Стратегическое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов стратегического планирования, разработка основных направлений совершенствования системы стратегического планирования на предприятии.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
изучение теоретических основ стратегического планирования,
анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на деятельность предприятия,
определение стратегических позиций предприятия на конкурентном рынке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ 4
1.1 Планирование и его виды 4
1.2 Понятие стратегического планирования, цели и этапы 9
1.3. Структура стратегического планирования 14
1.4 Преимущества и недостатки стратегического планирования 20
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 23
2.1 Планирование производства и реализации продукции 23
2.2 Планирование потребности в персонале и росте производительности труда. Система управления персоналом на предприятии 25
2.4 Планирование финансов и сметы затрат на производство продукции 29
2.5 Планирование риска 31
2.6 Оперативно-производственное планирование 35
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОАО «ММК» 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 81.67 Кб (Скачать файл)

    г) по глубине планирования:

  • агрегированное планирование, ограниченное заданными контурами, например, планирование цеха как суммы производственных участков;
  • детальное планирование, например, с подробным расчетом и описанием планируемого процесса или объекта;

    д) по координации частных планов во времени:

  • последовательное планирование, при котором процесс разработки различных планов представляет собой один долгий, согласованный, последовательно осуществляемый процесс, состоящий из нескольких этапов;
  • одновременное планирование, при котором параметры всех планов определяются одновременно в одном единственном акте планирования;

    е) по учету изменения данных:

  • жесткое планирование;
  • гибкое планирование;

    ж) по очередности во времени:

  • упорядоченное (текущее) планирование, при котором по завершении одного плана разрабатывается другой план (планы чередуются последовательно один за другим);
  • скользящее планирование, при котором по истечении определенного запланированного срока план продлевается на следующий период;
  • внеочередное (эвентуальное) планирование, при котором планирование осуществляется по мере необходимости, например при реконструкции, или санации предприятия. [2]

1.2 Понятие стратегического  планирования, цели  и этапы

 

    Стратегия - это детальный всесторонний комплексный  план, предназначенный для обеспечения  осуществления миссии организации  и достижения ее целей.

    Стратегическое  планирование - это динамичный процесс  определения миссии и целей организации, нахождения конкретных стратегий для  выбора и приобретения нужных экономических  ресурсов, их распределения и использования  с целью обеспечения эффективной  деятельности организации в обозримой  перспективе.

    Стратегическое  планирование является инструментом, с помощью которого формируется  система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива по его достижению.

    Стратегический  план - основной вид плана. Разрабатывается  на длительное время (3-7 лет с разбивкой  по годам). Определяет цели развития предприятия и пути их достижения. Комплексный план, научно обоснованный.

    Стратегический  план отражает все виды деятельности предприятия. Ключевыми элементами стратегического планирования является:

    - определение целей;

    - разработка альтернатив, их реализация;

    - выбор оптимального варианта  реализации стратегии;

    - программа реализации оптимального  варианта.

    Стратегический  план включает ряд разделов и подразделов:

    1. основные направления деятельности  предприятия;

    2. маркетинговый план;

    3. план производства и реализации  продукции;

    4. план инновационной деятельности;

    5. план по труду и социальному  развитию;

    6. план по себестоимости продукции  и издержкам производства;

    7. план прибыли и рентабельности  производства;

    8. план охраны природы и рациональному  использованию природных ресурсов;

    9. план внешнеэкономической деятельности.

    Процесс стратегического планирования включает следующие этапы:

    а) определение миссии предприятия  – установление смысла существующего  предприятия, его предназначение, роль и место в рыночной экономике;

    б) формулирование целей и задач. Цели и задачи должны отражать уровень, на который необходимо вывести деятельность по обслуживанию потребителей. Они  должны создавать мотивацию людей, работающих на предприятии;

    в) оценку и анализ внешней среды  – исследование двух ее компонентов: макросреды и непосредственного  окружения предприятия. Этот анализ включает изучение влияния на предприятие  таких компонентов как: состояние экономики, правовое регулирование, политика, покупатели, поставщики;

    г) оценку и анализ внутренней среды  – исследование, позволяющее определить те внутренние возможности и потенциал, на которые может рассчитывать предприятие  в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Она исследуется  по направлениям: исследование и разработка; производство; маркетинг;

    д) разработка и анализ стратегических альтернатив. В нем принимаются  решения о том, как предприятие  будет достигать своих целей  и реализовывать корпоративную  миссию. [4]

    Стратегические  цели – это цели деятельности организации, достигаемые к концу стратегического  цикла – 1,5-3 года.

    Они устанавливаются в 4 сферах:

    1) доходы;

    2) работа с клиентами;

    3) потребности и благосостояние  сотрудников;

    4) социальная ответственность.

    Правильно сформулированные стратегические цели должны удовлетворять следующим  требованиям:

  • быть достижимыми;
  • гибкими;
  • измеряемыми;
  • совместимыми с миссией;
  • приемлемыми для основных субъектов влияния;
  • функциональными;
  • избирательными;
  • должно быть большое количество;
  • реальными;
  • конкретными.

