Стратегическое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов стратегического планирования, разработка основных направлений совершенствования системы стратегического планирования на предприятии.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
изучение теоретических основ стратегического планирования,
анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на деятельность предприятия,
определение стратегических позиций предприятия на конкурентном рынке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ 4
1.1 Планирование и его виды 4
1.2 Понятие стратегического планирования, цели и этапы 9
1.3. Структура стратегического планирования 14
1.4 Преимущества и недостатки стратегического планирования 20
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 23
2.1 Планирование производства и реализации продукции 23
2.2 Планирование потребности в персонале и росте производительности труда. Система управления персоналом на предприятии 25
2.4 Планирование финансов и сметы затрат на производство продукции 29
2.5 Планирование риска 31
2.6 Оперативно-производственное планирование 35
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОАО «ММК» 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 81.67 Кб (Скачать файл)

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

2.1 Планирование производства  и реализации продукции

 

    Производственная  программа – это обоснованный в бизнес-плане план выпуска продукции.

    Стоимостные показатели производственной программы:

    1) товарная продукция (ТП);

    2) валовая продукция

    ВП = ТП – (НЗПк – НЗПн),             (1)

    где НЗП – незавершенное производство на начало (конец) отчетного периода;

    3) реализованная продукция

    РП = ТП + (ОГПк-ОГПн),             (2)

    где ОГП – остатки готовой продукции  на начало (конец) отчетного периода;

    4) чистая продукция

    ЧП = ЗП + Отч + П,              (3)

    где ЗП – заработная плата, Отч – отчисления в фонд, П – прибыль;

    5) условно-чистая продукция

    УЧП = ЗП + Отч + П + А,                     (4)

    где А – амортизация;

    6) валовый оборот – это стоимость  всех видов продукции независимо  от того отпущена ли она  на сторону или используется  на предприятии

    ВО = ВПосн + ВПвсп + С + Онзп,          (5)

    где С – стоимость услуг обслуживающих цехов;

    7) внутризаводской оборот – сумма  продукции и услуг используемых внутри предприятия;

    ВЗО = ВО – ВП               (6)

    Алгоритм  разработки производственной программы:

    1. Определение номенклатуры, ассортимента  продукции и объема ее поставки  в натуральном выражении согласно  заключенным договорам;

    2. Составление плана поставок продукции  в натуральном выражении по  потребителям;

    3. Определение изменения остатков  нереализованной продукции на  начало и конец планируемого  периода;

    4. Определение объема производства  каждого изделия в натуральном  выражении с календарным распределением  внутри планируемого периода;

    5. Обоснование объема производства  расчетом производственной мощности  по ведущим подразделениям предприятия;

    6. Расчет стоимостных показателей;

    7. Составление графика отгрузки  продукции в соответствии с  договорами заказчиков;

    8. Планирование производственной  программы основным подразделениям.

    Планирование  объема производства осуществляется с  учетом реализации всей производимой продукции. План производства обосновывается наличием необходимого оборудования, материальных и трудовых ресурсов. Он должен быть многовариантным. В плане  в обязательном порядке рассчитываются:

    1) Минимальный объем производства, который покрывает условные затраты.

    2) Максимальный объем производства, который должен быть обеспечен  заказами или свободным спросом.

    3) Оптимальный объем производства  – объем при котором достигаются  минимальные затраты на 1 руб.  производства продукции.

    Основными показателями анализа выполнения плана  производства являются:

    - рост объема продаж, который равен  отношению объема продаж фактическому  на объем продаж плановый в  процентном отношении;

    - прирост объема продаж, который  равен отношению фактического  объема продаж на плановый  в процентном отношении за  минусом 100;

    - абсолютный прирост, который равен  фактическому объему за минусом  планового. [2]

2.2 Планирование потребности  в персонале и  росте производительности  труда. Система управления персоналом на предприятии

 

    Одним из ключевых факторов производства любого вида товаров и услуг наряду с  инвестиционным капиталом (основными  фондами и оборотными средствами) являются трудовые ресурсы. В современных  условиях именно трудовые ресурсы рассматривают  как наиболее ценный капитал, которым  располагает предприятие. Научно-технический  прогресс и связанное с ним  резкое увеличение доли наукоемких технологий обуславливает рост требований к  профессиональным, социально-психологическим  качествам и культурному уровню работника. Эффективное управление трудовыми ресурсами как особая функция деятельности, связанной  с наймом работников, их обучением, оценкой и оплатой их труда, является важной предпосылкой для эффективного функционирования производства. Подготовленные и квалифицированные работники, находящиеся в штате предприятия, называются его персоналом, или кадрами. Главная цель управления персоналом состоит в обеспечении предприятия  работниками, отвечающими требованиям  данного предприятия, их профессиональной и социальной адаптации. Основными  задачами, которые решают структуры  по управлению персоналом, являются: планирование потребности предприятия в трудовых ресурсах, поиск и отбор нужных работников, обучение и повышение их квалификации, управление трудовой мотивацией, создание условий для повышения производительности труда, контроль за изменением статуса работников, правовые вопросы трудовых отношений. Вся организационно-управленческая деятельность, и прежде всего мотивационная, в совокупности направлена на активизацию всех внутренних ресурсов работников и их максимально эффективное использование. [6]

    Управление  трудовыми ресурсами на любом  предприятии включает два взаимосвязанных  аспекта. С одной стороны, для  предприятия необходимо, чтобы в  его распоряжении имелось достаточное  количество персонала соответствующей  квалификации в нужное время и  нужном месте. С другой стороны, работники  заинтересованы в благоприятных  условиях труда и высоких заработках.

