Стратегические интересы России на мировых рынках нефти и газа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 18:15, реферат

Краткое описание

Россия остается сильнейшим игроком на мировом рынке экспорта нефти и газа. Объемы запасов нефтегазосырья в РФ как минимум втрое перекрывают объемы их добычи. При этом, по словам председателя Союза нефтегазопромышленников РФ Юрия Шафраника, "добыча нефти и газа в России перемещается все дальше на Север и Северо-Восток". У руководителей нефтяных компаний есть четкое осознание того, что именно сейчас, в кризисные времена, нужно увеличивать выделение средств на геологоразведку и разработку новых современных технологий. Фактором "подстегивания" инвестиций в "геологию" остается и межгосударственная конкуренция за новые запасы углеводородного сырья.

Содержание

1. Российский экспорт нефти и газа……………………………………………..3
1.1Основные аспекты российского рынка нефти и газа…………...…………...3
1.2Роль нефтяной и газовой индустрии России в формировании благополучного инвестиционного потенциала страны……….……………...8
2. Основные направления развития экспорта нефти и газа….…………..….15
2.1 Транспортировка……………………………………………………………16
2.2 Рынки сбыта………………………………………………………………...17
2.3 Законы и налоги…………………………………………………………….18
2.4 Последние события в отрасли…………………………………………….19
2.5 Разработка экспортной политики России……………………………..….20
2.6 Перспективные рынки сбыта российского газа и нефти…………………22
Заключение………………………………………………………………………27
Список используемой литературы…………………………………………....29

Вложенные файлы: 1 файл

экономика Перепелицына Реферат.docx

— 70.20 Кб (Скачать файл)

Нефтегазовый комплекс России для своего дальнейшего развития нуждается в больших инвестиционных вложениях (как внутренних так и внешних). Предпосылки для инвестирования в нефтегазовый комплекс делятся на две большие группы: природно-ресурсные, и организационно-экономические. Если в отношении природно-ресурсной группы может быть дана оптимистическая оценка, то менее оптимистическая ситуация наблюдается в плане организационно-экономических предпосылок из-за издержек запоздалого рыночного развития экономики страны и её нефтегазового комплекса. Однако инвестиционная привлекательность российского нефтегазового сектора остаётся высокой и продолжает возрастать в последние годы в связи с ситуацией, которая складывается на мировом топливном рынке.

Исходя из анализа предпосылок инвестирования, можно выделить две основные группы факторов, определяющих мотивы вложения средств:

  • Отраслевая инвестиционная привлекательность, которая определяется набором параметров, связанных с состоянием ресурсной базы, производственными возможностями по их освоению, планируемыми издержками.
  • Инвестиционная привлекательность страны в целом, т.е. параметры общего инвестиционного климата в стране (режим иностранных инвестиций, налоговое, валютное и таможенное законодательство, степень открытости экономики, системы разрешения споров.
  • В общем случае, приоритетными направлениями инвестиционной политики в нефтегазовом комплексе являются:
  • Развитие рыночных институтов и механизмов трансформации сбережений в инвестиции;
  • Повышение инвестиционной привлекательности данного; сектора экономики за счёт снижения инвестиционных рисков и эффективной защиты прав и интересов инвестора;
  • Создание условий для переориентации банковской системы на долгосрочное кредитование предприятий нефтегазового комплекса;
  • Активная поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов для выпуска конкурентоспособной продукции газонефтехимии;
  • Создание благоприятных условий для привлечения в нефтегазовый сектор экономики инвестиций (отечественных и иностранных);
  • Формирование эффективной системы гарантий и страхования иностранных инвестиций.
  • Таким образом, основаниями, на наш взгляд, интеграции нефтегазовых комплексов России с Казахстаном, Азербайджаном, Туркменией, которые должны учитываться при разработке стратегии развития нефтегазового комплекса России, являются:
  • Совместное проведение работ по геологоразведке, нефтегазодобычи, транспортировке и переработке;
  • Использование аутсорсинга и услуг по выполнению обслуживающих или сопутствующих функций (использование компаний по специализированным направления выполняемых работ в зависимости от опыта, технического и технологического обеспечения);
  • Совместная работа по привлечению инвестиций, поддержке экспортных потенциалов, международного имиджа, защита интересов;
  • Объединение усилий в проведение научно-технических исследований, инновационной деятельности, подготовке кадров;
  • Согласование позиций и поддержка интересов в отношении стран-импортеров, включая и ценовую политику.

