Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 19:32, курсовая работа
В данной курсовой работе мы изучили понятие розничной торговой сети, рассмотрели методы размещения предприятий сети, а также ее роль в повышении социальной значимости торговли.
Введение
Глава 1 Понятие и характеристика розничной торговой сети
1.1. Виды стационарной розничной торговой сети, их преимущества и недостатки
1.2. Принципы размещения розничной торговой сети
1.3. Тенденции развития в современных условиях
Глава 2 Организация торгового обслуживания населения сетью магазинов «Родны кут»
2.1. Организационно-экономическая характеристика торговых предприятий
2.2. Типы магазинов, используемые торговой сетью
2.3. Принципы размещения магазинов
Глава 3. Основные направления повышения качества торгового обслуживания населения
Заключение
Список использованных источников
Стационарная розничная торговая сеть и пути ее совершенствования
Введение
Глава 1 Понятие и характеристика розничной торговой сети
Глава 2 Организация торгового обслуживания населения сетью магазинов «Родны кут»
2.1. Организационно-экономическая характеристика торговых предприятий
2.2. Типы магазинов, используемые торговой сетью
2.3. Принципы размещения магазинов
Глава 3. Основные направления повышения качества торгового обслуживания населения
Заключение
Список использованных источников
Глава 1 Понятие и характеристика розничной торговой сети
Розничная торговая сеть является составной частью материально-технической базы торговли. Обеспечение высокого уровня организации розничной торговой сети является важным условием роста социально-экономической эффективности торговли. Именно здесь завершается процесс обращения товаров и доведение их до покупателей.
От уровня организации и развития розничной торговой сети зависит качество торгового обслуживания населения, темпы роста товарооборота, ускорение товарооборачиваемости, прибыльность торговых предприятий.
Основными функциями розничной торговой сети являются:
· закупка товаров у поставщиков;
· организация завоза товаров в магазины;
· приемка и хранение товаров;
· подсортировка и подготовка к продаже;
· продажа товаров населению и мелкооптовым покупателям;
· наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах и услугах.
Основными требованиями, предъявляемыми к розничной торговой сети, являются:
· реализация всевозрастающих масс товаров народного потребления с наименьшими затратами;
· обеспечение высокой культуры торгового обслуживания;
· сокращение издержек потребления, связанных с приобретением товаров;
· взаимосвязь с развитием сети предприятий культурно-бытового и коммунального обслуживания населения;
· учет принципов современного градостроительства [10, с. 171].
Существует множество классификаций розничной торговой сети, основными из них являются:
В зависимости от организации торгового обслуживания различают стационарную, полустационарную, передвижную, посылочную, а также электронную торговую сеть.
Стационарная сеть является основой розничной торговой сети. Она представляет собой торговые помещения, расположенные в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях, прочно связанных фундаментом с земельным участком и подсоединенным к инженерным коммуникациям.
Она состоит из магазинов и мелкорозничной торговой сети.
Магазин - это специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.
Магазин является основным видом розничных торговых предприятий. Через сеть магазинов реализуется более 80% всех товаров. Магазин должен располагать хорошо приспособленными и оборудованными торговыми залами и подсобными помещениями, дающими возможность обеспечить культурное обслуживание клиентов.
Магазины преобладают в общей численности торговой сети и обеспечивают большую часть товарооборота. Размещают магазины в отдельно стоящих зданиях или на первых этажах жилых или административных помещений. Магазины имеют торговые залы и неторговые помещения, оснащаются соответствующим оборудованием. Различают универсальные, специализированные магазины, магазины с комбинированным, а также смешанным ассортиментом товаров.
К мелкорозничной торговой сети относятся ларьки, киоски, палатки, павильоны.
Киоск (ларек) — торговый объект, расположенный в обособленном легком сооружении закрытого или полузакрытого типа, имеющий одно рабочее место, без добавочного помещения, хранения запасов товаров и торгового зала для покупателей.
Палатка располагается в легких постройках закрытого типа, имеет два и более рабочих места, подсобное помещение для хранения товара и не имеет торгового зала для покупателей.
Павильон представляет собой сооружение легкого типа, обычно на два — четыре рабочих места с подсобным помещением. Отдельные павильоны могут иметь торговый зал.
Мелкорозничная торговая сеть не требует больших затрат при сооружении и эксплуатации, обладает большой гибкостью, возможностью быстрого развертывания и максимального приближения к населению, что дает возможность покупателям экономить время при покупке товаров.
Узость ассортимента, сложность в создании надлежащих условий для хранения товаров и для торгового персонала, отсутствие удобств для покупателей при выборе товаров являются недостатками мелкорозничной торговой сети.
Разновидностью мелкорозничной сети являются торговые автоматы («вендинг» — автоматическая торговля) — служат для продажи товаров через автоматические устройства. Они могут использоваться для продажи штучных, фасованных товаров, напитков. Устанавливают торговые автоматы в магазинах, на прилегающих к ним территориях, а также в местах массового скопления людей (на вокзалах, в парках, в кафе, на улицах и т.п.). Через них продают не только мелкие штучные упакованные изделия, но и напитки — кофе, свежевыжатые соки, горячие бутерброды, сигареты, кондитерские изделия. В последние годы широкое распространение получила продажа услуг — оплата сотовой связи, зарядка мобильных телефонов и др.