    Координацию и учет этих интересов охватывает система управления персоналом. Она  включает в себя следующие элементы:

    1. планирование трудовых ресурсов;
    2. поиск и отбор работников;
    3. профориентация и адаптация, обучение и повышение квалификации;
    4. оценка трудовой деятельности;
    5. изменение статуса работника.

    На  практике все эти мероприятия  объединяют в оперативный план работы с персоналом. Для разработки оперативного плана подразделениям, которые занимаются планированием трудовых ресурсов, необходимо располагать обширной информацией  о составе имеющегося персонала, его структуре (квалификация, численность  рабочих, служащих и т.д.), текучести  кадров, рабочем времени и его  потерях из-за простоев и болезней, заработной плате персонала и  расходах на социальные нужды. Подобная информация представляет собой базу данных для принятия решений по кадровым вопросам.

    Планирование  потребности в трудовых ресурсах является начальной и важнейшей  стадией процесса кадрового планирования. Ошибки на этом этапе могут дорого обойтись предприятию. Недостаток трудовых ресурсов может привести к уменьшению объема выпуска продукции и услуг, в результате чего покупатели перейдут к другим производителям. В то же время избыток рабочей силы повлияет на неоправданное увеличение затрат на заработную плату и последующее  сокращение персонала.

    Определение плановой численности работающих в  целом методом корректировки  базовой численности рассчитывается по формуле:

    Чп = Чб * (Коп / 100) + - Эч,              (7) 

    где Чп – плановая численность промышленно  производственного персонала, человек,

    Чб  – базисная численность промышленно  производственного персонала, человек,

    Коп – рост объема производства в плановом периоде в процентах к базисному  уровню,

    Эч  – планируемая экономия численности  работников.

    Плановая  численность может быть определена на основе объемов производства товарной, валовой, чистой продукции в оптовых  ценах и планируемой выработке  рассчитывается по формуле:

    ЧП = ОПп / Вп,                 (8)

    где ОПп – плановый объем выпуска  продукции, руб.,

    Вп  – плановая выработка той же продукции  на 1 работника промышленно производственного  персонала, руб.

    Общую численность промышленно производственного  персонала рассчитаем по формуле:

    ЧП = ТПп / ФПп * КВНп,            (9)

    ЧП = ТПб / ФПб * КВНб ± Эч,           (10)

    где ТПп(б) – расчетная полная трудоемкость производственной программы планируемого года (базисного года), определяется на основе трудоемкости продукции, работ  или услуг планового года (базисного  года), чел.

    ФПп(б) – полезный фонд рабочего времени 1 рабочего в плановом (базисном) году,

    КВНп(б) – среднегодовой коэффициент  выполнения норм выработки в плановом (базисном) году,

    Эч  – планируемое изменение численности  за счет основных технико-экономичных  факторов, человек. [5] 

2.3 Материально – техническое снабжение производства 

    Предприятие на основе изучения конъюнктуры рынка, возможностей потенциальных партнеров, информации о движении цен организует материально-техническое обеспечение  собственного производства на основе приобретения ресурсов на рынке товаров  и услуг.

    Все организационные и технические  операции по приобретению необходимых  материально-технических ресурсов представляют коммерческую деятельность предприятия. Такая деятельность учитывает  соотношение между спросом и  предложение, виды и уровень рыночных цен, размеры наценок на услуги снабжения  и сбыта.

    Обеспечение предприятия материально-техническими ресурсами включает: поиск наиболее выгодных поставщиков и заключение с ними договоров; организация доставки сырья; входной контроль их качества и т.п.

    В рыночных условиях материально-техническое  обеспечение производства осуществляется преимущественно на основе свободной  купли-продажи материальных ресурсов с использованием механизма оптовой  торговли. [3]

    Норма – это плановое задание по количеству сырья, материалов, топлива и энергии, которое может быть израсходовано  для выпуска единицы продукции.

    Норма рассчитывается по формуле:

    Нр = Рп + Qтех + П,             (11) 

    где Нр – норма расхода сырья,

    Рп  – полезный расход материалов,

    Qтех  – неизбежные технологические  отходы,

    П – потери.

    Норма расхода сырья дифференцируется по:

    1. периоду действия: годовые нормы  расхода сырья и перспективные  нормы расхода сырья;

    2. степени детализации номенклатуры  материальных ресурсов: сводные  нормы расхода сырья и специфицированные  нормы расхода сырья;

    3. масштабу действия: индивидуальные  нормы расхода сырья и групповые  нормы расхода сырья.

    Планирование  доходов и поступлений средств  осуществляется на основе расчетов движения денежных потоков предприятия на планируемый период. Расчет планового  движения денежных средств имеет  цель обеспечить контроль за денежными  потоками предприятия в ходе осуществления  им хозяйственной деятельности. Денежные потоки позволяют определять и планировать  размеры избытка или недостатка денежных средств, определять размеры  привлечения в оборот кредитных  ресурсов, сроки и суммы погашения, выплаты процентов по кредитам. [11]

2.4 Планирование финансов  и сметы затрат  на производство  продукции

 

    Планирование  доходов и поступлений средств  осуществляется на основе расчетов движения денежных потоков предприятия на планируемый период. Расчет планового  движения денежных средств имеет  цель обеспечить контроль за денежными потоками предприятия в ходе осуществления им хозяйственной деятельности. Денежные потоки позволяют определять и планировать размеры избытка или недостатка денежных средств, определять размеры привлечения в оборот кредитных ресурсов, сроки и суммы погашения, выплаты процентов по кредитам.

    Источниками доходов являются:

    - прибыль от производственно-хозяйственной  деятельности;

    - амортизационные отчисления;

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии