Становление, функционирование и проблемы денежного рынка в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Деньги - один из наиболее важных разделов экономической науки. Они представляют собой нечто гораздо большее, чем пассивный компонент экономической системы, чем простой инструмент, содействующий работе экономики. Они возникли на определённом этапе развития хозяйственной жизни общества, но не как продукт соглашения между людьми или какого-либо законодательного акта государства, а как результат экономических отношений, естественной хозяйственной жизни людей.

Содержание

Введение................................................................................... 4
ГЛАВА 1. Денежный рынок: экономическая сущность и особенности функционирования .................................................................... 6
1.1 Происхождение и сущность денежного рынка .............................. 6
1.2 Денежный спрос ...................................................................... 7
1.3 Денежное предложение ............................................................ 9
1.4 Равновесие на денежном рынке ................................................. 11
ГЛАВА 2. Современный денежный рынок: его организация и функционирование ................................................................... 13
2.1 Современный денежный рынок ................................................ 13
2.2 Регулирование денежного обращения на основе денежно-кредитной политики РБ ............................................................................... 15
ГЛАВА 3. Становление, функционирование и проблемы денежного рынка в Республике Беларусь ............................................................... 20
3.1. Становление денежного рынка РБ ............................................. 20
3.2 Проблемы и пути развития денежного рынка Республики Беларусь ... 23
Заключение ............................................................................... 26
Использованная литература .......................................................

Вложенные файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 93.51 Кб (Скачать файл)

Особенность функционирования современного денежного рынка в народном хозяйстве состоит в том, что его функция выявления финансовых цен все более становится лидирующей. Это связано с тем, что развитие в последние десятилетия возможностей по контролю риска кредитно-финансовыми институтами вызвало потребность в оперативной финансовой информации, а происходивший параллельно количественный и качественный прогресс денежного рынка сделал его одним из основных источников подобной информации. В рамках всей системы денежных отношений денежный рынок выступает как самостоятельное, цельное явление. Это связано, прежде всего, с тем, что участники операций на каждом из структурных элементов денежного характеризуются похожим инвестиционным поведением, что колебания цен на каждом из элементов имеют тесную взаимосвязь и что только взятые все вместе эти элементы позволяют денежному рынку играть роль источника оперативной и объективной финансовой информации.

В активных операциях на денежном рынке преимущество получают крупные финансовые институты. Это связано с требованиями эффективности в деятельности финансовых посредников, действующих в условиях характерных для денежного рынка меньших сроков операций и относительно небольшого значения кредитного риска.

 

2.2  Регулирование денежного  обращения на основе денежно-кредитной  политики Республики Беларусь 

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность денежно

кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процента, сроки кредита, ставки рефинансирования и т.д.) и институтов денежно-кредитного регулирования (центральный банк, министерство финансов и т.д.).

С помощью ДКП государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Денежно-кредитное регулирование покупательской способности национальной валюты имеет внешнеэкономический аспект, поскольку стабильность денежной единицы подразумевает ее устойчивость не только во внутреннем экономическом обороте, но и в международном. Развитие интеграционных процессов в мировой экономике привело к тесной взаимосвязи национальных рынков ссудных капиталов, открытых рыночных хозяйств с международными рынками ссудных капиталов, которая реализуется посредством операций на валютных рынках, перемещения “горячих” денег и долгосрочного капитала между странами и т. п. Это обусловило снижение эффективности национальной денежно-кредитной политики, поскольку темпы роста важнейших экономических показателей (в частности, валового национального продукта, инфляции, ставок ссудного процента и т. д.) находятся под сильным воздействием внешнеэкономических факторов, влияние которых иногда достаточно сложно нейтрализовать.

Денежное обращение представляет собой процесс непрерывного движения денежных знаков в наличной и безналичной формах. Оно складывается их отдельных каналов движения денег между: 
-центральным банком и коммерческими банками;  
-коммерческими банками; 
-предприятиями и организациями; 
-банками и предприятиями и организациями; 
-банками и населением; 
-предприятиями, организациями и населением; 
-физическими лицами; 
-банками и финансовыми институтами различного назначения; 
-финансовыми институтами различного назначения и населением. 

Более подробно рассмотрим, развитие и укрепление банковской системы и повышение надежности и безопасности функционирования платежной системы.

В 2010 году приоритетными направлениями развития банковского сектора республики стали преодоление негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса и обеспечение устойчивости функционирования банков.

За 2010 год прирост нормативного капитала банковского сектора составил 24 -25 %, доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, не превысил 10 % [5, с. 9] .