Преимущества стационарной розничной торговой сети:
· обеспечение более широкого ассортимента товаров;
· применение прогрессивных методов продажи и дополнительное обслуживание покупателей;
· обеспечение наилучших условий для хранения и сохранности товарно-материальных ценностей;
· создание оптимальных условий для подготовки к продаже, сортировки, обработки товаров;
· создание условий для механизации и автоматизации технологических процессов;
· обеспечение более высокой культуры обслуживания и создание условий труда для работников торговли.
Недостатки стационарной розничной торговой сети:
· относительная удаленность торговой сети от обслуживания населения;
· нет возможности быстро развертывать и перемещать торговые объекты;
· большие затраты на строительство и эксплуатацию сети.
Важнейшим условием эффективной работы розничной торговой сети и высокой культуры обслуживания населения является оптимальное размещение магазинов на территории города.
При размещении магазинов необходимо учитывать следующие факторы:
Основными задачами рационального размещения розничной торговой сети на современном этапе развития торговли являются:
Переход торговли к рыночным отношениям требует повышенного внимания к проблемам размещения розничной сети теоретических исследований и практики, так как это ведет к расширению влияния всех основных слагаемых, в том числе и факторов пространственного размещения розничной торговой сети (состав городской территории, размещение жилых районов, транспортных путей, деловых и культурных центров и т.д.), на экономические показатели деятельности торговых объектов.
Существует несколько принципов размещения розничной торговой сети.
Важнейшим является принцип равномерного размещения розничной торговой сети. Он заключается в следующем: на каждый район города с определенной численностью населения приходится определенное количество магазинов, позволяющее удовлетворить спрос покупателей. Так, в районах жилой застройки при таком размещении покупатель должен тратить не более 7—10 минут на дорогу в магазин. Это значит, что радиус обслуживания должен быть около 500 метров. Данный принцип применим к однотипным магазинам и прежде всего к продовольственной торговле.
Принцип децентрализованного, или рассредоточенного, размещения сложился в городах исторически, когда магазины открывались в отдельных районах города без комплексного плана, по мере застройки. В данном случае торговое предприятие максимально приближено к жилой застройке и обслуживает ограниченное количество населения, проживающего в радиусе его обслуживания. Это позволяет избежать большого скопления покупателей и перекрещивающихся потоков их движения, что характерно для больших универмагов. Основной недостаток такого размещения заключается в том, что рассредоточение в определенной мере препятствует специализации торговой сети, так как основным типом магазина в этом случае должен быть магазин смешанного ассортимента.
Функциональное (ступенчатое или концентрическое) размещение розничной торговой сети обусловлено характером спроса на товары: товары массового спроса, первой необходимости и предметы периодического спроса. В этом случае вся торговая сеть города делится на две группы: магазины жилой зоны (микрорайон, жилой район, квартал) и общегородского значения.
Торговая площадь распределяется между этими группами магазинов неодинаково. В жилой зоне должно быть размещено до 75 % торговой площади продовольственных магазинов и 25 % — непродовольственных, т.е. продовольственная сеть максимально приближена к покупателю.
Для централизованного, или группового, размещения характерна группировка всех торговых и бытовых предприятий в виде торговых центров, преимущество которых заключается, прежде всего, в комплексном удовлетворении спроса населения, как на товары, так и услуги. Строительство торговых центров значительно дешевле, позволяет лучше организовать подъездные пути, рациональнее использовать территорию и инженерные коммуникации, транспорт, механизировать погрузочно-разгрузочные работы. Их эксплуатация значительно снижает текущие затраты (расход электроэнергии, газа, воды, уборка помещений и т.д.) и повышает эффективность капитальных вложений.
Вместе с тем групповое размещение приводит к увеличению радиуса обслуживания населения, что особенно нежелательно при его низкой плотности.
Основные тенденции развития торговли характеризуются следующим.
1. Увеличивается доля частной
формы собственности в
2. Растет доля занятых в
3. Наблюдается рост общего
4. Опережающими темпами растет
розничный товарооборот по
5. Сохраняется тенденция снижения удельного веса непродовольственных товаров в розничном товарообороте.
6. Изменяется распределение
Глава 2 Организация торгового обслуживания населения сетью магазинов «Родны кут»
2.1. Организационно-экономическая характеристика торговых предприятий
« Родны кут»
Магазин « Родны кут» принадлежит розничной торговой сети системы потребительской кооперации. Главной целью является обеспечение эффективности использования имущества, достижения наилучших результатов финансово - хозяйственной деятельности.
Магазин « Родны кут» осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства Республики Беларусь, Устава и Положения о коммерческой деятельности предприятий.
Данное предприятие учреждено 14 января 2014 г., основным учредительным документом является Свидетельство. Юридический адрес предприятия: г. Гродно, ул. Белые Росы, 77. Режим работы: 8.00-23.00
Информация о работе Стационарная розничная торговая сеть и пути ее совершенствования