Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 20:54, курсовая работа
Деньги - один из наиболее важных разделов экономической науки. Они представляют собой нечто гораздо большее, чем пассивный компонент экономической системы, чем простой инструмент, содействующий работе экономики. Они возникли на определённом этапе развития хозяйственной жизни общества, но не как продукт соглашения между людьми или какого-либо законодательного акта государства, а как результат экономических отношений, естественной хозяйственной жизни людей.
Введение................................................................................... 4
ГЛАВА 1. Денежный рынок: экономическая сущность и особенности функционирования .................................................................... 6
1.1 Происхождение и сущность денежного рынка .............................. 6
1.2 Денежный спрос ...................................................................... 7
1.3 Денежное предложение ............................................................ 9
1.4 Равновесие на денежном рынке ................................................. 11
ГЛАВА 2. Современный денежный рынок: его организация и функционирование ................................................................... 13
2.1 Современный денежный рынок ................................................ 13
2.2 Регулирование денежного обращения на основе денежно-кредитной политики РБ ............................................................................... 15
ГЛАВА 3. Становление, функционирование и проблемы денежного рынка в Республике Беларусь ............................................................... 20
3.1. Становление денежного рынка РБ ............................................. 20
3.2 Проблемы и пути развития денежного рынка Республики Беларусь ... 23
Заключение ............................................................................... 26
Использованная литература .......................................................
Кредитные - то есть, выдавая клиенту карточку, банк как бы дает ему деньги в долг. Персонально для каждого клиента определяется сумма (предел), больше которой он не имеет права расходовать.
Ежегодное увеличение в среднем в 2 раза объемов безналичных расчетов по пластиковым карточкам через платежные терминалы, инфокиоски, банкоматы, услуги типа «интернет-банкинг» свидетельствует о росте платежной культуры населения. Молодежь очень быстро воспринимает новые технологии и этому никто не удивляется.
За 2011 г. в Республике Беларусь доля безналичных операций в общем объеме операций с использованием карточек всех функционирующих платежных систем составила 56,1 процента по количеству операций и 15,7 процента по сумме операций.
В соответствии с Концепцией развития платежной системы Республики Беларусь на 2010 − 2015 г.г. необходимо обеспечить доведение к 2016 году доли безналичных расчетов в общем количестве и сумме операций с использованием банковских пластиковых карточек до 60 − 65 процентов и 20 − 25 процентов соответственно.
Дальнейшее развитие безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек будет способствовать снижению расходов государства на изготовление денежной наличности, росту ресурсов в банках, снижению оборота теневой экономики, что создаст предпосылки для экономического роста и развития государства.
В январе - марте 2012 г. продолжилось улучшение ситуации в экономике и денежно-кредитной сфере, что свидетельствует о действенности и адекватности принимаемых Национальным банком и Правительством стабилизационных мер. За февраль 2012 г. потребительские цены выросли на
1,5 процента при их приросте
за декабрь 2011 г. на 2,3 процента, за
январь 2012 г. — на 1,9 процента, за
две недели марта — на 0,8 процента.
Такая динамика
Динамика срочных вкладов населения отражает усиление сберегательных процессов в экономике. С начала года население принесло в банки в национальной и иностранной валютах порядка 4,9 трлн. рублей. Особенно
следует отметить рост рублевых вкладов населения в банках, составивший 2,5 трлн. рублей за январь — февраль 2012 г. Такой рост во многом обеспечен значимым положительным уровнем реальных процентных ставок по депозитам в белорусских рублях. Усиление стабильности в денежно-кредитной сфере позволило приступить к политике снижения процентных ставок в экономике. В то же время необходимо подчеркнуть, что действующий уровень процентных ставок по прежнему обеспечивает не только надежную защиту рублевых сбережений от инфляции, но и их значительно более высокую доходность по сравнению с иностранной валютой. Последующие шаги Национального банка по проведению денежно-кредитной политики будут определяться складывающимися инфляционными тенденциями, ситуацией на денежном рынке, в реальном секторе экономики и будут направлены на поддержание ценовой и финансовой стабильности.