Прирост активов банков сложился на уровне 31 – 36 %, что составило 63 % к ВВП. Требования банков к экономике возрасли на 36 – 40 % и достигли 51 процентного пункта.

В 2009 году развитие розничного направления бизнеса банковской системы осуществлялось по следующим направлениям: разработка новых и совершенствование действующих линеек банковских продуктов, внедрение в практику работы принципов комплексного обслуживания розничных клиентов, развитие удаленных каналов обслуживания, совершенствование технологий предоставления розничных банковских услуг, оптимизация и развитие сети структурных подразделений, повышение качества и культуры обслуживания населения [11, с. 11].

Одной из самых востребованных населением банковских услуг является кредитование. Значительной частью банков кредитование физических лиц определено в качестве приоритетного направления в области активных банковских операций.

В 2009 году значительно сократились объемы кредитования населения на потребительские цели. Так, за 2009 год объем кредитной задолженности на потребительские цели сократился на 194,9 млрд. рублей или на 3,4 % и на 1 января 2010 года составил 5560,4 млрд. рублей, что обусловлено снижением платежеспособности населения и ростом просроченной задолженности по этим кредитам [11, с. 7].

Несмотря на снижение объемов кредитования физических лиц, банки в отчетном году предлагали следующие кредитные продукты: потребительские кредиты (автокредиты, кредиты с использованием банковских пластиковых карточек, экспресс-кредиты), кредиты на приобретение (реконструкцию) недвижимости, овердрафтовое кредитование с использованием банковских пластиковых карточек.

Существенными темпами в 2009 году росло льготное жилищное кредитование. Так, объем выданных льготных кредитов на жилье составил 4,55 трлн. рублей, что в 1,67 раза превышает показатель за 2008 год.  
С другой стороны, кредитование жилищного строительства на общих основаниях показало снижение - за 2009 год выдано кредитов в сумме 0,67 трлн. руб., что в 1,9 раза меньше, чем в 2008 году. При этом суммарная задолженность по всем видам кредитов на цели жилищного строительства на 1 января 2010 г. достигла 10,26 трлн. руб., что в 1,5 раза больше, чем на ту же дату прошлого года. 

Основными направлениями размещения средств банков являются кредиты субъектам хозяйствования – резидентам. По состоянию на 1 декабря 2009 года доля требований к субъектам хозяйствования в структуре активов банков составила 60,1 процента. Значительный объем средств направляется также на кредитование физических лиц.

В январе-ноябре банковский сектор сохранил высокие темпы кредитования экономики. За январь-ноябрь 2009 года требования банков к другим секторам возросли на 34,5 процента, или на 16,2 трлн. рублей, и на 1 декабря 2009 года составили 63,4 трлн. рублей. При этом темпы наращивания кредитования существенно опережали темпы роста ВВП. Так, прирост требований банков к другим секторам в белорусских рублях и иностранной валюте в реальном выражении в среднем за январь – ноябрь 2009 года по отношению к соответствующему периоду 2008 года составил 44,2 процента при уменьшении реального ВВП на 0,4 процента.

За 2009 год сумма размещенных депозитов в расчете на одного жителя республики в эквиваленте белорусских рублей возросла на 538 тыс. рублей, или в 1,38 раза. Это показывает, что доверие населения к отечественным банкам в условиях кризиса сохранено. 

Относительно выполнения прогнозных показателей развития экономики, несмотря на кризисный характер 2009 года, по его итогам обеспечена положительная динамика реального ВВП, которая показала рост на 0,2%. Данный результат является достойным, учитывая, что в истекшем году мировой ВВП сократился на 2,2%. 

В 2009 году замедлились темпы инфляции - 10,1 % за год - это существенно ниже, чем в 2007 и 2008 годах.

С учетом замедления инфляции и в целях повышения доступности кредитов субъектам экономики с 1 декабря 2009 г. ставка рефинансирования была снижена на 0,5 процентного пункта – до 13,5 % годовых. Этот показатель планируется довести до 12 % в текущем году. 

Средняя процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте в декабре 2009 г. составила 18,4 % годовых и практически вернулась к уровню декабря 2008 г. (на тот момент- 17,9 % годовых). 
Сравнение данных по привлечению в банковский сектор и размещению средств в экономике показывает, что на 1 декабря 2009 года в рамках своих перераспределительных функций банками осуществляется чистое кредитование реального сектора экономики за счет привлечения средств населения, нерезидентов и других источников формирования ресурсов.