    Стратегическому планированию свойственна система  операций, применяемых по строго определенным правилам, которая после последовательного  их выполнения приводит к достижению поставленных целей (смотреть таблицу 1).

    Таблица 1 - Алгоритм стратегического планирования

№ п/п Название аспекта  планирования Содержание  стратегического планирования
1 Концептуальный Определение миссии. Что надо сделать?
2 Технологический Как делать?
3 Ресурсный Делать с  использованием каких экономических  ресурсов?
4 Кадровый Кто конкретно  будет делать?
5 Организационно-управленческий Какой должна быть организационная структура управления?
6 Временной Делать в  какие сроки и в какой последовательности?
 

    Определение миссии и целей осуществляется руководством высшего звена организации, а  их реализация - руководителями и исполнителями  всех уровней.

  • Взаимосвязи элементов стратегического выбора имеют большое значение для осознания сложности процесса стратегического планирования и необходимости создания системы стратегического управления организацией, помогающей ей преодолеть эти трудности.

    Динамичная  природа организаций затрудняет применение одной специфической  модели процесса стратегического планирования, но при разработке конкретной модели можно ориентироваться на ее общий  вид.

    Существуют  и такие этапы стратегического  планирования как:

  • оценка текущей стратегии;
  • анализ портфеля продукции;
  • выбор стратегии;
  • оценка выбранной стратегии;
  • разработка стратегического плана;
  • разработка системы бизнес-плана.

    После завершения разработки стратегического  плана наступает последующая  его реализация, но не надо спешить. Необходимая оценка стратегического  плана, которая проводится путем  сравнения результатов планирования с целями.

    Процесс оценки применяется как механизм обратной связи для корректировки  стратегии. Оценка будет эффективной, если ее проводить системно и непрерывно на всех уровнях организации - сверху вниз.

    Есть  ряд критериев, которые принимаются  в процессе оценки стратегии:

    - количественные: доля рынка, рост  объема продаж, уровень затрат  и эффективности производства  и сбыта, текучесть кадров, невыходы  на работу, чистая прибыль;

    - качественные: способность привлечь  высококвалифицированных менеджеров, расширение объема услуг клиентам, углубление знания рынка, снижение  риска опасностей, использование  возможностей. [4]

    Чтобы оценка процесса стратегического планирования была эффективной, следует больше внимания уделять стандартизированным критериям.

    Для оценки стратегического состояния  организации применяются различные  методы:

  • SWOT-анализ (сила, слабость, возможности, угрозы);
  • Метод SPASE (оценка стратегического положения и действий);
  • Модель Портера (модель пяти сил - угроз со стороны новых конкурентов, поставщиков, покупателей; появление товаров субститутов (заменителей), соперничество между конкурентами);
  • Метод ключевых вопросов - анализ внутренних факторов (маркетинг, финансы, персонал, культура, имидж организации) и внешних (процесс оценки изменений во внешней среде и изучение внешних возможностей и опасностей, которые могут помочь или затруднить достижение целей организации) факторов: политических, экономических, рыночных, технических, социального поведения общества, конкуренции, международных;
  • Метод сценариев (оптимистический, пессимистический и средний между ними);
  • 6. Матрица Бостонской консультативной группы была разработана для оценки положения организации и ее изделий по отношению к возможностям отрасли. [7]

1.3. Структура стратегического  планирования

 

    На  рисунке 1 представлена принципиальная схема процесса стратегического планирования.

    Стратегическое  планирование можно рассматривать  как динамическую совокупность шести  взаимосвязанных управленческих процессов, логически вытекающих один из другого. В то же время существует устойчивая обратная связь и влияние каждого  процесса на остальные.

                  Рисунок 1

      1  2                           3   4 
 

    

      

      8  7 6  5 

      
 

    Процесс стратегического планирования включает:

    •  определение миссии предприятия, организации;

    •  формулирование целей и задач  функционирования предприятия, организации;

    •  оценку и анализ внешней среды;

    •  оценку и анализ внутренней структуры;

    •  разработку и анализ стратегических альтернатив;

    •  выбор стратегии.

    Процесс стратегического управления (кроме  стратегического планирования) включает также:

    •  реализацию стратегии;

    •  оценку и контроль выполнения стратегии.

    Как видно из рисунка 1, стратегическое планирование является одним из компонентов стратегического управления. Стратегическое управление иногда рассматривается как синоним термина «стратегическое планирование». Однако это не так. Стратегическое управление помимо стратегического планирования содержит механизм реализации решений.  [9]

    Основные  компоненты стратегического  планирования:

     1. Определение миссии организации. Этот процесс состоит в установлении смысла существования фирмы, ее предназначения, роли и места в рыночной экономике. В зарубежной литературе этот термин принято называть корпоративной миссией или концепцией бизнеса. Он характеризует направление в бизнесе, на которое фирмы ориентируются, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ.

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии