевые комплексные программы, они выступают в форме федеральных целевых программ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……..6
1 Управление проектом, как составная часть системы современного менеджмента…………………………………………………………………….……...9
1.1 Понятия, сущность и процессы управления проектами, применяемые в современном менеджменте............................................................................................9
1.2. Нормативное регулирование процессов стандартизации управления проектами……………………………………………………………………..…….…14
1.3. Тенденции и закономерности развития управления проектами………………………………………………………………….…..……....17
2. Основные направления совершенствования практики управления проектами………………………………………………………………………..…….20
2.1 Возможности совершенствования управления проектами………………………………………………………………………..…….20
2.2 Основные проблемы, возникающие в связи с необходимостью внедрения системы проектного управления в организации………………………….…….…..40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..…..73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………......……..76
Процессы
управления проектами накладываются
друг на друга и происходят с разной
интенсивностью на всех стадиях проекта,
как показано на рис. 1.
Уровень
процесса
Планирование
Инициация
Рисунок
1 - Процессы управления проектами
Кроме того, процессы управления проектами связаны своими результатами — результат выполнения одного становится исходной информацией для другого.
И
наконец, имеются взаимосвязи групп
процессов различных фаз
В реальном проекте фазы могут не только предшествовать друг другу, но и накладываться.
Повторение
инициации на разных фазах проекта
помогает контролировать актуальность
выполнения проекта. Если необходимость
его осуществления отпала, очередная
инициация позволяет вовремя это установить
и избежать излишних затрат.
1.2.Нормативное
регулирование процессов стандартизации
управления проектами
Стандарты управления проектами уровня предприятия в части методологии обычно имеют основу, определяемую документами достаточно общего характера (иногда эти документы называют "рамочными"). К таким документам относится Project Management Body of Knowledge (PMBoK) Американского института управления проектами (PMI), признаваемый многими международным стандартом де-факто, и стандарт ISO 10006:1997, придавший ряду наиболее важных положений PMBoK статус стандарта де-юре. Стандарты управления проектами представлены Руководством к своду знаний по управлению проектами - PMBOK, Руководством к качеству при управлении проектами - ISO 10006-97, Системой знаний о процессах управления проектами - PRINCE 2 и являются наиболее ранней и достаточно проработанной по структуре и содержанию группой стандартов.
В настоящее время Институт управления проектами PMI (США) пошел по пути специализации и расширил стандарт управления проектами PMBOK, выделив в нем следующие области: управление проектами со стороны правительств – Government extension to PMBOK, управление проектами в строительстве - Construction extension to PMBOK, управление стоимостью – Practice Standard for Earned Value Management, построение иерархических структур работ - Practice Standard for Work Breakdown Structures и др.
В группе стандартов по управлению программами и портфелями заслуживает внимания готовящийся к официальному выпуску PMI драфт – Portfolio management, основанный на PMBOK и Модели организационной зрелости управления проектами - OPM3.
Среди
стандартов, определяющих требования
к компетенции менеджера
Комплексное представление о системе знаний управления проектами в масштабах всей организации можно получить, ознакомившись с группой стандартов, методологии которых позволяют разрабатывать модели корпоративных систем управления проектами. Наиболее известные из них – уже упомянутый OPM 3 (PMI) и разработанный Ассоциацией инновационного развития и управления проектами Японии - Program and Project Management for Innovation of Enterprises (P2M).
Кроме
того, разработано множество
В настоящее время ведущими специалистами в области проектного управления, при участии ГК «Проектная ПРАКТИКА», ведется разработка международного стандарта по управлению проектами ISO 21500 и российских национальных стандартов управления проектами, программами и портфелями проектов в системе ГОСТ Р.
Смысл и содержание перехода от рамочных стандартов (какими, являются и PMBoK, и в еще большей степени ISO 10006) к стандарту предприятия состоит в их специализации и детализации.
Специализация означает включение в стандарт предприятия тех и только тех положений, которые имеют отношение к проектной деятельности именно на этом предприятии и в привязке к реалиям этого предприятия. Прежде всего, из этого следует, что такие реалии должны быть четко определены. Ну, а определять реалии надо в четко определенных понятиях, измеримых показателях и т.п. В связи с этим стандарт предприятия неизбежно должен содержать описание и классификацию проектов компании.
Проекты компании могут относиться к различным профессиональным областям деятельности (юридическая, финансовая, ИТ, строительная, маркетинговая и т.д.), иметь различную сложность с точки зрения решаемых задач, различный масштаб с точки зрения привлекаемых ресурсов и предполагаемого результата. Могут выделяться некоторые категории проектов, специфические с точки зрения конкретных отраслей. Например, в стандарте компании Enron, специализировавшейся в своё время в области электроэнергетики, отдельно рассматривались международные (overseas) проекты, как предъявляющие особые требования к законодательной базе, к персоналу, оборудованию, экономической инфраструктуре, логистике и т.д.