Курсовая политика была ориентирована на сохранение финансовой стабильности в стране и обеспечение устойчивости курса белорусского рубля к корзине инвалют.Стоимость корзины валют за 2009 год увеличилась на 7,94% и на 31 декабря 2010 года составила 1036,27 рубля.  
В 2010 году для изменения стоимости белорусского рубля относительно корзины валют установлен коридор 10%. 

Таблица «Основные показатели деятельности Национального банка и банков на 2010 год»  - Таблица Б.1. Приложение Б

В 2010 году увеличение рублевой денежной базы (включая рефинансирование банков) оценивается на уровне 36 – 43 %, рублевой денежной массы – 35 – 42 %, широкой денежной массы – 34 – 42 %. При этом депозиты физических лиц возросли на 5,6 – 7,2 трлн. рублей, депозиты юридических лиц – на 5,1 – 6,2 трлн. рублей.

Процентная политика ориентирована на доступность кредитов субъектом экономики и стимулирование привлечения в банковские депозиты средств юридических и физических лиц. На конец 2010 года процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору составили 12 – 15 % годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках – 10 – 13 % годовых.

Основными инструментами, при помощи которых Национальный банк реализует свою процентную политику, является установление ставки рефинансирования Национального банка и проведение операций по регулированию уровня банковской ликвидности.

Важнейшей функцией ставки рефинансирования является передача своеобразного «сигнала» от Национального банка к остальным субъектам экономики. Изменяя ставку рефинансирования в ту либо иную сторону, Национальный банк указывает соответствующее направление изменения процентной и всей денежно-кредитной политики в сторону смягчения либо ужесточения. Это способствует появлению адекватных тенденций снижения либо повышения всего комплекса процентных ставок на денежном рынке.

Таким образом, можно сделать следующее заключение: что денежное обращение является важным составным элементом экономического механизма, а его устойчивость – необходимым условием общехозяйственной сбалансированности. Любое нарушение пропорций в денежной сфере в той или иной степени влияет на общую экономическую конъюнктуру и, прежде всего, выражается в изменение уровня цен. 

Количество денег, необходимых для обращения, определяется общим законом денежного обращения, который действует в любых типах денежных систем и требует обязательного сбалансирования товарной и денежной масс. 
Устойчивость денежного обращения зависит от соответствия предложения денег экономически обоснованному спросу на них. Спрос на деньги определяется спросом хозяйствующих элементов, населения и государства на денежные средства в функциях средства обращения, платежа и накопления.

В конечном счете, он зависит от уровня производства и цен, в том числе от цены на ссудный капитал – ссудного процента. Денежное предложение формируется за счет эмиссии денег, которая определяется размерами государственного долга, объемами кредитования общественного хозяйства.

Целью денежно-кредитного регулирования является поддержание покупательской способности денежной единицы и сбалансированности экономики, обеспечение стабильного экономического роста.

Подводя итог, можно сказать, что несмотря на все сложности и противоречия, денежно-кредитная политика переходного периода Республики Беларусь в целом выполняла и выполняет поставленные перед ней задачи. Имеющиеся недостатки обусловлены сложностью трансформационного периода экономики Беларуси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Становление, функционирование и проблемы денежного рынка в Республике Беларусь

 

                      3.1 Становление денежного рынка РБ 

За последние годы существенно возрос уровень банковского обслуживания населения в Республике Беларусь.

Реализация ряда концепций развития (банковской системы, розничных банковских услуг, системы безналичных расчетов по розничным платежам) и Государственной программы развития технической инфраструктуры, обеспечивающей использование банковских пластиковых карточек, на 2006 – 2010 г.г. способствовала формированию и развитию системы безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек. [4,c.15]

Банковская пластиковая карточка стала инструментом, который обеспечивает неограниченный спектр банковских услуг. Банковские карточки предполагают, что при их выпуске и в процессе обращения будут осуществляться банковские операции: открытие счетов, расчетное и кассовое обслуживание участников расчетов, валютно-обменные и другие операции.

Торговыми являются карточки, выпускаемые в обращение юридическими лицами для расчетов за товары (работы, услуги), которые принадлежат им на правах собственности. В Беларуси - это карты «Белтелекома», метрополитена, Интернет-карты и др.

Что касается механизма расчетов по операциям, совершаемым с использованием карточек, то различают два основных вида карточек - дебетовая и кредитная.

Дебетовые - то есть, клиент может сам определить финансовый предел. Но для этого он обязан внести в банк всю ту сумму, которую хочет иметь на карточке. Верхний предел суммы редко ограничивается. Минимальная же обычно зависит от типа карточки и банка, ее выдавшего.

Информация о работе Становление, функционирование и проблемы денежного рынка в Республике Беларусь