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  2. Основные направления развития экспорта нефти и газа

 

Если вспомнить историю, то нетрудно заметить, что в 1987 г. Россия (без других республик СССР) добыла 571 млн. т нефти. Это была самая высокая добыча нефти в одной стране за всю историю нефтяной промышленности мира. За этим последовал период резкого сокращения добычи нефти, но этот период закончился несколько лет назад. Начиная с 1999-2000 гг. добыча нефти в России быстро растет.

Благодаря высоким ценам на нефть на мировом рынке рост добычи превзошел и тот прогноз, который заложен в "Энергетической стратегии России до 2020 года". И в этих новых конъюнктурных условиях прогноз роста добычи нефти в России может быть уточнен.

При средних ценах на российскую нефть на мировом рынке в диапазоне 25-35 долл. за баррель добыча нефти в России может достигнуть к 2020 г. 550-590 млн. т в год, и в первую очередь за счет ввода в разработку новых месторождений.

К настоящему моменту в России открыто и разведано более трех тысяч месторождений углеводородного сырья, причем разрабатывается примерно половина из них. В основном эти ресурсы расположены на суше, более половины российской нефтедобычи и более 90% добычи газа сосредоточены в районе Урала и Западной Сибири. Большинство месторождений этого района отличаются высокой степенью выработки, поэтому при сохранении его в качестве главной углеводородной базы необходимо развивать и альтернативные регионы добычи.

В долгосрочной перспективе такими приоритетными регионами нефте- и газодобычи являются Восточная Сибирь и Дальний Восток. Их развитие представляется особо важным как с социально-экономической точки зрения, так и исходя из стратегических интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Большое значение имеет развитие таких центров нефте- и газодобычи, как шельф острова Сахалин, Баренцева, Балтийского и Каспийского морей.

Экспорт нефти из России зависит как от добычи нефти, о росте которой уже говорилось, так и от ее потребления на внутреннем рынке. Согласно нашим оценкам до 2010 г. темпы роста добычи нефти в России будут выше темпов роста объемов переработки нефти для внутренних нужд. В результате до 2010 г. экспорт нефти из России будет расти. Затем экспорт нефти выйдет на стабильный уровень.

Большое значение имеет развитие таких центров нефте- и газодобычи, как шельф острова Сахалин, Баренцева, Балтийского и Каспийского морей.

Экспорт нефти из России зависит как от добычи нефти, о росте которой уже говорилось, так и от ее потребления на внутреннем рынке. Согласно нашим оценкам до 2010 г. темпы роста добычи нефти в России будут выше темпов роста объемов переработки нефти для внутренних нужд. В результате до 2010 г. экспорт нефти из России будет расти. Затем экспорт нефти выйдет на стабильный уровень.

 

 2.1 Транспортировка

 

Перспектива развития топливно-энергетического комплекса России во многом определяется ее размерами и географическим положением. Россия географически связана со всеми тремя главными рынками сбыта нефти: Европой, США и Азиатско-Тихоокеанским регионом.

В "Энергетической стратегии России" в этой связи предусмотрено развитие системы магистральных нефтепроводов и морских терминалов для поставки нефти на эти рынки. Для расширения поставок в Европу - Балтийская трубопроводная система (БТС) и порт Приморск мощностью до 62 млн. т в год. Сегодня заканчивается подготовка всех необходимых формальных решений для завершающей фазы этого проекта, и к концу следующего года, я уверен, Приморск и БТС выйдут на свою максимальную проектную мощность.