Организационные структуры и персонал проекта также являются предметом специализации. В стандарте предприятия могут не только фиксироваться стандартные проектные роли (руководитель проекта, администратор, менеджер по качеству, и т.д.), но и определяться структура и принципы формирования органов управления проектами. Примером такой специализации может служить двухуровневая управленческая структура в проектах внедрения ERP систем.
Для
всех постоянных (определенных штатной
структурой) подразделений, тем или
иным образом связанных с
Для руководства этих подразделений должны быть определены их права и обязанности по отношению к организационным структурам проекта. Для сотрудников, привлекаемых в проект, должны быть определены правила регламентирующие их работу в проекте, в том числе, регулирующие вопросы двойного подчинения и материального стимулирования.
Процесс создания и внедрения стандарта является достаточно длительным, трудоемким и, часто, весьма болезненным как для отдельных сотрудников, так и для целых подразделений. Поэтому целесообразно предусмотреть определенную этапность, позволяющую проводить изменения постепенно, постоянно оценивая достигнутые результаты и внося необходимые коррективы.
Работая в области консалтинга, авторы отлично представляют то раздражение, которое могут вызвать у некоторой категории уважаемых коллег слова «концепция» и «методика». И, тем не менее, рискнем сказать, что предпочтительным путем создания стандарта является путь последовательной детализации, включающий, в том числе, этапы разработки концепции и методики управления проектами предприятия. [12]
1.3 Тенденции и закономерности развития управления проектами
На первый план выходит способность компаний эффективно управлять проектами (в данном случае - инфраструктурными) и ресурсами. Другими словами, для заказчика становится критически необходимым, чтобы его пожелания выполнялись в расчетные сроки, по первоначальной стоимости, с заданным качеством и с минимальными затратами энергии на организацию работ с его стороны.
Исходя из вышесказанного, можно предположить, что дальнейшее развитие отрасли мостостроения будет неизбежно связано, как минимум, с пятью тенденциями.
Первой тенденцией должно стать разделение функций управления проектом, ресурсами и собственно реализацией (администрированием) работ внутри основного проекта. Это, с большой долей вероятности, приведет к разделению всех участников рынка на две качественные группы.
К первой группе можно отнести компании, способные самостоятельно организовывать и управлять проектами любой сложности путем грамотного сочетания своих ресурсов и формирования пула внешних подрядчиков, максимально эффективно использовать многочисленные ресурсы сторонних фирм. Фактически, в этих пулах на равных правах могут присутствовать как собственные ресурсы компании, так и привлекаемые «со стороны» узкоспециализированные фирмы, обладающие компетенциями, которых нет у собственных структур компании. Организации, выполняющие интегрирующие и управляющие функции в проекте будут являться, по сути, инжиниринговыми. Основными задачами таких компаний будет прежде всего предоставление заказчику полного пакета услуг в области управления инвестиционными проектами, проектирования, создания и эксплуатации предприятий и объектов инфраструктуры. При этом они должны быть способными осуществлять следующий круг задач:
Ко второй группе можно отнести многих из нынешних игроков рынка, это те самые узкоспециализированные фирмы, нацеленные на выполнение только одного вида работ. К ним, например, можно отнести транспортные компании, владеющие парком строительной техники, в том числе уникальной. Или компании, производящие строительные материалы.
Второй
тенденцией развития рынка должен стать
переход на профессиональное управление
полным циклом создания объектов инфраструктуры:
с момента возникновения
Третьей тенденцией должен стать рост инвестиций в поиск технологических инноваций и развитие новых технологий. Причем инновации должны осуществляться не только на стадии СМР, там эта работа должна стать регулярной и управляемой в первую очередь. Очень важно разрабатывать и внедрять инновационные подходы по всей цепочке создания ценности, начиная от разработки проектов.
Четвертой тенденцией должно стать разумное сочетание, основанное на рыночных подходах, использования как своих собственных, так и привлеченных со стороны ресурсов. При этом основной задачей для компании становится избавление от малонагруженных, устаревших, легко покупаемых на рынке услуг/ресурсов при одновременном создании новых ключевых (редких) ресурсов с целью эффективного управления себестоимостью итоговых работ.
Пятой
тенденцией является консолидация активов.
2.
Основные направления
2.1
Возможности совершенствования
управления проектами
Возможности совершенствования управления проектами можно изыскать в сфере человеческих ресурсов, систем и процедур. Представлен общий подход к определению конкретных возможностей и принятию необходимых мер по их использованию.
Поиск возможностей совершенствования
Необходимость совершенствования управления проектами можно установить, если реалистично ответить на следующие фундаментальные вопросы в отношении конкретной организации:
Информация о работе Стандарты управления проектами и пути их совершенствования