Политика валютного курса в 2011- 2012 году — центральный вопрос денежно-кредитной политики. Особое значение для реализации указанной политики имеет ограничение темпов роста денежно-кредитных показателей и прежде всего денежного предложения в белорусских рублях, а также поддержание реальных процентных ставок на денежном рынке на положительном уровне. Выполнение этих условий потребует значительного сближения макроэкономических параметров в развитии экономик Республики Беларусь и Российской Федерации. Проведение политики привязки к российскому рублю также обусловливается созданием необходимых предпосылок для введения в Союзном государстве Республики Беларусь и Российской Федерации единой валюты. В связи с этим политика привязки к российскому рублю остается задачей денежно-кредитной политики Республики Беларусь не только на 2012 год, но и на среднесрочную перспективу до ввода единой денежной единицы Союзного государства. Основой ее осуществления должна стать фиксация соотношения рыночного номинального курса белорусского рубля к российскому рублю и его последующее поддержание на уровне, обеспечивающем в основном стабильность реального курса белорусского рубля относительно российского.[6]
Политика курсообразования будет осуществляться в режиме ползучей привязки белорусского рубля к российскому рублю, предусматривающем ежеквартальное установление центрального курса и пределов его колебаний (нижняя и верхняя границы) и выход на заданный его уровень на конец 2001 года. Непосредственным механизмом корректировки курса белорусского рубля к российскому рублю будет изменение номинального курса белорусского рубля с учетом разницы в темпах инфляции в Республике Беларусь и Российской Федерации.
При проведении политики привязки курса белорусского рубля к российскому рублю будет допускаться соответствующая гибкость в курсовой политике, позволяющая учитывать макроэкономическую ситуацию и уровень золотовалютных резервов государства.
Валютное регулирование будет совершенствоваться в рамках унификации национальных законодательств и подходов к проведению валютной политики в Республике Беларусь и Российской Федерации. При этом основными направлениями станут повышение прозрачности валютного рынка и усиление контроля за соблюдением участниками рынка валютного законодательства.
Таким образом, обеспечение поддержания конвертируемости белорусского рубля по текущим операциям платежного баланса наряду с предсказуемой динамикой обменного курса белорусского рубля положительно скажется на структуре финансирования экспортно-импортных операций, увеличивая долю расчетов в денежной форме. При этом расширится сфера использования белорусского рубля во внешней торговле. Национальный банк продолжит проведение мероприятий, направленных на дедолларизацию экономики и сужение сферы обращения иностранной валюты на территории страны. [6]
3.2 Проблемы и пути развития денежного рынка Республики Беларусь
Белорусская экономика сегодня находится на перепутье.
Макроэкономические показатели Беларуси на сегодняшний день неблагоприятны, темпы экономического роста неустойчивы, а уровень инфляции по-прежнему очень высок. Беларусь продолжает оставаться безусловным лидером среди стран СНГ по индексу потребительских цен. За январь-август 2012 года данный индекс составил 183,9% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Неутешительно выглядят и другие экономические показатели. Более мене нормальные экономические показатели у Беларуси только по росту валового внутреннего продукта. Но и тут среди девяти стран СНГ по итогам января-августа 2012 года Беларусь оказалась на шестом месте с показателем 102,5% по сравнению к аналогичному периоду 2011 года. Лучшие показатели тут у Таджикистана (107,4%), Казахстана (105,6%), Армении (104,7%), России (104,4%) и Украине (103%). Правда, у некоторых из стран-лидеров не учитывались показатели последних месяцев. Но в любом случае отставание Беларуси тут не такое явное и можно даже предполагать, что соответствующие 2-5% находятся в рамках естественных экономических колебаний. [1, с. 3]
Существенно лучше показатели у Беларуси по росту промышленного производства. Тут есть чем похвастаться. С показателем 108,1% Беларусь расположилась на третьем месте, пропустив вперед только Армению (113,4%) и Таджикистан (112%).
А вот в вопросах инвестиций в основной капитал Беларуси опять же похвастать нечем. «Достойное» восьмое место среди девяти стран содружества нам обеспечил показатель в 84,1% за январь-август 2012 года по сравнению с аналогичным периодом кризисного 2011 года. Хуже инвесторы интересовались в 2012 году лишь Таджикистаном (73,6%).
Бесспорным лидером Беларусь оказалась лишь по росту индекса потребительских цен. За январь-август 2012 года данный индекс составил 183,9% к аналогичному периоду 2011 года. Интересно, что индекс цен производителей промышленной продукции в Беларуси значительно больше индекса всех потребительских цен и составил за такой же период 211,6%. То есть можно со всей уверенностью утверждать, что национальный производитель в вопросах роста потребительских цен в Беларуси играет далеко не последнюю роль. [1, с.4]
Также, одной из главных макроэкономических проблем является неофициальная долларизация белорусской экономики. Долларизация представляет собой процесс замещения слабой национальной валюты твёрдой валютой, в данном случае долларами, которые в большей или меньшей степени выполняют все функции денег, но, прежде всего, используются как средства сбережения. Белорусские предприятия и население предпочитают хранить значительную часть своих активов в твёрдой валюте, в основном в форме валютных депозитов в коммерческих банках, но также и в наличной форме, - настолько, насколько они не доверяют национальной банковской системе. Беларусь является одной из самых долларизованных стран. Доля наличных сбережений в твёрдой валюте в "финансовом богатстве" домохозяйств Беларуси и России одна из самых высоких в мире. На первый взгляд кажется, что долларизация способствует снижению инфляции - ведь используемая хозяйствующими субъектами и населением новая валюта является твёрдой. Однако в случае Беларуси верно прямо противоположное утверждение: долларизованные страны не могут создать стабильную национальную финансовую систему. В этой ситуации свои функции теряет такой институт, как центральный банк, который не способен стабилизировать работу банковской системы, использующей иностранную валюту.
Долларизованная банковская система создаёт целый ряд проблем, включая "валютное несоответствие", т.е. низкий уровень резервов в иностранной валюте по отношению к депозитам. Так же не исключены "натиск на банки", усиление тенденции предоставления кредитов в иностранной валюте (по сравнению с кредитами в местной валюте) и пр. [8,c. 10]
Долларизация и инфляция в Беларуси тесно взаимосвязаны. Растущая долларизация автоматически ведёт к инфляции, поскольку спрос на дополнительное "финансовое богатство", измеряемое в долларах, ведёт к девальвации по причине недостаточного предложения иностранной валюты.
Девальвация вызывает рост цен на импортируемую продукцию, снижает реальный располагаемый доход и создаёт предпосылки для повышения номинальной заработной платы, что необходимо для компенсации потерь реального дохода. На определённом этапе девальвация автоматически ведёт к росту номинальной заработной платы, поскольку в противном случае реальный доход сократится до недопустимо низкого уровня. Таким образом, девальвация и номинальный рост заработной платы стимулируют друг друга и приводят в действие инфляционную спираль "девальвация - зарплата - цены". Как показывает опыт, в долларизованных экономиках цены и заработная плата индексируются в иностранной валюте. Как только страна вступает в эту стадию, любая девальвация немедленно приводит к росту внутренних цен. Но не только растущая долларизация ведёт к инфляции. Даже при постоянном уровне долларизации любое увеличение предложения денег и расширения объёма кредитования, равно как и создание "финансового богатства" в национальной валюте, будут конвертированы в доллары. Если же предложение иностранной валюты постоянно (например, ввиду недостаточного роста экспорта), то девальвация неизбежна. В такой ситуации пространство для действий центрального банка по увеличению предложения денег без инфляционного риска очень ограничено.
Если же центральный банк не увеличивает предложение денег и кредита в национальной валюте, чтобы справиться с постоянным ростом издержек, вызванным девальвацией и ростом номинальной заработной платы, то неизбежно возникает острый кризис ликвидности. Заработная плата, налоги, пенсии и произведенная предприятиями продукция не могут быть оплачены в полном объёме в денежной форме. Тем самым стимулируется бартер. Ведь в экономике не хватает ликвидности, а центральный банк, опасаясь инфляции, не предоставляет необходимое для нормального функционирования денежной экономики количество денег. Этот сценарий точно отражает сложившуюся сегодня в Беларуси ситуацию, где наблюдается высокая инфляция, недостаток совокупного спроса, низкие темпы экономического роста или даже стагнация, рост убытков в секторе предприятий, увеличение запасов готовой продукции на складах, а так же рост неплатежей и объемов бартерных операций. Национальный банк Беларуси стоит перед дилеммой: любое увеличение предложения денег ведёт к росту темпов инфляции, а любое его снижение - к кризису ликвидности. Оба явления ведут к сбою механизма функционирования рыночной экономики.
Какие же меры экономической политики могут привести к макроэкономической стабилизации Беларуси?
Для обеспечения устойчивого роста экономики необходимо дальнейшее усовершенствование бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства.
Важнейшей задачей в институциональной области будет развитие системы институтов, необходимых для мобилизации финансовых ресурсов на модернизацию экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности на основе внедрения и распространения новых технологий:
- активизация рынка корпоративных бумаг;
- расширение спектра инструментов фондового рынка;
- совершенствовование финансовых услуг, оказываемых небанковскими институциональными инвесторами (инвестиционные фонды, финансовые, лизинговые, трастовые, страховые компании);
- развитие специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов, способствующих накоплению и перераспределению капиталов (институт кредитной кооперации);
- активизация развития системы финансовых рынков и институтов, включая банковский сектор и сеть небанковских финансовых организаций (портфельные фонды, фонды венчурного (рискового) капитала, лизинговые и факторинговые компании, страховые компании);
- формирование эффективной системы финансового посредничества в экономике, что потребует развития доверия к институтам финансового посредничества. [8, c.18]
Информация о работе Становление, функционирование и проблемы денежного рынка в Республике Беларусь