В 2000 г., когда только начиналась первая фаза и когда 12 млн. т для БТС считалось героическим этапом начала реализации нового проекта, сегодня мы уже имеем мощность в 50 млн. т, и это уже воспринимается достаточно спокойно, как нечто почти само собой разумеющееся. Чтобы продолжить традицию, в следующем году БТС выйдет на финальную мощность до 62 млн. т.

Для выхода на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона задействована система нефтепроводов Тайшет-Тихий океан и терминала для налива танкеров дедвейтом 300 тыс. т в бухте Перевозная. Общая мощность системы достигает 80 млн. т в год. Сейчас идет активная фаза экспертизы технико-экономического обоснования этого проекта. С учетом сроков, отпущенных законодательством на этот процесс, надеюсь, что до конца года все формальные решения Правительства по структуре, этапам, объемам реализации восточного проекта Тайшет - Тихий океан уже будут приняты.

Для выхода на рынок США в долгосрочной перспективе планируется строительство системы нефтепроводов Западная Сибирь - побережье Баренцева моря. Мощность этой системы к 2020 г. может также составить до 80 млн. т в год.

Эти параметры, эти мощности транспортных систем связаны как с перспективами добычи российской нефти, так и теми процессами интеграции, которые проходят на постсоветском пространстве. В первую очередь я имею в виду ЕЭП, по которому наша совместная работа с МИД России по перспективным балансам топливно-энергетических ресурсов с Казахстаном как с основной ресурсной базой, с Украиной и Белоруссией как со странами транзита. И расчетные консолидированные ресурсы позволяют нам говорить и о реализации Северного направления на побережье Баренцева моря.

Кроме того, ожидается рост транзита нефти из Казахстана через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) до 67 млн. тонн в год (1,3 млн. баррелей в сутки).

В результате реализации всех крупных, упомянутых и неупомянутых средних и мелких проектов пропускная способность экспортных магистральных нефтепроводов и морских терминалов России к 2010 г. должна вырасти до 303 млн. т в год (6,1 млн. баррелей в сутки).

Нефтяные компании России реализуют собственные проекты увеличения экспорта нефти из России. Например, "ЛУКОЙЛ" через терминал в Астрахани по Каспийскому морю поставляет нефть в Иран по схеме земещения. "Роснефть" организует поставки нефти в Мурманск танкерами по Северному морскому пути, растет экспорт нефти с острова Сахалин.

Поэтапная реализация всех проектов развития инфраструктуры транспорта в России позволит обеспечить стабильный рост поставок нефти на мировой рынок.

 

2.2 Рынки сбыта

 

Главным рынком российской нефти остается Европа. В настоящее время в Европу направляется 93% всего экспорта нефти из России. В эту оценку включены как рынки стран Северо-Западной Европы, Средиземного моря, так и стран СНГ.

Поставки нефти на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона постепенно растут. На этом рынке преобладают поставки нефти в Китай, они же обеспечивают и основной прирост. На американском рынке основным потребителем российской нефти являются США, но эти поставки не играют заметной роли.

В будущем главным рынком сбыта нефти для России останется Европа. Россия будет обеспечивать необходимый рост поставок нефти в Европу, но при этом за счет достаточно интенсивного роста добычи нефти планируется и укрепление позиций России на рынках АТР и США.

Помимо поставок на внешний рынок российский ТЭК полностью удовлетворяет внутренние потребности экономики и населения, которые сегодня составляют около трети от совокупной добычи углеводородов.

Однако, несмотря на отсутствие дефицита энергетического сырья и продуктов переработки, цены на внутреннем рынке растут вслед за мировыми. С начала года автомобильный бензин подорожал примерно на 40%. И, естественно, это вызывает серьезное беспокойство у российских потребителей.

Проблема роста цен на бензин, на топливные ресурсы имеет, безусловно, комплексный характер. При ее решении возникает вопрос: должны ли внутрироссийские цены следовать за мировыми и постепенно приближаться к ним или внутреннее ценообразование должно происходить по своей внутренней логике с учетом страны - нетто-экспортера этих ресурсов?

Не следует думать, что в росте цен на нефтепродукты повинен исключительно монопольный сговор на внутреннем рынке. Нефтяники не могут не следовать за мировой конъюнктурой и не считаться с понижением рентабельности своей работы на внутреннем рынке. В нынешней ситуации такие меры, как внутренние интервенции, биржевые инструменты, и даже ужесточение антимонопольного законодательства могут иметь только ограниченный эффект. Основной баланс определяется двумя инструментами государственного налогового регулирования: рентными платежами и фискальными позициями на внешнем контуре (экспортными пошлинами). Сегодняшние внутренние рентные платежи привязаны российским законодательством к ценам мирового рынка и обуславливают ту динамику внутренних цен, которую мы наблюдаем, при этом минимизируя регулятивное воздействие экспортных пошлин на внешнем контуре. Правда, нынешняя система задавалась в принципиально иных ценовых условиях на мировых рынках. Сегодня, когда ценовой коридор на рынке нефти пробит, возможно, следует вновь вернуться к этому вопросу.

 

2.3 Законы и налоги

 

Вопрос об изменении принципов определения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), внутренних рентных платежей, поднимался уже неоднократно. И, надо сказать, без особого успеха. Сейчас происходит очередной виток работ по дифференциации ставок НДПИ на основе комплексного изучения всех эффектов факторов рентной природы. При этом, на мой взгляд, как никогда именно сегодня важно не допустить превращения этой природной ренты в ренту административную.

Не менее важным вопросом для существования и перспектив развития российского ТЭК, кроме сферы регулирования налогообложения, является и совершенствование законодательства о недрах. Одной из сложнейших проблем ТЭК России является воспроизводство минерально-сырьевой базы. В настоящий момент инвестиции в воспроизводство явно недостаточны, и, по сути, два года наблюдается тенденция отставания прироста запасов углеводородов от прироста их добычи. Без принятия соответствующих решений в данной сфере запасы просто будут продолжать скудеть.

В настоящее время готовится новая редакция Закона "О недрах". Основной целью этого закона служит обеспечение рационального использования всего комплекса ресурсов отечественной минерально-сырьевой базы и создание условий по ее воспроизводству путем формирования стабильных взаимовыгодных отношений государства и недропользователей, повышения ответственности недропользователей за выполнение взятых на себя обязательств, стимулирования инвестиций в воспроизводство минерально-сырьевой базы и освоение месторождений.

Следует отметить, что при подготовке новой редакции законопроекта "О недрах" широко используется зарубежный опыт регулирования недропользования, при котором взаимоотношения между государством и недропользователями из административных, каковые сегодня являются доминирующими в сфере недропользования России, становятся гражданско-правовыми. Это означает, что в суде, при рассмотрении тех или иных споров между недропользователем и государством, безусловно, чиновнику отстоять свои интересы гораздо сложнее, чем в кабинетах, пусть даже очень высоких. И это требует серьезной перестройки, в том числе и административной машины, готовой работать в условиях гражданско-правовых взаимоотношений недропользователей.

Вся эта деятельность направлена на повышение прозрачности отношений между государством и бизнесом, на привлечение отечественных и иностранных инвестиций в российскую нефтегазовую отрасль, а также смежные с ней отрасли.

 

2.4 Последние события в отрасли

 

В связи с вышеизложенным нельзя не остановиться на двух крупнейших событиях в российской нефтегазовой отрасли осени 2004 г. Я имею в виду продажу последнего госпакета акций НК "ЛУКОЙЛ" компании ConocoPhillips и объявление о слиянии "Газпрома" и "Роснефти". Приходится слышать о том, что это чуть ли не два противоположных по смыслу действия государства. Считаю, что это абсолютно не так.

Информация о работе Стратегические интересы России на мировых рынках нефти и газа